Дополнительная образовательная программа туристско краеведческой направленности по предмету «туризм и краеведение» содержание стр




Скачать 326.37 Kb.
НазваниеДополнительная образовательная программа туристско краеведческой направленности по предмету «туризм и краеведение» содержание стр
страница1/3
Дата публикации29.04.2013
Размер326.37 Kb.
ТипОбразовательная программа
vbibl.ru > Туризм > Образовательная программа
  1   2   3
Тема работы:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»


СОДЕРЖАНИЕ Стр.
1. Пояснительная записка ……………………………………………….
2. Учебно-тематический план первого года обучения ………… . ……
3. Содержание первого года обучения …………………………………
4. Учебно-тематический план второго года обучения…………... ……
5. Содержание второго года обучения ………………………………….
6. Методическое обеспечение программы………………………………
7. Список литературы………………………………………………………


Пояснительная записка.

Ситуация со здоровьем детей и подростков приобрела в стране животрепещущий характер, о ней заговорили не только врачи, но и широкая общественность, средства массовой информации. Кроме того, в наше сложное время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо обучать детей и подростков приемам выживания в экстремальных условиях и умением выходить из сложных жизненных ситуаций.

Одним из реальных средств, не требующих больших финансовых затрат, является пешеходный туризм – самый массовый и самый доступный вид туризма, который, получил повсеместное распространение среди людей всех возрастов и профессий. Миллионы людей с рюкзаками за плечами прокладывают новые маршруты через горные перевалы, девственные леса, стремительные реки. Широкое распространение получили походы по местам революционной, трудовой и боевой славы нашего народа. Не менее увлекательны туристические походы по родному краю, изучая огромные его просторы, неисчислимые природные богатства, жизнь замечательных людей. Они сочетают в себе активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира. Туризм, как наиболее комплексный вид воспитания здорового и закаленного человека, учит коллективизму, дружбе, дисциплинированности, самостоятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи. Участие в походах воспитывает находчивость, мужество и умение выживать в сложных жизненных ситуациях. что ставят их в один ряд из наиболее эффективных средством духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

В эпоху Просвещения (XVII век) Ж.-Ж. Руссо, Г. Либли и другие видели в путешествиях средство патриотического воспитания молодежи и укрепления ее здоровья, а их учение «Познание природы и стремление к выработке норм естественного поведения» способствовало развитию походов и экскурсий на природу среди школьников. Ж.-Ж. Руссо обосновал важность пешеходных путешествий для решения оздоровительных задач, развил теорию о значимости путешествий как неприметной составной части воспитания, раскрыл цели и задачи путешествий на природу и их взаимосвязь с другими средствами формирования личности.

Выдающийся педагог Я. А. Коменский завершением своей школьной системы считал обязательное участие в путешествии.Настоятельно рекомендовал взрослым детям экскурсии и походы «отец» русской физической культуры П. Ф. Лесгафт. Педагогическую целесообразность туризма и краеведения впервые в России теоретически обосновал К. Д. Ушинский в своей учебной книге «Родное слово», подчеркнул важность пешеходных путешествии для решения оздоровительных задач, развил теорию о значимости путешествий как непременной составной части воспитания, раскрыл цели и задачи путешествий в природу и их взаимосвязь с другими средствами формирования личности.

Туризм, входящий в Единую спортивную классификацию Российской Федерации, дает возможность не только повышать спортивное мастерство в походах и путешествиях, но и развивать научно-исследовательскую деятельность обучающихся, участвовать в краевых (региональных) и всероссийских научно-исследовательских краеведческих конференциях и олимпиадах

Туризм и краеведение – предметы, связанные между собой, постигать, которые начал первобытный человек, путешествовавший по Земле, меняя места стоянок, обогащая свои знания и умения на основе имеющихся, тех, которые знали и умели его предки. Традиции, обычаи, совершенствование своей жизнедеятельности, ведет к развитию человеческого разума, к изменению мировоззрения.

На территории Верхнекамского района с детьми можно заниматься пешеходным, водным (р. Вятка, р.Кама) и велосипедным туризмом.

При составлении программы за основу взята типовая программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Туризм и краеведение» 1985 г.

Во время проведения учебно-тренировочных походов, и экспедиций, согласно инструкции МО РФ №293 от 1992 года, группа в количестве более 8 человек должна иметь 2-х руководителей, в этом случае большую помощь оказывают бывшие воспитанники и родители.. Для занятия в объединение привлекаются и физически здоровые мальчики и девочки, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям туризмом и имеющие допуск медицинского работника.
^ Содержание и методика занятий

Данная программа двухгодичная разноуровневая, рассчитана на подготовку обучающихся 6-11 классов.

Содержание программы направлено на составление экскурсионных маршрутов, организацию краеведческой работы, участие в экологической работе по охране природы и окружающей среды.

В I год обучения программа предусматривает сообщение начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, экскурсий, навыков краеведческой деятельности, научно-исследовательской работы. основных знаний по начальной туристской подготовке (108 часов) знакомство с природой и интересными объектами Верхнекамского района. Дети обучаются общим туристским навыкам, понятиям об ориентировании на местности, знаниям основ топографии, гигиене туриста, обеспечению безопасности и оказанию первой медицинской помощи при заболеваниях и травмах, физической подготовке туриста.

Подготовка походов включает изучение и разработку маршрута, распределение обязанностей, организационную и хозяйственную подготовку. В результате походов ребята приобретают знания по охране природы, памятников природы и культуры. Двухдневный поход – завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь следует уделить внимание отработке всех элементов туристической технике, которые изучались в течение всего года.

Учебная программа 2 года обучения(108 часов) предусматривает дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных на первом году обучения, дальнейшее накопление опыта, совершенствование навыков и умений. Процесс обучения идет по спирали: возвращаясь к старым темам предыдущего года ребята глубже знакомятся с историей своего края, углубляют знания правил организации учебно-тренировочных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, техники и тактике пешеходного туризма, вопросы туристского быта, гигиены и первой медицинской помощи в походных условиях. Важно морально и психологически подготовить ребят к преодолению любых трудностей и лишений в пути, к умению брать на себя большую часть работы, воспитать готовность каждого прийти на помощь товарищу.

Практические занятия и учебно-тренировочные походы надо строить так, чтобы ребята научились все делать самостоятельно. Занятия по ряду отдельных тем программы полезно проводить в форме докладов (рефератов), составленных воспитанниками объединения. Проведение тестирования в конце темы или занятия способствует лучшему усвению и закреплению изучаемрго материала. Вопросы техники безопасности в пешеходном туризме в курсе 2 года обучения рассматриваются в каждом разделе, так как они связаны с походом, можно проводить короткие беседы во время занятий или в самом походе. Огромное значение имеют разборы походов, как во время так и в последующем занятии в форме устных и письменных высказываний. В прохождении некоторых тем можно использовать игровую, соревновательную форму, упражнения, викторины. Основной формой обучения остается учебное занятие, в котором тесно связаны практическая и теоретическая части каждого раздела программы. Наиболее эффективна в обучении практической части являются экскурсии и походы, в которых обучающиеся применяют умения и навыки, полученные в процессе обучения.
^ Цель программы

Создание условий для развития физически и нравственно полноценной личности средствами туризма и краеведения, самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.

Программа реализуется через решение следующих задач:

1. Удовлетворение потребности учащихся в познании окружающего мира своего родного края;

2. Создание условий для формирования разновозрастного детско-юношеского коллектива;

3. Усвоения обучающимися туристо - краеведческих знаний и умений, приобретения опыта коммуникативной, эмоциональной, физической и трудовой деятельности, развития потенциальных способностей ребенка;

4. Привитие интереса к занятиям по туризму;

укрепление здоровья обучающихся;

5. расширение кругозора в области географии, геологии, биологии, картоведения;

6. Воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде, интереса к родному краю;

7. Воспитание целеустремленности, упорства в достижении цели, трудолюбия через различные виды клубной деятельности;

8. Подготовка обучающихся к спортивным походам и экспедициям;

9. Развитие организаторских способностей;

10. Профессиональное самоопределение обучающихся.
Режим работы.

Режим работы - занятия проводятся в соответствии с возрастными особностями детей 2 раза по 1 и 2 часа соответственно. Объединение юных туристов, обучающихся по этой программе, формируется из учащихся в количестве не более 15 человек. Программа 1 года обучения рассчитана на 108 учебных часов, включая беседы по теории – 28 часа и практические занятия в помещении и на местности – 80 часа. Программа 2 года обучения рассчитана на 108 учебных часов, теория – 17 часов, практические занятия – 91 часа. Один раз в два месяца проходят учебно-тренировочные походы, обычно в каникулярные периоды. Кроме того, занятия могут проходить как со всей группой, по 2-3 человека, так и индивидуально, в зависимости от предстоящей деятельности.

Реализация цели и задач данной программы направлены на организацию воспитательной, образовательной и оздоровительной деятельности обучающихся в творческом объединении, на сплочение детей в единый коллектив. Предусматривает изучение всех премудростей пешеходного туризма , дать путёвку в большой туризм, привить страсть к путешествиям, к познанию окружающего мира, к самосовершенствованию. Прямыми критериями результата усвоения программы служат: усвоение учащимися ЗУН по программе, рост спортивных достижений, участие в районных и областных туристско-краеведческих соревнованиях школьников, в научно - практических конференциях.
^ Ожидаемый результат 1 года обучени:

Должны знать:

Особенности природы родного края, его историю, исторические места, достопримечательности, климат, растительный и животный мир, реки, озера, правила поведения в походе.

Должны уметь:

Ориентироваться по компасу, находить азимут по карте, пользоваться топографическими картами и топографическими знаками, уметь ориентироваться в лесу, разжигать костер в любых условиях, развёртывать и свёртывать бивак, устанавливать и разбирать палатки, определять стороны горизонта по Солнцу, звёздам, местным признакам, оказывать первую доврачебную помощь.
^ Ожидаемый результат 2 года обучения:

Должны знать:

- требования к составлению путевого дневника, основных туристических отчетов;

- основные требования к организации и проведению походов: инструкции, снаряжение, культура поведения, оформление походной документации, расчет питания, ведение календаря погоды;

- обеспечение безопасности в походе;

- правила ориентирования и топографии;

- топографические знаки;

- организацию туристического быта;

- гигиену туриста: требования к одежде, жилищу, посуде туриста;

- первую доврачебную помощь при травмах, при заболеваниях.
Должны уметь:

- оказывать первую доврачебную помощь;

- организовать туристический быт: костер, палатку, бивуак и др.;

- оформлять походную документацию;

- ориентироваться по компасу, карте, небесным светилам, по условиям

местности;

- определять азимут, масштабы;

- вязать узлы;

- овладеть техникой пешеходного туризма.
^ Учебно-тематический план

1 года обучения.



^ Наименование темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение в образовательную программу.

2

-----

2

2.

Природа Верхнекамского района. Краеведческая работа в походе.

2

6

8

3.

Организация и подготовка похода.

6

5

11

4.

Организация и проведение похода. Обеспечение безопасности.


4

24

28

5.

Подведение итогов похода.

1

3

4

6.

Ориентирование.

4

6

10

7.

Топографическая подготовка.










8.

Физическая подготовка.

2

18

20

9.

Туристическое снаряжение.

2

4

6

10.

Туристский быт.

2

4

6

11.

Гигиена туриста. Первая доврачебная помощь.

2

4

6

12.

Техника преодоления препятствия.

1

4

5




итого

28

80

108
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дополнительная образовательная программа туристско краеведческой направленности по предмету «туризм и краеведение» содержание стр iconЛучшее учреждение туристско-краеведческой направленности
Целесообразность отбора содержания, средств, методов и форм туристско-краеведческой деятельности

Дополнительная образовательная программа туристско краеведческой направленности по предмету «туризм и краеведение» содержание стр iconПоложение Областной семинар организаторов туристско-краеведческой работы Тюмень, 2013
Настоящее положение определяет цели, задачи, условия и порядок организации проведения Областного семинара организаторов туристско-краеведческой...

Дополнительная образовательная программа туристско краеведческой направленности по предмету «туризм и краеведение» содержание стр iconКалендарь смен в учреждении образования
Сбор активистов кружков и клубов краеведческой направленности («Юные археологи», «Литературное краеведение», «Юные краеведы», «Юные...

Дополнительная образовательная программа туристско краеведческой направленности по предмету «туризм и краеведение» содержание стр iconСекция «Итоговый семинар. Теория и практика туристско-краеведческой...
«Итоговый семинар. Теория и практика туристско-краеведческой деятельности в Тюменской области»

Дополнительная образовательная программа туристско краеведческой направленности по предмету «туризм и краеведение» содержание стр iconИнформатика (егэ) дополнительная образовательная программа подготовки...
Цель дисциплины: подготовка слушателей к успешному прохождению вступительных испытаний (егэ) по предмету «Информатика и информационно-коммуникационные...

Дополнительная образовательная программа туристско краеведческой направленности по предмету «туризм и краеведение» содержание стр iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Пояснительная записка стр. 3-10

Дополнительная образовательная программа туристско краеведческой направленности по предмету «туризм и краеведение» содержание стр iconОбразовательная программа на 2012-2013 учебный год Содержание образовательной программы школы
Настоящая образовательная программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением...

Дополнительная образовательная программа туристско краеведческой направленности по предмету «туризм и краеведение» содержание стр iconПеречень образовательных программ на 2013 год
...

Дополнительная образовательная программа туристско краеведческой направленности по предмету «туризм и краеведение» содержание стр iconСодержание Паспорт Программы Стр. 2-4 Информационная справка Стр. 4-5
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Аймакинской сош»

Дополнительная образовательная программа туристско краеведческой направленности по предмету «туризм и краеведение» содержание стр iconСодержание Паспорт Программы Стр. 2-4 Информационная справка Стр. 4-5
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Буйнакска

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница