«Прощание славянки». Звуки взрывов. Война жесточе нету слова, Война печальней нету слова




Скачать 103.56 Kb.
Название«Прощание славянки». Звуки взрывов. Война жесточе нету слова, Война печальней нету слова
Дата публикации14.06.2013
Размер103.56 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Военное дело > Документы
Вечер для ветеранов труда.
«Прощание славянки». Звуки взрывов.

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На все, на все четыре года.
Четыре долгих года, 1418 дней длилась на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границу Советского Союза. Так началась Великая Отечественная война.
«Россия должна быть ликвидирована» объявил Гитлер на совещании в своей ставке 1 августа 1940 года , а 12 мая 1942 года уточнил: «Цель моей восточной политики заключается в том, чтобы заселить эту территорию, по крайней мере, 100 миллионами людей германской расы».
У каждого немецкого офицера была при себе книжечка, содержащая «12 заповедей в обращении с русскими», в которой, в частности, говорилось: «Вы должны осознавать, что являетесь представителем Великой Германии. В интересах немецкого народа вы должны применять самые жестокие и самые безжалостные меры. Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старый человек, женщина, мальчик или девочка».
Сводка Главного Командования Красной Армии от 22 июня 1941 года: «С рассветом 22 июня 1941 года регулярные войска германской армии атаковали наши пограничные части на фронте от Балтийского до Черного моря…»


Самый светлый,

Самый летний день в году,

Самый длинный день Земли –

Двадцать второго.

Спали дети,

Зрели яблоки в саду.

Вспоминаем, вспоминаем это снова.

Вспоминаем эту ночь и этот час,

Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле.

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

Шаг за шагом вспоминаем,

День за днем, взрыв за взрывом,

Смерть за смертью, боль за болью,

Год за годом, опаленные огнем,

Год за годом, истекающие кровью.

Песня «Священная война»

Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их и в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу
Пред нами строчки из воспоминаний тех, кто пережил этот день – день начала войны. Например, ^ Беляева Людмила Павловна, наш ветеран вспоминает: «Помню, что в третьем или четвертом часу, когда мы с бабушкой, мамой и братишками сидели на лавочке возле своего дома в тени, началось какое-то движение: проехала легковая машина, военная или милицейская, кто-то спешил на велосипеде, появилось слово «война»…»
Людмила Павловна во время войны жила и училась в нашей школе. После войны окончила Свердловское педучилище, работала в Узбекистане, потом в Большом Истоке и, вот уже много лет она наш бессменный директор школьного музея, двигатель идей.
Его ты узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К вам в детство ворвалась она.
И начались перемены в жизни целой страны. И в вашей жизни тоже начались перемены. Даже песни стали петь новые. И сейчас ребята исполнят для вас песню

Песня «Синий платочек»



С врагом боролись все: и те, кто воевал и работники тыла. Женщины и дети заменили мужчин у станков, в поле. Они выполняли тяжелую мужскую работу, не получая поблажек или снисхождения. Не были исключением и наши ветераны:
Подруга Людмилы Павловны ^ Алевтина Александровна Антропова вспоминает о трудностях военного времени, о работе в колхозе. Алевтина Александровна в течение многих лет проработала завхозом в школе № 5
^ Мищенко Нина Михайловна, Работала во время войны в колхозе, окончила школу в 1945 году, а впоследствии 30 лет проработала в школе № 5 учителем биологии и географии. Имеет почетное звание «Отличник просвещения РСФСР».
^ Рогова Ольга Николаевна, проработавшая в нашей школе 33 года учителем начальных классов и подготовившая 10 выпусков детей из начальной школы.
Уфимцева Александра Наумовна отдала нашей школе 42 года своей жизни. Она тоже обучала младших школьников.
^ Вертешева Светлана Сергеевна в военные годы работала токарем на заводе в городе Перми. А с 1964 по 1981 год работала в школе № 5. Всего ее педагогический стаж – 31 год.
Но все это было потом…. А вначале была война…

Например, еще одна из наших уважаемых ветеранов – ^ Яшнова Раиса Андреевна, проработавшая много лет директором и учителем в школе рабочей молодежи, вспоминает о своем детстве «Будучи школьницей, все годы работала в колхозе и совхозе. Была рослой и крепкой, поэтому выполняла тяжелую работу: косила сено, метала его в копны, работала на погрузке зерна и т. д. В семье из 4 детей, была старшей, приходилось помогать матери… Несмотря на все трудности школу не оставила…»
По-разному, складывались судьбы ветеранов после войны.
Например, ^ Ваулина Зинаида Михайловна, Махаева Тамара Арсентьевна и Бабушкина Алевтина Павловна – трудились в поселковом Совете.
Сыскова Клавдия Федоровна и Мишарина Анна Ивановна ушли на пенсию из поселковой библиотеки.
^ Сыскова Мария Платоновна, Овчинникова Зинаида Васильевна, Мезенова Александра Ивановна работали в нашей Большеистокской больнице.
А Листвина Маргарита Григорьевна - более 30 лет в детском саду. А в годы войны Маргарите Григорьевне, как нам удалось узнать, она трудилась на полях колхоза в Шабрах.
Но у всех память хранит вспоминания о тяжелом самоотверженном труде, который, в то время, никто не считал подвигом. Просто так было надо, надо, чтобы отцы и братья могли бить врага на фронте.


На лице у мужчины шрамы видны,

На груди медали и ордена

(Вон за взятие Берлина дана)

Сразу видно – он участник войны.

Ну а женщина, что шила кисет,

Что ждала твоих, Россия, сынов,

Что пахала, что стояла у станков,

Как – участница она или нет?

А старуха тех военных лет,

Что с мякиной ела лебеду,

Что врагам молила смерть и беду,

Как – участница она или нет?

Разве выводы мои не верны,

Разве мысль для кого-то странна:

Весь народ у нас участник войны

И участница войны - вся страна.


Вам, уважаемые труженики тыла, посвящается песня «Смуглянка», которую исполнят учащиеся класса.
Все пережили наши ветераны. Но одним из самых серьезных испытаний их детства был голод.
^ Гилева Мария Ефимовна вспоминает: «Хлеб по карточкам привозили в деревянном ящике на лошади, а возле магазина с 5 утра уже занимали очередь. Мать будила меня ранним морозным утром. И я шла к магазину. Но бывало этого хлеба на всех не хватало, и, простояв до обеда в очереди, я возвращалась домой вся в слезах..» Мария Ефимовна более 30 лет проработала в нашей школе пионервожатой.
Бывшая учительница нашей школы, отдавшая ей 33 года, ^ Романовская Мария Алексеевна, родившаяся в Архангельской области, также запомнила те голодные годы: «В наших отдаленных местах боев не было – пишет она, но был страшный голод. В колхозе давали 200 граммов муки на трудодень, а на детей ничего не давали».
Многие ученики военных лет вспоминают о 50 граммах хлеба, который получали в школе «черного и сыроватого, но такого вкусного». Для вас тогда он действительно был вкуснее и нужнее конфет.
Трудное было детство у наших ветеранов, но, судя по их воспоминаниям, они никогда не теряли оптимизма. Они были просто детьми веселыми и непоседливыми.
А сейчас ребята 2Б класса споют для вас частушки военной поры.
Уже многие годы школа была и остается центром всех событий для основного большинства детей, да и многих взрослых.
В связи с этим хочется назвать имя еще одной женщины, ветерана. Это ^ Иванова Антонина Семеновна. Она активно сотрудничает с нашим школьным краеведческим музеем, подарила музею награды мужа. Во время войны Антонина Семеновна работала в Свердловском госпитале.
А дети войны несмотря на все трудности, продолжали учиться.
В читальнях, притихших и тесных,

На отмелях книжных морей,

При свете коптилок железных

Шуршали листы букварей.

«Плохо одетые, всегда полуголодные с трепанными, перетрепанными сумками – портфелями, в которых носили ветхие, довоенных лет учебники, тетради из какой-то грязновато-серой бумаги, чернильницы – непроливашки, ручки с пером – 86, мы в то же время веселились, участвовали в самодеятельности, собирали подарки для госпиталя, посылки на фронт».

Такими были годы ученичества для вас.
Всем ученикам и учителям военной и послевоенной поры посвящается песня «Катюша». Этот вариант песни военной поры записала для нас Беляева Людмила Павловна.
Нам так нравится песня «Катюша», что ученики младших классов приготовили еще и танец под эту же музыку. Его мы тоже посвящаем вам.
Чем только не занимались дети военной поры, но где бы они не были: за школьной партой с ручкой в руке, или в поле, собирающие колоски, все они жили ожиданием. Ожиданием писем и вестей с фронта. Как радовались они этим письмам.
Но после этой войны не осталось ни одной семьи, которая бы не изведала горечи потери.
Всем тем, кто не пришел с этой войны, кто погиб ради того, чтобы мы могли жить посвящается песня «Журавли»
Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давай те люди встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.
Объявляется минута молчания

Прошло время, окончилась война. Чего только не испытала страна за эти годы! И вместе со страной через все эти испытания прошли и вы. Прошли достойно и красиво.

А весной 1945 года пришла она, долгожданная Победа!


Мелодии победные

Играют трубы медные,

Блестят под солнцем светлые

Кинжальные штыки,

Шумят сады зеленые,

Лучами озаренные

Идут краснознаменные

Берлинские полки.

От Эльбы и до Одера

Они вернулись бодрые,

Они вернулись гордые

От иноземных рек;

Земли своей хранители,

Солдаты – победители,

Что не забыть вовек!


У каждого человека, пережившего войну, остались свои воспоминания о Дне Победы. Она была, как поется в песне, «одна на всех». И радость тоже была одна на всех.
«О Победе я узнало по радио. ОТ радости босиком побежала к своей подруге, чтобы быстрее сообщить ей великую весть». Это снова строчки из ваших воспоминаний, уважаемые ветераны.

И вот прошло 60 лет. Сегодня мы чествуем вас.
^ И от всей души говорим вам СПАСИБО!
Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня.

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.
Салют ее большим и малым

Творцам, что шли путем одним,

ЕЕ бойца и генералам,

Героям павшим и живым.
^ ДЕНЬ ПОБЕДЫ (ФОНОГРАММА)


В годы Великой Отечественной войны, когда отцы и старшие братья были на фронте, когда далекие от нас ужасы войны мы видели в киножурналах фронтовой хроники, читали в газетах о стойкости и мужестве бойцов Красной Армии, слушали по радио тревожные сводки «от Советского информбюро», наши сердца не замыкались от страха и невзгод.

Мы были просто детьми. Чуть более взрослыми, ответственными, дружными, активными, чем наши сегодняшние сверстники.

Мы играли, пели, танцевали. У нас были веселые праздники. Да, мы не только старались учиться лучше, но и работали на школьном огороде, на колхозных полях, помогали матерям.

Мы верили в Победу! Мы праздновали ее вместе со всей страной.
( Из воспоминаний Беляевой Людмилы Павловны,

заведующей школьным музеем)



^ Былые годы в памяти не стерты,

Встают из тьмы воскресшие года,

И разделенье на живых и мертвых

Должно изчезнуть раз и навсегда.

Прозрачной дымкой тишина объята,

Из глубины неповторимых дней

Глядят на нас российские ребята,

Что смерть попрали смертию своей.

В. Сидоров.



Вопросы для беседы с труженниками тыла.

  1. Когда и где родились? Чем занимались ваши родители? Кто из семьи или близких родственников был на фронте, кто погиб, есть ли его имя на обелиске?

  2. Годы учебы. Ск. Классов закончили? Назовите своих учителей.

  3. Как узнали о начале войны (где, от кого)? Что запомнилось о жизни в годы Вел. Отеч. войны: где трудились, учились, какие испытали трудности.

  4. Ваши впечатления о Дне Победы. Как узнали? Чем запомнился этот день?

  5. Кратко о вашей жизни, труде в послевоенные годы. Награды (перечислить)

  6. С какого года вы на пенсии?

  7. Что бы вы хотели пожелать молодому поколению?


Если есть фотографии довоенных или военных лет (индивидуальные, груповые, семейные), доверьте нам, мы сделаем ксерокопии и возвратим.

Имеются ли в вашем архиве какой –нибудь интересный старинный документ (снимем ксерокопию) или старинные предметы семейного быта: одежда, старинные полотенца, салфетки, утварь (сфотографируем).

По желанию вы можете сделать подарок или дать на время или хранение (все будет зарегистрировано в журнале музея).

Вопросы для беседы с труженниками тыла.

1.Когда и где родились? Чем занимались ваши родители? Кто из семьи или близких родственников был на фронте, кто погиб, есть ли его имя на обелиске?

2.Годы учебы. Ск. Классов закончили? Назовите своих учителей.

  1. Как узнали о начале войны (где, от кого)? Что запомнилось о жизни в годы Вел. Отеч. войны: где трудились, учились, какие испытали трудности.

  2. Ваши впечатления о Дне Победы. Как узнали? Чем запомнился этот день?

  3. Кратко о вашей жизни, труде в послевоенные годы. Награды (перечислить)

  4. С какого года вы на пенсии?

  5. Что бы вы хотели пожелать молодому поколению?


Если есть фотографии довоенных или военных лет (индивидуальные, груповые, семейные), доверьте нам, мы сделаем ксерокопии и возвратим.

Имеются ли в вашем архиве какой –нибудь интересный старинный документ (снимем ксерокопию) или старинные предметы семейного быта: одежда, старинные полотенца, салфетки, утварь (сфотографируем).

По желанию вы можете сделать подарок или дать на время или хранение (все будет зарегистрировано в журнале музея).
^ Юлия Глуханько.
Вот когда – то вспоминают военные дни.

Говорят о героях – бойцах,

А в колхозах-то дети да бабы одни,

Надрывались, кормили всех нас.

Повязавши потуже платочек, одна

Управлялась за всех мать, подруга, сестра.

Нет скотинушке сена, нет курам зерна

Нет обувки ребятам. Полыхает война..


Огрубели, обветрили руки твои,

От надсадушки ноет спина,

Я тебе, дорогая, сегодня скажу:

«Ты страну нашу любяшим сердцем спасла».

Дорогие сельчане, нелегок ваш труд,

Но без вас горожане, наверно, помрут.

Низко кланяюсь вам я за ратный ваш труд

И, надеюсь, меня здесь сегодня поймут.

Ах, какое же щедрое сердце у вас,

Сколько воли к добру и любви для всех нас!

В пояс кланяюсь вам, люди!

С праздником вас!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Прощание славянки». Звуки взрывов. Война жесточе нету слова, Война печальней нету слова iconСочинение
Великая Отечественная война. Эти слова болью и гордостью одновременно откликаются в сердце каждого жителя нашей страны. Болью потому,...

«Прощание славянки». Звуки взрывов. Война жесточе нету слова, Война печальней нету слова iconКлассный час «Дети и война…»
...

«Прощание славянки». Звуки взрывов. Война жесточе нету слова, Война печальней нету слова iconПлан. Введение Великая Отечественная война «война моторов», «дуэль умов», «сражение мыслей»
Чем дальше в прошлое уходит война, тем более значимым для нас становится подвиг советского народа в Великой Отечественной войне,...

«Прощание славянки». Звуки взрывов. Война жесточе нету слова, Война печальней нету слова iconYok – нет, нету, не имеется  50. başlamak

«Прощание славянки». Звуки взрывов. Война жесточе нету слова, Война печальней нету слова icon3. Наизусть. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Я встретил вас». Билеты...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

«Прощание славянки». Звуки взрывов. Война жесточе нету слова, Война печальней нету слова iconОтмена крепостного права в России
Ключевые слова: крепостное право, барщина, оброк, месячина, Крымская война 1853-1856 гг., реформа 19 февраля 1861 г., личное освобождение,...

«Прощание славянки». Звуки взрывов. Война жесточе нету слова, Война печальней нету слова iconВиноградов В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове). 2-е изд., М., 1972. С. 13-23
При одностороннем подходе к слову сразу же выступает противоречивая сложность его структуры и общее понятие слова дробится на множество...

«Прощание славянки». Звуки взрывов. Война жесточе нету слова, Война печальней нету слова iconВыучите тексты песен, прослушанных на уроке («Три белых коня» и«Если...
Задание 1: Выучите тексты песен, прослушанных на уроке («Три белых коня» и «Если у вас нету тёти»), и попробуйте потренироваться...

«Прощание славянки». Звуки взрывов. Война жесточе нету слова, Война печальней нету слова iconТачка чиста васьмерка, литье, синие лампочки, китайская тонирофка,...

«Прощание славянки». Звуки взрывов. Война жесточе нету слова, Война печальней нету слова iconОбразы кутузова и наполеона в романе л. Н. Толстого "война и мир"
Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" является, по мнению известных писателей и критиков, "величайшим романом в мире"

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница