Вооруженные силы республики беларусь




НазваниеВооруженные силы республики беларусь
страница1/24
Дата публикации06.07.2013
Размер3.15 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


Главное управление идеологической работы

Министерства обороны Республики Беларусь


ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ –

ГАРАНТ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА.

ЗАЩИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ – ОБЯЗАННОСТЬ И СВЯЩЕНЫЙ ДОЛГ ГРАЖДАНИНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


П о с о б и е

по идеологической подготовке

для солдат и сержантов

ЧАСТЬ I


Минск, 2008

Содержание:

Раздел 1. Государство и армия

1. Армия белорусского народа – надежный гарант обеспечения военной безопасности государства. Приоритетные направления обеспечения безопасности Республики Беларусь в военной сфере

стр. 5-12
2. Государственные и воинские символы Республики Беларусь – история и реальность. Высшие должностные лица белорусского государства и его Вооруженных Сил

стр. 13-21
3. Национальная безопасность – главный приоритет государственной политики Республики Беларусь. Актуальные проблемы обеспечения безопасности в современном мире

стр. 22-36
4. Конституция Республики Беларусь об основах конституционного строя белорусского государства. Вооруженные Силы в структуре государственных институтов Республики Беларусь

стр. 37-44
Раздел 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Военная служба и порядок ее прохождения в Вооруженных Силах Республики Беларусь

стр. 45-51
2. Общие положения права вооруженных конфликтов. Правила поведения военнослужащих в бою

стр.52-59
3. Социальные стандарты – основные показатели внутренней политики государства

стр. 60-68
4. Понятие и виды юридической ответственности военнослужащих. Уголовный кодекс РБ о нормах ответственности за воинские преступления

стр. 69-76
Раздел 3. СОЛДАТСКАЯ ДОБЛЕСТЬ И ВОИНСКИЙ ДОЛГ

1. Защита Отечества – высшая доблесть в сознании белорусского народа. Выдающиеся полководцы нашей Родины

стр. 77-88
2. Победа советского народа в Великой Отечественной войне – величайшее событие ХХ века. Вторая мировая война: уроки истории и современность

стр. 89-96
3. Укрепление правопорядка и воинской дисциплины – залог успеха в боевой учебе. Социально-психологические факторы эффективности совместной деятельности воинского коллектива

стр. 97-101
4. 65-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков: уроки и значение для современного военного строительства

стр. 102-111
5. Пути предупреждения и разрешение конфликтов в воинских коллективах

стр. 112-119
6. Дружба и войсковое товарищество – важнейшие слагаемые победы в бою. Пути формирования духовно-нравственных качеств у военнослужащих

стр. 120-127
7. Традиции и ритуалы Вооруженных Сил Республики Беларусь – бесценное духовное наследие. Верность воинскому долгу – основа достойного служения Отечеству

стр. 128-136
Раздел 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1. Специфика психологических трудностей в условиях военной службы. Основные способы их преодоления

стр.137-145
2. Основные особенности развития и формирования личности человека. Способы профилактики и преодоления жизненных кризисов

стр.146-155
3. Современный бой и его влияние на психику военнослужащего. Преодоление стресса в боевой обстановке

стр.156-165

Раздел 5. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Патриотизм, как общенациональная ценность и источник духовной силы воина. Основы нравственности военнослужащего Республики Беларусь

стр. 166-173
2. Национальные ценности в духовной сфере. Национальная культура как форма национальной идеи и важнейшее достояние независимого белорусского государства

стр. 174-181
3. Воинский этикет и культура поведения военнослужащих. Нравственный облик военнослужащего Вооруженных Сил Республики Беларусь

стр. 182-189
4. Молодежное движение в Республике Беларусь: конструктивное взаимодействие с государством и обществом. Задачи ОО «БРСМ» в Вооруженных Силах

стр. 190-197
5. Социальные последствия пьянства и наркомании. Основы здорового образа жизни, как средство для успешной самореализации молодого человека

стр. 198-204
6. Здоровая семья – основа процветания общества. Национальная программа демографической безопасности как составляющая обеспечения гуманитарной безопасности Республики Беларусь

стр. 205-212

Раздел 1. ГОСУДАРСТВО И АРМИЯ

^ АРМИЯ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА – НАДЕЖНЫЙ ГАРАНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
1. История Вооруженных Сил Республики Беларусь.

2. Белорусская армия на современном этапе.
Мир за последние десятилетия необратимо изменился. Появились принципиально новые угрозы национальной безопасности и как показывает анализ современной международной обстановки мир возвращается к состоянию, при котором война и силовое давление становятся реальным инструментом внешней политики.

В настоящее время непосредственная угроза развязывания прямой агрессии против Республики Беларусь значительно снизилась, но военная опасность продолжает сохраняться. Причинами ее сохранения, возникновения вооруженных конфликтов и войн являются социальные, политические, экономические, территориальные, религиозные, национально-этнические и другие противоречия, а также стремление ряда государств и политических сил разрешить их, используя средства вооруженной борьбы. Поэтому и сегодня белорусская армия стоит на защите мирных рубежей, надежно обеспечивая безопасность страны и труд белорусских людей. И каждый военнослужащий белорусской армии должен понимать, что служим мы не для выполнения возложенных обязанностей, а выполняем эти обязанности для своего настоящего и будущего, будущего своих детей и внуков, будущего своего Отечества. Только в таком случае армия будет надежным гарантом обеспечения военной безопасности государства.
1

История современной белорусской армии берет свое начало 20 марта 1992 года, когда было принято постановление белорусского правительства «О создании Вооруженных Сил Республики Беларусь». В этот же день парламент Белоруссии принял Закон «О Вооруженных Силах Республики Беларусь», на основании которого и началось их формирование. В качестве основы для формирования Белорусской армии послужили войска бывшего Белорусского военного округа, дислоцированные на территории республики. До 1992 года Краснознаменный Белорусский военный округ имел в своем составе 5-ю гвардейскую танковую армию, 7-ю танковую армию, 28-ю армию, 120-ю гвардейскую мотострелковую дивизию, 51-ю гвардейскую авиадивизию, 72-й гвардейский Объединенный учебный центр, а также соединения и части боевого, тылового и технического обеспечения. На территории республики, кроме войск округа, дислоцировались части так называемого центрального подчинения: 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, 38-я гвардейская воздушно-десантная бригада, 11-й корпус 2-й отдельной армии ПВО, 28-я воздушная армия, а также соединения и части РВСН, дальней авиации, Военно-морского Флота и специальных войск, подчинявшихся в то время непосредственно Министерству обороны СССР и главкомам видов Вооруженных Сил.

Общая численность этой группировки войск составляла более 280 тысяч военнослужащих, рабочих и служащих. К 1997 году она стабилизировалась на отметке 83 тысячи человек. В настоящее время численность Вооруженных сил Республики Беларусь составляет около 65 тысяч человек. Как заявил глава Министерства обороны Республики Беларусь Леонид Мальцев, этих сил достаточно для выполнения задач мирного времени, нейтрализации локального конфликта и обеспечения мобилизационной готовности в случае возникновения крупномасштабной агрессии.

Армия в Белоруссии комплектуется на основании закона «О воинской обязанности и военной службе», принятом в 1992 году и измененном в 2003-м. Согласно этому закону, впервые вводится понятие «служба в резерве». Общеизвестно, что в Белоруссии практически нет уклонистов, а количество желающих служить в три-пять раз превышает потребности армии. Однако любой армии всегда требуется подготовленный мобилизационный резерв. Но, чтобы не отвлекать большое количество граждан от их повседневной трудовой деятельности, предусматривается, что службу в резерве резервисты будут проходить путем привлечения их на занятия и учебные сборы в воинских частях или иных организациях Министерства обороны Республики Беларусь в целях получения военно-учетной специальности без прекращения трудовой деятельности.

В 2005 году подведены итоги завершения реформирования Вооруженных Сил. Главный итог, суть реформы в том, что созданы Вооруженные Силы независимого суверенного государства.

Созданы все системы, необходимые для функционирования Вооруженных Сил и выполнения ими задач по обеспечению военной безопасности государства, защите конституционного строя Республики Беларусь в любых условиях возникновения и развития угроз.

Прежде всего – это новая система управления Вооруженными Силами. Практически все имеющиеся сегодня органы управления оперативного и оперативно-тактического звеньев созданы за последнее пятилетие.

Реорганизован ряд структурных подразделений Министерства обороны, Главный штаб Вооруженных Сил Республики Беларусь преобразован в Генеральный штаб.

Юридически закреплено разграничение военно-политических, административных, обеспечивающих, планирующих и других функций между Министерством обороны и Генеральным штабом Вооруженных Сил.

Министерство обороны получило статус республиканского органа государственного управления и сосредоточивает основные усилия на реализации военной политики государства, административном руководстве Вооруженными Силами и всестороннем их обеспечении, координации деятельности других республиканских органов государственного управления по вопросам обороны.

Основным предназначением Генерального штаба является стратегическое планирование применения и оперативное управление Вооруженными Силами, организация взаимодействия всех силовых структур по подготовке обороны государства.

В военное время Генеральный штаб обеспечивает стратегическое управление военной организацией государства Президентом Республики Беларусь – Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Значительно оптимизирована организационная структура Вооруженных Сил. Наряду с переходом на двувидовую структуру (Военно-воздушные силы и войска ПВО и Сухопутные войска) большие изменения претерпела структура видов Вооруженных Сил.

Выполнены мероприятия по созданию и развитию в составе Сухопутных войск мобильного компонента, общевойсковых соединений постоянной готовности, а также воинских частей специального назначения.

Учитывая возросшие роль и значение сил специальных операций в решении задач обеспечения военной безопасности государства, опыт зарубежных стран по созданию системы специальных действий, в 2007 году создано командование нового рода войск Вооруженных Сил - сил специальных операций.

На воинские части и подразделения сил специальных операций возлагаются разведывательные и специальные задачи, а также участие в антитеррористической и контрдиверсионной борьбе как в рамках самостоятельной боевой работы, так и во взаимодействии с иными воинскими формированиями.

В настоящее время развивается новое направление деятельности Вооруженных Сил и некоторых других государственных институтов - территориальная оборона.

Среди задач, которые решает территориальная оборона, - участие в охране и защите Государственной границы, охрана и оборона важных объектов, участие в борьбе с десантно-диверсионными силами, проведение инженерных мероприятий по подготовке населенных пунктов к обороне, участие в проведении спасательных и аварийно-восстановительных работ, выполнение обеспечивающих мероприятий в интересах вооруженной защиты государства и другие.

Новая система управления и оптимальная структура Вооруженных Сил проверена всем ходом их подготовки, а также в ходе серии учений, прежде всего, крупномасштабных оперативных и оперативно-тактических учений «Неман – 2001», «Березина – 2002», «Чистое небо – 2003», «Щит Отечества – 2004», командно-штабного учения «Щит Союза – 2006», «Осень – 2008».
2

Цель дальнейшего строительства и развития Вооруженных Сил – их перевод на новый качественный уровень, соответствующий инновациям в военном деле, и поддержание их способности в любых условиях военно-политической и стратегической обстановок гарантировать стабильное развитие Республики Беларусь, не допустить перерастания военной опасности в военную угрозу государству, а в случае возникновения такой угрозы – адекватно реагировать на ее нарастание.

Среди наиболее актуальных задач строительства и развития Вооруженных Сил следует выделить следующие:

совершенствование системы управления Вооруженными Силами c максимальным использованием технологических достижений и новых технических решений в процессе управления;

повышение боевой и мобилизационной готовности, способности войск (сил) к выполнению возложенных задач путем эффективного использования боевых потенциалов и технических возможностей вооружения и военной техники, рационального развития всех составных элементов созданных в Вооруженных Силах систем;

наращивание эффективности системы подготовки военных кадров, оперативной и боевой подготовки органов военного управления и войск (сил) до уровня, соответствующего современным требованиям к ведению военных действий и применению войск.

Для выполнения данных задач Министерством обороны Республики Беларусь разработан План строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь на 2006-2010 годы. В нем определены основные задачи дальнейшего строительства Вооруженных Сил.

Среди наиболее актуальных следует выделить:

1. Развитие системы стратегического сдерживания:

предусматривается нормативно-правовое закрепление системы стратегического сдерживания, а также плановое поэтапное техническое перевооружение на основе технических достижений.

2. Развитие системы территориальной обороны:

подготовка органов территориальной обороны, оптимизация состава и организационно-штатных структур органов управления и подразделений территориальных войск, исходя из конкретно решаемых задач территориальной обороны.

3. Совершенствование системы подготовки войск:

органы военного управления и войска, путем внедрения в процесс обучения современных тренажерных комплексов и передовых обучающих программ, обучаются автономному ведению боевых действий, относительно небольшими мобильными формированиями.

4. Совершенствование системы комплектования войск и подготовки младших специалистов:

увеличение числа подготовки младших командиров по военно-учетным специальностям технической направленности и тыла на военных факультетах и кафедрах гражданских ВУЗов, формирование в Вооруженных Силах качественно нового института сержантов.

5. Модернизация систем технического и материального обеспечения:

разработка новых методов обслуживания принятых на вооружение новых образцов вооружения и военной техники;

внедрение новых методов содержания на хранении вооружения и военной техники (ВВТ), завершение утилизации ракет, боеприпасов, военного имущества и старых образцов ВВТ;

реформирование единой системы материального обеспечения Вооруженных Сил, максимальное использование для обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил организаций, не входящих в их состав, на основе реализации современных рыночных механизмов.

6. Развитие вооружения и военной техники:

планомерная реализация государственной программы перевооружения, закупки, ремонта и модернизации ВВТ. Проведение научно-исследовательских работ в целях уменьшение номенклатуры, осуществление стандартизации, взаимозаменяемости и развития образцов ВВТ. С 2002 года приняты на вооружение 47 наименований образцов вооружения и военной техники, и этот процесс постоянно наращивается. В настоящее время в боевом строю белорусской истребительной авиации находятся модернизированные на 558-м авиационном ремонтном заводе истребители Су-27 УБМ и МиГ-29 БМ. Причем на модернизированном МиГ-29 БМ, находящемся на вооружении 61-й истребительной авиационной базы, в 2005 году установлено 15 мировых рекордов.

Разработаны современные прицелы для стрелкового оружия. Тепловизионные прицельно-наблюдательные комплексы, установленные на опытных образцах танков Т-72А, позволили поднять их боевые характеристики практически до уровня самых современных танков. Создан и испытан образец боевой машины пехоты БМП-2 с системой управления огнем «Рубеж-М». Принята на вооружение разработанная отечественным оборонно-промышленным комплексом модернизированная реактивная система залпового огня «Град» на базе отечественного автомобиля МАЗ.

7. Обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц уволенных с военной службы, и членов их семей:

внедрение ипотечной накопительной системы строительства жилья для военнослужащих;

развитие инфраструктуры военных городков;

строительство служебного жилья;

совершенствование системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил.

В то же время приоритет, отдаваемый агрессором массированному и широкомасштабному применению высокоточного оружия, основанному на использовании тесной взаимосвязи ВВС и космических сил, представленного различными модификациями управляемых крылатых ракет, активно-реактивных боеприпасов и т.п. требует обеспечения высокой эффективности системы ПВО.

Вследствие этого возникла необходимость реформирования системы ПВО. Суть реформы состоит в том, чтобы в структуры соответствующей системы ПВО ввести элементы, способные обеспечить защиту от атак высокоточным оружием.

Беларусь делает для этого все необходимое. Президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко отмечено, что одним из основных приоритетов обеспечения национальной безопасности государства является совершенствование вооружения и военной техники в целях своевременного и адекватного ответа на возможные угрозы нашему суверенитету и независимости.

В ходе реформирования в 2006-2008 годах запланирована модернизация трех зенитных ракетных бригад «Бук» до уровня «Бук-МБ», что обеспечит им возможность борьбы с высокоточным оружием в условиях сильного радиоэлектронного подавления на увеличенных дальностях. Ведется работа по модернизации зенитных ракетных комплексов «С-300».

Для повышения уровня безопасности 115-я зенитная ракетная бригада, которая прикрывает направление Брест-Гродно, перевооружена с комплексов «С-125» на системы «С-300». Это увеличило возможности войск ПВО по прикрытию воздушного пространства нашей страны.

Проводится модернизация вертолетов Ми-8 до уровня Ми-8 МТБ, позволяющая применять их в ночных условиях.

Начата работа по проведению двухэтапной модернизации средств РЭБ, что позволит в конфликте высокой интенсивности обеспечить подавление радиоэлектронных средств вероятного противника и дезорганизовать его систему управления войсками и оружием.

Влияние средств и способов радиоэлектронного противодействия на исход всей военной компании переоценить невозможно. Серьезная проработка возможностей этих способов и средств позволит блокировать работу разведывательно-ударных систем пилотируемой авиации и систем противовоздушной обороны.

Главной целью Государственной программы вооружения является обеспечение Вооруженных Сил боеготовой и отвечающей требованиям современной войны военной техникой и вооружением, позволяющей им выполнить задачи обороны и безопасности Республики Беларусь.

В настоящее время нецелесообразно осуществлять полное перевооружение Вооруженных Сил. Поэтому проведен детальный анализ перспектив развития вооружения и военной техники, соответствующий облику Вооруженных Сил 2020 года и оперативно-техническим требованиям к вооружению и военной техники. 26 октября 2005 года Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 500 «Об утверждении Государственной программы вооружения на 2006-2015 годы».

Министерством обороны спланировано проведение технического переоснащения, сформулированы реальные количественные и качественные показатели боевого состава Вооруженных Сил.

Поэтапная реализация основных направлений модернизации и совершенствования вооружения, военной техники, определена в следующих программных документах:

Государственная программа по совершенствованию противовоздушной обороны Республики Беларусь на 2003-2010 годы;

Государственная программа научно-исследовательских, опытных и конструкторских работ в интересах развития и модернизации вооружения, военной и специальной техники на 2001-2010 годы;

Исходя из реализации данных программ, приоритет развития и модернизации отдается следующим направлениям:

средствам радиоэлектронной (радиотехнической, радиолокационной, оптико-электронной) разведки и радиоэлектронной борьбы наземного и воздушного базирования;

многофункциональным боевым авиационным комплексам;

мобильным зенитным ракетным комплексам (системам) противовоздушной обороны и ракетным комплексам (системам) оперативно-тактического назначения;

средствам информационного, топогеодезического, навигационного обеспечения и связи;

автоматизированным системам управления войсками, вооружением и военной техникой.

Вооруженные Силы Республики Беларусь, которые составляют основу военной организации государства, призваны гарантировать военную безопасность страны. При этом они являются не орудием ведения войны, а инструментом ее недопущения.

Чтобы никто не помышлял разговаривать с Беларусью с позиции военной силы, армия должна быть адекватной новым вызовам и угрозам XXI века, способна надежно гарантировать мирную жизнь и созидательный труд наших граждан. С этой целью и проведено их глубокое реформирование, осуществляется дальнейшее строительство и развитие, что и впредь будет надежно обеспечивать мир, стабильность и безопасность Беларуси.

Республика Беларусь – относительно небольшое государство. Важно, чтобы в Беларуси армия воспринималась народом как его органичная и неделимая часть, как возможность, созданная самим народом, для того, чтобы научиться себя защищать, защищать свой дом, свое Отечество. Важно, что понятие «армия – это народ» создает прочный задел к тому, чтобы в случае необходимости вооруженной защиты Отечества получить главный для решения этой задачи результат «народ – это армия». Никто и никогда с таким народом воевать не сможет и не решится, ибо такая армия непобедима.

^ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ВОИНСКИЕ СИМВОЛЫ - ИСТОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ. ВЫСШИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
1. Государственные символы и воинские символы – история и реальность.

2. Высшие должностные лица белорусского государства и его Вооруженных Сил.
Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления. Так, говоря о Париже, мы представляем Эйфелеву башню. Слушая рассказ о США, мы видим статую Свободы или небоскрёбы? Символы Родины, а что это такое для нас?

Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы Республики Беларусь. Площадь Победы, Курган Славы, Брестская крепость, Хатынь – это тоже символы Республики Беларусь. Песняры» и «Славянский базар в Витебске», красно-белый орнамент и певучий язык – это тоже символы Республики Беларусь. Таких символов много, и именно они составляют лицо нашей любимой Родины не только в нашей стране, но и во всем мире. Эти символы необходимо знать, уважать и гордиться ими.
1

Государственная символика БССР просуществовала до 19 октября 1991 года, когда Верховный Совет Республики Беларусь, после продолжительных споров, принял законы о государственных символах. Государственным флагом Республики Беларусь стал бело-красно-белый флаг, а Государственным гербом - «Погоня», которые являлись символами БНР. Такое решение Верховного Совета было принято на волне разрушительных событий, связанных с перестройкой общества, и у многих вызвало несогласие. Противники этой символики отмечали, в частности, что «Погоня» является государственным символом Литовской Республики, что в годы второй мировой войны «Погоня» и бело-красно-белый флаг широко использовались теми, кто помогал фашистским захватчикам устанавливать на нашей земле оккупационный режим и был соучастником их злодеяний.

Стремясь восстановить историческую правду и исправить допущенную ошибку, Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко вынес на референдум вопрос о государственной символике.

14 мая 1995 г. в Республике Беларусь состоялся первый в ее истории референдум, инициированный Президентом. На одобрение граждан выносились четыре вопроса, среди которых был и следующий: «Поддерживаете ли Вы предложение о введении новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?».

На этот вопрос положительно ответили 75,1% граждан, принявших участие в референдуме, поддержав таким образом новую символику.

По результатам референдума Президент Республики Беларусь А,Г.Лукашенко 7 июня 1995 г. Подписал два указа: №213 «Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь» и «Положение о государственном гербе Республики Беларусь». В этих документах содержалось краткое геральдическое описание государственных символов. Предстояло создать еще развернутое описание, которое полностью разъяснило бы смысл и значение новых государственных символов.

Так наша страна приобрела свои ныне действующие Государственный Герб и Государственный флаг, которые наряду с Государственным гимном являются основными атрибутами государственности, символами суверенитета Республики Беларусь. Ныне государственные герб и флаг являются общепризнанными атрибутами государственности. Установлен праздник государственной символики – День Государственного Герба и Государственного флага Республики Беларусь, который мы отмечаем во второе воскресенье мая.

Государственный герб. Каждая деталь имеет важное значение и дает зримые, наглядные и в то же время важные сведения о нашей стране, о нашем народе.

Государственный герб Республики Беларусь представляет собой серебряное поле, в котором размещен зеленый контур Государственной границы Республики, подобный тому, как она изображена на географической карте. Этот земной контур наложен на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Символика понятна: это наша земля, нам чужой не нужно, но и своей мы ни пяди не отдадим! Мы сохраним ее в тех границах, в которых она нам передана предыдущими поколениями.

Вверху поля находится пятиконечная красная звезда. Пятиконечная звезда – символ человека и человечества, знак мужества и высоких помыслов.

Контур страны находится в середине белорусского герба, образованного венком из золотых колосьев, переплетенных с одной стороны розовыми цветками клевера, с другой – голубыми цветками льна.

Венок, образованный из пучка жита, с древних времен имел священный смысл для всех славянских народов. Мы, белорусы, относимся к славянам – одной из крупнейших в Европе групп родственных народов, создавших на протяжении веков свою особую культуру.

Славяне верили, что пучок или сноп хлебных колосьев – самый достойный способ выражения желания о даровании им нового урожая и процветания. До сегодняшнего дня многие жители наших деревень ставят в доме сноп («Зажиночный») или пучок колосьев из нового урожая – как залог трудовой удачи в будущем.

Клевер – это символ связи с созидательным миром животных: лошадью, коровой, овцой, для которых он – лучший корм. Древние люди справедливо считали, что человек – часть всего мира живых существ, способный сохранить себе жизнь и обеспечить процветание только при условии сохранения и процветания остального животного мира. Лен – это хлопок Севера, прекрасный материал для одежды. Издавна изо льна выделывались красивые и прочные ткани. Лен – символ преобразующей мощи труда, знак добра и достатка.

Ниже контура границ Республики Беларусь помещен земной шар с восходящими над ним солнцем и золотыми лучами. Земной шар – это знак того, что Республика Беларусь воспринимает все народы земли как равноправных друзей и партнеров, готова с ними дружить и торговать, обмениваясь изделиями и знаниями. А единение Земли и Солнца – главный знак жизни. Еще в древнейших мифах человечества запечатлена эта символика.

Венок трижды перевит с каждой стороны красно-зеленой лентой, в средней части которой внизу надпись золотом – «Рэспублiка Беларусь».

Таким образом, герб нашей страны раскрывает себя как яркая и запоминающаяся книга о белорусском народе. В нем запечатлены основные национальные духовные ценности белорусов: гражданское единство, труд, стремление к совершенствованию своей личности и всего общества, миролюбие и одновременно готовность постоять за свою свободу и суверенность.

Государственный герб Республики Беларусь символизирует державную волю народа, он используется всеми государственными органами страны, украшает правительственные учреждения, как бы оформляя их полномочия. Все важнейшие документы и печати содержат изображения Государственного герба.

Государственный флаг выражает важные сведения о нашей стране. Каждый гражданин должен хорошо понимать язык белорусского флага, чтобы осознанно почитать флаг и гордиться им, как гордятся своим народом и его славной историей.

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище из двух полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого. Соотношение ширины полос красного и зеленого цветов – 2:1. Соотношение ширины флага к его длине – 1:2.

Наш флаг имеет три цвета: красный, зеленый и белый.

Красный цвет с древнейших времен служит знаком Солнца, символизирует кровные узы, братство, борьбу за правое дело. Он означает высокое предназначение в судьбе и победу. Одновременно это знак счастливой жизни. В старину знатные люди носили красные шапки и красные сапоги.

Зеленый цвет – это цвет Природы, нашей кормилицы, нашей первоматери. Это цвет полей и лесов, которые издавна занимали основную часть территории нашей страны. Зеленый цвет – цвет добра, роста, развития, благополучия и мира.

Белый цвет – это, прежде всего, цвет свободы. Недаром считают, что название нашей страны – Беларусь («Белая Русь») – связано с неугасимой волей народа к свободе. Существовала, как известно, и черная Русь: так условно обозначался край славянских племен, захваченный врагами. Вместе с тем белый цвет – это цвет нравственной чистоты и мудрости. И эти качества должен свято хранить в своей душе настоящий сын белорусской земли.

Флаг Беларуси имеет еще одну важную, характерную черту, еще одну важную деталь – это красный народный узор, или, другими словами, орнамент. По существу своего происхождения – это символический рисунок, графический способ заклинания высших божественных сил. Посредством орнамента люди выражали различные пожелания и заветы еще в те времена, когда не существовало письменности.

Из многочисленных вариантов белорусского народного орнамента на Государственном флаге Республики Беларусь запечатлена часть (фрагмент) наиболее древнего и типичного орнамента. Работа эта была выполнена в 1917 году и принадлежит простой крестьянке Матрене Маркевич из деревни Костелище Сенненского уезда и символизирует, прежде всего, трудолюбие и трудовое мастерство как предпосылку всякой счастливой судьбы.

Символом государственности является и Государственный гимн, который написан на слова М.Климковича и В.Коризны. Музыку сочинил Н.Соколовский. Государственный гимн Республики Беларусь транслируется государственными телевизионными и радиовещательными организациями ежедневно – начало и конец вещания, а при круглосуточном вещании в 6 и 24 часа.

Военная энциклопедия дает следующее определение военной символике: совокупность традиционных атрибутов военной жизни, имеющих символическое значение и выполняющих присущую им знаковую функцию. К ней относятся: воинские ритуалы (церемониалы), знамена, флаги, эмблемы, знаки отличия и различия, почетные наименования, некоторые предметы обмундирования и т.д.

Таким образом, на любом континенте, в любой стране мира символика имеет глубокие исторические корни, разветвленную систему значений и выразительных средств, глубоко разработанную теоретическую базу.

Воинские символы способствуют укреплению патриотического сознания и морального духа воинов, формированию сплоченности и стойкости воинских коллективов.
^ 2

Беларусь - президентская республика. Институт президентства занимает центральное место в белорусской системе власти. Президент Республики Беларусь согласно Конституции является Главой государства, высшим должностным лицом, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.

Сильный институт президентства обеспечивает незыблемость Основного Закона, его неукоснительное исполнение всеми субъектами политической системы общества, и в первую очередь государственными органами. Президент занимает особое место в государственном устройстве и в системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом) и не включен ни в одну из ветвей власти.

^ Законодательную власть в Республике Беларусь осуществляет Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Национальное собрание Республики Беларусь имеет представительный характер, т.е. оно выражает интересы граждан Республики Беларусь. В состав Палаты представителей входит 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законодательством на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Вопросы, отнесенные к компетенции Палаты представителей, закреплены в статье 97 Конституции Республики Беларусь.

^ Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Вопросы, отнесенные к компетенции Совета Республики, закреплены в статье 98 Конституции Республики Беларусь. Срок полномочий Парламента - четыре года. Палаты собираются на две очередные сессии в год.

Основная функция Парламента - законотворческая (наряду с контрольной и распорядительной). При этом следует иметь в виду, что принятие законов входит в обязанности обеих палат. Законотворческий процесс согласно конституции начинается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.

^ Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство - Совет Министров.

Правительство - это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Основные полномочия Правительства предусмотрены в Конституции Республики Беларусь. Они детально раскрываются в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах». В стране создана и эффективно действует вертикаль исполнительной власти (руководители обл-, гор-, райисполкомов), которая успешно решает поставленные Президентом и Правительством задачи по повышению жизненного уровня и благосостояния белорусского народа.

^ Важная роль в механизме разделения и ограничения властей принадлежит судебной власти.

Перед судом стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, других преступных действий. Судьи занимают свою должность в силу назначения (избрания) представительным органом (Президентом, Советом Республики), получающим свои властные полномочия непосредственно или опосредованным образом от народа.

Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосудие), составляет систему судебной власти. В судебную систему Республики Беларусь входят: Конституционный Суд, общие суды (во главе подсистемы находится Верховный Суд), хозяйственные суды (во главе - Высший Хозяйственный Суд).

Задача судебной власти состоит в том, чтобы в случае возникновения юридического конфликта обеспечить верховенство права. Таким образом, роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании, ограничении в рамках конституционной законности и права двух других ветвей власти - законодательной и исполнительной.

Таким образом, в Республике Беларусь созданы наиболее значимые составляющие правового государства. Принцип разделения властей не только закреплен в Основном Законе, но и реализуется на практике.

В областях республики налажена система стабильных и эффективных взаимоотношений органов местного управления и самоуправления, которые действенно дополняют друг друга. Представительная власть, изучая настроения людей и прогнозируя ситуацию на подведомственной территории, помогает исполнительной власти инициировать управленческие решения, которые снимают многие проблемы, упреждают негативные явления.

Высшие должностные лица белорусского государства и его Вооруженных Сил.

^ Президент Республики Беларусь.

Права, обязанности и статус Президента Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вооруженные силы республики беларусь iconРуп (оао) об основных нормах антикоррупционного законодательства...
В памятке приведены некоторые нормы Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», Уголовного кодекса Республики Беларусь и...

Вооруженные силы республики беларусь iconОб утверждении Положения об учреждении дополнительного образования детей и молодежи
Овления Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. №969 «О делегировании полномочий Правительства Республики Беларусь...

Вооруженные силы республики беларусь iconПродовольствия республики беларусь
Республике Беларусь и Положением о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденным постановлением...

Вооруженные силы республики беларусь iconЗакон республики беларусь
Министерством торговли Республики Беларусь, если иной порядок не предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Республики...

Вооруженные силы республики беларусь iconЗакон республики беларусь
Республики Беларусь принципов свободы совести и вероисповеданий, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, а также реализации...

Вооруженные силы республики беларусь iconРешение минского городского исполнительного комитета
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 20 февраля 1991 года "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь"...

Вооруженные силы республики беларусь iconСовета министров республики беларусь
В соответствии с абзацем четвертым статьи 9 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 года «Об автомобильном транспорте и автомобильных...

Вооруженные силы республики беларусь iconРеспублики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 401 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,...

Вооруженные силы республики беларусь iconРеспублики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг»
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 марта 2009 г. № 401 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,...

Вооруженные силы республики беларусь iconПостановление совета министров республики беларусь
На основании части шестой статьи 15 Водного кодекса Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь постановляет

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница