Портфолио как одна из форм комплексного оценивания достижений учащихся




Скачать 56.08 Kb.
НазваниеПортфолио как одна из форм комплексного оценивания достижений учащихся
Дата публикации03.05.2013
Размер56.08 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Спорт > Документы
ПОРТФОЛИО КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КОМПЛЕКСНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Л.С. Назарова

зав. кафедрой новых информационных технологий МОУ лицея №82

г. Челябинска, Почетный работник общего образования РФ, победитель конкурса лучших учителей на грант Губернатора Челябинской области



Единые госэкзамены в будущем 2010 году могут дополниться еще одной формой оценки знаний выпускников - портфолио, которые будут включать в себя проектные работы учеников, их спортивные достижения, участие в олимпиадах, районных и городских конкурсах.

"Мы стремимся к тому, чтобы на смену единому экзамену, единственному экзамену, который принимают в школе, пришла система портфолио, когда достижения ребят в течение всей учебы, по крайней мере в старших классах, учитывались бы при оценке достижений, при поступлении в вузы и во время учебы", - сказал министр образования и науки России Андрей Фурсенко. По его мнению, с введением портфолио можно будет более надежно определить уровень знаний выпускников школ. Фурсенко также отметил, что у него нет сомнений в том, что Россия придет к системе портфолио.

Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.

2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними).

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания достижений учащегося, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:

  • поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

  • содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Портфолио отражает творческие успехи школьников: проведенные исследования, участие в кружках, секциях, олимпиадах, творческих конкурсах.

В настоящее время с особой остротой встает вопрос о пересмотре технологии оценивания деятельности учащихся. Выделяются две основные тенденции, в русле которых рассматривается вопрос об изменении отметки: усовершенствование оценочного компонента в рамках существующей (традиционной системы) обучения; перестройка процесса обучения и, соответственно, оценочной деятельности на принципиально новой концептуальной основе: в младших классах – без оценок; в старших - портфолио. Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственно учебной деятельности. Поэтому в оценивании все больший вес придается самооцениванию, без которого невозможны самостоятельная организация и ответственность. Ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.

Портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, коммуникативные и т.д. Критериями для законченного портфолио могли бы оказаться следующие: обдумывание, рост и развитие в отношениях, являющихся ключевыми к учебному плану, понимание и осознание ключевых процессов, законченность, правильность и уместность методов и процессов представленных в портфолио, разнообразие подходов.

Для прогрессирования в течение учебного года учащиеся и преподаватель могут работать вместе, чтобы идентифицировать особенно существенные или важные вещи и процессы, которые будут задействованы в портфолио. Дополнительно они могут взаимодействовать, чтобы определить назначенные степени и оценки. Самая трудная задача для детей – это представить, то есть сделать видимым свой собственный путь учения. Проблемным становится сам процесс работы над папкой: обдумывание темы, организация работы, оценка того, насколько успешной была стратегия ученика и т.д. Здесь становится ясной разница между «папкой достижений» и простым собиранием работ. Все дело в интерпретации: я рассматриваю свое собственное учение, для того, чтобы выявить, как я учусь. Портфолио помогает: выявить и поддержать детей, проявляющих интерес к исследовательской деятельности, оказать помощь ребенку в овладении способами исследовательской деятельности.

При разработке портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:

  1. Портфолио документов – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Информация о различных мероприятиях и их результатах заносится в творческую копилку ученика. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

  2. Портфолио работ – представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. (с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.)

  3. Портфолио отзывоввключает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.

Как и во всяком новом деле, в продвижении концепции портфолио в жизнь есть не только успехи, но и определенные трудности. Предполагается, что портфолио может быть предъявлено при поступлении в ВУЗ. Приемная комиссия ВУЗа в первую очередь рассматривает ту часть достижений абитуриента, которая подтверждена документально (официальные сертификаты, грамоты, дипломы и пр.). Будут ли учитываться иные компоненты портфолио, которые могут оцениваться весьма нестрого? Несмотря на множество возникающих вопросов, работа школ по сбору портфолио учеников приняла массовый характер.

В век интернета совершенно естественно возникает идея создания электронного портфолио. Изучение сайтов, посвященных теме электронного портфолио дает представление о разнообразных подходах к определению электронного портфолио.

Традиционное бумажное портфолио ученика формируется в школе. Естественно предположить, что электронное портфолио также будет формироваться на сайте школы. Однако на этом пути существуют определенные проблемы.

Для того чтобы воплотить в жизнь идеи электронного портфолио на школьном сайте, должна быть решена задача образовательного хостинга на федеральном уровне с привлечением региональных и муниципальных образовательных структур к распределенному администрированию пространства школьных сайтов

Размещение школьных электронных портфолио на едином федеральном портале является с одной стороны, альтернативным решением проекту размещения электронных портфолио на школьных сайтах. С другой стороны - при определенных условиях эти оба проекта могут дополнять друг друга.

Федеральный портал электронных портфолио станет хранилищем юридически достоверных документов. Школьный сайт и личные сайты школьников могут дополнять электронное портфолио документами, не имеющими строгого юридического оформления.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: портфолио является современной эффективной формой оценивания, а также помогает решать важные педагогические задачи, развивая учебную активность и самостоятельность школьников.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Портфолио как одна из форм комплексного оценивания достижений учащихся iconРекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки...
Как уже отмечалось, в системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку,...

Портфолио как одна из форм комплексного оценивания достижений учащихся iconПреимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся
Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных...

Портфолио как одна из форм комплексного оценивания достижений учащихся iconДипломы различных конкурсов
Настоящее положение определяет структуру и содержание портфолио учителя. Портфолио используется как одна из форм определения уровня...

Портфолио как одна из форм комплексного оценивания достижений учащихся iconО портфолио обучающихся I ступени обучения муниципального бюджетного...
Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального...

Портфолио как одна из форм комплексного оценивания достижений учащихся iconРекомендации по оцениванию учебных достижений учащихся по русскому...
Критериям оценивания учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования, утверждённым приказом Министерства образования...

Портфолио как одна из форм комплексного оценивания достижений учащихся icon«Электронное портфолио как средство оценивания результатов формирования...
По «Катайский педагогический техникум» работает в статусе областной экспериментальной площадки по теме: «Электронное портфолио как...

Портфолио как одна из форм комплексного оценивания достижений учащихся iconМкоу «Башлыкентская сош им. Ш. Г. Шахбанова» общие положения. «Портфолио»
«Портфолио» ученика – комплект документов и материалов, представляющий совокупность сертифицированных  или несертифицированных индивидуальных...

Портфолио как одна из форм комплексного оценивания достижений учащихся iconПедагогическая мастерская как одна из перспективных форм обучения...
Педагогическая мастерская как одна из перспективных форм обучения в контексте внедрения фгос

Портфолио как одна из форм комплексного оценивания достижений учащихся iconЮго-восточное окружное управление образования государственное бюджетное...
Настоящее Положение регулирует требования к портфолио достижений учащегося школы

Портфолио как одна из форм комплексного оценивания достижений учащихся iconРабочая программа дисциплины в10 Источниковедение
Целью освоения дисциплины является формировании представлений о специфике различных типов, видов и разновидностей исторических источников...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница