Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку




Скачать 225.66 Kb.
НазваниеМуниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
страница1/3
Дата публикации26.07.2013
Размер225.66 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Спорт > Документы
  1   2   3
ЗАДАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2008 – 2009 учебный год

В олимпиаде участвуют учащиеся 8 - 11 классов всех типов образовательных учреждений республики. Олимпиадные задания предусматривают проверку знаний всех разделов школьного курса, выявляют общую эрудицию школьников.

Время выполнения заданий – 3 часа.

Ответы и критерии оценки прилагаются к заданиям каждого класса.

Дорогие участники олимпиады!

Успешное изучение русского языка невозможно без глубокого интереса к нему. Большую роль в развитии интереса к русскому языку играет, бесспорно, олимпиада.

Участие в олимпиаде по русскому языку представляет школьникам массу возможностей для личного роста и развития. Это и получение новых знаний, необходимых в жизни, и выбор профессии, и подготовка к сдаче экзаменов в избранный вуз, и определение своих способностей и интересов, приобретение самостоятельности мышления и действия, а также проверка себя и своих сил.

Желаем вам успехов и побед!
8 класс
1. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Пут..шествие по тайге всегда довольно однообразно. Сегодня лес, завтра лес, послезавтра опять лес. Ручьи которые приходит..ся переходить (в) брод заросшие кустами завален..ые камнями с чистой прозрачной водой, сухостой, валежник покрытый мхом, папор..тники уд..вительно похожие друг на друга. (В) следстви.. того что деревья постоян..о приходит..ся вид..ть близко перед собой глаз ут..мляет..ся и ищет простора. Чу..ствует..ся какая (то) (не) ловкость в зрени.. появляет..ся непр..одолимое желание смотреть (в) даль.

Иногда среди тёмного леса вдруг появляет..ся просвет. (Не) опытный путник стремит..ся туда и попадает в бурелом. Просвет в лесу в большинстве случаев означает болото или место пожар..ща, ветролома. (Не) всегда бурелом можно обойти стороной.

Если повален..ые деревья (не) велики их перерубают топорами если (же) дорогу пр..граждает большое дерево его стёсывают с боков и (с) верху что (бы) дать возможность перешагнуть лошадям. Всё это задерживает в..юки и потому движение с конями по тайге всегда очень медлен..о.

^ Если идти по лесу без работы то пут..шествие скоро надоедает.

Странствовать по тайге можно только при услови.. если целый день занят работой. Тогда (не) замечаеш.. как летит время забываеш.. (не) взгоды и мириш..ся с лишениями.

(В. Арсеньев)

2. Поставьте ударение в словах.

Ксерография, звонят, диспансер, заржаветь, каталог, колосс, медикаменты, металлургия, некролог, облегчить, принудить, ходатайство, индустрия, симметрия, обеспечение, экспертный.

3. Почему азбука, которой мы пользуемся, называется кириллицей? В каких ещё странах и для каких языков используется кириллица?

4. По какому признаку названа трава осока?

5. В «Сказке о царе Салтане…» А.С. Пушкина читаем:

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести её хотят,

Перенять гонца велят.

Кем является персонаж, названный «сватьей бабой Бабарихой»?

^ 6. Распределите слова в соответствии со значением суффикса -ик. Укажите значения указанного суффикса.

Акробатика, водник, гвоздик, глазник, голубика, дождик, домик, ежевика, заочник, клубника, лингвистика, транспортник, черника, стилистика, фронтовик, костяника, шапочник, русистика.

^ 7. Какой частью речи является слово грустно в следующих предложениях:

1) Грустно мне слушать осеннюю вьюгу.

2) Девочка грустно взглянула на отца.

3) Тучи серы, небо грустно

8. Напишите предложения, заменяя цифры словами и ставя числительное в нужную форму.

1) Теплоход с 486 экскурсантами отправился в очередной рейс. 2) Частное от деления 541 896 на 16 равно 33 868,5.

9. Найдите ошибки, назовите их вид. Исправьте предложения.

1. Ныне в университете был день открытых дверей.

2. Человек ведёт праздничную жизнь.

3. Это свойство свойственно всем писателям

4. На репетиции я пытался таким манером подсказать, как лучше сыграть роль.

10. Восстановите полный вид пословиц и поговорок из сборника пословиц и поговорок В.И. Даля.

1. Язык мой – враг мой…

2. Бабушка ещё надвое сказала…

3. Чудеса в решете…

4. Собаку съел…

Дорогие участники олимпиады!

Успешное изучение русского языка невозможно без глубокого интереса к нему. Большую роль в развитии интереса к русскому языку играет, бесспорно, олимпиада.

Участие в олимпиаде по русскому языку представляет школьникам массу возможностей для личного роста и развития. Это и получение новых знаний, необходимых в жизни, и выбор профессии, и подготовка к сдаче экзаменов в избранный вуз, и определение своих способностей и интересов, приобретение самостоятельности мышления и действия, а также проверка себя и своих сил.

Желаем вам успехов и побед!
9 класс
1. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Пут..шествие по тайге всегда довольно однообразно. Сегодня лес, завтра лес, послезавтра опять лес. Ручьи которые приходит..ся переходить (в) брод заросшие кустами завален..ые камнями с чистой прозрачной водой, сухостой, валежник покрытый мхом, папор..тники уд..вительно похожие друг на друга. (В) следстви.. того что деревья постоян..о приходит..ся вид..ть близко перед собой глаз ут..мляет..ся и ищет простора. Чу..ствует..ся какая (то) (не) ловкость в зрени.. появляет..ся непр..одолимое желание смотреть (в) даль.

Иногда среди тёмного леса вдруг появляет..ся просвет. (Не) опытный путник стремит..ся туда и попадает в бурелом. Просвет в лесу в большинстве случаев означает болото или место пожар..ща, ветролома. (Не) всегда бурелом можно обойти стороной.

Если повален..ые деревья (не) велики их перерубают топорами если (же) дорогу пр..граждает большое дерево его стёсывают с боков и (с) верху что (бы) дать возможность перешагнуть лошадям. Всё это задерживает в..юки и потому движение с конями по тайге всегда очень медлен..о.

^ Если идти по лесу без работы то пут..шествие скоро надоедает.

Странствовать по тайге можно только при услови.. если целый день занят работой. Тогда (не) замечаеш.. как летит время забываеш.. (не) взгоды и мириш..ся с лишениями.

(В. Арсеньев)

2. Поставьте ударение в словах.

Ксерография, звонят, диспансер, заржаветь, каталог, колосс, медикаменты, металлургия, некролог, облегчить, принудить, ходатайство, индустрия, симметрия, обеспечение, экспертный.
3. Выпишите пары слов в следующем порядке:

1) слова, различающиеся согласными звуками,

2) слова, различающиеся гласными звуками,

3) слова, различающиеся согласными и гласными звуками,

4) слова, полностью совпадающие по звучанию.

Серп – серб, гроздь – грусть, осветить - освятить, яркий – жаркий, курица – курится, полоскать – поласкать, съесть – съезд, медь – мёд, рис – рысь, тёплого – топливо.
^ 4. Многие русские народные сказки начинаются со слов: «В тридесятом царстве тридевятом государстве жил-был царь…» Объясните значение, образование и употребление выделенных числительных.
^ 5. «Иногда он буянил и слыл за силача. Однажды ночью, в компании, он одним ударом ссадил одного блюстителя вершков двенадцати росту» (Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»). Что нужно знать современному читателю, чтобы правильно понять выделенный фрагмент?
^ 6. Какой частью речи является слово благодаря в следующих предложениях:

1) Благодаря и кланяясь, он вышел из комнаты.

2) Благодаря жаркому солнцу, наши вещи быстро высохли.

3) Он считался лучшим специалистом, благодаря тому что очень образован и трудолюбив.
^ 7. Определите, какой частью слова является буквенное сочетание -ий в словах: беличий, вражий, всякий, давний, девичий, долгий, гений, карий, некий, певчий, линий, пегий, рыбачий, рабочий, рыбий, свежий, соболий, этакий, лекторий, станций.
8. Спортивный журналист сообщил: «^ Особенно удачно выступили Морарь, Петренко, Седых. Все трое включены в сборную республики». О какой команде (мужской или женской) идёт речь? Как это можно определить?
9. Как вы понимаете следующее предложение? С чем связана возможность его двоякого толкования?

Полковнику писать некому.
10. Восстановите полный вид пословиц и поговорок.

1. Молодо – зелено…

2. На чужой каравай рот не разевай…

3. Пьяному море по колено…

4. Старый волк…
11. Какие особенности народно-поэтического языка используются А.К. Толстым в качестве стилистических приёмов в данном стихотворении?

Уж ты нива моя, нивушка,

Не скосить тебя с маху единого,

^ Не связать тебя всю во единый сноп!

Уж вы думы мои, думушки,

Не стряхнуть вас разом с плеч долой,

Одной речью-то вас не высказать!

По тебе ль, нива, ветер разгуливал,

Гнул колосья твои до земли,

Зрелы зерна все разметывал!

Широко вы, думы, порассыпались…

Куда пала какая думушка,

Там всходила люта печаль-трава,

Вырастало горе горючее!

Дорогие участники олимпиады!

Успешное изучение русского языка невозможно без глубокого интереса к нему. Большую роль в развитии интереса к русскому языку играет, бесспорно, олимпиада.

Участие в олимпиаде по русскому языку представляет школьникам массу возможностей для личного роста и развития. Это и получение новых знаний, необходимых в жизни, и выбор профессии, и подготовка к сдаче экзаменов в избранный вуз, и определение своих способностей и интересов, приобретение самостоятельности мышления и действия, а также проверка себя и своих сил.

Желаем вам успехов и побед!
10 – 11 класс
1. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

^ Темнеет к ночи поднимается в..юга.

Кроме зловещих таинстве..ых огоньков в (полу) версте (ни) чего не видно (в) переди. Хорошо ещ.. что морозно и ветер легко сдувает с дороги ж..сткий снеж..к. Но за (то) он б..ёт в лицо засыпает с ш..пеньем пр..дорожные дубовые ветки отрывает и уносит в дыму позёмки их сухие почерневшие листья и глядя на них чу..ствуешь себя затер..ным в пусты..ом мире среди веч..ных северных сумер..к.

В поле (в) далеке от прое..их путей далеко от больших городов и железных дорог стоит хутор. Далее деревенька которая когда (то) была близ самого хутора гнездит..ся теперь верстах в пяти (вос..ми) от него. Хутор давным (давно) наим..новали Лучезаровкой.

Лучезаровка! Шумит как море ветер вокруг неё и на дворе по высоким исс..ня (белым) сугробам как по могильным холмам курит..ся позёмка. Эти сугробы окружены далеко друг от друга разброса..ыми постройками. Все постройки на стари..ый лад дли..ые и низкие. Ф..сад дома глядит во дворишк.. только тремя маленькими (маленькими) окош..ч..ками. Большая соломе..ая крыша почернела от врем..ни. Узкая кирпичная труба возвышает..ся над домиком как дли..ая шея.

Кажет..ся что усадьба вымерла (ни) каких признаков человеч..его жилья н.. одного следа на дворе н.. одного звука людской речи! Всё забито снегом всё спит безжизне..ым сном под напевы ветра среди зимних р..внинных полей. Волки бродят по ночам около дома пр..ходят из лугов по саду к самому б..лкону.

(По И. Бунину)

2. Поставьте ударение в словах.

Ксерография, звонят, диспансер, заржаветь, каталог, колосс, медикаменты, металлургия, некролог, облегчить, принудить, ходатайство, индустрия, симметрия, обеспечение, экспертный.
3. Перед вами стихотворение – «азбука» В.Брюсова «Июльская ночь» с сохранением некоторых элементов дореволюционной орфографии. Следует помнить, что это стихотворение отражает старый русский алфавит.

Алый Бархат Вечереет,

Горделиво Дремлют Ели,

Жаждет Зелень – И iюль

Колыбельной Лаской Млеет…

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку iconМетодические рекомендации по содержательному и организационно-методическому...
Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по химии в помощь соответствующим методическим...

Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку iconПриказ 11. 2012 г. №281 Р. п. Шатки Об организации и проведении муниципального...
Нижегородской области от 23. 10. 2012 года №316-01-52-3452/12 «Об организации и проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады...

Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку iconИтоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011/2012...
Итоги муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011/2012 учебном году

Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку iconПриказ 09. 11. 2012 г. Ростов-на-Дону №768 Об организации и проведении...
Ростовской области от 18. 09. 2012. №812 «О порядке подготовки, организации и проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады...

Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку iconМетодические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению...
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому...

Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку iconПротокол результатов второго (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников

Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку iconПротокол результатов второго (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников

Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку iconПротокол результатов второго (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников

Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку iconПротокол результатов второго (муниципального) этапа всероссийской олимпиады школьников

Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку iconСписок победителей и призеров муниципального этапа всероссийской...
Список победителей и призеров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 2010-2011 учебного года

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница