Закончена в 1945 году




Скачать 183.11 Kb.
НазваниеЗакончена в 1945 году
страница1/2
Дата публикации07.08.2013
Размер183.11 Kb.
ТипЗакон
vbibl.ru > Военное дело > Закон
  1   2

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». Анализ.

Общие сведения о поэме «Василий Теркин»
«Василий Тёркин» (другое название — «Книга про бойца») — поэма А. Твардовского. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Тёркину.

  • Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с1942 года и была закончена в 1945 году.

  • Большей частью поэма написана четырёхстопным хореем.

  • Поэма состоит из 30 глав, пролога и эпилога, условно разделяясь на три части. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. 

  • Повествование поэмы не связано с ходом военной кампании 1941—1945 годов, но в нём присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941—1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.

  • Работу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939—1940 году, когда он был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» в ходе финской военной кампании.

  • Имя героя и его образ родились как плод совместного творчества членов редколлегии газеты. Тёркин стал сатирическим героем нескольких небольших стихотворений-фельетонов Твардовского, написанных для газеты. Писали о Тёркине и другие авторы. 

  • 22 июня 1941 года Твардовский сворачивает мирную литературную деятельность и на следующий день уезжает на фронт. Он становится военным корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта. В 1941—1942 годах вместе с редакцией Твардовский оказывается в самых горячих точках войны. Отступает, оказывается в окружении и выходит из него.

  • Весной 1942 года Твардовский возвращается в Москву. Собрав разрозненные записи и наброски, он снова садится за работу над поэмой. «Война всерьез, и поэзия должна быть всерьез» — пишет он в своём дневнике 4 сентября 1942 года началась публикация первых глав поэмы (вступительная «От автора» и «На привале») в газете Западного фронта «Красноармейская правда».

  • Есть продолжение поэмы «Теркин на том свете»



Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».
Логическая цепочка сочинения такова. Василий Тёркин — русский солдат, обладающий всеми лучшими чертами солдата и человека: его ведут любовь к Родине, смелость, готовность к подвигу, чувство собственного достоинства. Он ловок, удачлив, мастер на все руки, гармонист, умеет вовремя пошутить, поднять дух бойцов. Он не один: с ним рядом воюют, ему помогают и поддерживают его другие солдаты: повар, который “ложку лишнюю кладёт”; те, что дали ему “валенки с ноги”; танкисты, доставившие его в санбат; шофёр, подвозивший Тёркина на передовую; два бойца похоронной команды, которые в мороз сняли с себя шинели, чтобы сделать носилки и донести раненого бойца. В каждой главе мы слышим реплики эпизодических героев-солдат, остроумные, исполненные нравственной чистоты.

Почему Твардовский говорит — “труженик-солдат”? Война — тяжёлая, но необходимая для всего народа работа. Каждый отдельный солдат — не былинный богатырь, а простой человек, которому может быть страшно и больно, и только совместными усилиями возможно победить врага.

^ Слово “солдат” теряет в поэме значение “рядовой”: солдат — это боец, воин, защитник Отечества, а значит, генерал — тоже солдат, сражающийся за освобождение Отчизны. В главе «Дед и баба» возникает образ старика, который был солдатом Первой мировой войны. В этом образе — не просто реалии прежней войны (разрывы снарядов, вши), но и звучание струн фольклорной традиции (Тёркин — мастер на все руки; мотив ловкого, смекалистого солдата: “Может, сало надо жарить?” — суп из топора).

Главный герой поэмы, воплощенный в образе Василия Теркина. — народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский сумел создать типичный образ русского солдата, с его плюсами и минусами. Он создал живого человека. Перед нами предстает воин, который любит свой народ, свою Родину. Он не жалеет своей крови для нее. Теркин может найти выход из самого трудного положения и шуткой скрасить фронтовые трудности. Он любит поиграть на гармони и сам послушать музыку на привале. Теркины были всегда, в любую войну. Именно на таких солдатах и держался дух русского воинства. 
    
Теркин — русский, узнаваемый характер, товарищ по работе, сосед по квартире. Сейчас же он — товарищ по войне и окопу. Он шилом бреется и дымом греется. В любой ситуации он старается оставаться человеком, хочет сохранить в себе людское, доброе, а не озлобиться, не ожесточиться. В его характере образуется сплав жизненного и фольклорного начала. Работая над образом Теркина, поэт старался сохранить объективность, не навязывать своих взглядов и симпатий. Поэма удивительно не идеологизирована. 

Образ Василия Тёркина словно укореняется в русской истории, приобретает обобщающее значение, становится воплощением русского национального характера: “…В бой, вперёд, в огонь кромешный // Он идёт, святой и грешный, Русский чудо-человек…”

Сочинение может оживить рассказ о том, как автор создавал образ Василия Тёркина (финская кампания, затем — поиск героя в первые месяцы войны). Можно проследить фронтовой путь Василия Тёркина: от первой встречи с ним на привале, отступления, боёв, ранений, госпиталей — до взятия Берлина.
«Василий Тёркин» Твардовского — поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль… и какой необыкновенный народный солдатский язык” (И.А. Бунин).
Что имел в виду Бунин, говоря: “редкая книга”? Редкая в русской литературе вообще или редкая в своё время, в эпоху господства принципа “социалистического реализма”, когда художников призывали изображать жизнь не такой, как она есть, а такой, какой она должна быть? Какая свобода имеется в виду: свобода композиции, свобода в использовании изобразительно-выразительных средств или свобода от обязательных в то время элементов официальной идеологии, пустой риторики и призывов сражаться за Сталина?

Чтобы быть объективными, скажем о неразрывной связи этих сторон в произведении Твардовского. Лживые восхваления — это прежде всего ложь автора перед самим собой, которая уничтожает талант, поэтому обе стороны свободы в поэме диалектически связаны друг с другом.

Итак, говорим о том, что Твардовский показывает читателям подлинное лицо войны, откидывая флёр официальной идеологии. Он свободен в выборе героя, показывая его простым человеком со слабостями и недостатками, не стремящимся во что бы то ни стало совершить подвиг, но готового к этому подвигу. Тёркин не говорит лозунгами, как многие герои в произведениях того времени, а шутит просто и душевно, вызывает чувство родства и близости. Автор-рассказчик сам становится одним из героев поэмы, подчёркивает свою духовную близость с Тёркиным.

Свободой и простотой отличается композиция поэмы. Каждая глава — фактически самостоятельное произведение. Эпизоды, представленные в главах, типичны для военного времени и быта: каждый из солдат узнавал в них свою собственную фронтовую судьбу. Нить повествования несколько раз прерывается лирическими монологами от лица автора.

Следующий этап раскрытия темы — анализ литературных качеств поэмы: “Литературные качества книги неоценимы. Её отличает удивительная, почти зримая образность, психологическая убедительность, точность художественной детали, речевая выразительность. Поэтический язык Твардовского прост и естествен, включает много разговорных элементов.

Рифма Твардовского большей частью бесхитростна и проста. Среди рифм много оригинальных («из Казани» — «сказали», «за стол» — «простой», «ехать» — «от смеха»). В то же время его отличает высокая культура стиха, мастерское использование мелодических, ритмических средств в изобразительных целях. Поэме свойственно богатство звукописи — аллитераций.

Как отмечал А.Л. Гришунин, традиция народного творчества определилась в пословичности, афористичности, меткости формулировок («Не гляди, что на груди, а гляди, что впереди», «Береги солдат солдата», «Ради жизни на земле»)”.
Тема памяти

Тема памяти раскрывается в двух аспектах: во-первых, это важность памяти о погибших на войне; во-вторых, это значение цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа.

Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы «Василий Тёркин» (например, глава «Переправа», главы «О себе»), стихотворения «Я убит подо Ржевом…», баллада «Рассказ танкиста»). Тема памяти переплетается с темой личной ответственности человека за судьбы многих («Я знаю, никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны…»).

В противовес официальной идеологии, господствовавшей в стране, Твардовский утверждал, что необходимость помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких — это не просто право, но и обязанность человека. Ощущение трагического надлома прошло через судьбу самого поэта, у которого были репрессированы отец и брат. Для Твардовского любовь к своей семье, малой родине и память о ней неразрывно связаны с любовью к Родине с большой буквы. Такое утверждение поэта во времена сталинизма было гражданским подвигом.
Принципы создания народного характера в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»?


  1. Т. берет за образец исконно русские представления о главных чертах русского солдата. Эстетические и этические идеалы народа определяют основные качества характера В.Т.:

  • Выносливость

  • Терпение

  • Смекалка

  • Юмор

  • Находчивость

  • Умение выжить в любых обстоятельствах

  • Балагур

  • Прост в общении, но не груб

  • Мастер на все руки «(Два солдата») причем вся работа дается герою легко «дунул, плюнул – вот и все»)

  1. «Говорящая фамилия» - ассоциативно связанная с пословицей: терпение и труд все перетрут.

  2. Стремясь запечатлеть самое существенное в облике бойца, Т. уделяет большое внимание действиям и поступкам героя, используя при этом модели русской народной сказки и былины. Как и в произведениях фольклора, подлинные качества героя раскрываются не сразу ( мотив узнавания) лишь к концу 2 главы автор представляет своего героя «Это был, конечно, он».

  3. В поэме Твардовского звучит героическая тема. Так, в главе «Поединок» противостояние главного героя поэмы и немца показывается таким образом, что в сознании читателя возникают ассоциации с древними поэмами, фольклорными и литературными, ассоциации, поддержанные самим автором, который вводит в текст произведения следующее сравнение: “Как на древнем поле боя, // Грудь на грудь, что щит на щит, — // Вместо тысяч бьются двое, // Словно схватка всё решит”. Причём у обоих за спиной “самолёты, танки, пушки”. Создаётся ощущение, что результат поединка решает исход глобального противостояния: “Держит фронт Василий Тёркин, // В забытьи глотая кровь”, а “страна-держава” восхищается своим героем.

  4. Используется принцип гиперболизации ( «Бьется Теркин, держит фронт»)

  5. В главе «Смерть и воин» актуализируется народно-эпическая формула испытания героя «( По одной дороге поедешь – убиту быть…») и постоянный мотив эпоса – преодоление героем смерти.

  6. Следует отметить, что сочетание стилистических ресурсов торжественной, возвышенной, “одической” речи и речи повседневной, разговорной, хотя и не доходящей до простонародной, — характерная примета художественного мира поэмы. Интонационно богатый текст произведения пересыпан фразами, звучащими, как поговорки и строки частушек («Хорошо, когда кто врёт весело и складно», «Молодец, а будет много — сразу две. — Так два ж конца…»). 

  7. В поэме нет единой композиционной основы. Она собрана из отдельных главок. Каждая глава — это законченное произведение. И печатались главы отдельно в каждом номере фронтовой газеты. Единство поэме придает общая тематика — жизнь воюющего человека, обычного, земного, но и “чудо-человека”, не теряющего веры в себя, в товарищей, в грядущую победу:

  8. Выбор в качестве размера поэмы четырёхстопного хорея не случаен. Именно такой размер характерен для русской частушки и хорошо соответствует повествовательному ритму поэмы.

  9. Критики также считают, что в «Василии Тёркине» отчётливо ощущается влияние русских народных сказок, в частности, «Конька-Горбунка» Ершова


Вывод: все структурные и образные заимствования из фольклора подчинены основной задаче - создать яркий в худож отношении образ героя, что и позволяет достигнуть эпического уровня. 2 задача - на первом плане выделить совсем другое: непосредственную связь судьбы героя с судьбой народа в совершенно особый исторический период — период, когда решается судьба страны.
В чем особенность взгляда на войну в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»?
Неоднократно в поэме звучит мысль, что война — это труд. Труд тяжелый, смертельно опасный, но необходимый и почетный:

    Бой идет святой и правый, 
    Смертный бой не ради славы, 
    Ради жизни на земле.

В поэме нет громких фраз, каких-то из ряда вон выходящих поступков. Война — это кровь, боль, потери. Чтобы победить, нужно относиться ко всему философски, терпеливо. Говоря о герое поэмы, необходимо сказать о его фамилии. Теркин — тертый, терпеливый. Но в том-то и сила русского человека, что он терпеливый, тертый, на многое способный. А поэтому — победитель. Твардовский намеренно снижает героичность и самоотверженность Теркина:

    В общем, битый, 
    тертый, жженый, 
     Раной меченный двойной, 
     В сорок первом окруженный, 
     По земле он шел родной.

    Поэма явилась своеобразной летописью войны. Она писалась для бойцов и о бойцах. В нее вошла и глава, где автор рассказывает читателю о смерти (“Смерть и воин”). Теркин в ней героически переносит приход смерти. Спасает его необыкновенная сила духа и смекалка. Он побеждает смерть. 
    Твардовский показал в своем произведении нравственную силу русского солдата, силу народного характера, привел читателя к осознанию величия русского воина. Поэма навсегда останется одним из лучших произведений о Великой Отечественной войне.
Твардовский показывает войну И как трагедию. В ряде глав встречаются символические образы, при помощи которых поэт раскрывает антигуманную сущность войны.

В главе «Переправа» к таким образам следует отнести “ночи след кровавый”, вынесенный в море волной; нельзя забыть и о “людях тёплых, живых”, шедших “на дно, на дно, на дно”. Создаётся ощущение, что сам повтор односложного слова с предлогом передаёт не только ужасный, противоестественный ритм погружения бойцов в водное пространство, холодное, безжизненное, но и взволнованность повествователя, который не может спокойно созерцать трагедию. Позднее перед читателем возникает не менее трагическая картина: снежок порошит в очи мёртвых бойцов и не тает, лишь “…пыльцой лежит на лицах — // Мёртвым всё равно”. Слова поэта о равнодушии мёртвых, далее получающие развитие (“стужи, холода не слышат”), вносят в содержание поэтического текста философский план, который становится всё более и более очевидным в следующих строфах: люди мертвы, а “старшина паёк им пишет”; люди мертвы, а письма, ими написанные “на привале при огне” на спинах друг у друга, идут домой. Мир трагически парадоксален.

В начале главы «Кто стрелял?» встречается звуковая антитеза: символ мирной жизни — “добрый, давний и знакомый” звук вечернего жука, растревоживший ребят, вызвавший у них ностальгические воспоминания, резко противопоставляется звуку самолёта, который характеризуется поэтом при помощи восходящей градации:

^ И вдруг —
Вдалеке возник невнятный,
Новый, ноющий, двукратный,
Через миг уже понятный
И томящий душу звук.

Звук, ноющий “на одной постылой ноте”; звук, вызывающий чувство страха, способного парализовать человеческую волю, — символ войны, смерти.

Твардовский показывает вариант поведения человека в экстремальной ситуации, вариант героический: нашёлся боец, выстреливший в самолёт и подбивший его. Это был, конечно, Василий Тёркин, который “...не спрятался в окопчик, // Поминая всех родных”.
Образ автора в поэме
    А. Т. Твардовский писал о войне не понаслышке. В самом начале войны он, как и многие другие писатели и поэты, уходит на фронт. И проходя по дорогам войны, поэт создает удивительный памятник русскому солдату, его подвигу. Героем “Книги про бойца”, как определил сам автор жанр своего произведения, становится Василий Теркин, который являет собой собирательный образ русского солдата. Но в книге есть еще один герой — сам автор. Мы даже не можем утверждать, что это всегда сам Твардовский. Скорее, речь идет о том обобщенном образе автора-повествователя, который присутствует в “Евгении Онегине”, и других произведениях, составляющих основу русской литературной традиции.

  • Хотя некоторые факты из поэмы совпадают с реальной биографией А. Т. Твардовского, автор явно наделен многими чертами Теркина, они постоянно вместе (“Теркин — дальше. Автор — вслед”). Это позволяет нам говорить о том, что автор в поэме — это тоже человек из народа, русский солдат, который отличается от Теркина, по сути, лишь тем, что “в столице курс прошел”.

  • А. Т. Твардовский делает Теркина своим земляком. А потому слова

Я дрожу от боли острой, 
    Злобы горькой и святой. 
    Мать, отец, родные сестры 
    У меня за той чертой —

становятся словами и автора, и его героя. Удивительный лиризм окрашивает те строки поэмы, в которых говорится о “малой родине”, что была у каждого из солдат, принимавших участие в войне.

  • Автор любит своего героя, восхищается его поступками. Они всегда единодушны:
       И скажу тебе, не скрою, — 
        В этой книге там ли, сям, 
        То, что молвить бы герою, 
        Говорю я лично сам. 
        Я за все кругом в ответе, 
        И заметь, коль не заметил, 
        Что и Теркин, мой герой, 
        За меня гласит порой.

  •     Автор в поэме является посредником между героем и читателем. С читателем постоянно ведется доверительный разговор, автор уважает “друга-читателя”, а потому стремится донести до него “правду сущую” о войне. Автор ощущает свою ответственность перед читателями, он понимает, насколько важно было не только рассказать о войне, но и вселить в читателей (а мы помним, что “Василий Теркин” издавался отдельными главами в течение войны, а замысел восходит еще ко времени финской войны) веру в несокрушимость духа русского солдата, оптимизм. Иногда автор как бы приглашает читателя проверить истинность своих суждений и наблюдений. Такой непосредственный контакт с читателем весьма способствует тому, что поэма становится понятной большому кругу людей. 
        В поэме постоянно сквозит тонкий авторский юмор. В самом начале поэмы автор называет шутку самой необходимой в солдатском быту вещью:

    Жить без пищи можно сутки, 
    Можно больше, но порой 
    На войне одной минутки 
    Не прожить без прибаутки, 
    Шутки самой немудрой.

    Текст поэмы наполнен прибаутками, присказками, поговорками, причем определить, кто является их автором: автор поэмы, герой поэмы Теркин или народ вообще — невозможно. 
    Поражает наблюдательность автора, зоркость его взгляда и мастерство передачи деталей фронтового быта. Книга становится своеобразной “энциклопедией” войны, написанной “с натуры”, в походной обстановке. Автор верен не только деталям. Он прочувствовал психологию человека на войне, ощутил такой же страх, голод, холод, так же радовался и горевал... А главное — “Книга про бойца” написана не по заказу, в ней нет ничего показного, нарочитого, она явилась органичным выражением потребности автора поведать современникам и потомкам о той войне, в которой “бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле”.
Своеобразие жанра
Жанр произведения Твардовского нарушал традиционные каноны: не "поэма", что было бы привычнее, а "книга": "Книга про бойца". Подзаголовок "поэма" фигурировал только в первых публикациях отдельных глав в газете "Красноармейская правда". Некоторых критиков смущала неопределенность, неконкретность жанра. Однако сам поэт не считал жанровую неопределенность книги недостатком, он писал: "Летопись не летопись, хроника не хроника, а именно “книга”, живая, подвижная, свободная по форме книга, неотрывная от реального дела". Жанровое определение "книга" сложнее, шире, универсальнее, чем традиционное определение "поэма". Все-таки "поэма" ассоциируется прежде всего (срабатывает память жанра и законы читательского восприятия) с классикой, с литературой – с классической, но литературой, например, с "Мцыри" М.Ю. Лермонтова, с "Полтавой" А.С. Пушкина... Твардовский же интуитивно стремился уйти от литературной жанровой традиции – "литературности", "универсализовать" жанр своего произведения, быть ближе к жизни, а не к литературе, другими словами, усилить эффект подлинности литературного вымысла. Пояснения же на сей счет самого Твардовского, все сводящего к простой оперативности, представляются скорее лукавыми (как это часто бывает у Твардовского), и мы не вправе возводить их в ранг литературоведческого абсолюта, как это часто бывает в некоторых работах о Твардовском: "Я недолго томился сомнениями и опасениями относительно неопределенности жанра, отсутствия первоначального плана, обнимающего все произведение наперед, слабой сюжетной связанности глав между собой. Не поэма – ну и пусть себе не поэма, решил я; нет единого сюжета – пусть себе нет, не надо; нет самого начала вещи – некогда его выдумывать; не намечена кульминация и завершение всего повествования – пусть, надо писать о том, что горит, не ждет, а там видно будет, разберемся".

Именно такая жанровая форма – "Книга про бойца" – давала творческую свободу поэту, частично как бы снимала оттенок литературной условности в произведении внешне безыскусном ("легком"), увеличивала степень доверия читателя к произведению, с одной стороны, литературному с его условной действительностью, а с другой стороны, безусловно жизненному, достоверному, в которой условная действительность и реальность настолько соединились и казались естественными, что эта художественная условность не замечалась, о ней читателю не думалось.

Жанровая память "книги" иная, и ее определяют прежде всего книги Ветхого и Нового Завета. См., например, Новый Завет (Исход, 32:32–33), где пророк Моисей просит Бога за народ согрешивший, сделавший себе золотого тельца: "Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей". О книге жизни неоднократно говорится также в Откровении Иоанна Богослова.

Поэма Твардовского – это книга жизни народа в многообразных, свободных ее проявлениях в новое время и в новых обстоятельствах. По аналогии с пушкинским романом "Евгений Онегин" поэму Твардовского можно назвать энциклопедией – энциклопедией не только фронтовой жизни, но и лучших черт русского человека.

Автор сближал свою поэму также с летописью и хроникой – жанрами, имеющими давние традиции на Руси. Твардовский писал о "Василии Теркине": "...некая летопись – не летопись, хроника – не хроника", – подчеркивая тем самым добросовестность и точность, гражданский пафос и ответственность, свойственные русским летописцам и составителям хроник.

Сюжет и композиция. Поэма (будем употреблять это традиционное жанровое определение произведения, не забывая о его жанровой уникальности) "Василий Теркин" состоит из 29 (включая главу "О себе" и четыре главы "От автора") самостоятельных, внутренне законченных глав, не связанных строгой последовательностью событий. То есть жесткая сюжетная заданность отсутствует, и это дает автору возможность сказать об очень многом, о том, что непосредственно не имеет отношения к развитию сюжета, но способствует созданию полноты картины, полноты народной жизни на войне. Сюжета в произведении действительно нет. Есть лишь частные сюжеты внутри каждой главы, а между главами – только некоторые сюжетные связи. Однако событийное, сюжетное в этом произведении не так важно: "Книга про бойца" ценна другим. Сюжет книги складывается по ходу войны, и его стержнем стала судьба всего народа, судьба Родины в горькую годину.

Необычность сюжета (по сути, его отсутствие) и композиции книги, начатой "с середины" и оборванной без развязки, заставили автора ввести в текст шутливые оговорки (в главе "От автора"):

...книга про бойца. Без начала, без конца, Без особого сюжета, Впрочем, правде не во вред. На войне сюжета нету. – Как так нету? – Так вот, нет. Есть закон – служить до срока, Служба – труд, солдат – не гость. Есть отбой – уснул глубоко, Есть подъем – вскочил, как гвоздь.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закончена в 1945 году icon«Бедность— не порок»
Ее сценическая история продолжается и сейчас. Это комедия «Бедность — не порок». Она была закончена в 1853 году, а в 1854м вышла...

Закончена в 1945 году iconО подготовке и проведении в 2012 году мероприятий, посвящённых празднованию
Красноперекопской райгосадминистрации от 02 апреля 2012 года №149 «О подготовке и проведении в 2012 году в Красноперекопском районе...

Закончена в 1945 году iconПравобережной Украине" (А. Довженко) (1944-1945) "
Битва за нашу Советскую Украину", "Победа на Правобережной Украине" (А. Довженко) (1944-1945)

Закончена в 1945 году iconМбоу «Хорельская средняя общеобразовательная школа» за 2011-2012...
В 1918 году в с. Хорель был организован ликбез. С 1924 года организована начальная школа до 1945 года. Директором школы работал Хидиров...

Закончена в 1945 году iconОбщероссийское общественное движение
Всеобщей амнистии. Граждане Российской Федерации ждали амнистию в 2010 году к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945...

Закончена в 1945 году iconКуртамышский район жуковский сельсовет администрация жуковского сельсовета распоряжени е
Об утверждении плана подготовки и проведения акции «Наш вклад к юбилею Победы», посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной...

Закончена в 1945 году iconПамятка по трансферным пассажирам
Пассажиры, у которых закончена перевозка в аэропорту Шереметьево 1 и Шереметьево 2

Закончена в 1945 году iconПетр Львович Боград От Заполярья до Венгрии. Записки двадцатичетырехлетнего...
«Боград П. Л. От Заполярья до Венгрии. Записки двадцатичетырехлетнего подполковника. 1941–1945. (На линии фронта. Правда о войне)»:...

Закончена в 1945 году iconЮрий Цурганов Белоэмигранты и Вторая мировая война. Попытка реванша. 1939-1945
...

Закончена в 1945 году iconЭрик Розенцвейг: «План геноцида удался»
Довели страну Медленно доводили и — довели. Как мне в конце 90-х сказал один из председателей народнохозяйственной комиссии Сейма:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница