Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 230100. 02 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (Автомобильный транспорт)




Скачать 394.5 Kb.
НазваниеМетодические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 230100. 02 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (Автомобильный транспорт)
страница1/4
Дата публикации16.03.2013
Размер394.5 Kb.
ТипМетодические указания
vbibl.ru > Спорт > Методические указания
  1   2   3   4


кОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ России

ВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению курсовой работы

для студентов специальности 230100.02

«Сервис транспортных и технологических машин и оборудования»

(Автомобильный транспорт)

специализация 230101.02

«Автосервис и фирменное обслуживание»

Нижний Новгород
2005

ББК 22.18

О

удк 519.682(075.8)
Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 230100.02 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (Автомобильный транспорт) специализация 230101.02

«Автосервис и фирменное обслуживание». – Нижний Новгород: Изд-во ВГИПА, 2005 г.

Методические указания содержат рекомендации по выполнению курсовой работы для студентов специальности 230100.02 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (Автомобильный транспорт) специализация 230101.02 «Автосервис и фирменное обслуживание».

Описаны этапы выполнения курсовой работы, даны практические рекомендации по разработке и отладке программ. Представлены задания для выполнения курсовой работы с кратким описанием вычислительных методов. Представлен пример оформления программы.

Составители: к.ф-м.н., доцент Ю.Г.Орленко

к.т.н., доцент В.А.Соколов

введение
Курсовая работа - самостоятельное исследование, имеющее результатом готовый программный продукт - работающую программу.

Назначение курсовой работы - дать возможность учащимся проявить способности к самостоятельной деятельности.

Целью курсовой работы является построение работающего алгоритма решения задачи, реализованного в виде программы. Для достижения этой цели исполнитель должен пройти все этапы разработки программы:

1) Постановка задачи.

2) Построение модели и выбор метода решения.

3) Разработка алгоритма.

4) Написание программы (на QBasic).

5) Тестирование и отладка программы.

6) Выполнение программы с получением результатов.

7) Составление документации.

Результаты каждого этапа должны представляться в виде, соответствующем стандартам.

Ниже рассматриваются требования, предъявляемые к работе, и даются рекомендации по каждому этапу.

В Приложении представлены образцы оформления блок-схемы программы, а также ее текст на языке QBasic.
^ 1. Этапы выполнения курсовой работы
Этап 1. П о с т а н о в к а з а д а ч и

На этом этапе от исполнителя требуется понять поставленную задачу. Хорошая формулировка помогает пониманию задачи. Желательно найти ответы на следующие вопросы:

1) Что дано?

2) Что нужно найти?

3) Как определить решение?

4) Какие сделаны допущения и ограничения?

5) Какова форма выдачи результатов?

Для себя исполнитель должен твердо убедиться, что он понимает условие поставленной задачи и представляет требования, предъявляемые к решению.
Этап 2. П о с т р о е н и е м о д е л и и в ы б о р м е т о д а р е ш е н и я

Модель и выбранный метод решения существенно влияют на остальные этапы в процессе решения. При разработке модели прежде всего необходимо определить, какие математические структуры больше всего подходят для задачи. Исполнитель должен описать математически, что дано и что требуется найти. Выбор подходящей структуры облегчается тем, что удобных структур не так уж и много. Необходимо учесть удобство представления, простоту и полезность операций, связанных с данной структурой. Модель может считаться подходящей, если можно утвердительно ответить на вопросы:

- Вся ли важная информация хорошо описана математическими объектами?

- Существует ли математическая величина, ассоциируемая с искомым результатом?

- Выявляются ли какие-нибудь полезные отношения между объектами модели?

- Удобно ли работать с моделью?
Этап 3. Р а з р а б о т к а а л г о р и т м о в

Важное правило для исполнителя: не начинать программировать первый пришедший в голову алгоритм , желательно просмотреть по крайней мере несколько и выбрать лучший из них.

Начальным этапом разработки алгоритма является определение входных и выходных параметров. Далее формируется интуитивная идея связи между этими двумя множествами. На заключительном этапе интуитивная идея формулируется в виде формального набора инструкций, которые описывают указанную связь. Этот формальный набор инструкций и является алгоритмом.
Этап 4. Н а п и с а н и е п р о г р а м м ы

Фактором, сравнимым по значению с выбором алгоритма, является описание данных. Хорошо продуманное описание данных существенно сокращает программу. Следует выбирать такое представление данных, которое наилучшим образом соответствует рассматриваемой задаче.

Желательно ответить на следующие вопросы:

- Каковы основные переменные?

- Каких они типов?

- Сколько нужно массивов и какой размерности?

- Использовать ли записи, множества, файлы, ссылки?

После того, как разработан алгоритм в виде последовательности шагов и построена подходящая система структуры данных, можно начать непосредственно написание программы. Прежде всего необходимо разработать ввод - вывод, т.к. зачастую выбор метода ввода-вывода существенно влияет на всю программу. Вопросы, возникающие на этом этапе:

- Каковы форматы ввода - вывода ?

- Как обеспечить диалог ?

При разработке программы обращается внимание на следующие критические параметры программы:

- память, требующаяся для ее работы;

- время ее работы;

- сложность.

В настоящее время на первое место по важности выдвинулся третий параметр - сложность.

Чем сложнее программа, тем ее труднее контролировать, тестировать, отлаживать и эксплуатировать. В настоящее время разработаны различные методы ограничения сложности программ.

Основные методы, используемые для управления сложностью, это проектирование сверху-вниз и модульное программирование. Эти методы являются ядром структурного программирования.
^ Проектирование сверху- вниз

Этот метод предусматривает сначала определение задачи в общих чертах, а затем постепенное уточнение структуры путем внесения более мелких деталей. Проектирование представляет собой последовательность шагов такого уточнения. На каждом шаге необходимо выявить основные функции, которые нужно выполнить, т.е. данная задача разбивается на ряд подзадач, пока эти подзадачи не станут настолько простыми, что каждой из них будет соответствовать один модуль.
^ Модульное программирование

Модульное программирование - это процесс разделения программы на логические части и последовательное программирование каждой части. При этом необходимо добиться того, чтобы программный модуль:

- имел размер, удобный для восприятия;

- не зависел от источника входных данных, места назначения выходных данных, от предыстории.

Каждый модуль должен иметь свое назначение, отличающееся от назначения других модулей. Это должен быть замкнутый блок, вход и выход которого точно определены. Для модуля также должны быть определены:

- область допустимых входных значений;

- область возможных выходных значений;

- возможные побочные эффекты.

Использование модулей приводит к значительному уменьшению сложности программы.
Этап 5. Т е с т и р о в а н и е и о т л а д к а
На этот этап приходится основной объем времени разработки программы.

^ Рекомендации по тестированию

Цель тестирования - убедиться в том, что программа решает действительно ту задачу, для которой предназначена, и выдает правильный ответ при любых условиях.

Принципы тестирования

1. Думать об этой стадии еще на этапе написания программы.

2. Тестирование проводится до тех пор, пока каждая команда

не будет использована хотя бы один раз.

3. Должна быть испытана каждая ветвь алгоритма.

4. Тесты должны содержать все типы данных.
Методы тестирования

1. Снизу - вверх - когда первоначально проверяются модули

нижнего уровня, затем тестируются элементы более высокого уровня

и так далее до тех пор, пока не будет завершено тестирование всей

программы.

2. Сверху - вниз - при этом вначале пишется основная программа, а незапрограммированные модули более низкого уровня заменяются так называемыми "заглушками" - простыми программами, имитирующими их функции. При этом происходит проверка небольших и обозримых частей программы.
^ Условия тестирования

Тестирование обязательно должно проводится в:

- нормальных (типичных) условиях;

- экстремальных (крайних) условиях;

- исключительных (невозможных) ситуациях;

Проверка в нормальных условиях предполагает тестирование на основе данных, которые характерны для реальных условий функционирования программы. Проверка в нормальных условиях должна показать, что программа выдает правильные результаты для характерных совокупностей данных.

Проверка в экстремальных условиях производится на граничных данных (т.е. граничных значениях области изменения, которые считаются еще правильными).

Проверка в исключительных ситуациях производится на данных, значения которых лежат за пределами допустимой области изменения.
^ Рекомендации по отладке

Цель отладки - локализовать и устранить ошибки в программе, выявленные при тестировании.

Типичные ошибки:

- синтаксические - нарушение правил, определяемых языком программирования;

- семантические ошибки из-за недостаточного знания или понимания программистом языка программирования или самой машины, например, когда оператор действует не так, как предполагает программист;

- ошибки при выполнении синтаксически правильных операторов, например, деление на нуль;

- ошибки, вызванные неверными данными.

Синтаксические ошибки находятся компилятором, но лучше их не делать вообще, что вполне достижимо.

Собственно отладка начинается с того момента, когда перестают выдаваться сообщения о синтаксических ошибках. В начале процесса отладки надо использовать простые тестовые данные. Если при этом получаются верные результаты, следует переходить к тестированию программы посредством более сложных данных. В случае, если результаты неверны, возможны следующие ситуации:

1. Синтаксических ошибок нет, но программа не скомпилирована.

2. Программа скомпилирована, работает, но не выдает результатов.

3. Программа скомпилирована, работает, но происходит прежде-

временный останов.

4. Программа скомпилирована, работает, но выдает неправильные резуль- таты.

5. Программа зациклилась.
Принципы отладки

1. Думать о стадии отладки еще на этапе написания программы.

2. Отдавать себе отчет, что ошибки в программе наверняка существуют.

3. Не считать причиной ошибок машину.

4. Возникающие затруднения следует четко разделять и устранять строго поочередно. Если внести сразу несколько изменений, то при появлении новых трудностей трудно определить, какое из произведенных изменений послужило их причиной.

5. Сохранять последние исправленные варианты, так как попытки исправить ту или иную ошибку могут повлечь возникновение новых ошибок, поэтому желательно иметь возможность возврата к предыдущему этапу отладки.
^ Методы обнаружения ошибок

Процесс обнаружения ошибок характеризуется выявлением двух мест в программе: точки обнаружения и точки происхождения.

Точка обнаружения - это место в программе, где ошибка себя проявляет или становится очевидной. Точка обнаружения должна выявляться первой.

Точка происхождения - это место в программе, где возникают условия для появления ошибки. Действительная ошибка исходит не из точки обнаружения, а из точки происхождения, точка же обнаружения служит отправным пунктом для поиска точки происхождения.
Этап 6. В ы п о л н е н и е п р о г р а м м ы с

п о л у ч е н и е м р е з у л ь т а т о в

На этом этапе отлаженная и протестированная программа запускается на реальных данных, и полученные результаты анализируются.
Этап 7. С о с т а в л е н и е д о к у м е н т а ц и и

Цель документирования - дать пользователю или программисту возможность разобраться в программе и правильно ее использовать.

Разработка документации начинается одновременно с началом работы над программой и продолжается до полного завершения работы.

В документации отражается следующее:

1. Функциональная спецификация: что программа дает пользователю;

2. Программная спецификация: как использовать или изменять программу;

3. Эксплуатационные процедуры: запуск и работа программы;

4. Процедуры тестирования и сопровождения: как тестировать программу.

Описание элементов каждого уровня документации:

1. Функциональная спецификация

Что делает программа:

- задача, которую она решает;

- метод решения;

- требования к входным данным;

- выходная информация;

- ссылки на литературу.

2. Программная спецификация

- подробное описание метода решения;

- блок-схема;

- распечатка;

- пояснения к программе.

3. Эксплуатационные процедуры

- требования к техническому обеспечению (тип ЭВМ,

требуемый объем памяти, периферийные устройства);

- требования к подготовке данных;

- инструкция по запуску и работе программы.

4. Процедуры тестирования и сопровождения

- тестовые данные;

- результаты, соответствующие тестовым данным.

Качественно написанная документация помогает сэкономить значительное время и позволяет избежать многих недоразумений.
^ Рекомендации по оформлению программы

Главная цель документации - помочь понять программу, чтобы ею можно было пользоваться, чтобы она могла просуществовать долго. В идеале программа должна быть написана так, чтобы она была как бы самодокументируемой, но это удается редко. Этой цели способствует следование следующим правилам:

1. Комментарии должны быть правильными и информативными. Комментарии, которые просто повторяют операторы программы, не дают ничего, они лишь загромождают программу. Неправильные комментарии опасны; люди склонны им верить без проверки

текста программы.

2. Комментарии следует писать одновременно с текстом программы.

3. Следует использовать мнемонические имена для программных объектов, указывающих на их функции в программе.

4. В начале программы следует сообщить полезную информацию:

- подробный заголовок, имя автора, дату и т.д.;

- краткое описание того, что делает программа, и, возможно, того, как она это делает;

- список используемых подпрограмм;

- список и описание тех объектов, назначение которых не видно с первого взгляда;

- информацию о необходимых входных данных и выдаваемых вы- ходных данных.

Аналогичная информация сообщается и перед подпрограммами.

5. Документации не должно быть слишком много, иначе затеряется сама программа.

6. Следует стремиться к четкости:

- упорядочивать имена в логической последовательности или по алфавиту;

- делать отступы в соответствии с логическими уровнями;

- отделять логические блоки или выделять комментарии пустыми строками;

- разбивать длинные выражения на части.

7. Вообще, следует писать такую программу, которую было бы приятно читать.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 230100. 02 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (Автомобильный транспорт) iconМетодические рекомендации и указания к выполнению курсовой работы...
«Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)», содержат обоснование темы, структуры, объема...

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 230100. 02 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (Автомобильный транспорт) iconГрафик сдачи контрольных работ Специальность 190603. 65 «Сервис транспортных...
Специальность 190603. 65 «Сервис транспортных и технологических машин оборудования (автомобильный транспорт)»

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 230100. 02 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (Автомобильный транспорт) iconПрограмма по дисциплине «Основы работоспособности технических систем»...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 190603. 65 (230100. 02) Сервис...

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 230100. 02 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (Автомобильный транспорт) iconПрограмма практики 190603 «Сервис транспортных и технологических...
«Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)»

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 230100. 02 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (Автомобильный транспорт) iconВопросы на государственный экзамен по специальности
«Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)»

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 230100. 02 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (Автомобильный транспорт) iconВопросы на государственный экзамен по специальности
«Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)»

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 230100. 02 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (Автомобильный транспорт) iconВопросы на государственный экзамен по специальности
«Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)»

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 230100. 02 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (Автомобильный транспорт) iconАрютин А. А
Специальность: 190603. 65 Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (Автомобильный транспорт)

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 230100. 02 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (Автомобильный транспорт) iconСтаросты групп Лесотранспортного факультета
«Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)»

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 230100. 02 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (Автомобильный транспорт) iconПеречень дисциплин кафедры по Автомобильному институту
«Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» (автомобильный транспорт))

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница