Методические рекомендации по организации самостоятельной работы




Скачать 328.44 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы
страница1/6
Дата публикации19.05.2013
Размер328.44 Kb.
ТипМетодические рекомендации
vbibl.ru > Туризм > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6



Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Т.А. ФОКИНА



ТРЕНИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Методическое пособие



Для студентов, обучающихся по специальности 100103.62– Социально-культурный сервис и туризм, домоведение

и другим сервисным специальностям

в авторской редакции


Нижний Новгород

2010

Фокина Т.А.

Тренинг профессионально-личностного роста: Методическое пособие: Для студентов, обучающихся по специальности 100103.62– Социально-культурный сервис и туризм, домоведение и другим сервисным специальностям. – Н.Новгород: НГПУ, 2010. – 34 с.

Подготовленное издание включает в себя программу курса, вопросы и задания для студентов, список рекомендуемой для изучения дисциплины литературы. Методическое пособие может быть использовано для обучения студентов по сервисным специальностям, таким как «Домоведение», «Социально-культурный сервис и туризм» и др.

Рецензент: ^ Л.Ю. Заикина, кандидат педагогических наук,

декан факультета экономики

и управления Нижегородского филиала

Московского гуманитарно-экономического

института

Отв. редактор: ^ С.М. Шевченко, кандидат технических наук, доцент, декан технолого-экономического факультета НГПУ

© Фокина Т.А., 2010

© НГПУ, 2010

Содержание

Предисловие …………………………………………………………….4

Планы аудиторных занятий …………………………………………….5

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы………………………………………………..19

Методические рекомендации по оформлению

контрольной работы……………………………………………………..20

Темы контрольных работ ……………………………………………….25

Методические рекомендации по подготовки к зачету ………………..26

Вопросы к зачету…………………………………………………………27

Литература ………………………………………………………………..28

Приложение ………………………………………………………………30

Предисловие
Программа курса «Тренинг профессионально-личностного роста» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 100100.62– Социально-культурный сервис и туризм, домоведение, а также по другим сервисным специальностям.

Целью преподавания курса «Тренинг профессионально-личностного роста» является отработка навыков активного поведения личности в условиях будущей профессиональной среды; развитие профессиональной и коммуникативной компетентности специалиста.

Основными задачами дисциплины являются:

  1. формирование у студентов знаний, умений и навыков по основам деловых взаимоотношений; психологической самопомощи; ЗУНов, необходимых для работы в команде; навыков самопознания;

  2. развитие профессиональной мотивации;

  3. подготовка будущего специалиста к практико-ориентированной профессиональной деятельности;

  4. развитие профессионально-значимых качеств;

  5. улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;

  6. развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних поведенческих изменений.

^ Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса студент отрабатывает навыки активного поведения личности в условиях будущей профессиональной среды; развивает свою профессиональную и коммуникативную компетентность.

Основной формой контроля по дисциплине является зачет.


Планы аудиторных занятий
Тема 1. Введение в тренинг. Самопознание как составляющая часть профессионально-личностного роста. Тренинг самопознания.

  1. Представление тренера.

  2. Упражнение: «Знакомство».

  3. Упражнение: «Ожидания, опасения».

  4. Презентация программы будущих занятий.

  5. Принципы тренинга.

  6. Упражнение: «Нравится, не нравится».

  7. Упражнение: «Назови цифру от 1 до5». Обсуждение.

  8. Упражнение в кругу: «Я ценю тебя за то ….».

  9. Упражнение: «10 положительных, 10 отрицательных качеств».

  10. Упражнение: «Ты похожа на меня».

  11. Линия опыта.

Тема 2. Стресс. Эмоциональное выгорание. Антистрессовая самопомощь. Тренинг антистрессовой самопомощи.

  1. Стресс. Эмоциональное выгорание.

Стресс – это реакция организма на любое предъявленное требование среды.

Термин ''эмоциональное выгорание'' введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами.

В группу профессионального риска входят учителя, полицейские, тюремный персонал, политики, юристы, нижнее звено торгового персонала, а также менеджеры всех уровней.

К. Р. Маслач (1981г., 1982 г.), одна из ведущих специалистов по изучению синдрома ''эмоционального выгорания'', выделила его разрушительные симптомы: чувство эмоционального истощения и изнеможения, агресивные и упаднические чувства, развитие негативных отношений к клиентам – дегуманизация – и деперсонализация, негативное самовосприятие в профессиональном плане – недостаток чувства профессионального мастерства и профессиональной уверенности.

Е. Макер (1983 г.) на основе обобщения данных, составил перечень симптомов выгорания:

  • усталость, утомление, истощение;

  • психологические недомогания;

  • бессонница;

  • негативное отношение к клиентам;

  • скудность репертуара рабочих действий;

  • злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками;

  • отсутствие аппетита или, наоборот, переедание;

  • негативная ''Я – концепция'';

  • агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев и др.);

  • упадническое настроение и связанные с ним эмоции – цинизм, пессимизм, апатия, депрессия, чувство бессмысленности и безнадежности;

  • переживание чувства вины и зависти.

Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку) больше подвержены этому синдрому. В их представлении настоящий специалист – это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности, ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

В ходе исследований были выделены еще три типа людей, которым грозит синдром ''эмоционального выгорания''.

Первый тип – так называемый ''педантичный''. Основные характеристики этого типа: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе). Люди этого типа часто бывают излишне привязаны к прошлому; у них основные симптомы переутомления – апатия, сонливость.

Второй тип – ''демонстративный''. Люди этого типа стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с этим им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутиной работы. У людей этого типа переутомление выражается в излишней раздражительности и гневности. На этом фоне повышается давление, возникают проблемы с засыпанием. В этом случае рекомендуется выпить вечером стакан теплого молока и принять успокаивающую ванну или душ.

Третий тип – ''эмотивный''. ''Эмотики'' бесконечно, противоестественно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам. Люди этого типа при стрессах страдают бессонницей, у них возможно появление повышенной тревожности.

Согласно С. Джексон и К. Маслач (1981 г.) синдром ''эмоционального выгорания'' представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений.

^ Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая выгорания и проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, в появлении агрессивных реакций, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии.

Вторая составляющая – деперсонализация – проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к клиентам, подчиненным, студентам и др.

Третий тип выгорания – редукция личных достижений. Проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, редукции значительности собственных достижений и успехов, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в снятии с себя ответственности, в отстранении от обязанностей по отношению к другим и своему делу.

  1. Методы и приемы антистрессовой самопомощи.

  2. Упражнение: «Симптомы стресса».

  3. Методика: «Прогноз» (см. Приложение 1).

  4. Упражнение: «Какого я цвета».

  5. Упражнение: «Аукцион».

  6. Упражнение: «Я в лучах солнца».

  7. Линия опыта.

Тема 3. Планирование жизни. Тренинг: Мои жизненные планы.

  1. Жизненные планы.

  2. Цели и принципы планирования.

  3. Психологические основы планирования жизни.

  4. Сферы жизни.

  5. Формулировка целей в 7 жизненных сферах.

  6. Технологии работы над жизненными планами.

  7. Психология денег.

  8. Технологии взаимодействия с деньгами.

  9. Линия опыта.



Описание некоторых упражнений и этапов занятия 3:

Процесс работы над жизненными планами охватывает 3 фазы: поиск целей, формулирование целей, планирование целей.

Определяя цель, следует придерживаться следующих 4-х этапов:

  1. Добиться ясности цели – определить то, что конкретно вы хотите.

  2. Определить личные и профессиональные ориентиры – инвентаризовать цели, расставить приоритеты.

  3. Сопоставить необходимые для достижения целей средства с реальной ситуацией.

  4. Определить сроки достижения целей, не забывая о промежуточных целях и результатах.

Чтобы правильно поставить цель, необходимо, чтобы она отвечала следующим характеристикам:

  • цель должна быть точно определена, т.е. не содержать таких слов как «если», «возможно» и т.п.;

  • четко и коротко сформулирована (7-8 слов не более. Например, «Быть удачливым в учебе», «Написать кандидатскую диссертацию за 3 года» «Выйти замуж за бизнесмена в течение года»);

  • измерима;

  • достижима;

  • реалистична;

  • позитивна, т.е. не содержать частицу «не» и слова «нет»;

  • должны быть указаны временные интервалы достижения цели.

Цели бывают стратегические (долгосрочные) и локальные (краткосрочные). Начинать надо с долгосрочных планов. При этом наиболее эффективной является письменная форма планирования.

Планировать свою деятельность необходимо поэтапно, по следующим шагам:

  1. Анализ бюджета времени.

  2. Определение содержания планируемых дел.

  3. Определение времени, необходимого для выполнения этих дел.

  4. Составление плана перспективных дел на год.

  5. Составление тематического списка дел на месяц.

  6. Составление плана действий на неделю.

  7. Запись текущих дел и составление рабочих планов на день.

Реализация любой цели должно подвергаться контролю.

Следует отметить, что цели мы ставим в различных сферах своей жизни. Таких сфер можно выделить несколько:

Работа.

Семья.

Личное развитие.

Досуг.

Отношения с друзьями.

Финансовое благополучие.

Здоровье.

Планируя свою деятельность в этих сферах, необходимо помнить, чтобы цели, относящиеся к различным сферам, не были взаимоисключающими.

Упражнение: Сформулируйте основные цели (стратегические или локальные) в рамках перечисленных сфер жизни. Результаты представьте в виде следующей таблицы:

№№

Сфера жизни

Цель (формули-ровка)

Стратеги-ческая или локальная

Ключевые критерии цели (3-4), т.е. то, как я узнаю, что моя цель достигнута

Главное препятствие

Главный ресурс

1

Работа
















2

Семья
















3

Личное развитие
















4

Досуг
















5

Отношения с друзьями
















6

Финансовое благополу-чие
















7

Здоровье
















Обсудите в группах. Потом в круге. Что получилось, что нет. Какие цели приоритетны. Какие пожелали оставить на потом.

Тема 4. Деловое общение. Тренинг коммуникативной компетентности.

  1. Понятие делового общения.

  2. Роль общения в современном деловом взаимодействии.

  3. Коммуникативная компетентность.

  4. Основные принципы и техники делового общения.

  5. Виды общения.

  6. Технологии успешных коммуникативных контактов.

  7. Техники задавания вопросов.

  8. Техники активного слушания.

  9. Упражнения и деловые игры.

  10. Линия опыта.

Методические указания к занятию по теме 4
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов...
Умарова Б. Х. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов всех специальностей по дисциплине «Русский...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной...
Албегонов З. Х., к ю н., начальник управления международного сотрудничества федеральной службы по интеллектуальной собственности

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы Структура работы
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 061100 " Менеджмент организации" заочной формы обучения, изучающих...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы Содержание контрольной работы
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности: 080507. 65 " Менеджмент организации" заочной формы обучения,...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Целью дисциплины является ознакомление студентов с эволюцией структур, институтов и механизмов государственной власти России и с...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика организации»
Гарина Е. П. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика организации». – Н. Новгород: вгипу,...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в группе...
Методические рекомендации предназначены в помощь педагогам, реализующим учебный процесс в группах первого курса дневного обучения....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconМетодические рекомендации по организации борьбы с крысиным клещом Законодательство России
Методические рекомендации разработаны в нии дезинфектологии мз рф, Федеральном Центре Госсанэпиднадзора мз РФ

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconМетодические разработки для самостоятельной работы по русскому языку душанбе 2010
Р-52 Раджабова Н. Н., Умарова Б. Х хусанова Т. К. Методические разработки для самостоятельной работы по русскому языку для студентов...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы iconОбеспечение самостоятельной работы студентов (методические указания) № п/п
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (методические указания)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница