Урок посвящён творчеству н в гоголя,а именно повести «Тарас Бульба»




Скачать 75.01 Kb.
НазваниеУрок посвящён творчеству н в гоголя,а именно повести «Тарас Бульба»
Дата публикации14.07.2013
Размер75.01 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Военное дело > Урок


Ход урока

Слово учителя : Здравствуйте ребята,уважаемые гости. Сегодняшний наш урок посвящён творчеству Н В Гоголя,а именно повести «Тарас Бульба».Урок наш необычный,в форме игры. Класс мы разделили на две команды. Им предстоит пройти несколько этапов.Преследуем мы цели:воспитывающая:воспитание активной жизненной позиции учащихся на примере жизни и поступков героев;развитие и обогащение речи учащихся;развить творческие возможности умение выделять главное.Формирование отношение учащихся к событиям и героям повести,разобраться в главной идее произведения.Н В Гоголь много занимался изучением истории,был пылким патриотом своей родной Украины.Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь-первое в Европе демократическое государство. В повести Гоголя отражена национально-освободительная борьба запорожских казаков против польской шляхты,угнетавшей украинской культуру и пытавшейся насадить свои традиции,обычаи,веру. В Запорожской Сечи он находит идеал в лице казаков благородных, Самоотверженно преданных интересам страны. Писатель считает, что здесь формируется настоящая дружба и братство.

Итак, первый конкурс.
^

Команды представляют свое название, визитку команды, эмблему и подарок команде соперников ( выразительное чтение стихотворения любого поэта). Жюри их оценивает.


Исторический экскурс.
^

Капитанам необходимо ответить на вопросы на знание биографии писателя и его повести. Вопросы задаются по очереди.




-В каком году родился Н.В.Гоголь? (1809 г.)

-Куда поступает Гоголь в 1818 году? ( Полтавское уездное училище)

-Принадлежит ли перу Гоголя комедия «Женитьба»? (Да)

- Принадлежит ли перу Гоголя рассказ «Ионыч»? (Нет).

-Какой его роман выходит из печати в 1842 году? («Мертвые души»)

- Какой том романа «Мертвые души» уничтожает автор? Из-за чего?

( Вторую часть из-за припадка болезненного отчаяния).

-Какое учебное заведение окончили Остап и Андрий? (Киевскую академию).

-О чем попросила полячка Андрия, отправив к нему служанку?

(дать продуктов, чтобы спасти мать).

-Как наказал Андрия Тарас Бульба? ( он его застрелил).

-Как погиб Тарас Бульба? (его сожгли на костре).

3 конкурс.

Командам нужно продолжить цитату из повести, тем самым ответив на поставленный вопрос.

1 команда: почему на Сечи Остап и Андрий мало занимались военным делом?

Сечь не любила____________________( затруднять себя военными упражнениями и терять время на это)

2 команда: что представляла собой Сечь?

Это было какое-то беспрерывное пиршество___________(бал, начавший шумно и потерявший конец свой).

4 конкурс. (конкурс рисунков).

От каждой команды выходят по одному участнику с заранее нарисованными рисунками, на которых изображены, по мнению их команды, значимые эпизоды, моменты повести. Участники..объясняют свой выбор в изображении данной картины.

ПРЕЗЕНТАЦИИ:1)Образ степи 2)Запорожская Сечь

5 конкурс («Узнай меня!»).

От каждой команды выходит по одному представителю, учитель зачитывает им краткую характеристику героя из повести, а они должны угадать. После того как они угадают, им необходимо рассказать о себе ( т.е. герое из повести, которым они становятся). Их монолог не должен превышать 3-х минут. В ходе рассказа учитель может задавать вопросы участнику, как бы учитель берет интервью у героя повести, а учащийся отвечает от лица героя, как он считает, думает или поступил бы в данный момент.

1) Она терпела оскорбления, побои; она видела из милости только оказываемые ласки, была какое-то странное существо в этом сборище безжизненных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набросило свой колорит. (Жена Тараса).

2) Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава… Он любил простую жизнь казаков, считал себя защитником православия. (Тарас Бульба).

3) Его чувства были более живые и развитые. Учился охотно и без напряжения, имел тяжелый и сильный характер, был изобретательным, а также предводителем опасных предприятий. (Андрий).

4) Лицо белое, черноглазая, любила веселиться и улыбался от всей души. (Полячка).

5) Был суров, прямодушен с равными, никакие петли и розги не могли заставить пойти его на воровство. (Остап).

6) Вы автор. Расскажите о себе и опишите уголок природы, который вам понравился, и вы описали его в повести.)

7)Благодарю Бога,что довелось мне умереть при глазах ваших,товарищи.Пусть же после нас живут ещё лучшие,чем мы…(Павел Кукубенко)

8)Не жаль расстаться с светом Дай

). Бог,и всякому такой кончины.Пусть же славится до конца века Русская земля!(Кощевой Бовдюг).

Прощайте паны-братья,товарищи!Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь.(Мосий Шило

Шестой конкурс.

Командам нужно выбрать по образу Остапа или Андрия будут отвечать на вопросы.

В центре повести два сына Тараса «два дюжие молодца»Крепкие,здоровые лица их были покрыты первым пухом волос .Оба молодые ,красивые,сильные.Но уже при первой встрече с ними мы видим разницу в характерах.

Остап

1)Описать Остапа

2)Назовите хорошие черты характера Остап (Он никогда не пойдёт на воровство,не предаст своих товарищей,прямодушен с равными,бесстрашный).3)Сколько раз он закапывал свой букварь?(Четырежды).;)Что заставило изменить его поведение?(Тарас пообещал сыну,что он вовек не увидит Запорожье).5)Почему в бою Тарас Отдаёт предпочтение Остапу,несмотря на равную храбрость братьев?(Остап обнаруживает «наклонности будущего вождя,хладнокровие,изобретательность в бою.-Со временем будет добрый полковник,-говорит о нём Тарас .Андрий же погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей.6)Кого из сыновей больше любит мать?(Андрия,именно к нему бросается она на шею при расставании) 7) Как ведёт себя Остап перед смертью?(В поведении Остапа перед смертью есть сознание своей правоты,героическое самоотвержение,твёрдость духа .Он не издаёт ни крика ,ни стону, несмотря на жестокие пытки.

Андрий. Опишите его,расскажите о нём.(Имел чувства несколько живее и как-то более развитые.Он учился охотнее и без напряжения.Он был изобретательнее своего брата.чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощью изобретательного ума своего умел увёртываться от наказания.


-Что же объединяет Андрия с Сечью? (Дерзость его поступков)

_Почему Андрий идёт в осаждённый город? (Из-за чувств к полячке.)

_-Что более всего поразило Андрия в осаждённом городе?(На Андрия производит сильное впечатление производит величественный рёв органа в католическом храме,он потрясён зрелищем разрушительного воздействия голода.Но более всего потрясает Андрия встреча с полячкой).

(Из-за чувств к полячке)

-Что более всего поразило Андрия в осаждённом городе?

(На Андрия производит сильное впечатление величественный рёв органа в католическом храме,он потрясён зрелищем разрушительного воздействия голода.Но более всего потрясает Андрия встреча с полячкой)

-Каковы причины перехода Андрия на сторону поляков?

  1. (Любовь к прекрасной полячке ,независимость натуры,стремление к подвигу,к славе(уже после перехода к полякам он сражается жадный заслужить навязанный на рукав подарок)

-Является ли поступок Андрия изменой? Процитируйте слова Андрия,обращенные к полячке.(Кто сказал,что моя Отчизна Украина? Кто дал мне её в Отчизны? Отчизна есть то,что милее всего .Отчизна моя-ты!Вот моя Отчизна!

Поступок Андрия-не измена,это его выбор,ставший трагедией .Андрий видит ценность своегоьчувства.Ради него он пожертвовал тем,что связывало его с семьёй,верой,миром Запорожской Сечи.

-Как себя ведёт Андрий перед смертью? Сознаёт ли он свою вину?

(Андрий свою вину,молчаливо признаёт за отцом право его наказать,но не говорит с ним .Он боится смерти(«бледен,как полотно»),но не просит о пощаде. Сохранение своей вины не подвигает его к раскаянию .Умирает он с именем полячки на устах,оставшись при своём,не смирившись .Он уже сделал свой выбор и менять его не стал даже перед лицом смерти. Умирает как преступник ,предатель . Конкурс – театральный (Инсценирование эпизодов).

Вопросы по образу «Тарас Бульба».

-Что является содержанием жизни Тараса?(Всё содержание жизни Тараса-Запорожская Сечь. Там в битвах и военных походах, прошла его молодость, зрелость, вся жизнь.

-Охарактеризуйте Тараса Бульбу как члена Сечи.(он мудрый казак,опытный воин,которого уважают товарищи и избирают своим наказным атаманом .Тарас не задумываясь готов отдать свою жизнь за веру,за Родину,за Сечь.

-Почему он убивает своего сына? (Он казнит его ,наказывает за предательство Родины и Веры.

-Почему он долго смотрит на бездыханный труп сына ? (Он сожалеет о сыне,который «чем не казак был»,но не сожалеет о его смерти и даже отказывается предать тело Андрия земле. Но он глубоко переживает за попавшего в плен Остап, присутствуя при его казни,обнаруживает перед нами нежные отцовские чувства,а об убитом сыне Андрии не вспоминает ни разу-За смерть Остапа как мстит Тарас? (Тарас возвращается в польшу с войском, жжёт сёла и церкви, бьёт шляхтичей ,грабит население,пытает всех подряд,включая женщин и детей-жестокость Тараса не знает предела.

-Проанализируйте речь Тараса о товариществе. Почему Бульба обращается к казакам с этой речью перед сражением? (Во-первых,он хотел избавить их от уныния,а во-вторых,хотел подготовить их к мученической смерти .Недаром именно в смерти,по слову Тараса,сказывается величие русской души.

-В чём заключается величие Тараса? (В том ,что он не думает о себе,все его мысли о товарищах,о Родине,смерти он не боится,так он следует словам,сказанным когда-то о товариществе.).

-Назовите высший закон Сечи. (Товарищество,служение воинскому долгу является высшим законом-нет уз святее товарищества. Каждый из казаков считает своим долгом выручить товарища ,рискуя своей жизнью)

-Что думают казаки о смерти? (Казачество, казачье товарищество не боится смерти ,каждый из них думает не о себе,а о великом деле,которому отдает свою жизнь .Каждый считает,что умирает хорошей смертью,выполнив свой долг,Последние их слова прекрасны:Дай бы всякому такой кончины!Пусть же славится до конца века Русская земля.

-Самый страшный грех ,который может совершить человек,по мнению Тараса?(Это предательство товарищей и предательство обычаев предков.)

-Кому из героев сочувствует автор, а кто вызывает у него осуждение?(Автор сочувствует,безусловно,и Тарасу,и Остапу,и Андрию,и Запорожцам,и полякам .Осуждает же он жестокие нравы той эпохи.

Вспомните, какие выражения из повести стали крылатыми?

-терпи козак ,атаманом будешь…(Тарас говорит Андрию,когда он скучал во время осаждения польского города) .

).

-Я тебя породил, я тебя и убью .Казаки уверяют Тараса,что»есть ещё порох в пороховницах,не ослабела ещё козацкая сила.
^

Слово учителя: Кто в первый раз изобрёл мечи,наводящие ужас?


Истинно он был жесток ,был как железо он твёрд!

Тут родились для людей и резня ,и сраженья;

Краткий открылся тогда к смерти мучительный путь (Тибулл)

Война…Каждый человек, живущий на земле знает, как она разрушительна ,как вражда опустошает душу,уничтожает в человеке человеческое .Да,предательство-это страшный грех .Но желание осудить Андрия не должно убить в нас жалости к погибшему духовно и физически человеку .В повести «Тарас Бульба»,которая должна стать гимном свободомыслию,Гоголю,несмотря на жесточайшую цензуру,всё-таки удалось сказать многое..

)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок посвящён творчеству н в гоголя,а именно повести «Тарас Бульба» iconСочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»; А. С. Пушкин «Анчар», наизусть История
Дано целое четырехзначное число. Выяснить, является ли оно палиндромом, то есть таким числом

Урок посвящён творчеству н в гоголя,а именно повести «Тарас Бульба» iconСочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»; А. С. Пушкин «Анчар», наизусть История
Дано целое четырехзначное число. Выяснить, является ли оно палиндромом, то есть таким числом

Урок посвящён творчеству н в гоголя,а именно повести «Тарас Бульба» iconИтоги школьной научно-практической конференции учащихся «от года учителя к веку образования»
«Сопоставительный анализ образов Марии в поэме А. С. Пушкина «Полтава» и Андрея в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Урок посвящён творчеству н в гоголя,а именно повести «Тарас Бульба» iconКакую идейно-художественную роль в произведениях Н. Гоголя (в том...
Определите жанровую принадлежность произведения Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Назовите три-четыре произведения этого жанра других

Урок посвящён творчеству н в гоголя,а именно повести «Тарас Бульба» iconДомашнее задание для 8 а б в
«Тарас Бульба» гл 11-12. Подготовка к сочинению по повести (тема по выбору). Прочитать А. Дюма «Три мушкетера»

Урок посвящён творчеству н в гоголя,а именно повести «Тарас Бульба» iconА. С. Пушкин «Повести Белкина», «Полтава», «Борис Годунов», «Дубровский»,...
И. С. Тургенев сб. «Записки охотника» («Бирюк», «Бежин луг»), стихотворения в прозе

Урок посвящён творчеству н в гоголя,а именно повести «Тарас Бульба» iconШкольной библиотеки
...

Урок посвящён творчеству н в гоголя,а именно повести «Тарас Бульба» iconHow to be healthy ? Открытый мультимедийный урок в 8-мклассе
Открытый урок посвящён одной из важнейших и актуальных проблем современного мира “How to be healthy?” (“Как быть здоровым?”). Особенность...

Урок посвящён творчеству н в гоголя,а именно повести «Тарас Бульба» icon«Пылающая бездна» и дружный «хор светил»
Место урока: урок проводится 2-ым (после 1-ого урока, дающего общее представление о поэтах) в разделе, посвященном творчеству Ф....

Урок посвящён творчеству н в гоголя,а именно повести «Тарас Бульба» iconЗинин С. А. Литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных...
Место урока: урок проводится 3-им в разделе, посвященном творчеству Ф. И. Тютчева и А. А. Фета (после знакомства с художественным...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница