Методические рекомендации Лида 2010 Введение в настоящее время «олимпиадное программирование»




Скачать 141.32 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации Лида 2010 Введение в настоящее время «олимпиадное программирование»
страница1/2
Дата публикации15.03.2013
Размер141.32 Kb.
ТипМетодические рекомендации
vbibl.ru > Спорт > Методические рекомендации
  1   2


Учебно-методический кабинет

управления образования Лидского райисполкома

ГУО «Гимназия №1 г. Лида»

Интернет-турниры, конкурсы, олимпиады как средство развития творчества учащихся в области информатики и информационных технологий
методические рекомендации

Лида

2010

Введение

В настоящее время «олимпиадное программирование» переживает настоящий бум среди студентов и школьников. Тому есть множество причин. Перечислим наиболее важные из них.

1. Программирование — чрезвычайно увлекательная сфера деятельности, в то же время обеспечивающая достойный уровень оплаты труда во всем мире, в том числе и в странах СНГ. Последнее связано со стремительной компьютеризацией всех сфер жизнедеятельности человека и открытием крупнейшими фирмами (Intel, IBM, Motorola и т. д.) центров исследований и коммерческих разработок в области программного обеспечения на территории России, Беларуси и других стран СНГ.

2. При изучении программирования и других компьютерных наук молодой человек получает «конвертируемые» знания, позволяющие ему работать не только на родине, но и практически в любой стране мира.

3. Олимпиады по программированию для школьников имеют более чем двадцатилетнюю историю. При этом высокие результаты предыдущих поколений школьников стимулируют занятие олимпиадным программированием все новых и новых молодых людей.

^ Работа с Интернет-проектами

Во множестве городов Беларуси и других стран СНГ наблюдается нехватка как педагогических кадров, так и литературы по подготовке к олимпиадам и решению сложных олимпиадных задач по программированию школьников, — и это на фоне большого интереса к олимпиадам со стороны школьников, студентов и преподавателей. И в решении этой проблемы неоценимую помощь могут оказать проекты дистанционного обучения. На сегодняшний день, когда информационные технологии стали доступны большому числу школьников, для желающих познакомиться с олимпиадным программированием открываются поистине огромные возможности. Например, проект «Дистанционное обучение» (www.dl.gsu.by), который функционирует на серверах ГГУ им.Ф.Скорины с октября 1999 года. Обучаемый может, используя Интернет или электронную почту (dlrobot@gsu.unibel.by), отправить на проверку собственное решение любой из приведенных задач в любое удобное для него время. Система автоматической проверки присылаемых решений работает круглосуточно без праздников и выходных и, как правило, обеспечивает проверку решений в течение нескольких минут. Интернет-проект присутствует не один. Многие из них содержат подборку большого количества задач разных по тематике и уровню сложности; у некоторых имеется возможность просмотреть и изучить авторские решения. Более того, имеется необходимый теоретический материал и набор ссылок на аналогичные проекты. Таким образом, обучаемый получает возможность пополнить свой багаж знаний необходимым теоретическим материалом, освоить его при решении практических задач, получая при этом, результат работы написанной программы в минимально короткий промежуток времени.

Интернет-проект позволяет получать в свое распоряжение теоретический материал, набор задач для решения и доступ к тестирующей системе. Его текущие успехи, как правило, отражены в рейтинге обучаемых. Это является мощным стимулом, так как желание школьника занимать более высокое место в рейтинге весьма естественно. Ко всему вышесказанному следует добавить тот факт, что на подобного рода ресурсах проводятся он-лайн турниры (олимпиады), где обучаемый имеет возможность «проверить свои силы». Расписание турниров публикуется на главной странице. В проекте, «Дистанционное обучение» (www.dl.gsu.by), например, такие турниры проходят каждое воскресенье в течении года.

Алгоритмы работы с каждым конкретным ресурсом такого рода, как правило, описываются на главной странице проекта. Он достаточно «стандартный». Чтобы получить полный доступ — надо зарегистрироваться.

^ Работа с проектом «Школа программиста»

Рассмотрим, в качестве примера, процесс работы с проектом «Школа программиста» Красноярского краевого Дворца пионеров и школьников (www.acmp.ru).

Загрузив браузер, в адресной строке укажем адрес ресурса: www.acmp.ru и попадём на главную страницу.



Далее, выбираем пункт «Регистрация».



Заполняем предложенные поля (обязательные к заполнению поля обычно помечаются символом «*»):



и заканчиваем процесс регистрации нажатием кнопки «Регистрация».

Если регистрация по какой-то причине не пройдет, об этом будет выведено соответствующее сообщение (в нашем случае логин vania уже присутствует в системе, необходимо указать новый логин и повторить процедуру регистрации).



Регистрация завершена. В правом верхнем углу указаны наши данные (в дальнейшем, при новом сеансе работы с системой, именно там надо будет указывать Логин, т.е. имя и Пароль).



Для завершения работы с системой необходимо нажать «Выход» (в крайнем случае просто закрыть вкладку или окно браузера).

После регистрации имеется доступ ко всем (или почти всем) имеющимся ресурсам проекта «Школа программиста». Остановимся на основных из них по подробнее.

Итак, в адресной строке браузера укажем адрес ресурса: www.acmp.ru и попадём на главную страницу проекта.


В полях ^ Логин и Пароль указываем свои имя и пароль и нажимаем «Ok».

Автоматически попадаем на закладку «Новости», «О школе»…

Данный проект создан для повышения у школьников уровня программирования и способностей, направленных на решение олимпиадных задач.

Сайт содержит архив задач по олимпиадному программированию со встроенной проверяющей системой. Для участия в системе достаточно зарегистрироваться и перейти в раздел "Архив задач", где на текущий момент Вам будет предложено решить 500 задач различной сложности. Сложность задач определяется числом от 1 до 100, из этих значений сложности формируется рейтинг, отражаемый в разделе "Рейтинг".

Уровень представленных здесь задач значительно легче задач, расположенных на подобных площадках. Поэтому большинство задач возможно решить после одного года обучения программированию. Средняя сложность задач немного ниже уровня задач районных олимпиад, что позволяет успешно готовиться к ним, решая задачи здесь. Сайт ориентирован на преимущественно школьную аудиторию.

На вкладке «Олимпиады» располагается информация о последнем закончившемся турнире (с результатами турнира и условиями задач турнира), а также расписание ближайших олимпиад и возможностью подать заявку для участия в них.


На вкладке «Архив» имеется архив прошедших турниров (с результатами турнира и условиями задач турнира) с возможностью «скачать» материалы турнира.



На вкладке «^ Мои задачи» располагаются номера решенных задач и статистика о том, сколько решений принято, сколько решений было с ошибками того или иного типа.

На вкладке «^ Паспорт» находятся регистрационные данные и имеется возможность провести их редактирование в случае необходимости.

В секции «Методичка» представлены имеющиеся материалы.

^ Раздел «Новичкам» (введение в олимпиадное программирование) содержит следующую полезную информацию.



Этот раздел предназначен для пользователей, начинающих осваивать программирование и служит ознакомительным аспектом с областью олимпиадного программирования. Если Вы пока не знаете, что из себя представляют олимпиадные задачи, как они представлены и какие критерии оценки для проверки решения существуют, то этот раздел именно для Вас.

В отличии от обычных программ, создаваемых программистами повседневно, класс олимпиадных задач достаточно узок, но практичен с точки критериев выявления способности участников программировать за короткий срок. Как правило, олимпиадная задача представляет собой некоторую проблему, для решения которой требуется использовать свой IQ почти напределе, однако, сам текст программы может быть совсем незначительным и помещаться на одной странице.

Если человек не занимался программированием, то предположительно можно оценить его способности к этой области в случае ее изучения. Многие полагают, что способности программировать связаны с умением решать математические и комбинаторные задачи. Другими словами, если у Вас в школе твердая пятерка по алгебре, геометрии и иным математическим дисциплинам, а так же умеете хорошо играть в шашки и шахматы, то вполне вероятно, что будете неплохо программировать, если начнете этим заниматься. И наоборот, если в школе у Вас тройка по алгебре, как бы вы не старались, то вряд ли программирование - это то, чем Вам стоит заниматься. Так же следует отметить, что Ваши заслуги в области освоения гуманитарных предметов мало Вам помогут в освоении программирования, которое, как Вы уже поняли, относится к точным наукам.

Приведем условную классификацию олимпиадных задач:

  • Арифметика - математические задачи, работа с большими числами (длинная арифметика), такие задачи, как правило, требуют знания формул, умение их применять, а код программ может быть небольшим

  • Геометрия - геометрические задачи, здесь может быть описана какая либо ситуация взаимодействия тел на плоскости и в пространстве

  • Динамическое программирование - задачи, направленные на выявление рекуррентных соотношений

  • Сортировка и последовательности - работа с данными, представленными в виде массива

  • Графы - задачи с графами (структурами данных, основанных на вершинах и ребрах)

  • Рекурсия - задачи на поиск с рекурсивным перебором вариантов

Задачи могут сочетать в себе сразу несколько направлений и часто бывает сложно конкретную задачу отнести к тому или иному разделу.

Любая олимпиадная задача подразумевает входные и выходные данные. Т.е. в формулировке задания обязательным образом описан формат входных и выходных данных, а Ваша программа должна считать эти данные, обработать и вывести результат в установленном формате. Чаще всего чтение происходит из некоторого файла INPUT.TXT, а вывод в некоторый файл OUTPUT.TXT . Т.е. для решения олимпиадных задач нужно уметь работать с файлами: читать, создавать и писать в них, а вот знания графических функций вряд ли Вам пригодятся. Стоит заметить, что многие системы, например http://acm.timus.ru, используют консольный режим ввода-вывода и работа с файлами в них не приветствуется. Помимо условия задачи, правил ввода и вывода информации на каждую задачу накладываются ограничения на время выполнения и используемую Вашей программой оперативную память.

Приведем пример формулировки олимпиадной задачи по программированию (Задача №1 в текущей системе из раздела Архив задач):
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации Лида 2010 Введение в настоящее время «олимпиадное программирование» iconМетодические рекомендации к семинарским занятиям тематика и методические...
Введение в земельное право. Предмет, метод, система и источники земельного права России

Методические рекомендации Лида 2010 Введение в настоящее время «олимпиадное программирование» iconМетодические рекомендации Казань 2010 г
Методические рекомендации предназначены для врачей Роспотребнадзора, профпатологов, специалистов медико-санитарных частей, руководителей...

Методические рекомендации Лида 2010 Введение в настоящее время «олимпиадное программирование» iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...

Методические рекомендации Лида 2010 Введение в настоящее время «олимпиадное программирование» iconМетодические рекомендации по проведению практических и лабораторных занятий
Кбайт флэш-памяти программ с защитой от считывания. Внутрисхемное (icp) и внутрипрограммное (iap) программирование. Гарантированные...

Методические рекомендации Лида 2010 Введение в настоящее время «олимпиадное программирование» iconМетодические рекомендации по организации учебного процесса в группе...
Методические рекомендации предназначены в помощь педагогам, реализующим учебный процесс в группах первого курса дневного обучения....

Методические рекомендации Лида 2010 Введение в настоящее время «олимпиадное программирование» iconМетодические рекомендации по содержательному и организационно-методическому...
Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по химии в помощь соответствующим методическим...

Методические рекомендации Лида 2010 Введение в настоящее время «олимпиадное программирование» iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ Нижний Новгород
Т-19 Тарасова Н. А. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ. Н. Новгород: вгипу,2010. 17с

Методические рекомендации Лида 2010 Введение в настоящее время «олимпиадное программирование» iconЕ. П. Круподерова программирование на яыке turbo pascal
Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного отделения по специальности 050501. 52 «Профессиональное...

Методические рекомендации Лида 2010 Введение в настоящее время «олимпиадное программирование» iconМетодические рекомендации по внедрению в вузе системы зачетных единиц (крéдитов)
Методические рекомендации по внедрению в вузе системы зачетных единиц (крéдитов) / [Текст] / Государственный университет управления,...

Методические рекомендации Лида 2010 Введение в настоящее время «олимпиадное программирование» iconМетодические рекомендации по разработке программ всех видов практик...
Методические рекомендации по разработке программ всех видов практик бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 080200...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница