Гоу впо «Волжский государственный инженерно- педагогический университет» Ю. Ф. Мордашов, В. Н. Носаков, В. Д. Запойнов




НазваниеГоу впо «Волжский государственный инженерно- педагогический университет» Ю. Ф. Мордашов, В. Н. Носаков, В. Д. Запойнов
страница1/13
Дата публикации10.08.2013
Размер1.26 Mb.
ТипУчебное пособие
vbibl.ru > Спорт > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-

педагогический университет»

Ю.Ф.МОРДАШОВ, В.Н.НОСАКОВ, В.Д.ЗАПОЙНОВ

________________________________________________

УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ
Учебное пособие

Нижний Новгород

2010

ББК – 39.3

М 79
Мордашов Ю.Ф., Носаков В.Н., Запойнов В.Д.

Устройство автомобилей КамАЗ: Учебное пособие. Н.Новгород: ВГИПУ, 2010 – 78 с.


В учебном пособии изложено устройство и работа кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, систем смазывания, охлаждения, питания топливом, системы питания двигателя воздухом и выпуска отработавших газов, трансмиссии, шасси, систем управления автомобилем модификаций автомобиля КамАЗ.

Предназначено для исследователей и специалистов на автомобильном транспорте, аспирантов и студентов специальности 190603.65 – сервис транспортных и технологических машин и оборудования (Автомобильный транспорт).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………..4
Двигатель ………………………………………………………………………………………...5
Блок цилиндров и привод агрегатов……………………………………………………………..6
Кривошипно-шатунный механизм……………………………………………………………….8
Механизм газораспределения…………………………………………………………………….9
Система смазывания………………………………………………………………………………11
Система охлаждения………………………………………………………………………………15
Система питания топливом……………………………………………………………………….18
Система питания двигателя воздухом и выпуска отработавших газов …………………….....33
Контрольные вопросы…………………………………………………………………………….29
Трансмиссия………………………………………………………………………………………30
Сцепление………………………………………………………………………………………….30
Коробка передач …………………………………………………………………………………..32
Раздаточная коробка………………………………………………………………………………37
Карданная передача…………………………………………………………………………….... 40
Ведущие мосты………………………………………………………………………………........41
Контрольные вопросы…………………………………………………………………………….46
Шасси……………………………………………………………………………………………...47
Рама………………………………………………………………………………………………...47
Подвеска………………………………………………………………………………………...…49
Передняя ось, колеса…………………………………………………………………………….. 53
Кабина……………………………………………………………………………………………..56
Контрольные вопросы……………………………………………………………………………61
^ Системы управления автомобилем.………………………………………………………......62
Рулевое управление ………………………………………………………………………...........62
Тормозная система………………………………………………………………………………..71
Контрольные вопросы……………………………………………………………………………78

Введение
Автомобили КамАЗ с колесной формулой 6x4 рас­считаны на эксплуатацию при температурах окружаю­щего воздуха плюс 40... минус 40 "С, относительной влажности воздуха до 80% при 20 °С, запыленности до 1,0 г/м3, скорости ветра до 20 м/с и в районах, распо­ложенных на высоте не более 3000 м над уровнем моря.

Автомобили разделяются на две группы.

Первая группа – автомобили, предназначенные для эксплуатации по дорогам всех категорий, с массой, приходящейся на ось, до 60 кН (6 тс). К этой группе относятся:

КамАЗ-5320 – автомобиль-тягач с бортовой плат­формой грузоподъемностью 8000 кг, предназначенный для работы с прицепом полной массой 11500 кг; базо­вый прицеп мод. 8350 грузоподъемностью 8000 кг;

КамАЗ-5410 – седельный тягач с нагрузкой на седельно-сцепное устройство 81 кН (8,1 тс), пред­назначенный для работы с полуприцепом полной мас­сой 19100 кг; базовый полуприцеп мод. 9370 грузоподъ­емностью 14200 кг;

КамАЗ-55102 – самосвал-тягач грузоподъемностью 7000 кг, оборудованный платформой, разгружающейся на боковые стороны, и предназначенный для работы с прицепом полной массой 11500 кг; базовый самосваль­ный прицеп мод. 8527 грузоподъемностью 7000 кг, разгружающийся на боковые стороны.

Вторая группа – автомобили, предназначенные для эксплуатации в основном по дорогам I и III категорий, с массой, приходящейся на ось, до 80 кН (8 тс). К этой группе относятся:

КамАЗ-55111 – предназначен для перевозки раз­личных сыпучих строительных и промышленных гру­зов общей массой до 13000 кг по дорогам, рассчитан­ным на движение автомобилей с осевой нагрузкой 100 кН (10 тс);

КамАЗ-53212 – автомобиль-тягач с бортовой плат­формой грузоподъемностью 10000 кг, предназначен­ный для работы с прицепом полной массой 14000 кг; базовый прицеп мод. 8352 грузоподъемностью 10000 кг;

^ КамАЗ-53211, КамАЗ-53213 – шасси, служащие для установки на них специализированных кузовов и раз­личного оборудования и эксплуатации по дорогам, рассчитанным на пропуск автомобилей с осевой на­грузкой 100 кН (10 тс);

КамАЗ-54112 – седельный тягач с нагрузкой на седельно-сцепное устройство 111 кН (11,1 тс), предназ­наченный для работы с полуприцепом полной массой 26000 кг; базовый полуприцеп мод. 9385 грузоподъем­ностью 20500 кг.

Тягачи можно эксплуатировать с прицепами и полу­прицепами других моделей, полная масса которых не превышает допустимую для данного автомобиля. Такие прицепы и полуприцепы должны иметь соответствую­щие электро- и пневмовыводы: штепсельный разъем на 24 В; пневмовыводы приводов тормозных систем двух - или однопроводной схемы по ГОСТ 4364—81 или ГОСТ 4365-67.

Прицепы к тягачам моделей 5320 и 55102 должны иметь буксирную петлю, диаметр прутка которой равен 41,4... 43,2 мм и диаметр отверстия петли 88,8 ...90,7 мм, а прицепы к тягачу мод. 53212 – тягово-сцепное устройство ISO/R 1102–69. Присоединительные раз­меры полуприцепов должны соответствовать требова­ниям ГОСТ 12105-74.

Бортовой автомобиль-тягач КамАЗ-43114 предназначен для перевозки различных грузов, людей, бук­сировки прицепов и прицепных систем по всем видам дорог и местности. На шасси автомобиля возможен монтаж специализированного оборудова­ния массой до 7 т.

^ Автомобильное шасси КамАЗ-43118 предназначе­но для монтажа различного специализированного оборудования и эксплуатации по дорогам, рассчи­танным на пропуск автомобилей с осевой нагрузкой до 10 тс, а также по местности.

^ Автомобили-самосвалы КамЗ-65111 предназна­чены для перевозки различных сыпучих строитель­ных материалов и промышленных грузов в крайне тяжелых дорожных условиях .

^ Автомобильное шасси КамАЗ-53228 предназначе­но для монтажа различного специализированного оборудования и эксплуатации на всей сети дорог, рассчитанным на пропуск автомобилей с осевой нагрузкой до 10 тс, а также на местности.

^ Автомобильное шасси КамАЗ-44108 предназначе­но для монтажа различного специализированного оборудования и эксплуатации по дорогам, рассчи­танным на пропуск автомобилей с осевой нагрузкой до 10 тс, а также по местности.

^ Автомобиль-тягач мод. 43115 транспортного на­значения - модификация автомобиля-тягача мод. 43114, служит для перевозки различных грузов и буксирования прицепов по дорогам, допускающим осевую нагрузку 60 кН (6 тс).

^ Автомобиль-самосвал КамАЗ-65115 предназначен для перевозки различных сыпучих, строительных и промышленных грузов обшей массой до 15000 кг по дорогам, рассчитанным на движение автомобилей с осевой нагрузкой до 98 кН (10 тс).

^ Автомобиль-самосвал КамАЗ-6540 предназначен для перевозки различных сыпучих строительных и промышленных грузов по дорогам, рассчитанным на пропуск автомобилей с осевой нагрузкой до 10 тс. На шасси автомобиля возможен монтаж специали­зированного оборудования массой до 22 т.

^ Шасси автомобильное КамАЗ-53229 предназначе­но для монтажа различного специализированного оборудования и эксплуатации по дорогам рассчи­танным на пропуск автомобилей с осевой нагрузкой до 10 тс

^ Бортовой автомобиль-тягач КамАЗ-4326 предназ­начен для перевозки различных грузов, людей, бук­сировки прицепов и прицепных систем по всем видам дорог и местности. На шасси автомобиля возможен монтаж специализированного оборудова­ния массой до 5 т.

^ Бортовой автомобиль-тягач КамАЗ-53215 предназ­начен для перевозки различных грузов в составе автопоезда по дорогам, рассчитанным на пропуск автомобилей с осевой нагрузкой до 10 тс. На шасси автомобиля возможен монтаж специализированно­го оборудования массой до 12 т.

^ Седельный автомобиль-тягач КамАЗ-54115 пред­назначен для перевозки различных грузов в составе автопоезда по дорогам, рассчитанным на пропуск автомобилей с осевой нагрузкой до 10 тс. На шасси автомобиля возможен монтаж специализированно­го оборудования массой до 12 т.

ДВИГАТЕЛИ КАМАЗ-740.10 и КАМАЗ-7403.10
Двигатели КАМАЗ-740.10 и КАМАЗ-7403.10 имеют следующие конструктивные особенности:

– поршни, отлитые из высококремнистого алюминиевого сплава, с чугунной упрочняющей вставкой под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно-графитным приработочным покрытием юбки;

– гильзы цилиндров, объемно закаленные и обработанные плосковершинным хонингованием;

– поршневые кольца с хромовым и молибденовым покрытием боковых поверхностей;

– трехслойные тонкостенные сталебронзовые вкладыши коренных и шатунных подшипников;

– закрытую систему охлаждения, заполняемую низкозамерзающей охлаждающей жидкостью, с автоматическим регулированием температурного режима,

– гидромуфтой привода вентилятора и термостатами;

– высокоэффективную фильтрацию масла, топлива и воздуха бумажными фильтрующими элементами;

– электрофакельное устройство подогрева воздуха, обеспечивающее надежный пуск двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха до минус 25 "С.


Рис. 1. Двигатель КамАЗ-7403.10 с турбонаддувом: 1 – коллектор выпускной; 2 - стартер; 3 - крышка головки цилиндра; 4 – картер масляный; 5 - кронштейн рычага переключения передач; 6 - насос водяной; 7 – крыльчатка вентилятора; 8 - ремни привода; 9 - фильтр центробежный масляный; 10 – генератор; 11, 25 - кронштейны; 12-рычаг переключения передач; 13 – патрубок объединительный; 14 – крышка регулятора топливного насоса высокого давления; 15, 22 – свечи факельные; 16 – клапан электро-магнитный; 17, 23 – коллекторы впускные; 18 - фильтр тонкой очи-стки топлива; 19 - компрессор; 20, 26 – турбокомпрессоры; 21 - бачок насоса гидроусилителя рулевого управления; 24 - патрубок


^ БЛОК ЦИЛИНДРОВ И ПРИВОД АГРЕГАТОВ

Блок цилиндров отлит из легированного серого чугуна заодно с верхней частью картера. Картерная часть блока связана с крышками коренных опор поперечными болтами-стяжками, что придает прочность конструкции. Для увеличения продольной жесткости наружные стенки блока выполнены криволинейными. Бобышки болтов крепления головок цилиндров представляют собой приливы на поперечных стенках, образующих водяную рубашку блока. Левый ряд цилиндров смещен относительно правого вперед на 29,5 мм, что вызвано установкой на одной кривошипной шейке коленчатого вала двух шатунов.

Спереди к блоку крепится крышка, закрывающая гидромуфту привода вентилятора, сзади — картер маховика, который служит крышкой механизма привода агрегатов, расположенного на заднем торце блока. Гильзы цилиндров «мокрого» типа легкосъемные, изготовлены из специального чугуна, объемно закалены для повышения износостойкости. Зеркало гильзы обработано плосковершинным хонингованием для получения сетки впадин и площадок под углом к оси гильзы. Такая обработка способствует удержанию масла во впадинах и лучшей прирабатываемости гильзы. В соединении гильза – блок цилиндров водяная полость уплотнена резиновыми кольцами круглого сечения. В верхней части установлено кольцо под бурт в проточку гильзы, в нижней части два кольца установлены в расточки блока.

Привод агрегатов (рис. 2) шестереночный с прямозубыми шестернями, газораспределительный механизм приводится в действие от ведущей шестерни 24, установленной с натягом на хвостовике коленчатого вала, через блок промежуточных шестерен 2 и 21. Блок промежуточных шестерен вращается на сдвоенном коническом роликоподшипнике 19. Шестерня распределительного вала 13 установлена на хвостовик вала с натягом. При сборке надо следить, чтобы метки на торце шестерен, находящихся в зацеплении, были совмещены. Привод топливного насоса высокого давления осуществляется от шестерни 12, находящейся в зацеп





Рис. 2. Шестерня привода генератора: 1 - болт М 12x1,25x90 крепления роликового подшипника; 2, 21 - шестерни промежуточные; 3-болт; 4 - шайба пружинная; 5-манжета; 6-корпус заднего подшипника; 7-прокладка; 8 - сухарь; 9 - вал шестерни привода топливного насоса высокого давления; 10, 20 - шпонки: 11,15- подшипники шариковые;12 - шестерня привода топливного насоса высокого давления; 13 - вал распределительный в сборе с шестерней; 14 -шайба упорная; 16-ось ведущей шестерни; 17- шайба; 18 - болт М 10x1,25x25; 19 – подшипник роликовый конический двухрядный; 22 - кольцо упорное; 23 - кольцо стопорное; 24 - шестерня ведущая коленчатого вала











Рис.3.Коленчатый вал в сборе: 1- вал коленчатый; 2- маслоотражатель; 3- шестерня ведущая; 4- противовес задний; 5 - заглушка шатунной шейки; 6 – шестерня привода масляного насоса; 7- противовес передний


Рис. 4. Маховик: 1 - венец зубчатый; 2 - фик-сатор маховика; 3 - маховик; 4, 8 - втулки уста-новочные; 5 - сухарь отжимного рычага сцепле-ния; 6 - болт крепления маховика; 7- кольцо опорное, пружинное; 9 – манжета ведущего вала коробки передач





Рис. 5. Шатунно-поршневая группа: 1-поршень: 2-втулка верхней головки шатуна; 3-шатун; 4-болт шатунный; 5-крышка шатуна; 6-гайка; 7 - метка спаренности; 8 - вкладыш нижней головки шатуна; 9 - кольцо стопорное; 10 - палец; 11 - кольцо маслосъемное; 12 - кольца компрессионные



лении с шестерней распределительного вала. Вращение к топливному насосу высокого давления передается через ведущую и ведомую полумуфты с упругими пластинами, которые компенсируют несоосность. С шестерней 12 привода топливного насоса находятся в зацеплении шестерня привода компрессора, шестерня привода насоса гидроусилителя руля.

Моменты затяжки болтов 18 крепления оси промежуточных шестерен 49,1...60,8 Нм (5...6,2 кгс.м), болта 1 крепления роликоподшипника 88,3... 98,1 Нм (9...10 кгс-м). Окружной зазор в шестернях привода агрегатов – 0,1...0,3 мм.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гоу впо «Волжский государственный инженерно- педагогический университет» Ю. Ф. Мордашов, В. Н. Носаков, В. Д. Запойнов iconГоу впо «волжский государственный инженерно-педагогический университет» управление рисками
Прохорова М. П. Управление рисками: Учебное пособие / М. П. Прохорова. – Н. Новгород: Изд-во вгипу, 2010. – 183 с

Гоу впо «Волжский государственный инженерно- педагогический университет» Ю. Ф. Мордашов, В. Н. Носаков, В. Д. Запойнов iconГоу впо «волжский государственный инженерно-педагогический университет»...
Первичные понятия транспортно-экспедиционного обслуживания (тэо): понятие «тэо», «экспедитор», «грузоотправитель», «грузополучатель»,...

Гоу впо «Волжский государственный инженерно- педагогический университет» Ю. Ф. Мордашов, В. Н. Носаков, В. Д. Запойнов iconПрограмма производственной практики н. Новгород 2010 федеральное...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 230200 Информационные системы,...

Гоу впо «Волжский государственный инженерно- педагогический университет» Ю. Ф. Мордашов, В. Н. Носаков, В. Д. Запойнов iconМинистерство экологии и природных ресурсов нижегородской области...
Николина В. В. – проректор по учебной работе гоу впо «Нижегородский государственный педагогический университет», д пед н., проф....

Гоу впо «Волжский государственный инженерно- педагогический университет» Ю. Ф. Мордашов, В. Н. Носаков, В. Д. Запойнов iconУчебно-методическое пособие Нижний Новгород 2010 министерство образования...
Учебно-методическое пособие предназначено для курсового проектирования по специальности 061000 дисциплине «Основы транспортно-экспедиционного...

Гоу впо «Волжский государственный инженерно- педагогический университет» Ю. Ф. Мордашов, В. Н. Носаков, В. Д. Запойнов iconВолжский государственный инженерно-педагогический университет
Монологическое высказывание или диалог по устной теме: The importance of being insured

Гоу впо «Волжский государственный инженерно- педагогический университет» Ю. Ф. Мордашов, В. Н. Носаков, В. Д. Запойнов iconВолжский государственный инженерно-педагогический университет
Монологическое высказывание или диалог по устной теме: My family, my friends and me

Гоу впо «Волжский государственный инженерно- педагогический университет» Ю. Ф. Мордашов, В. Н. Носаков, В. Д. Запойнов iconОб утверждении тем дипломных
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волжский государственный инженерно-педагогический...

Гоу впо «Волжский государственный инженерно- педагогический университет» Ю. Ф. Мордашов, В. Н. Носаков, В. Д. Запойнов icon«Оценка и совершенствование оплаты труда на предприятии»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волжский государственный инженерно-педагогический...

Гоу впо «Волжский государственный инженерно- педагогический университет» Ю. Ф. Мордашов, В. Н. Носаков, В. Д. Запойнов iconВолжский государственный инженерно-педагогический университет
Беседа с преподавателем по выполненной контрольной работе ( перевод текста, ответы на вопросы преподавателя о себе)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница