Сегодняшнего урока твёрдый знак, поэтому на минутке чистописания вспомним, как он пишется




Скачать 58.58 Kb.
НазваниеСегодняшнего урока твёрдый знак, поэтому на минутке чистописания вспомним, как он пишется
Дата публикации29.04.2013
Размер58.58 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Туризм > Урок




Понятие о разделительном твёрдом знаке и его употреблении на письме



Понятие о разделительном твёрдом знаке и его употреблении на письме.

Цель: ознакомление детей с правилом употребления твёрдого знака.


  1. Чистописание.

Тема сегодняшнего урока – твёрдый знак, поэтому на минутке чистописания вспомним, как он пишется.
Как мы пишем твёрдый знак?

- Твёрдый знак мы пишем так:

^ Колесо и спичка,

Позади косичка.
Тупой стороной ручки вслед за мной обвели букву по памятке. Начинаем писать букву так же, как букву ч строчную, а заканчиваем, как мягкий знак.

Ъ Ъ Ъ

ЪЕ ЪЁ ЪЯ ЪЮ

^ СЪЕЗД ОБЪЯВЛЕНИЕ СЪЁМКА



  1. Словарная работа.

Следующий этап нашей работы – тематический словарь. Группа № 10.

Езда – найти корень.

Поездка – разобрать по составу.

Объезжает – количество гласных (4) и согласных (4).

^ Ъ – не гласная и не согласная, потому что не звук.

Подъезжает – поставить ударение.

Отъезжает – разделить для переноса.

Выезжает – определить часть речи.


  1. Объяснение нового.


^ Басня.

    • Не чересчур ли ты добряк? –

Так знаку Мягкому промолвил

Твёрдый знак. –

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

    • Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –

^ Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал. –

Ты твёрд и груб,

Как суковатый дуб.

Давным–давно пора, как букву ять,

Тебя из азбуки изъять.

    • Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, -

Услыша этот спор, сказала буква А. –

^ Вы оба хороши, достойны чести,

Когда стоите в нужном месте.

(П.Матвиенко).
- В какой части слова стоит Ь?

Сучья, мышь.

- Какую роль выполняет разделительный мягкий знак?

- Перед какими гласными пишется?

Работа по схеме.
Ё

Ю

Ъ

Я

Е
С мягким знаком мы разобрались. Но в алфавите есть ещё один знак – твёрдый. Какую же работу он выполняет? Оказывается, он занимается подсказками. Если в слове есть приставка, которая оканчивается на согласный, то перед буквами е,ё,ю,я ставится ъ. В этих случаях ъ называют разделительным: подсказчик разделяет приставки и корни. Про него и стихотворение сложили:
^ Твёрдый знак не отдыхает:

Приставку с корнем разделяет.
А как он это делает мы сейчас увидим.

Поможет нам слово ехал (записали).
Работа с панно и наборным полотном.
Утром к дому подъехал школьный автобус. Ребята сели в него и отправились в школу. Автобус медленно отъехал от дома. На пути – озеро. Шофёр объехал его. Вскоре на пути выросла гора. Автобус тяжело въехал на гору. С горы автобус съехал легко. Вскоре автобус подъехал к школьным дверям.
^ Мы ехали, ехали,

К горке подъехали,

Въехали, съехали,

Дальше поехали.
Ехали, ехали,

К яме подъехали,

Яму объехали,

Дальше поехали.
Ехали, ехали,

К речке подъехали,

Мост переехали,

Дальше поехали.
Ехали мы, ехали –

И домой приехали.
Генрих Сапгир.
- Назовите слова, обозначающие движение автобуса, которые встретились в моём рассказе. Как мы называем такие слова?

ехал

подъехал

отъехал

объехал

въехал

съехал

- От какого слова они все образованы? С помощью чего они образованы от слова «ехали»?
На наборном полотне выставляется слово «ехал». Слева от него учитель приставляет приставку «под».

Прочитайте, что у нас получилось. Приставка слилась с корнем. Что нужно сделать? Разделить. А как? С помощью разделительного знака. Учитель ставит карточку с мягким знаком. Прочитайте, что получилось. Приставка в слове стала оканчиваться на мягкий согласный. А нужно? На твёрдый. Что поставим вместо мягкого знака? Твёрдый. Как он будет называться? Разделительный твёрдый знак. Что он разделяет? Приставку с корнем.

Учитель ставит слева от слова «ехал» карточку с приставкой «по». Прочитайте, что получилось. Нужен ли здесь разделительный твёрдый знак? Нет. А почему? Потому что твёрдый знак показывает твёрдость предыдущего согласного. Значит, какие должны быть приставки, на что оканчиваться, чтобы после них стоял твёрдый знак? А корень с чего должен начинаться, раз мы боимся слияния при произнесении слова? На гласный звук.

- Подчеркните Ъ, обозначьте приставки и подчеркните начальную букву.

^

Молчаливый Твёрдый Знак


Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Хотя и очень скромный сам.
Для чего же нужен твёрдый знак? Мы уже пытались прочитать глаголы без твёрдого знака. У нас ничего не получилось. Но, оказывается, присутствие твёрдого знака влияет и на лексическое значение слова. Вот, послушайте.
^ Было «сели», стало «съели».

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

Твёрдый знак.
- Запишите пару слов «сели – съели». Обозначьте орфограмму «Твёрдый знак» вместе с буквами, которые он разделяет. Запишите предложения. Семья об…едает. Коза об…едает листья с кустов. В каком предложении вы записали слово с твёрдым знаком?
^ Твёрдый знак нам нужен тоже,

Без него сказать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.


  1. Первичное закрепление. Работа над пройденным материалом.

А) Сравнение Ь и Ъ разделительных.

Работа по таблицам:
Е Е

Ё Ю

Ь И Ъ Ё

Ю Я

Я

Б) Работа с карточками.

Об…явил, в…юга, лист…я, под…ём, Мар…я, под…езд.
Мягкий знак и твёрдый знак

Разговаривали так:

  • ^ Сколько я пирожных съем? –

Мягкий знак ответил: - Семь.


  1. Работа над предложением.

Над лесами необъятными песни звонкие летят.

А) Лексическая работа:

Необъятные – нельзя объять (обнять), очень большие;

Б) Найдите главные члены предложения;

В) Найдите второстепенные члены предложения;

Г) Расставьте части речи;

Д) Слово «звонкие» разберите по составу;

Е) Найдите два слова с безударной гласной, поставьте ударение, безударную гласную подчеркните.


  1. Обобщение. Работа по таблице «Приставки».


^ Приставки пиши слитно!

на во об

за до от

над по про с

со под

Предлоги пиши отдельно!


  • После каких приставок может быть Ъ? Почему? А почему после остальных Ъ не пишется? С какой буквы должен начинаться корень?



  1. Вторичное закрепление. Работа по таблице «Корни».


С- -езд- -ех- -езж-

В- -ел- -ед-

Об- -ём- -еж-

От- -яв-

Под-

Раз- -ясн- -яр-
Съезд, въезд, объезд, отъезд, подъезд, разъезд.


  1. Сравнение разделительных твёрдого и мягкого знаков. Работа по таблице.

Ь – разделительный. Ъ – разделительный.

1. Пишется в середине слова. 1. Пишется после приставок перед корнем.

2. Пишется после согласных. 2. Пишется после согласных.

^ 3.Пишется перед гласными 3. Пишется перед гласными е, ё, ю, я.

и, е, ё, ю, я.

4. Показывает, что согласный 4. Показывает, что согласный звук не

звук не сливается с гласным. сливается с гласным.


  1. Индивидуальная работа учащихся по формированию умений.

- Прослушайте стихотворение и выпишите из него слова с разделительным твёрдым знаком.
Все вокруг объяты страхом:

Разъярённый людоед

Объявил, что съест сегодня

Замечательный обед.

В сверхъестественной тревоге

Всё зверьё уносит ноги.

Даже несъедобный ёжик

Съёжился от страха тоже.

Разъярённый людоед

Мигом съел мешок конфет,

Закусил печеньем плотно.

Он отъявленный злодей,

Но совсем не ест людей

И не трогает животных.
10. Домашнее задание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сегодняшнего урока твёрдый знак, поэтому на минутке чистописания вспомним, как он пишется iconИтельный твёрдый знак (Ъ) знак пишется только после приставок, которые...
Это было лет… во время поход Ребята вышли на берегз лесной речк… и увидели уди-вительное со­оружение

Сегодняшнего урока твёрдый знак, поэтому на минутке чистописания вспомним, как он пишется iconУрока: «Нитратная кислота. Нитраты» Цели урока
Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова Л. Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,...

Сегодняшнего урока твёрдый знак, поэтому на минутке чистописания вспомним, как он пишется iconТип урока
В зависимости от цели каждого данного урока число и порядок следования его компонентов может меняться, поэтому описание урока следует...

Сегодняшнего урока твёрдый знак, поэтому на минутке чистописания вспомним, как он пишется iconНедостатки сложившейся практики урока в школе
Увлечение планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие;...

Сегодняшнего урока твёрдый знак, поэтому на минутке чистописания вспомним, как он пишется iconОоо «Интеллектуальная Собственность -бесПроблем» Баранова Елена Евгеньевна г. Москва
«На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак Свидетельство...

Сегодняшнего урока твёрдый знак, поэтому на минутке чистописания вспомним, как он пишется iconСудьба природы в наших руках
Да, прекрасна природа. Но эта красота не долговечна. Ведь мы не всегда справедливы к природе. И по нашей вине возникают экологические...

Сегодняшнего урока твёрдый знак, поэтому на минутке чистописания вспомним, как он пишется icon«дом, в котором мы живём» Дети это чудо света, я увидел это сам. И причислил чудо это
А вот как по другому? Я предлагаю нам сегодня всем вместе задуматься над этим вопросом, попытаться разобраться во всех тонкостях...

Сегодняшнего урока твёрдый знак, поэтому на минутке чистописания вспомним, как он пишется iconУрока: комбинированный. Цель урока
...

Сегодняшнего урока твёрдый знак, поэтому на минутке чистописания вспомним, как он пишется iconУрока: «Избирательное право» Цель урока
Цель урока: формирование у учащихся представления о голосовании, как одной из форм участия граждан в политической жизни страны

Сегодняшнего урока твёрдый знак, поэтому на минутке чистописания вспомним, как он пишется iconВспомним как Испания и весь свободный мир заходились в экстазе. Ещё-бы...
Вспомним как Испания и весь свободный мир заходились в экстазе. Ещё-бы – была одержана победа над силами зла, над исламофашизмом....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница