«Политология»




Название«Политология»
страница1/6
Дата публикации03.08.2013
Размер0.71 Mb.
ТипКурсовая
vbibl.ru > Военное дело > Курсовая
  1   2   3   4   5   6


Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

ОмГУПС (ОмИИТ)

Институт менеджмента и экономики

Кафедра «Связи с общественностью»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института менеджмента

и экономики (ИМЭК)

_________________С.А. Ветров

«__» _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине

«Политология»

для студентов по направлению 030600.62 – журналистика

Курс III

Семестр VI

Зачет -

Экзамен VI семестр

Аудиторные занятия всего 36 ч

Из них:

Лекции 18 ч

Практические (семинарски) занятия 18 ч

Курсовая работа -

Самостоятельная работа студентов всего 14 ч

Всего часов трудоемкости по дисциплине 50 ч

Омск 2010

Составители рабочей программы:

К.ф.н., старший преподаватель ______________ Д.В. Конишевский

.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол №_______ от «___» ________________________20___г.
Заведующий кафедрой

«___» _______ 2000__г. ________________ С.А. Ветров

Рабочая программа одобрена методической комиссией ИМЭК ОмГУПС

«__» _________________________ 20__ г.
Председатель МК ИМЭК ________________ В.П. Шпалтаков

^ ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса «Политология» состоит в том, чтобы дать студентам знания теоретических основ и закономерностей функционирования политологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов политологии; помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций; способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения политологических исследований.

Задачи изучения курса включают в себя

  • усвоение студентами объема знаний по «Политология»;

  • развитие у студентов навыков самостоятельной работы с научной литературой и различными источниками информации.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины.

Студент должен владеть основными теоретическими и практическими принципами работы журналистика.

^ Место и роль дисциплины как составной части образовательно-профессиональной ступени высшего профессионального образования.

Курс ставит своей задачей изучение новейших тенденций развития «Социология».

^ В результате изучения дисциплины студент должен:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать:

- теоретико-методологические истоки современного политологического знания;

- виды политических процессов, факторы социального развития;

  1. Уметь:

- анализировать современные социально-политические процессы и явления;

- использовать усвоенный материал для получения нового знания.

  1. Владеть:

- основами политологического анализа;
^ Формы работы студентов:

- прослушивание лекций;

- участие в дискуссиях на семинарах;

- чтение теоретических и эмпирических текстов к каждому семинару;

- доклады на семинарах;

- работа в малых группах на семинарах;

- домашняя контрольная работа по обработке заданного эмпирического материала и его интерпретации с помощью изучаемых категорий;

- домашнее задание в виде эссе;

- формализованный тест.

^ Виды контроля.

Текущий:

- ответы на вопросы преподавателя на семинарах;

- два письменных опроса.

Промежуточный:

- контрольная работа;

Итоговый: - формализованный тест.

Методика формирования результирующей оценки.

  • тест - 30%

  • домашнее задание (реферат объемом 6-8 стр.) - 40%

  • контрольная работа объемом 1-2 стр. - 30%


Тематический план


N2

Наименование

Аудиторные занятия

п/п

тем и разделов

(час)









в том числе









Лекции

Семинары

1


Тема 1. Предмет политологии.

2

2

2

Тема 2. История политической мысли.

2

2

3

Тема 3. Политические теории XX века.

2

2

4

Тема 4. Политическая система общества.

2

2

5

Тема 5. Политический режим.

2

2

6

Тема 6. Государство как важнейший политический институт общества.

2

2

7


Тема 7. Партии и партийные системы.

2

2

8

Тема 8. Политическая социализация личности.

2

2

9

Тема 9. Политический лидер и лидерство.

1

1

10

Тема 10. Политическая культура.

1

1



ИТОГО:

18

18



Темы и краткое содержание
Тема 1. Предмет политологии.
Основные понятия: политика, власть, политические отношения, объект, субъект, политические институты, политический интерес.

Политология как наука: объект, предмет, законы, категории, структура и функции.

Тема 2. История политической мысли.
Политические идеи Древнего Мира (Конфуций, Платон, Аристо­тель).
Конфуций (551 Г.-479 т. до н. э.) —древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Главный интерес в политическом учении Конфуция представляют две центральные проблемы: управление и мораль в политике. С его точки зрения государство незыблемо, оно было всегда, яв­ляется основой существования самого народа. Конфуцию принадлежи» патриархальная модель государства, в которой оно отождествляется с семьей. Государство иерархично, делится на "благородных мужей" и "низших” в зависимости от следования человеком нормам морали и этики. Идеал управления — это не принуждение, насилие, а сила нравственною примера. Общество и государство основаны на идее личностных отношений. Социальная функция члена общества должна быть не номинальной, а реальной "концепция исправления имен".

Платон (427-347 гг. до н.э.), древнегреческий мыслитель, основатель платонизма, основатель и преподаватель собственной школы — Академии в Афинах. Проблема государства является центральной в его учении. Про­исхождение государства Платон объясняет необходимостью удовлетворе­ния потребностей членов общества. Платон дает классификацию госу­дарств, разделяя их на "лучшие" и "худшие". К "лучшим" он относит иде­альное государство, монархию, аристократию. Среди реально существую­щих, лучшим он считает аристократию, т.е. власть одного или немногих, но лучших, достойных. К "худшим" государствам - относит тимократию, олигархию, демократию, тиранию, выстраивая их по мере ухудшения. С его точки зрения демократия представляет собой одну из худших форм правления. Демократия — это власть бедного большинства. Достигнув власти, беднота стремится к получению материальных благ, уничтожая часть имущего сословия общества, или изгоняя его из государства, тем са­мым разрушая устои общества. Народ в своей массе некомпетентен в при­нятии управленческих решений и, следовательно, не может эффективно управлять государством, что приводит к его упадку. Рано или поздно толпа выдвигает своих лидеров, которые по сути своей отражают всю несостоятельность существующего общества, что приводит в итоге к тирании — власти одного над всеми. Интересны идеи Платона о социально-классовой структуре общества, которую он строит на основе трех состояний души: разумное, аффектное и вожделеющее. Разумному соответствует сословие философов-правителей, их функция - управлять обществом. Второму уровню соответствует сословие воинов-стражей, которые выполняют защитную функцию. Вожделеющее — это низшее сословие ремесленников-производителей и земледельцев. Их функция заключается в обеспечении общбства всеми необходимыми материальными благами.

В разделении труда Платон видит фундамент всего государственного строя. Единственно разумным основанием разделения он считает общественные потребности, в соответствии с потребностями формируются опре­деленные группы людей. Платон негативно относится к частной собствен­ности, считает, что она является угрозой общественным интересам и не случайно освобождает от частной собственности сословие правителей и воинов-стражей. Главная причина порчи человеческих существ и государственных систем — господство материальных интересов и их влияние на поведение людей.

Аристотель (384-322 до н.э.), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, один из древнейших мыслителей истории человечества и "отцов политологии". Он провел в платоновской Академии 20 лет. Во взглядах Платона и Аристотеля много общего. В то же время Аристотель выдвигает целый ряд идей, отличных, а зачастую и противоречащих позициям Платона. Он высказывает идею о политической природе человека. Природа государства естественна, как естественна природа человека. Государство возникает из общения, объективно и закономерно, в процессе естественно-исторического развития общества. В отличие от Платона Аристотель считал, что общественное благо строится на личном интересе и напрямую связано с существованием частной собственности. Он перераба­тывает платоновскую классификацию государств, опуская модель идеаль­ного государства, дополняя ее новой формой — политией, считая ее. лучшей формой правления. Полития — это власть среднего класса, в который он включает слои. служащие благу общества.
^ Генезис политической мысли в период средневековья и Возрождения (Фома Аквинский, Н. Макиавелли).
Фома Аквинский (1225-1274), средневековый богослов, философ., На политические взгляды Фомы Аквинского заметное влияние оказали идеи Аристотеля, Цицерона, Августина. Но он вовсе не был только хорошим систематизатором чужих идей, его заслуга в том, что он переработал и приспособил античные знания к потребностям богословия и церковной политики в средневековом обществе. Кроме того, во многих вопросах политической теории он пошел дальше своих учителей. Главное место в его социально-политической доктрине занимает государство, хотя он большое внимание уделяет характеристике нового политического института — церкви, ее взаимоотношению с государством. При этом он не становится на позицию обоснования приоритета церкви над государством, он разделяет их функции. Фома Аквинский начинает свою теорию государства с человека, формулируя три первоисходных постулата о человеке, из которого затем выводит сущность государства: человек существо разумное, политическое, подбожественное.

Разрешая проблему возникновения государства, Фома Аквинский, не , считает его вечным, как Конфуций. Появление государства не является случайным, но это и не следствие закономерного естественно-исторического процесса. Государство не только возникло, но и функционирует, развивается по воле божьей. Государство — это часть универсального порядка, созданного и управляемого богом. Оправдание существования государства — в необходимости дать слабому и несовершенному человеку основы для существования, морального и интеллектуального развития Цель государства — формирование порядка, моральности, религиозности и приоритета общего блага. Таким образом, Фома Аквинский стоит на мо-ралистических позициях понимания государства, как и его учителя.

Давая классификацию государств, Фома Айвинский исходит из крите­рия морального характера власти. В соответствии с ним он различает справедливое и несправедливое правление, которое может, или не может при­вести к общему благу. Он выделяет три чистые, справедливые формы правления: монархию, аристократию, политик) и три несправедливые формы — тиранию, олигархию, демагогию. Здесь ярко проявляется влияние Аристотеля, но в отличие от него, Фома Аквинский не включает в число несправедливых форм правления демократию, что является новым видени­ем проблемы демократии. Именно с него начинается отход от античной трактовки демократии как неправильной формы правления в государстве. В этом его большая заслуга. Как и его предшественники, Фома Аквинский не отделяет общество от государства. Рассматривая структуру общества, выделяет четыре класса: ремесленники, земледельцы, солдаты, политики. Чтобы удержать столь различные сословия, слабых и несовершенных лю­дей в единой политической общности, т.е. в государстве, и обеспечить функционирование государства на принципах морали, религии, разума, необходима власть. Именно он впервые уделяет власти такое пристальное внимание и ставит это понятие в центр концепции, наряду с такой до сих пор самодостаточной сущностью, как государство. Он начинает создавать теорию власти, сделав ее самостоятельным объектом исследования. Рас­сматривая власть в безусловной связи с государством, он делает серьезный шаг в генезисе политической науки, расширив ее предметное поле.

Анализируя государственную власть, Фома Аквинский выделяет в ней три атрибутивных признака: сущность, происхождение, использование. Сущность власти в господстве и подчинении, когда воля тех, кто стоит на­верху социальной пирамиды, двнжет низшими слоями населения. Такой порядок заведен богом, значит, власть — установление божественное. Бог дает власть народу, а народ передает ее правителям, и ответственность за плохое правление Фома Аквинский перекладывает на народ. Он ставит и гениально разрешает вопрос о средствах власти, которыми он считает закон, силу и мудрость. В соответствии с этими средствами Фома Аквинский выделяет три проявления сущности власти: политическая власть, деспотическая власть, королевская власть.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Политология» iconПолитология
Структура и состав современного политологического знания. Политология и политическая социология, политическая экономия, история....

«Политология» icon1. политология как наука, её предмет и основные категории
Политология, как следует из буквального перевода самого этого слова, наука о политике. Такая ее общая трактовка обычно не вызывает...

«Политология» iconПолитология

«Политология» icon«Политология»

«Политология» icon«Политология»
Политические воззрения французских просветителей (18 В.) Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо

«Политология» icon«Политология»
Сущность, основные элементы и особенности формирования политической психологии

«Политология» icon«Политология»
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

«Политология» icon«Политология»
Понятие «политическая элита». Классические и современные концепции политических элит. 5

«Политология» icon«Политология»
Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения

«Политология» iconКонтрольная работа по дисциплине «политология» на тему
Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы, их достоинства и недостатки

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница