2011-2012г Размышления классного руководителя о системе воспитательной работы в начальной школе




Скачать 249.12 Kb.
Название2011-2012г Размышления классного руководителя о системе воспитательной работы в начальной школе
страница1/3
Дата публикации17.06.2013
Размер249.12 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3



МОУ Петровская начальная общеобразовательная школа

Из опыта

учителя начальных классов

Щербаненко

Людмилы Александровны

2011-2012г

Размышления классного руководителя о системе воспитательной работы в начальной школе
Свой опыт работы я решила оформить в форме размышлений классного руководителя о системе воспитательной работы в начальной школе и его месте в формировании коллектива класса и мировоззрения учащихся. Мне кажется, что такая форма поможет мне лучше и наиболее полно проанализировать свою работу как учителя и классного руководителя.
^ Начальная школа – основа воспитания
Работая учителем начальных классов более 20 лет, каждое 1 сентября я испытываю особое волнение, особенно перед очередным набором первоклассников. Ведь каждый раз мне предстоит снова становиться первым учителем, формировать новый ученический коллектив, сплачивать родителей, чтобы они всегда и во всем были моими первыми помощниками в обучении и воспитании.

По моему мнению, основы воспитания и отношения детей к учебе закладываются именно в начальной школе и самая большая заслуга в привитии ребенку любви к учебе, уважения к старшим и своим товарищам, воспитании патриотизма, нравственных качеств принадлежит тем, кто преподает в начальных классах. Почему я так считаю? Потому что именно здесь приходится решать самые трудные задачи, а именно закладывать основы отношения ученика к жизни, к себе и окружающим. И все это в самом раннем возрасте!

Я убеждена, что учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает не только усвоение знаний, но и создает возможности для овладения учащимися приемами и способами решения различных умственных и нравственных задач.

Традиционно сложилось, что учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. На сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальными становятся проблемы нравственности школьников. Но мои наблюдения показывают, к сожалению, что во многих учебных заведениях приоритет отдается образованию, а не воспитанию. Это меня огорчает и настораживает.

Как учитель начальных классов я в большей мере, чем другие мои коллеги-предметники, имею возможность задавать тон в воспитании и обучении детей. Первый учитель запоминается ребенку на всю жизнь, он больше, чем другие люди, влияют на него прямо и косвенно. От нас зависит, как этот ребенок будет относиться к учебе - как к чему-то малоприятному, неинтересному или, наоборот, как к увлекательному и важному занятию. Эти первые впечатления могут стать также определяющим фактором в духовном формировании ребенка, они могут повлиять на его отношение к другим учителям и, как результат, ко всему процессу обучения в школе.

Иногда проблемы, возникающие в классе и вне его, кажутся мне непреодолимыми. Но опыт, чуткость и изобретательность всегда помогают найти нужное решение. При этом я испытываю глубочайшее, ни с чем несравнимое удовлетворение. Что может быть лучше, чем привить ребенку любовь к учебе, выработать в нем радость от ее постижения, своим советом помочь ему решить какую-нибудь проблему, кажущуюся ему неразрешимой.

И когда видишь результаты своей работы, убеждаешься, что твой труд не пропал зря, оставил след в умах и душах твоих учеников, то получаешь самую большую радость.

Конечно, быть учителем трудно. Сколько приходится потратить сил, энергии, времени, чтобы разъяснить, научить, воспитать, донести до сознания, до души каждого сидящего в классе высокую человеческую мораль, дать глубокие знания по предмету, подготовить к выбору профессии, чтобы всё разумное, доброе, вечное отразилось в твоих учениках.

Каждый рабочий день начинается и заканчивается обучением, я учу учеников и учусь сама. Ошибаюсь и учусь на своих ошибках. Иногда теряюсь в поиске ответа на вопрос, заданный пытливым учеником. Беседую с родителями об их отношениях в семье и к ребенку. Да мало ли какие вопросы решает учитель в начальной школе. Я постоянно в движении, в суете жизни, в гуще событий. А иначе нельзя, иначе я перестану быть учителем и потеряю уважение к себе не только учеников, их родителей, коллег и окружающих, но и потеряю саму себя.

Каждое утро, приходя в школу, я испытываю удовольствие, когда все дети, встреченные мною, здороваются и улыбаются мне в ответ. Я знаю, что в школе возле нашего класса меня уже ожидают мои ученики. Они торопятся что-то рассказать мне, поделиться чем-то новым, что у них появилось, что их озадачило или волнует. Значит, всё это время я незримо была с ними. Ещё А.С.Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет».
^ Учитель и классное руководство
Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учебы и практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога.

Классный руководитель выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.

Классный руководитель – это учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 года эти педагоги назывались классными наставниками. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.

Педагоги - наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми.

В Советском Союзе должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934 года постановлением СНК СССР и ЦИК ВКПБ «О структуре начальной и средней школы в СССР». Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, он утверждался на эту должность директором школы.

В настоящее время деятельность классической средней общеобразовательной школы значительно изменилась. Соответственно изменился и институт классного руководства. Сейчас имеется несколько типов классного руководства. Обычно это учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя, реже - классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель).

И только в начальной школе всё остается неизменным - каждый учитель является классным руководителем в своем классе. Лично мне кажется более точным дореволюционное определение этой должности – классный наставник. Оно точнее отражает суть работы классного руководителя в начальных классах.

Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы, но главнейшей целью и основной задачей классного руководителя была и остается организация воспитательного процесса.

Воспитание учащихся является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в воспитании наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. В связи с этим роль классного руководителя в воспитании учащихся в современной школе постоянно возрастает.

В наше время в школе постоянно развиваются и совершенствуются различные формы и методы воспитательной работы, всё шире используются информационно-компьютерные технологии, появляются новые технические средства обучения, однако перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт немало проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества, ценностных ориентаций подрастающего поколения. Изучение и анализ этих явлений являются залогом успешности педагогического процесса, первым и необходимым шагом обновления воспитательной работы в школе.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Поэтому я (несмотря на свой довольно приличный педагогический опыт) стараюсь постоянно совершенствоваться, повышать свое профессиональное мастерство, перенимать опыт коллег в организации учебного и воспитательного процесса и распространять собственный педагогический опыт.

Я, как классный руководитель в своей деятельности учитываю многие факторы, включая уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни. И в этом плане классный руководитель в начальной школе имеет ряд преимуществ перед своим коллегой - классным руководителем, являющимся учителем-предметником. Я общаюсь со своим классом ежедневно и ежечасно, в курсе всех взаимоотношений, конфликтов и интересов своих учеников. Мои воспитанники имеют возможность в любое время обратиться ко мне со своими проблемами и проблемками. В силу своего возраста дети в начальных классах более открыты и откровенны со мной, доверяют мне все свои сокровенные тайны.

Считаю, что мудрость учителя и классного руководителя в начальных классах заключается в том, чтобы с наибольшей эффективностью использовать свою близость к ученикам и вытекающие из этого преимущества в организации учебного и воспитательного процесса. В душе каждого свого ученика мы оставляем след. И мне, как педагогу, важно очень осторожно подходить к каждому своему ученику, не растоптать его детскую душу, а помочь ему обрести уверенность в себе, найти дорогу, которая определит цель жизни, пока ещё маленького человека. Я должна не только научить его грамоте, но и дать ему почувствовать, что он, и только он, является строителем своего собственного счастья и счастья своих родных и близких.

Конечно, классное руководство накладывает на меня дополнительную нагрузку, отнимает много времени и сил. Однако, только благодаря этой работе наши ученики из вчерашних мальчишек и девчонок завтра смогут стать, если даже не великими деятелями, то просто грамотными, воспитанными и достойными людьми, от которых будет зависеть судьба и будущее нашей страны и тех, кто ежедневно находится рядом с ними: их родных, близких, друзей и коллег.

Всему этому их надо научить и это одно из моих предназначений.
^ Особенности классного руководства в нашей школе
МОУ Петровская начальная общеобразовательная школа, в которой я работаю, находится в военном городке и относится к разряду сельских школ. Большинство учеников, обучающихся в нашей школе – дети военнослужащих.

Опираясь на свой опыт работы, могу выделить преимущества и сложности в работе классного руководителя в этой школе.

К преимуществам можно отнести:

а) все дети и взрослые знают друг друга;

б) можно заранее узнать, какие у тебя будут ученики, установить связь с воспитателем детского сада, который посещали дети, тем самым решить вопрос преемственности воспитательной работы;

в) у детей еще сохранилось уважение к старшим по возрасту;

г) у большинства родителей учитель пользуется уважением;

д) работу с родителями можно строить, учитывая воспитательную возможность семьи и семейных традиций;

ж) малая наполняемость классов;

з) учитель каждый день имеет возможность посетить любого своего ученика на дому или встретиться с его родителями.

К сложностям я бы отнесла:

а) родители, за редким исключением, не могут уделять своим детям много времени из-за загруженности (военная служба и работа)

б) низкую заинтересованность некоторых родителей в образовании детей;

в) невысокое материальное благосостояние семей учащихся;

г) учебно-материальная база и возможности сельской школы по сравнению с городскими общеобразовательными учреждениями несколько ограничены (нет компьютерного класса, отсутствие Интернета).

Учитывая данные особенности, передо мною, как учителем и классным руководителем встает задача: создать единый коллектив родителей и детей, чтобы достичь целей учебного и воспитательного процесса.

Важное место в выполнении этой задачи я уделяю работе с родителями, стараюсь глубже узнать о семейных взаимоотношениях родителей и учеников, их влиянии на успеваемость, воспитание и развитие детей. Говоря об особенностях работы в школе военного городка, нельзя не отметить, что, несмотря на высокий общий образовательный уровень большинства родителей, порой поражает педагогическая неграмотность некоторых из них, неумение наладить контакт с собственным ребенком. В конечном итоге это сказывается и на его успеваемости, а иногда вносит осложнения в отношения родителей и учителя.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2011-2012г Размышления классного руководителя о системе воспитательной работы в начальной школе iconПланирование работы классного руководителя Подготовка к разработке плана
План работы классного руководителя конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях...

2011-2012г Размышления классного руководителя о системе воспитательной работы в начальной школе iconПоложение о классном руководстве. I
Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности...

2011-2012г Размышления классного руководителя о системе воспитательной работы в начальной школе iconПерспективный план воспитательной работы
...

2011-2012г Размышления классного руководителя о системе воспитательной работы в начальной школе iconПлан воспитательной работы на 2011-2012 учебный год классного руководителя 9 класса Б

2011-2012г Размышления классного руководителя о системе воспитательной работы в начальной школе iconПлан воспитательной работы на 2009-2010учебныйгод
Планирование воспитательной работы следует проводить с учетом поставленных целей, задач, возрастных особенностей,трудностей возраста,...

2011-2012г Размышления классного руководителя о системе воспитательной работы в начальной школе iconАнализ итогов учебно-воспитательной работы начальной школы за 2011/2012 учебный год
Перед учителями-предметниками, работающими в начальной школе, в 2011/2012 учебном году стояла следующая цель – совершенствование...

2011-2012г Размышления классного руководителя о системе воспитательной работы в начальной школе iconАнализ воспитательной работы классного руководителя 6-а класса Осинцевой...
Воспитательная работа в классе была построена согласно общешкольному плану работы школы и осуществляется по следующим направлениям:...

2011-2012г Размышления классного руководителя о системе воспитательной работы в начальной школе iconРешение педсовета учащиеся ставятся на учет и снимаются (по ходатайству классного руководителя)
Для заместителей директоров по воспитательной работе (или учебно-воспитательной работе) по организации работы с учащимися, состоящими...

2011-2012г Размышления классного руководителя о системе воспитательной работы в начальной школе iconПлан учебно воспитательной работы мбоу сош №34 на ноябрь 2012г. №
Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе с начальной ступени обучения в среднюю

2011-2012г Размышления классного руководителя о системе воспитательной работы в начальной школе iconКритерии оценивания деятельности классного руководителя
У классного руководителя сложилась воспитательная система в работе с классом, где главным звеном является семья

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница