01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая пси и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке




Название01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая пси и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке
страница1/21
Дата публикации15.03.2013
Размер2.58 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая пси и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. пси – наука о психике, ее свойствах, состоянии, явлениях, развитии.

Предметом психологии как науки является психическая деятельность, психика, сознание человека. пси изучает психику в закономерностях ее развития; изучает общие закономерности психич. процессов и своеобразие их протекания в зависимости от усл. деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека. Психика – свойство мозга – отражение объективного мира, необходимое субъекту для жизни и деятельности в нем, для управления своим поведением. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение. Психика - это субъективное отражение объективного мира, на основе которого регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

^ Идеалистический подход – психика как первичная самостоятельная субстанция, которая существует независимо от человека и от материального мира (Платон). Дуалистический подход – природа психики двойственна: существуют низшие, материально обусловленные психические процессы (на основе рефлекторной дуги) и высшие, нематериальные (Декарт). Материалистический подход – душа состоит из атомов, от движения которых зависят свойства души (Сократ)

^ Доказательства материальности психикиФилогенетическое – с усложнением организации существа усложняется его психическая деятельность; Онтогенетическое – с развитием человека усложняется его психическая деятельность; Патопсихологическое – при нарушении целостности мозга происходит нарушение психической деятельности

^ Структура психологической науки. В отеческой и зарубежной литературе описан ряд систем психологии. К. К. Платонов предложил следующий проект:

А. Теоретическая пси. Общая пси, история психологии, философия психологии, методология психологии.

Б^ . Отраслевые психологии. Пси развития: зоопсихология, психологическая генетика, детская пси, пси старости, пси аномального развития.Педагогическая пси: пси обучения, пси воспитания (психология профтехобразования, дефектопсихология, трудотерапия, исправительно-трудовая пси). Медицинская пси: патопсихология, нейропсихология, психофармакология, клиническая пси, психогигиена. Пси труда: пси трудовая экспертиза, пси научной организации труда, инженерная пси. пси спорта, авиационная пси, космическая пси, военная пси.Юридическая пси: правовая пси, криминальная пси, оперативная пси, судебная пси, исправительно-трудовая пси. Общественная (социальная) пси: палеопсихология, историческая пси, пси религии, пси искусства, экономическая пси.

Б. Г. Ананьев в схемах основных проблем и наук о человеке приводит перечни разделов психологии, изучающие: а) человека как индивида и его онтогенез - общая пси, дифференциальная, возрастная, психофизиология, онтопсихофизиология; б) личность и ее жизненный путь - общая пси, дифференциальная, сравнительная, психолингвистика, пси отношений, пси учение о мотивации; в) человека как субъекта деятельности - пси познания, творчества, труда, общая пси и генетическая.

Практическая психология (ПП)- психология, ориентированная на жизненные запросы широкого круга образованных людей и направлена на образование людей, для которых она не является проф.знанием. В отличие от прикладной психологии, работающей строго в научных рамках, ПП опирается и на научную базу и на опыт практических психологов. Существенная часть ПП неразрывно связана с психотерапевтич работой. Др. области ПП занимаются вопросами пси бизнеса, вопросами тайм-менеджмента и личной успешности, шире - вопросами образования и развития личности. Задачи практической психологии:

Решение научно-исследовательских задач ПП нацелено на изучение закономерностей развития и формирования личности, на разработку методологич основ деятельности практич психолога, способов, средств и методов проф применения психологич знаний в условиях различных социальных систем.

Решение прикладных задач ПП связано с психологическим обеспечением оптимального функционирования учреждений и организаций, труда персонала и отдельных индивидуумов. Это предполагает составление специальных обучающих программ; написание учебников и учебных пособий по ПП; разработку пси рекомендаций и методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров, пси обоснования деятельности служб ПП; создание проектов нормативных документов такой деятельности. Практические задачи определяются конкретными проблемами проф деятельности психолога: в учреждениях и организациях различного профиля, в специализированных пси кабинетах и центрах. Практические задачи определяются конкретными проблемами проф деятельности психолога: в учреждениях и организациях различного профиля, в специализированных пси кабинетах и центрах.

ПП имеет свои течения и школы. Наиболее известные школы психотерапевтического круга – психоанализ, транзактный анализ, трансперсональная пси, гештальт, арт-терапия, психосинтез, холодинамика. Внутри этих школ - еще несколько десятков разнообразных авторских школ.

^ Пять основных направлений практической психологии (расположены в порядке возрастания ответственности психолога за рез-ты своей проф. д-ти):

  1. Психопрофилактика работа по предупреждению дезадаптации персонала организации, детей в образовательном учреждении, просветительская деятельность, создание благоприятного пси климата в учреждении.

  2. Психодиагностика добывание пси информации о человеке или группе, конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории.

  3. Пси коррекция - это целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной нормой.

  4. Пси консультирование обеспечивает человека необходимой пси инфой и создает ему условия для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкр. обстоятельствах.

  5. Психотерапия направлена на оказание помощи клиенту при решении серьезных психологических проблем в переструктурировании личности (при отсутствии проявления психического заболевания).

Каждое из направлений характеризуется специфическими задачами. Отличия между направлениями в степени стандартизации применяемых психологом средств. Наиболее стандартизированная психодиагностика, наименее - психол. консультирование и психотерапия, поскольку они открывают простор для творчества психолога и постоянного поиска неординарных решений.

^ Роль психологии в системе наук о человеке.

Классификационная схема Б.М.Кедрова представляет собой треугольник. Эта общая классификация наук, взаимосвязь трех главных разделов научного знания: естественных, социальных и философских наук. Между всеми тремя главными разделами стоит психология в качестве самост науки, изучающей психическую деятельность человека с естественноисторической стороны и с социальной стороны. Но еще теснее ее связь с логикой - частью философии. С выдвижением человека в центр современной науки, изменяется и положение психологии в общей системе научного познания. Пси становится важным орудием связи между всеми средствами познания человека, объединения различных разделов естествознания и общественных наук.

Психология: 1. По понятийному аппарату происходит из философии 2.Методы использует из естественных наук 3. Задачи решаетсоциально-педагогические

В общественных науках: потребность в психологии возникает при решении конкретных задач. Любая практическая рекомендация реализуется в действиях конкретных людей. Как она будет реализовываться зависит от псиособенностей этих людей. Историческая, экономическая, этническая, юридическая, социальная, политическая ψ, психолингвистика и ψ искусств.

В естественных науках: изучение процесса биологической эволюции требует изучения не только строения и функций живых организмов, но также их поведения и психики. Зоопсихология, сравнительная, общая, дифференциальная ψ и генетическая психофизиология.

В медицинских науках: многие заболевания могут возникать и протекать по-разному в зависимости от пси.особенностей больного. Пси свойства могут выступать в качестве фактора сопротивления или устойчивости к болезни. Пси состояния могут быть причиной болезней – психосоматических. Воздействие фармакологических веществ на психику больного и здорового человека. Психофармакология, психотерапия, патопсихология, медицинская ψ нейропсихология.

В педагогических науках: цель воспитания –раскрытие способностей человека и формирование личности, соответствующей требованиям общества. Изучение процесса формирования личности: направленность, способности, мировоззрение, творч. потенциала. Для оптимизации обучения необходимо знание о закономерностях психич процессов: восприятия, памяти, мышления. Педагогическая, возрастная, детская, специальная ψ.

В технических науках: потребность в психологии испытывают те науки, которые связаны с разработкой систем управления, созданием роботов, систем коммуникации и средств отображения информации. Инженерная ψ, эргономика.
^

2. Классификация методов психологического исследования. Качественный и количественный анализ данных.


Методы научных исследований - приемы и средства, с помощью которых в науке получают достоверные сведения для построения научных теорий и выработки научных рекомендаций.

Развитие любой науки зависит от: - надежности методов, валидности методов.

^ Задача всех методов: адекватно выявить отношения между внешним протеканием процесса и его внутренней природой.

В психологию интегрированы методы других наук (гуманитарных, естественных и точных).

^ В отечественной психологии выделяются 4 группы методов (по Ананьеву):

1. Организационные методы:

  1. сравнительный метод, заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. В детской психологии и психогеронтологии сравнительный метод выступил как метод «поперечных срезов», позволяющий выявить особенности развития на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разного уровня развития.

  2. лонгитюдинальный метод, это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

  3. комплексный. Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами (напр., физического и психического развития).

2. Эмпирические методы:

а) обсервационные

  • самонаблюдение

  • объективное наблюдение

Свободное наблюдение – не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры.

Стандартизированное – заранее запланировано то, что наблюдается

^ Включённое наблюдение – наблюдатель участвует в процессе.

Стороннее и внешнее наблюдение более объективны, чем включённое и внутреннее.

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.

б) Экспериментальные методы

  • лабораторный

  • метод психических реакций

  • психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности)

  • психометрические методы (исследование мнемических, перцептивных процессов)

  • естественный

  • в условиях труда

  • в условиях учения

  • в условиях игры

  • психолого-педагогический

  • констатирующий

  • обучающий

Экспериментальный метод предполагает следующее:

  • исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

  • экспериментатор может варьироватъ, изменять условия, при которых протекает явление;

  • эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

в) Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа)

г) Праксиметрические методы - анализ процессов и продуктов деятельности (оценка изделий и выполненных работ)

д) Биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека)

е) Моделирование математическое; кибернетическое, необходимо для познания психических явлений, так и для воспроизведения в технических устройствах параметров, наиболее близких к этим явлениям, их информационной функции и саморегистрации.

  1. Методы обработки данных

  1. количественный анализ (математико-статистический) - применение математ. статистики, обработка данных на ЭВМ. Математико-статистические приемы обработки психологической информации. Математическая статистика, Корреляционный анализ, Факторный анализ, Регрессионный анализ, Контент-анализ, Дисперсионный анализ и т.д. Проверяется повторяемостью результатов.

  2. качественный анализ (дифференциация материала по типам, группам).Описание случаев, не только наиболее полно отражающих типы и варианты психических явлений (номотетический подход), но и являющихся исключением или нарушением общих правил (идеографический подход). Обработка по типам, видам, категоризация. Связана с проблемой сопоставления результатов. Как сопоставить выраженность определенной психологической характеристики у различных людей.

  1. Интерпретационные методы

  1. Генетический (филогенетический, онтогенетический, социогенетический, исторический) Интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности.

  2. Структурный (определяются взаимосвязи между частями и целыми, т.е. функциями и личностью отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни).

Классификация Немова:

Основной метод
^

Варианты основного метода


наблюдение

внешнее – внутреннее (самонаблюдение)

свободное – стандартизированное

включенное – стороннее

опрос

устный – письменный

свободный – стандартизированный

тест

тест-опросник

тест-задание

проективный тест

эксперимент

естественный – лабораторный

моделирование

математическое логическое
^

кибернетическое техническое

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая пси и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке iconВопросы к экзамену по курсу «Психология личности и межличностных отношений»
Современная психология, ее определение, задачи и место в системе наук. Психика как предмет психологии. Житейская и научная психология....

01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая пси и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке icon1. Предмет, задачи и структура юридической психологии
Выделение юп как самостоятельной научной области, связано с особыми правовыми аспектами человеческой деятельности. Вопросы юп возникают...

01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая пси и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке iconВопросы к государственному экзамену специализация: Эксплуатация и...
Психология как наука: предмет, задачи, и место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии

01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая пси и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке iconВопросы к государственному экзамену специализация: Экономика и управление...
Психология как наука: предмет, задачи, и место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии

01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая пси и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке iconЕникеев марат исхакович структура и система категорий юридической психологии москва 1996
Методологические основы юридической психологии: предмет, принципы, структура и задачи юридической психологии. Историческое развитие...

01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая пси и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке iconВопросы к государственному экзамену специализация: дизайн интерьера,...
Психология как наука: предмет, задачи, и место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии

01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая пси и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке iconПредмет психологии (область изучаемых явлений и предназначения психологии,...
Предмет психологии (область изучаемых явлений и предназначения психологии, основные этапы развития психологической науки)

01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая пси и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке iconВопросы к экзамену
Педагогическая психология как наука, ее структура. Этапы становления педагогической психологии. Предмет, задачи и основные проблемы...

01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая пси и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке iconВопросы к экзамену по дисциплине «Психология развития и возрастная психология»
Предмет, задачи, структура, основные проблемы психологии развития и возрастной психологии

01. Предмет психологии. Структура психологической науки. Практическая пси и ее задачи. Роль психологии в системе наук о человеке iconСтруктура и место современной психологии в системе наук. Взаимосвязь...
Понятие, функции и формы проявления психики. Возникновение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы эволюции психики?

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница