Загладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса




НазваниеЗагладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса
страница1/40
Дата публикации11.04.2013
Размер4.15 Mb.
ТипУчебник
vbibl.ru > Военное дело > Учебник
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
Н.В. ЗАГЛАДИН

Новейшая история зарубежных стран. XX век
Учебник для учащихся 9 класса


Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по истории для 9 класса общеобразовательных учреждений
Москва

«Русское слово»

1999
Загладин Н.В.

Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса. — М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 1999. — 352 с: ил.

ISBN 5-8253-0015-5

Книга доктора исторических наук, профессора Н.В. Загладина представляет собой учебник нового поколения, носит оригинальный, новаторский, ориентированный на школьника XXI века характер. Теоретические положения учебника удачно сочетаются с конкретным историческим материалом.

ББК 63.3(0)

ISBN 5-8253-0015-5

© Загладин Н.В., 1999

© Ларина Л.И., 1999

©Якубовский С.Н., 1999

© ООО *ТИД «Русское слово—РС», 1999


Глава I. МИР НА РУБЕЖЕ НОВОЙ ЭПОХИ 5

§ 1. ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ: ОБОСТРЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЙ 5

§ 2. НАРОДЫ КОЛОНИАЛЬНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТРАН НА ПУТИ К ПРОБУЖДЕНИЮ 10

§ 3. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ. 1900—1914 гг. 14

Глава II. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ ИТОГИ 18

§ 4. ПРИЧИНЫ И НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВОЙНЫ 18

§ 5. НА ФРОНТАХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 21

§ 6. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К МИРУ. ВЕРСАЛЬСКО-ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА 27

Глава III. ПУТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1920—1930-х гг. 31

§ 7. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЕВРОПЕ И АЗИИ ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 31

§ 8. «ЛЕВЫЕ» И «ПРАВЫЕ » В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН В 1920-е гг. 36

§ 9. МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929—1932 гг. И «НОВЫЙ КУРС» Ф.Д. РУЗВЕЛЬТА 40

§ 10. ТОТАЛИТАРИЗМ В ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ. МИЛИТАРИСТСКИЙ РЕЖИМ В ЯПОНИИ 44

§ 11. АЛЬТЕРНАТИВА ФАШИЗМУ: ОПЫТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ 49

§ 12. МИЛИТАРИЗМ И ПАЦИФИЗМ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 53

Глава IV. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 58

§ 13. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД МИРОВОЙ ВОЙНЫ И «НОВЫЙ ПОРЯДОК» В ЕВРОПЕ И АЗИИ. ДВИЖЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ 59

§ 14. АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ 63

§ 15. ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ 69

§ 16. ИТОГИ И УРОКИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. СОЗДАНИЕ ООН 74

Глава V. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»: ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ 78

§ 17. ИСТОКИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И СОЗДАНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ БЛОКОВ 78

§ 18. КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛИЗМА, ЛОКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 84

§ 19. ПАРТНЕРСТВО И СОПЕРНИЧЕСТВО СВЕРХДЕРЖАВ. КРИЗИС ПОЛИТИКИ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» И ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕ 88

Глава VI. ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ, 1945—1999 гг. 93

§ 20. США: «ВЕЛИКОЕ ОБЩЕСТВО» ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ 94

§ 21. ПОСЛЕВОЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ 98

§ 22. НЕОКОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1980-х гг. В СТРАНАХ ЗАПАДА 102

§ 23. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ 106

§ 24. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА: ОТ ТОТАЛИТАРИЗМА К ДЕМОКРАТИИ 109

Глава VII. ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ В АЗИИ, АФРИКЕ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ 113

§ 25. ЯПОНИЯ И НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ 114

§ 26. КИТАЙ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ 117

§ 27. ИНДИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА 120

§ 28. ИСЛАМСКИЙ МИР: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ 123

§ 29. АФРИКА К ЮГУ ОТ САХАРЫ: ОПЫТ НЕЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ 127

§ 30. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА МЕЖДУ АВТОРИТАРИЗМОМ И ДЕМОКРАТИЕЙ 130

Глава VIII. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И КУЛЬТУРА НАРОДОВ МИРА В XX ВЕКЕ 133

§ 31. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ, ИДЕОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА 134

§ 32. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 136

§ 33. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 140

Глава IX. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ НА РУБЕЖЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ 142

§ 34. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 142

§ 35. МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА: НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ 145

§ 36. «КОНФЛИКТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»: ЭТНИЧЕСКИЙ РЕНЕССАНС КОНЦА XX ВЕКА 149

§ 37. ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВО-БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 153

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА 1900—1999 гг.* 156

^ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИИ 162



Введение

XX век во многом был переломным для человечества. Как по насыщенности событиями, так и по масштабу перемен в жизни народов он был равнозначен столетиям мирового развития в прошлом.

Основой произошедших перемен стало значительное ускорение темпов научно-технического прогресса, расширение горизонтов знаний. В XIX веке для удвоения объема научных знаний, в среднем, требовалось 50 лет, к концу XX века — около 5 лет. Их плоды буквально революционизировали все стороны жизни большинства народов мира.

Появились новые источники энергии (атомной, солнечной). Получили развитие новые технологии, обеспечивающие автоматизацию и роботизацию производства, возникла возможность получения веществ с заранее заданными свойствами, не существующими в природе. Были внедрены новые средства обработки и культивации земель, биотехнологии, методы генной инженерии. Все это позволило в десятки раз повысить производительность труда в промышленности и сельском хозяйстве. Только за период 1850—1960 гг. объем производства товаров и услуг в промышленно развитых странах Европы и Северной Америки увеличился в 30 раз. Достижения медицины, внедрившиеся в самых отдаленных уголках планеты, обеспечили удвоение средней продолжительности жизни людей (примерно с 32 до 70 лет). Численность населения мира в XX веке, несмотря на то что он ознаменовался самыми кровопролитными войнами в истории, увеличилась примерно в 3,5 раза — с 1680 млн. человек в 1900 г. до 5673 млн. в 1995 г. Отметим, что для предыдущего утроения численности землян потребовалось 250 лет.

Наиболее зримые и наглядные перемены произошли в быте людей, их производственной деятельности. В начале века лишь в Великобритании большая часть населения жила в городах. В большинстве же стран мира, включая, Россию, 8-9 человек из десяти жили в сельской местности, обрабатывая землю преимущественно вручную или с использованием рабочего скота, не зная электричества. К концу века уже в большинстве стран мира почти половина населения живет в городах-гигантах (мегаполисах), занята в промышленности, сфере услуг, науке, управлении.

Качественно нового уровня развития достигли средства коммуникации между людьми, народами, государствами. Это было связано с развитием транспорта, особенно воздушного, появлением электронных средств массовой информации (радио, телевидения), повсеместной телефонизацией, складыванием глобальных компьютерных информационных сетей (Интернет). В итоге произошло углубление международного разделения труда, активизировался обмен научно-технической информацией, идеями, культурными ценностями жилось миграция населения.

В наибольшей степени научный прогресс затронул военно-техническую сферу. ХХ век имеет все шансы войти в историю как век самых разрушительных войн, которые когда-либо знала цивилизация. Век, когда с изобретением оружия массового поражения (ОМП) — прежде всего ракетно-ядерного, а также биологического, химического, геофизического — человечество впервые приобрело возможность уничтожить само себя и неоднократно оказывалось на грани использования этой возможности.

Такое понятие, как «прогресс», подразумевающее перемены, происходящие на благо человека, не вполне применимо для обозначения процессов, развернувшихся в мире в XX веке. Бесспорно, что условия жизни и труда во многих странах мира существенно улучшились. Постепенно повышался уровень жизни, сокращалась продолжительность рабочего дня, сам труд приобретал все более творческий характер. Для основной массы населения, особенно развитых стран, улучшились условия досуга, доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, участия в общественно-политической жизни.

В то же время изменения облика мира повлекли за собой обострение многих прежних проблем, породили новые, угрожающие самим основам существования цивилизации.

В конце века продолжают обостряться проблемы ресурсной базы дальнейшего развития, истощения мировых запасов сырья и энергоносителей. Среда обитания человека все больше загрязняется промышленными и бытовыми отходами. Увеличивается число «горячих точек» — стран, где возрастает напряженность в этнических и социальных отношениях, жизнь людей постоянно подвергается опасности. Все это, а также нестабильность мировой экономики, международной финансовой системы требуют качественно нового уровня сотрудничества государств для упорядочения мирового развития, придания ему устойчиво-безопасного характера. Однако из-за неравномерности темпов общественного, политического, социально-экономического развития основных регионов мира близкими соседями в рамках одного, ставшего единым планетарного пространства оказываются народы, живущие как бы в разном историческом времени, решающие различные задачи. Одни овладели самыми передовыми технологиями, создали конкурентоспособную экономику и стремятся к наибольшей открытости мировых рынков. Другие решают задачи преодоления отсталости, третьи лишь недавно обрели собственную государственность, ищут свое место в меняющемся мире. Эта ситуация неблагоприятна для поиска приемлемых для всех конструктивных решений. Более того, она порождает новые противоречия.

Если конфликты на международной арене могут быть преодолены за счет компромисса, соглашения между его участниками, то значительно сложнее решить проблему так называемого футурошока, кризиса самого человека. Суть его состоит в том, что, ориентируясь в повседневных реальностях современной жизни на бытовом уровне, человек, перегруженный потоками информации, нередко не успевает воспринять и адекватно отразить в своей деятельности смысл современных социально-экономических, глобальных процессов.

Эффект кризиса человека проявляется в различных формах. В частности, в росте числа психических заболеваний, наблюдающемся в самых благополучных, на первый взгляд, странах; в страхе перед будущим, «изучении» его с помощью магии и гороскопов, а не науки; в попытках искусства отразить современный мир обращением к подсознанию, иррациональным началам; в возникновении массовых, нетрадиционных движений, с откровенным страхом и враждебностью относящихся к переменам, научно-техническим достижениям; в неудачных решениях политиков, не учитывающих реальности мира, в котором они действуют.

В этих условиях изучение истории XX века приобретает особую актуальность. Позволяя увидеть истоки тенденций современного мирового развития, историческое знание если и не дает готовых рецептов решения насущных проблем современности, то закладывает основу их понимания.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Загладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы Для студентов
Контрольная работа предназначена для углубления и расширения знаний по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»....

Загладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса iconПрограмма для абитуриентов бгарф базовый учебник: Учебник для учащихся...
Дополнительный учебник: «Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Под ред. Л. Н....

Загладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса iconИстория государства и права зарубежных стран
Отражение в Хартии материальных интересов различных социальных слоев феодальной Англии

Загладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса iconИншаков С. М. Криминология: Учебник
Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Криминология» для юридических вузов на основе новейшего законодательства и...

Загладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса iconПодписание Основополагающего акта Россия – нато и предшествующие этому события
Интернет, изданий. Единственным непериодическим изданием, которое я пользовал, является учебное пособие для 11 класса Г. К. Селезнева...

Загладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса iconРабочий план учителя на 2009/2010 учебный год
Предмет : новейшая история-история 20 века. Класс: 12-а Количество часов: 35 Курс: 7

Загладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса iconРабочий план учителя на 2009/2010 учебный год
Предмет : новейшая история-история 20 века. Класс: 12-а Количество часов: 35 Курс: 8

Загладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса iconЗагладин Н. В., Симония Н. А программа курса «Всеобщая история» для 10класс
Государственное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка

Загладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса icon«Человек в истории. Россия XX век» родословие. История семьи ларисы трухан
История человека – это история всего человечества. История народов складывается тысячелетиями, некоторых – веками. История мира знает...

Загладин Н. В. Новейшая история зарубежных стран. XX век: Учебник для школьников 9 класса iconПлан-конспект урока по английскому языку. 27. 11. 2009 г. Класс
Учебник: И. Н. Верещагина, Т. А. Притыкина «Английский язык», учебник для 1го класса. Изд-во «Просвещение» 2001 год

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница