Васильев С. С. Великая Отечественная война в советском кинематографе семидесятых – первой половины восьмидесятых годов




Скачать 73.84 Kb.
НазваниеВасильев С. С. Великая Отечественная война в советском кинематографе семидесятых – первой половины восьмидесятых годов
Дата публикации06.04.2013
Размер73.84 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Военное дело > Документы








Васильев С.С.

Великая Отечественная война в советском кинематографе семидесятых – первой половины восьмидесятых годов.

В истории изучения отражения реальных исторических событий в художественных произведениях распространено мнение, что для полного и объективного анализа их нужно определенное время, дистанция.

В конце 60-х – 70-е годы в отечественной культуре и искусстве нечто похожее начало обозначаться. В этот период издаются мемуары участников Великой Отечественной войны, рассекречиваются и публикуются некоторые важные документы, выходит многотомная «История Великой Отечественной войны». Конечно, это была относительно небольшая часть той информации, которая так и осталась запечатанной в архивах и хранилищах документов вплоть до 1991г.

«Правда о войне» в исторических исследованиях, литературе, публицистике и кинематографе подвергалась серьезной корректуре со стороны идеологического отдела ЦК КПСС. Именно Центральный Комитет партии решал, какую «дозу» информации выделить для освещения того или иного события минувшей войны.

Советское кино в 70-е годы находилось в стадии подъема: производство и прокат щедро финансировались государством, имели многочисленную армию постоянных зрителей, были на хорошем счету у Минфина (3-е место по отдаче капиталовложений после алкоголя и табака) и у идеологических органов ЦК. Общий процесс активизации интереса деятелей культуры и искусства СССР к теме Великой Отечественной войны был, в первую очередь, вызван публикациями неизвестных ранее документальных материалов. Среди деятелей искусства в эти годы стало наблюдаться несвойственное ранее стремление к более многомерному, многофакторному изображению войны. В советском кинематографе возрождается жанр эпопеи. Среди фильмов этого направления – «Освобождение», «Солдаты свободы» и «Битва за Москву» Ю. Озерова, «Блокада» М. Ершова, трилогия И. Гостева «Фронт без флангов», «Фронт за линией фронта», «Фронт в тылу врага» и ряд других.

Самым известным кинопроизведением такого рода стал цикл фильмов «Освобождение», - «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин», «Последний штурм», (постановка Ю.Озерова, сценарий Ю. Бондарева, О. Курганова и Ю. Озерова). Решение о запуске цикла было принято в 1965 году. На создание пяти фильмов ушло десять лет, из них шесть лет – непосредственно на съемки.

Основой киноэпопеи стали реальные исторические события. Сюжет каждого из фильмов цикла исторически хроникален. В каждом фильме выделяются несколько сюжетных линий, которые затем интегрируются исторической хроникой в единое художественное целое. Вместе с тем, каждый фильм цикла «Освобождение» - драматургически законченное, самостоятельное произведение, которое повествует об определенном этапе войны. В этой киноэпопее наблюдается небывалая доселе масштабность и разносторонность в показе как мест проведения боевых операций, штабов действующих армий, дипломатических встреч союзников, так и реальных исторических персонажей – военачальников, представителей Ставки, командующих армиями и фронтами. Рядом с историческими персонажами в фильме действуют вымышленные герои, - полковник Лукин (В. Санаев), капитан Цветаев (Н. Олялин), санинструктор Зоя (Л. Голубкина), ординарец Сашка (С. Никоненко) и другие. Жанр хроники позволил показать большое число исторических лиц без психологической детализации черт их характера, обязательной для другой формы произведения. Это было важно по двум причинам: во – первых, в цикле «Освобождение» действует пятьдесят одно историческое лицо и раскрыть каждого из них было просто нереально, во – вторых, отношение к некоторым деятелям Великой Отечественной войны в официальной идеологии 70 – х гг. менялось и кинематографисты должны были четко отражать эти изменения. Так здесь впервые после «Падения Берлина» и «Сталинградской битвы» вновь появляется Сталин (Б. Закаридзе), предстающий на экране как выдающийся стратег, мудрый и дальновидный полководец.

Авторы «Освобождения» смело вводили в фильм кадры фронтовой кинохроники (вступление советских войск в Орел, «рельсовая война», проход немецких военнопленных через Москву, бои в Арденнах), что способствовало ощущению документальной подлинности игровых эпизодов.

Цикл «Солдаты свободы» (1977), логически дополнявший «Освобождение», рассказывал о событиях Второй Мировой войны в Восточной Европе, организации антифашистского сопротивления и партизанском движении. Авторы фильма – О.Курганов и Ю.Озеров стремились реконструировать реальные исторические события. Работа над фильмом шла под жестким контролем партийных и государственных органов, как СССР, так и Восточной Европы. При этом стремление сделать фильм идеологически выдержанным, отвечающим требованиям официальной мифологии того времени негативно сказалось на его художественной части. Стилистика картины, с одной стороны тяготела к документальности, но в то же время, на ней лежала печать официозной парадности. Неудачной оказалась и следующая четырехсерийная эпопея Ю.Озерова «Битва за Москву» (1985г.), поставленная режиссером по собственному сценарию. Фильм, как и предыдущий, страдает излишней иллюстративностью и полным отсутствием эмоционально-художественного воздействия.

В жанре исторической хроники созданы многосерийный фильм «Блокада» (1974 – 1978) режиссера М.Ершова по одноименному роману А. Чаковского и сериалу режиссера И.Гостева «Фронт без флангов» (1975), «Фронт за линией фронта» (1978), «Фронт в тылу врага» (1981) по роману С. Цвигуна «Мы вернемся». Однако все эти фильмы (за исключением, наверное только «Освобождения») не стали значительными явлениями киноискусства и общественной жизни страны. Главные причины этого, - прерогатива идеологических задач перед художественными, господство официозных идеологических стереотипов, недоступность многих важнейших документов.

Кроме художественно – документальных фильмов, в кинорепертуаре 70-х, первой половины 80-х гг. были представлены фильмы различной жанрово-стилевой направленности – от камерного психологического повествования, до картин эпического характера. Наиболее значительные среди них – «А зори здесь тихие» (1972) С. Ростоцкого, «Белая птица с черной отметиной» (1972), Ю. Ильенко, «Они сражались за Родину» (1975) С. Бондарчука.

Действие фильма «Они сражались за Родину» ограничено во времени и пространстве, герои его немногочисленны, но автору удалось глубоко разработать психологическую сторону в изображении национальных, народных характеров, правдиво изобразить солдатские будни.

Иная форма свойственна картине украинского режиссера Ю.Ильенко «Белая птица с черной отметиной» – притче о драматической судьбе украинского народа, оказавшегося на сломе эпох, между двумя враждующими группировками. Действие фильма происходит в небольшом гуцульском селе на фоне исторических событий (присоединение западных украинских земель к Советской Украине в 1939 году, затем Великая Отечественная война). В сюжете картины присутствуют как реальные драматические ситуации, так и сказочные фольклорные мотивы.

«Они сражались за Родину», «А зори здесь тихие…», «Белая птица с черной отметиной» и другие, менее известные эпические кинокартины были в свое время благожелательно встречены критикой и имели ощутимый зрительский успех. Но во второй половине 70-х – начале 80-х гг. появляются фильмы, обозначившие новые, нестандартные подходы к осмыслению материала войны, предложившие новые образные решения для его воплощения. Это, прежде всего, фильмы «Проверка на дорогах» и «20 дней без войны» А. Германа, «Восхождение» Л. Шепитько, «Иди и смотри» Э. Климова.

Картина «Проверка на дорогах» поставлена А. Германом в 1971 году по сценарию, написанному Э.Володарским по повести Ю.Германа «Операция «С Новым Годом!». Авторы фильма предложили непривычные, новаторские трактовки ряда военных тем: предательства, сотрудничества с оккупантами, «партизанской темы», темы пленных, «победы любой ценой» и т.д. Многие морально-этические установки фильма принципиально расходились с принятыми в то время официальными мифологемами, что привело к закономерному результату, – фильм был положен «на полку» и вышел на экран только в 1986г.

Фильм «Восхождение» вышел на экран в 1977 году, гораздо раньше «Проверки на дорогах». Режиссер Лариса Шепитько выбрала для экранизации повесть В. Быкова «Сотников», которая была неоднозначно принята и в литературных кругах. В экранизации Л.Шепитько переносит на экран повесть как историю «про себя»: «Про человека, который волею судьбы мог быть рожден на 30 лет раньше, который … сам погибал, сам предавал, сам выживал, сам вычислял для себя формулу бессмертия и сам приходил к тем открытиям, к которым пришел Сотников». (Литературная газета. 27 апреля, 1983)

По словам В.Быкова, «Шепитько не пошла по линии фиксации образов повести, а стремилась ее углубить, драматизировать ситуацию, характеры… Хотя кое-что в «Восхождении» я как реалист не принимаю. Например, эпизод, когда Портнов начинает даже проявлять любовь к своей жертве – Сотникову. Это уже нечто труднопостижимое, языческое. Но и это не недостаток фильма, а просто иной взгляд художника – кинематографиста». (Советская культура. 21 марта, 1980)

«Восхождение» – фильм-притча. Герои его – конкретные живые люди, с выраженными индивидуальными чертами характера и поставленные перед проблемой этического выбора – выступают здесь как олицетворения «вневременных» персонажей, вечных нравственных начал.

Отдельную группу составили вышедшие в этот период экранизации фашистских злодеяний на оккупированных территориях, восстановленные на основе подлинных событий. Таков фильм «Факт»(1982) литовского режиссера А. Грикявичуса. В основу сюжета положены реальные события карательной операции сил СС 3 июня 1944г., во время которой была сожжена деревня Пирчюпяй почти со всеми жителями. Действие фильма четко разделено хронологически – по часам и минутам, излишняя протокольность картины здесь оправдана и уместна.

Совершенно в иной стилистике рассказано Э. Климовым о трагедии в Хатыни. Трагедия одного белорусского села – это обобщенный образ трагедии белорусского народа, всех народов советской страны. Подход режиссера к созданию картины отчасти можно назвать жестоким. Авторы картины методично и целенаправленно показывают саму «технологию» уничтожения людей, то как ее совершенствуют фашисты на практике. «Люди и обстоятельства должны выглядеть, как в хроникальных кадрах – говорил режиссер. – «Разыгранная» война это оскорбление памяти о войне, искажение самой сути того, что происходило». (Искусство кино. 1984. № 6, С.52.)

Фильму «Иди и смотри» свойственна внутренняя напряженность каждого кадра, что породило неоднозначное отношение к нему как критиков так и зрителей. Эмоциональное воздействие в фильме нарастает от эпизода к эпизоду, кадр переходит в кадр по законам ужаса, натуралистичность в демонстрации деталей в фильме часто неоправдана.

Гуманистическое направление советского военного кинематографа в это время было представлено такими картинами как «Пришел солдат с фронта» и «Подранки» Н.Губенко, «Гнездо на ветру» О.Неуланда, «Что посеешь …» П.Симма, «Ночь коротка» М.Беликова, «Военно-полевой роман» П.Тодоровского, «Танго нашего детства» А.Мкртчяна. Война здесь не была целью повествования, это было лишь средство (некий фон), на котором происходили сложные человеческие взаимоотношения героев фильма. Многие фильмы подобного направления являются автобиографическими, что обусловило наличие в них лирического начала и ностальгической интонации.

В целом можно сказать, что кинематограф эпохи «Застоя», несмотря на показанные выше негативные стороны в освещении такого сложного и неординарного события, как Великая Отечественная война явился важным этапом в осознании обществом великого горя и великого подвига старшего поколения советских людей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Васильев С. С. Великая Отечественная война в советском кинематографе семидесятых – первой половины восьмидесятых годов iconВеликая Отечественная война: Оккупация. Страшные подробности
Великая Отечественная война принесла народам СССР не только огромные жертвы на фронте. Миллионы мирных жителей унесла развязанная...

Васильев С. С. Великая Отечественная война в советском кинематографе семидесятых – первой половины восьмидесятых годов iconПлан. Введение Великая Отечественная война «война моторов», «дуэль умов», «сражение мыслей»
Чем дальше в прошлое уходит война, тем более значимым для нас становится подвиг советского народа в Великой Отечественной войне,...

Васильев С. С. Великая Отечественная война в советском кинематографе семидесятых – первой половины восьмидесятых годов icon«Прощание славянки». Звуки взрывов. Война жесточе нету слова, Война печальней нету слова
Четыре долгих года, 1418 дней длилась на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества. 22 июня 1941 года...

Васильев С. С. Великая Отечественная война в советском кинематографе семидесятых – первой половины восьмидесятых годов iconГражданско-патриотическое воспитание
«Великая Отечественная война 1941-1945 -экспозиция «Культурное наследие Тамбовского края»

Васильев С. С. Великая Отечественная война в советском кинематографе семидесятых – первой половины восьмидесятых годов iconРайонный конкурс детских рисунков
«Великая Отечественная война 1941- 1945 г г глазами детей» посвящённого 70-летию освобождения Новоалександровского района от немецко-фашистских...

Васильев С. С. Великая Отечественная война в советском кинематографе семидесятых – первой половины восьмидесятых годов iconИнститут военной истории министерства обороны российской федерации военно-исторический центр
Редакционная коллегия серии сборников документов «великая отечественная война 1941—1945 гг.»

Васильев С. С. Великая Отечественная война в советском кинематографе семидесятых – первой половины восьмидесятых годов iconСочинение
Великая Отечественная война. Эти слова болью и гордостью одновременно откликаются в сердце каждого жителя нашей страны. Болью потому,...

Васильев С. С. Великая Отечественная война в советском кинематографе семидесятых – первой половины восьмидесятых годов iconУказатель статей по темам: «Великая Отечественная война», «Патриотическое...
Воспитание гражданских и патриотических качеств у учащихся лицея через реализацию проекта "Шаг в будущее" [Текст] / И. А. Бочков

Васильев С. С. Великая Отечественная война в советском кинематографе семидесятых – первой половины восьмидесятых годов iconДень победы
Советского Союза над фашистской Германией, также ее союзниками – фашистской Италией и милитаристской Японией, в Великой Отечественной...

Васильев С. С. Великая Отечественная война в советском кинематографе семидесятых – первой половины восьмидесятых годов iconУроке» Конспект открытого мероприятия Мастер-класс по теме: «Использование...
Семинар-практикум по духовно-нравственному воспитанию «Организация индивидуально-групповой работы на уроке»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница