Технологическая карта как эффективное средство обучения планированию предстоящей работы на уроках швейного дела в школе VIII вида




Скачать 63.92 Kb.
НазваниеТехнологическая карта как эффективное средство обучения планированию предстоящей работы на уроках швейного дела в школе VIII вида
Дата публикации07.09.2013
Размер63.92 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Военное дело > Урок
Технологическая карта как эффективное средство обучения планированию предстоящей работы

на уроках швейного дела в школе VIII вида.
Учитель швейного дела Л.В.Котомцева

ГКОУ СО «Серовская Специальная

Коррекционная Общеобразовательная Школа №1»

Важной задачей коррекционной школы является развитие у учащихся трудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности.

Школьников нужно научить планировать свои действия, контролировать и регулировать их выполнение, работать аккуратно, целенаправленно, самостоятельно.

Умственно отсталые школьники испытывают значительные затруднения при самостоятельном планировании предстоящей работы. Это обусловлено следующим:

  • своеобразием познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллектуального развития и в значительном недоразвитии словесно-логического мышления;

  • недостаточным умением детей ориентироваться в задании:

учащиеся часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними;

  • трудностями, которые они испытывают при определении условий выполнения задания, в частности, не могут установить, какие им потребуются инструменты, и, как правило, выбирают те, которыми пользовались на предыдущих уроках труда;

  • особенностями высшей нервной деятельности у детей с нарушением интеллекта, которые вызывают значительные трудности при выполнении практического задания, представленного в виде словесной инструкции.

Планирование тесно связано с целенаправленностью деятельности, а нарушения этого процесса, свойственные умственно отсталым школьникам, оказывают негативное влияние на определение последовательности действий, выбор наиболее эффективных способов выполнения трудового задания, т.е. на процесс планирования.

В процессе обучения планированию предстоящей работы школьников с интеллектуальной недостаточностью необходимо решить следующие задачи:

  • обучение самостоятельной разработке программы действий (алгоритма предстоящей работы);

  • обучение детей технологическим приёмам, необходимым для выполнения работы; формирование обобщённых умений планировать, контролировать, корригировать действия, переносить имеющийся опыт в новые условия, действуя в соответствии с инструкцией;

  • развитие наглядно-образного мышления, направленного на осознание цели и условий деятельности.

Для успешного решения этих задач важную роль играют наглядные пособия, особенно значимую помощь оказывают технологические карты, позволяющие активизировать и направлять практическое мышление школьников.

Использование технологической карты на уроках трудового обучения помогает детям устанавливать наиболее логическую последовательность изготовления объекта, и это пособие оказывает учащимся помощь при практическом выполнении задания: учит отбирать необходимые инструменты, материалы и приспособления, пользоваться рациональными приёмами труда, применять в работе нужные правила, осуществлять поэтапный контроль выполнения изделия; использование карты способствует успешному выполнению задания, что создаёт у учащихся положительный эмоциональный настрой, заинтересованность в работе, повышает веру в свои силы. Благодаря использованию технологической карты на уроке и составление плана работы над изделием, описание его, положительно сказывается на развитии речи у детей. Применение этого пособия на занятиях способствует воспитанию у детей готовности работать с подобного рода инструкциями не только на уроках труда, но и на других предметах; технологической карты дают возможность учителю чётко организовать урок, облегчают объяснение задания, делают более доступными инструктирование и показ способов выполнения отдельных приёмов. Отпадает необходимость многократно оказывать помощь детям при изготовлении изделия, т. к. карта содержит необходимые сведения, и большинство школьников довольно быстро учатся пользоваться ими. Таким образом, у учителя освобождается время, чтобы помочь более слабым ученикам справиться с заданием.

Разработанные мною карты включают в себя образцы поэтапной обработки изделия и инструкцию с технологическим описанием каждого приёма.

Дети выполняют изделие, планируя ближайшую операцию и получая подробную инструкцию о предметах работы. На такой карте учащиеся могут проследить все технологические операции и результаты выполнения приёмов разной степени готовности. В начале обучения планированию предстоящей работы применяю технологические карты в течение нескольких уроков подряд, чтобы дети имели возможность с моей помощью неоднократно повторить и запомнить алгоритм изготовления изделия или трудового приёма.

Этот период обучения наиболее удобен для включения в урок подробной технологической карты; изготовление объекта труда разделяется на чёткие и несложные операции, что даёт возможность детям понять принцип подачи материала на карте.

Такая карта показывает все операции; на ней представлены результаты выполнения приёмов, т. е. данные предметные образы разной степени готовности. Основные приёмы изображены подробно.

Пользуясь подробной предметной картой, дети отвечают правильно, и помощь, оказываемая пособием, при этом становится очевидной. Карта же помогает ученику точно назвать нужную операцию, что самостоятельно сделать ему трудно. Осознание полезности предметной карты создаёт соответствующий настрой, желание ею пользоваться.

Следующий этап обучения – формирование у школьников умения составлять план предстоящей работы по заранее расставленным мною предметным образцам карты, подставляя к нужному образцу соответствующую инструкцию с технологическим описанием приёма. Данное задание сложнее, чем предыдущее, поэтому при его выполнении возможны ошибки. Со своей стороны стараюсь их предвидеть и предупредить. Чтобы организовать внимание отвечающего, предлагаю ученице сравнить все элементы предметной карты с технологическим описанием каждого приёма и затем выбрать правильный вариант. С такого рода заданием со временем справляются даже слабые ученики.

В процессе работы с технологическими картами варьирую задания, привлекаю к работе весь класс. Когда у детей с интеллектуальной недостаточностью вырабатываются некоторые умения определять последовательность предстоящей работы по расставленным предметным образцам карты, задания усложняю, создавая проблемные ситуации путём замены местами одного или нескольких предметных образцов карты.

Такие приёмы побуждают детей внимательно анализировать содержание каждого компонента карты, проводить сравнения рядом стоящих образцов с тем, чтобы установить логику изготовления объекта.

Сложным заданием является самостоятельная расстановка всех компонентов карты в нужной последовательности.

К концу обучения дети твёрдо усваивают, что перед началом работы следует внимательно изучить образец изделия, продумать с какого технологического приёма нужно начинать работу и что, выполнив данный приём, нужно проконтролировать себя, используя предметную карту на данное изделие как эталон для самоконтроля. В дальнейшем при изготовлении подобных изделий ученики могут применять данный предметный план с небольшими изменениями.

Ученики, благодаря отработанному навыку построения алгоритма предстоящей работы, используя предметную карту, легко ориентируются при составлении плана, анализируя и сравнивая предметные образцы разной степени готовности, и успешно используют его при изготовлении многодетальных изделий. При этом они умеют правильно называть технологические операции, трудовые приёмы, детали, способы их соединения.

Конечно, предварительное планирование хода работы не исключает помощи с моей стороны во время практического выполнения изделия. Однако, потребность в ней значительно сокращается, так как учащиеся имеют перед собой предметный план. Изменяется и характер помощи. В основном она заключается в том, что внимание учеников направляется на получение сведений из карты, и только в отдельных случаях показываю способ выполнения отдельных приёмов.

В результате применения на уроках трудового обучения такого рода наглядности создаются благоприятные условия для воспитания у детей с интеллектуальной недостаточностью умения применять карту как средство помощи и самоконтроля.

Таким образом, применение технологических карт в обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью обеспечивает активную организацию прошлого опыта и создаёт условия не только для быстрого запоминания, но и для более успешного воспроизведения материала.

Использование на уроках алгоритма изготовления объектов труда в учебных мастерских способствует более эффективному развитию учащихся и в значительной степени облегчает:

  1. Понимание объяснения учителя;

  2. Усвоение технико-экономических знаний;

  3. Формирование оперативного образа объектов труда;

  4. Планирование трудовой деятельности;

  5. Самоконтроль при изготовлении изделий;

  6. Усвоение профессиональных приёмов труда;

  7. Формирование профессиональных навыков.

ЛИТЕРАТУРА.

  • Аксёнова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.

  • Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: «Школа – пресс», 1994.

  • Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.

  • Мудрик А.В. Социализация и воспитание. – М.: Сентябрь, 1997.

  • Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

  • Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / Под ред. Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин. – М.: «Academa», 2000.

  • Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.– М.: Владос, 2001.

  • Специальная педагогика/ Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: «Academa», 2000. 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технологическая карта как эффективное средство обучения планированию предстоящей работы на уроках швейного дела в школе VIII вида iconТехнологическая карта урока
Учитель с многолетним опытом работы в общеобразовательной школе предлагает как вариант конспекта урока технологическую карту. Чем...

Технологическая карта как эффективное средство обучения планированию предстоящей работы на уроках швейного дела в школе VIII вида iconПубличный отчет о работе мкс(К)оу «С(К)ош №10 (VIII вида)»
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа...

Технологическая карта как эффективное средство обучения планированию предстоящей работы на уроках швейного дела в школе VIII вида iconТехнологическая карта Возведение несущих стен и монтаж перекрытий...
Технологическая карта предназначена с целью ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства монтажных...

Технологическая карта как эффективное средство обучения планированию предстоящей работы на уроках швейного дела в школе VIII вида iconМетодика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе...
Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Методические рекомендации к лекционным и практическим...

Технологическая карта как эффективное средство обучения планированию предстоящей работы на уроках швейного дела в школе VIII вида icon«Сталь» технологическая карта
У тебя в руках Технологическая Карта реализации одного из мероприятий, входящих в цикл подготовки акции «Наша Победа» в твоем регионе....

Технологическая карта как эффективное средство обучения планированию предстоящей работы на уроках швейного дела в школе VIII вида icon«Организация самостоятельной работы на уроках истории обществознания...
Организация самостоятельной работы на уроках истории и обществознания как средство развития ключевых компетентностей учащихся

Технологическая карта как эффективное средство обучения планированию предстоящей работы на уроках швейного дела в школе VIII вида iconПрограмма коррекционной работы
Дети с овз получают образование в общобразовательной школе по программам специального коррекционного обучения 7 и 8 вида

Технологическая карта как эффективное средство обучения планированию предстоящей работы на уроках швейного дела в школе VIII вида iconТиповая технологическая карта (ттк) организация труда на замену ктп  6-10/0,4 кв
Типовая технологическая карта разработана на организацию труда на замену ктп 6-10/0,4 кВ

Технологическая карта как эффективное средство обучения планированию предстоящей работы на уроках швейного дела в школе VIII вида iconТиповая технологическая карта (ттк) производство работ по монтажу...
Типовая технологическая карта составлена на один из вариантов производства работ по монтажу внутреннего и наружного освещения

Технологическая карта как эффективное средство обучения планированию предстоящей работы на уроках швейного дела в школе VIII вида iconТехнологическая карта №11 1
Панели выпрямительные пв-24, пв-24/220 бб, статив спмс-бб. Проверка работы устройств автоматического заряда контрольных аккумуляторных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница