Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010-2011 учебном году




Скачать 197.42 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010-2011 учебном году
страница1/2
Дата публикации19.09.2013
Размер197.42 Kb.
ТипМетодические рекомендации
vbibl.ru > Спорт > Методические рекомендации
  1   2



Министерство


ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

площадь Революции, д. 4, Челябинск, 454113

Тел. (351) 263-67-62, факс (3512) 63-87-05

E-mail: moin@chel.surnet.ru, www.minobr74.ru

ОКПО 00097442, ОГРН 1047423522277

ИНН/КПП 7451208572/745101001
16 сентября 2010 г. №01/4413


Руководителям

муниципальных органов

управления образованием




Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010-2011 учебном году


Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории проводится в соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2009 № 695 «Об утверждении Положения о всероссийской олимпиаде школьников»), Положением об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 23.08.2010 г. № 01-497 «Об утверждении Положения об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области).

Целями школьного этапа Олимпиады являются: стимулирование интереса обучающихся к истории; выявление обучающихся, интересующихся историей; оценка знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в школьном курсе истории; активизация творческих способностей обучающихся; выявление обучающихся, которые могут представлять свое учебное заведение на последующих этапах Олимпиады; популяризация истории как науки и школьного предмета.

Школьный этап Олимпиады проводится на базе общеобразовательных учебных заведений ежегодно в соответствии с датами, установленными организатором муниципального этапа Олимпиады, в период с 01 октября по15 ноября.

Для проведения указанного этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри школьного этапа Олимпиады.

Оргкомитет школьного этапа Олимпиады руководствуется требованиями к проведению Олимпиады, разработанными предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций региональной и центральной предметно-методических комиссий Олимпиады.

Оргкомитет школьного этапа Олимпиады:

- разрабатывает программу проведения школьного этапа Олимпиады и обеспечивает её реализацию;

- организует мероприятия Олимпиады;

- обеспечивает помещения для проведения туров Олимпиады из расчета, что каждый участник Олимпиады во время тура должен сидеть за отдельным столом или партой;

- обеспечивает жюри помещением для работы и необходимыми материально-техническими средствами (компьютером, принтером, копиром, бумагой и т.п.);

- до начала Олимпиады информирует участников Олимпиады о наборе разрешенных к проносу в помещение для проведения тура Олимпиады пишущих и вспомогательных принадлежностей, в который входят авторучка с синими (голубыми) или чёрными чернилами, карандаш, линейка, а также иные принадлежности, не запрещённые настоящими Рекомендациями;

- до начала Олимпиады информирует участников Олимпиады о наборе запрещённых к проносу в помещение для проведения тура Олимпиады принадлежностей, в который входят тетради, справочная литература, учебники, атласы, любые электронные устройства, служащие для передачи, получения или накопления информации;

- осуществляет регистрацию участников;

- инструктирует членов жюри и участников Олимпиады;

- осуществляет контроль хода работы участников Олимпиады;

- рассматривает конфликтные ситуации, возникшие при проведении Олимпиады;

- рассматривает совместно с жюри апелляции участников;

- по представлению жюри утверждает списки победителей и призеров Олимпиады, оформляет протоколы;

- оформляет дипломы победителей и призеров Олимпиады и направляет протокол жюри в организационный комитет Олимпиады следующего уровня;

- осуществляет информационную поддержку Олимпиады;

- обеспечивает присутствие дежурного учителя в каждом помещении, где участники выполняют задания Олимпиады, в течение всего тура;

- обеспечивает условия для временного выхода участников из помещения для проведения тура Олимпиады, для чего назначаются дополнительные дежурные.

Жюри школьного этапа Олимпиады осуществляет проверку выполненных олимпиадных заданий школьного этапа Олимпиады. В состав жюри школьного этапа Олимпиады входят учителя истории. К работе в составе жюри могут привлекаться также научные и педагогические работники, аспиранты и студенты.

Жюри школьного этапа Олимпиады выполняет следующие функции:

- проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания;

- проводит разбор и анализ выполненных олимпиадных заданий с участниками олимпиады, объясняя критерии оценивания заданий;

- определяет победителей и призёров школьного этапа Олимпиады в соответствии с квотой для победителей и призёров данного этапа;

- составляет рейтинговые таблицы по результатам выполнения заданий участниками Олимпиады школьного этапа;

- оформляет протокол заседания по определению победителей и призеров Олимпиады школьного этапа;

- рассматривает совместно с Оргкомитетом школьного этапа Олимпиады апелляции участников;

- представляет в Оргкомитет школьного этапа Олимпиады отчёт о результатах проведения школьного этапа Олимпиады.

Участниками школьного этапа Олимпиады могут быть школьники 5-11 класса.

Школьный этап Олимпиады проводится в соответствии с требованиями к проведению указанного этапа Олимпиады, разработанными на основе методических рекомендаций региональной и центральной предметно-методическими комиссиями Олимпиады.

На школьном этапе Олимпиады допускается проведение межшкольной олимпиады, в которой могут принимать участие учащиеся нескольких учебных заведений.

Школьный этап Олимпиады может проводиться в один или в два тура, в соответствии со сложившимися традициями.

На выполнение заданий школьного этапа Олимпиады рекомендуется отвести 1 академический час для 5-6 классов (45 минут), 1 астрономический час для 7-8 классов (60 минут), 2-3 астрономических часа для 9-11 классов (120-180 минут).

Школьный этап Олимпиады проводится по заданиям, разработанным предметно-методической комиссией муниципального этапа Олимпиады с учетом методических рекомендаций региональной и центральной предметно-методических комиссий Олимпиады.

Задания школьного этапа должны быть распечатаны для каждого участника Олимпиады. Использовать для ответа школьные атласы и любые другие справочные пособия не допускается. Для выполнения заданий, предполагающих написание сочинения, каждому участнику выдаются листы для ответов.

Перед началом школьного этапа ответственные за аудитории педагоги напоминают участникам основные положения регламента (о продолжительности тура, о форме, в которой разрешено задавать вопросы, порядке оформления отчётов о проделанной работе, и т.д.).

Участникам Олимпиады запрещено:

- использовать для записи решений авторучки с красными или зелеными чернилами;

- обращаться с вопросами к кому-либо, кроме дежурных и членов оргкомитета;

- проносить в классы тетради, справочную литературу, учебники, атласы, любые электронные устройства, служащие для передачи, получения или накопления информации.

После раздачи заданий участники школьного этапа Олимпиады могут задать дежурному учителю вопросы по условиям заданий. Ответы на содержательные вопросы озвучиваются членами жюри для всех участников данной параллели. На некорректные вопросы или вопросы, свидетельствующие о том, что участник невнимательно прочитал условие, должен следовать ответ «без комментариев».

Дежурные учителя напоминают участникам о времени, оставшемся до окончания тура за 15 минут и за 5 минут.

Участники Олимпиады обязаны по истечении времени, отведенного на первый тур школьного этапа Олимпиады, сдать листы для ответа. Участники могут сдать работу досрочно, после чего они должны покинуть класс.

Материально-техническое обеспечение школьного этапа Олимпиады включает:

- помещения (классы, кабинеты), в которых участники при выполнении заданий могли бы сидеть по одному за партой;

- помещение для проверки работ;

- оргтехнику (компьютер, принтер, копир) и бумагу для распечатки заданий;

- листы для ответа.

Письменные принадлежности, а также (при необходимости) линейки, транспортиры.

В задания школьного этапа Олимпиады рекомендуется включать не более 15 заданий (для 5-8 классов – не более 10 заданий); в их числе может присутствовать историческое эссе, для написания которого следует предложить несколько тем).

Задания для пятиклассников должны быть составлены с учетом материала по истории, изученного ими в первой четверти. Задания для каждой параллели должны строиться по принципу «накопленного итога»: в задания для 7 класса должны быть включены задачи по курсу для 6 класса, и т.д. Задания для 10-11 класса должны включать задачи по всему основному школьному курсу истории с 5 по 10 классы (как правило, наиболее сложные задачи из комплектов заданий для этих классов). Рекомендуется включение в задания хотя бы одного, построенного на краеведческом материале. По уровню сложности краеведческие задачи для 7-8 и для 9-11 классов должны различаться.

Обязательно наличие в заданиях для каждой параллели задач программного материала соответствующего курса школьной истории. Вообще, на проверку знаний, предполагаемых школьной программой, должно быть рассчитано большинство заданий школьного этапа. Как минимум одно задание должно быть направлено на выявление у обучающихся аналитических навыков: распознавания образов (например, по фрагментам художественных произведений), определения логических цепочек и причинно-следственных связей. Желательно включить в задание Олимпиады задачу на проверку знания исторической карты, задачу на сопоставление процессов российской и всеобщей истории.

Жюри олимпиады оценивает записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются.

Правильный ответ, приведенный без обоснования (если обоснование предусмотрено в заданиях) или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается. Если задание выполнено не полностью, то элементы его решения оцениваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче. Критерии оценивания разрабатываются авторами задач.

Все пометки в работе участника члены жюри делают только красными чернилами. Баллы за промежуточные выкладки ставятся около соответствующих мест в работе (это исключает пропуск отдельных пунктов из критериев оценок). Итоговая оценка за задачу ставится у номера задания. Кроме того, член жюри заносит ее в таблицу на первой странице работы и ставит свою подпись под оценкой.

Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма полученных этим участником баллов за выполнение каждого задания.

Баллы, полученные участниками Олимпиады за выполненные задания, заносятся в итоговую таблицу, которая вывешивается на всеобщее обозрение в заранее отведённом месте после ее подписания председателем жюри.

Оценка ответов участников первого тура школьного этапа Олимпиады определяется исходя из разработанной составителями заданий системы оценивания. Критерии оценивания эссе и сочинений на основе источника стандартны.

Разбор заданий проводится сразу после окончания школьного этапа Олимпиады членами жюри.

Основная цель разбора – объяснить участникам Олимпиады основные идеи решения каждого из предложенных заданий на турах, возможные способы выполнения заданий, а также продемонстрировать их применение на конкретном задании. В процессе разбора заданий участники олимпиады должны получить всю необходимую информацию по принципам оценки правильности сданных на проверку жюри ответов.

Апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады. Время и место проведения апелляции устанавливается Оргкомитетом Олимпиады.

Порядок проведения апелляции доводится до сведения участников Олимпиады до начала школьного этапа Олимпиады.

Для проведения апелляции Оргкомитет создает апелляционную комиссию (не менее двух человек).

Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными требованиями.

Для проведения апелляции участник Олимпиады подает заявление на имя председателя жюри.

Апелляция участника Олимпиады рассматривается в день показа работ.

На рассмотрении апелляции имеет право присутствовать только участник Олимпиады, подавший заявление.

На апелляции повторно проверяется только текст решения задачи. Устные пояснения апеллирующего не оцениваются.

По результатам рассмотрения апелляции о нарушении процедуры Олимпиады апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений:

- апелляцию отклонить;

- апелляцию удовлетворить.

По результатам рассмотрения апелляции о несогласии с оценкой жюри выполненного олимпиадного задания апелляционная комиссия принимает одно из решений:

- апелляцию отклонить и сохранить выставленные баллы;

- апелляцию удовлетворить и изменить оценку в _ баллов на _ баллов.

Оценка может меняться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения.

Система оценивания олимпиадных заданий не может быть предметом апелляции и пересмотру не подлежит.

Работа апелляционной комиссии оформляется протоколами, которые подписываются председателем и всеми членами комиссии.

Протоколы проведения апелляции передаются председателю жюри для внесения соответствующих изменений в отчетную документацию.

Официальным объявлением итогов Олимпиады считается вывешенная на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя жюри школьного этапа Олимпиады.

Окончательные итоги Олимпиады утверждаются организатором школьного этапа Олимпиады с учетом результатов работы апелляционной комиссии.

Окончательные результаты проверки решений всех участников Олимпиады фиксируются в итоговой таблице, представляющей собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов. Участники с одинаковыми баллами располагаются в алфавитном порядке. На основании итоговой таблицы жюри определяет победителей и призеров Олимпиады.

Победители и призеры Олимпиады определяются по результатам выполнения участниками заданий в каждой из параллелей (отдельно по 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классам).

Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются его победителями при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, в школьном этапе Олимпиады определяются только призёры.

Количество призеров школьного этапа Олимпиады определяется, исходя из квоты победителей и призеров, установленной организатором муниципального этапа Олимпиады.

Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров признаются все его участники, следующие в итоговой таблице за победителями. В случае, когда у участника школьного этапа Олимпиады, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется жюри школьного этапа Олимпиады.

Список победителей и призеров школьного этапа Олимпиады утверждается его Организатором.

Победители и призеры школьного этапа Олимпиады награждаются дипломами.

В рамках школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории должны быть решены две основные задачи. Первая – это отбор наиболее талантливых, интересующихся историей школьников. Вторая – повышение интереса к изучению истории участников для достижения более высоких результатов.

Проведение школьного этапа всероссийской олимпиады школьников должно быть основано на органическом сочетании единства содержания истории России и истории Южного Урала. Предметно-методические комиссии муниципального этапа могут предлагать для проведения школьного этапа несколько вариантов заданий.

При подготовке заданий Олимпиады школьного этапа необходимо учитывать необходимость усложнения заданий по мере повышения олимпиадного уровня.

Предлагается считать, что весь комплект заданий на школьном этапе может оцениваться исходя из общего числа баллов – 100. При этом различные задания должны приносить участнику разное количество баллов в зависимости от их сложности.

Общее число заданий рассчитывается, исходя из времени, которое дается на их решение.

Существуют три основных требования к заданиям. Они должны иметь творческий характер, отличаться сбалансированностью содержания и соответствовать возможностям участников.

Творческий характер заданий. В соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (п. 7), задания составляются на основе примерных основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования. Олимпиада не должна дублировать обычный контроль успеваемости в школе, задания должны принципиально отличаться от обычных контрольных работ. Задания предметной Олимпиады должны быть составлены так, чтобы поиск правильного ответа требовал от школьника как умения самостоятельно размышлять и делать выводы, так и основательной академической подготовки. Следует стремиться к тому, чтобы задания стимулировали участников к самостоятельному размышлению над содержанием учебного материала, развивали уже известные им положения исторической науки.

Участник Олимпиады должен продемонстрировать не только соответствие стандартным требованиям к освоению материала школьного курса (т.е. знание фактов, владение специальной терминологией, понимание связей между явлениями и историческими закономерностями). От него также требуется умение сопоставлять факты, выявлять такие связи между ними, знания о которых выходят за рамки базового школьного курса истории. В качестве примера таких специфических умений можно назвать способность самостоятельно определить (естественно, примерно) время возникновения того или иного документа или художественного произведения, его происхождение. Участник Олимпиады должен уметь работать с различными источниками информации (иллюстрациями, картами, схемами, диаграммами, таблицами, текстами исторических источников).

Очень важно, чтобы задания позволяли также выявить начитанность, общий культурный уровень участников.

Кроме того, в 10 и 11 классах возможно включение заданий, которые предполагают знакомство участников с концепциями важнейших историков, а также умение показать и аргументировать собственную точку зрения.

Сбалансированность содержания. В 9-11-ых классах крайне важно добиться достаточно равномерного распределения вопросов (и баллов, которые может получить участник) между различными периодами. Желательно при этом ориентироваться на стандартную периодизацию, закрепленную в школьной программе:
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010-2011 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии...

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010-2011 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по основам...

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010-2011 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому...

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010-2011 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного этапа...
Методические рекомендации по подготовке олимпиадных заданий практического тура

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010-2011 учебном году  iconМетодические рекомендации по содержательному и организационно-методическому...
Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по химии в помощь соответствующим методическим...

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010-2011 учебном году  iconОбразования и науки челябинской области
...

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010-2011 учебном году  iconИтоги школьного тура Всероссийской олимпиады школьников в 2011-2012 учебном году
В соответствии с графиком в октябре-месяце проведены школьные олимпиады в рамках Всероссийской предметной олимпиады школьников по...

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010-2011 учебном году  iconИтоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011/2012...
Итоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011/2012 учебном году

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010-2011 учебном году  iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих...

Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010-2011 учебном году  iconПрика з
Отдела образования «О сроках проведения школьных олимпиад в 2012-2013 учебном году» от 09. 10. 2012 г. №1240, на основании графика...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница