Бродяжничество, как форма проявления




Скачать 72.27 Kb.
НазваниеБродяжничество, как форма проявления
Дата публикации09.07.2013
Размер72.27 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Психология > Документы
Бродяжничество, как форма проявления

девиантного поведения

Малецкая И.А. (Беларусь), Лазоренко Т.Н.
Одной из тех проблем, которые относятся к ряду вечных, повторяющихся из поколения в поколение, при любом общественном строе, в любой культуре, является проблема социального аутсайдерства. Социальные аутсайдеры — это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях. Речь идет о тех, кто не сумел состояться в жизни. Бродяжничество является одной из крайних форм аутсайдерства [2].

В отечественной литературе под термином «бродяжничество» принято понимать: 1) одна из форм крайней социальной дезадаптации и маргинальности индивида, выражающаяся в отсутствии постоянного места жительства, работы и стабильного дохода; 2) социально-психологические проявления патохарактерологических и иных личностных расстройств, выражающиеся в периодически возникающей и часто компульсивной потребности в резкой смене социального окружения, в неспособности к полноценной интеграции в группах членства и к установлению партнерских отношений, в поведенческой ригидности, в отсутствии мотивации достижения, в отчетливо выраженной предрасположенности к асоциальной активности и т. п.[4]

Проблема бродяжничества была рассмотрена учеными в различных сферах: в педагогической (Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, В.Н. Гуров, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, М.А. Ковальчук, Ю.М. Кудрявцев, А.А.Католиков, И.П.Башкатов, А.А.Сукало, В.Д. Столбун, В.В. Стрельцова и др.); в психологической (А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Б.С.Братусь, И.В.Дубровина, С.А.Беличева, О.Н.Усанова, В.М.Минияров, С.А.Бадмаев, Р.В.Овчарова и др.); в социологической (Я.И.Гилинский, В.Афанасьев, И.С. Кон, М.Н. Руткевич, В.Т.Лисовский, А.Арато, В.О. Рукавишникова, А.Ткаченко, В.В. Радаев и др.); медико-психологические проблемы самовольных уходов (побегов) и бродяжничества. (Ковалев В.В., Личко А.Е., Дмитриева П.Д., Менделевич В.Д., Гурьева В.А., Гиндикин В.Я., Вострокнутов Н.В., Кондратьев Ф.В., Голик А.Н. и др.); в уголовно-правовой (Максимов Е., Бахрушин С, Люблинский П.И., Аркин К.Л., Яковлев A.M.; Миньковкий Г.М., Кудрявцев В.Н., Панкратов В.В., Борбат А.В, Сибиряков С.Л., Нечаевой А.М. и др.)

Проблема бродяжничества рассматривается многими авторами, прежде всего применительно к молодежной среде. При этом сам термин «бродяжничество» часто выступает как аналогичный с терминами «беспризорность» и «безнадзорность» и, более того в неразрывной связке с последними. Подобный подход совершенно оправдан при изучении социальных и социально-педагогических аспектов данных явлений. Однако, если говорить о специфической социально-психологической реальности, именно «бродяжничество» выступает в данном случае родовым понятием. В этом смысле беспризорность и безнадзорность можно рассматривать как социальные факторы, провоцирующие бродяжничество и в то же время выступающие в качестве одних из возможных его следствий [2].

В силу указанных объективно-субъективных обстоятельств бродяжничество выдвинулось на одно из первых мест, как сложное социально-психологическое явление, включающее в себя как простой самовольный уход (побег) из дома и бездомное существование, так и организацию профессионального попрошайничества, нищенства, распространение хищений и краж, убийства, наркоманию, проституцию и привлечение детей в порнографических фильмах и др.

Многообразие форм поведения бродяжничества и бездомности, порожденные социально-экономическими и иными факторами, предполагает, что и непосредственные причины, их обуславливающие, характер поведения, личностные деформации (в когнитивной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферах) и особенности взаимодействия с окружающей социальной средой также не могут быть однородными и одинаковыми. Более того, девиация поведения - это процесс, имеющий определенную временную протяженность, и средовое развитие, т.е. девиация разворачивается в конкретной ситуации, и обуславливает различные психические нарушения. В данной среде обитания и временном интервале формируются достаточно устойчивые новообразования личности, поведения и системы отношений, требующие значительно больших временных затрат по их социальной реабилитации, ресоциализации и интеграции в социокультурное пространство общества [7].

Бродяжничество можно охарактеризовать как отклоняющееся поведение. Было введено даже специальное понятие «дромомания» — «инстинкт бродяжничества» или «болезненное миграционное состояние», обозначавшее особый вид патологии личности, этиологически связанной с эпилепсией. Позднее психиатры и клинические психологи в качестве первопричины бродяжничества называли психопатии различного генеза. Эти гипотезы, хотя и подвергались критике, позднее получили подтверждение в многочисленных исследованиях, в частности, В. А. Жмурова, В. В. Ковалева, М. В. Коркиной и др. В результате этих исследований список как психических, так и иных расстройств, рассматриваемых в качестве первопричин бродяжничества был существенно расширен. К ним, в том числе, были отнесены шизофрения, невротические расстройства, задержки развития, ранние стадии различных органических поражений и т. п.

Дромомания (или пориомания) имеет свои этапы: первый, реактивный — спонтанный побег из дома после травмы, ссоры, в тяжелом душевном состоянии. На этой стадии есть шанс, что дромомания не закрепится как постоянная поведенческая реакция. Второй этап наступает, если спонтанные порывы к перемене мест становятся привычными, регулярными. На третьем этапе исчезновения человека с постоянного места жительства и бродяжничество становятся непреодолимыми, импульсивными, приобретая отчетливо патологический характер: пациент не предупреждает о своем уходе близких людей, работодателей, может бросить маленьких детей или престарелых родственников. Иногда он даже не берет из дома документы и деньги, едет "зайцем", в дороге готов нищенствовать, ночевать на улице, но при этом не возвращается до окончания приступа. В некоторых случаях это расстройство настолько сильно, что находит свое отражение в активности головного мозга: магнитно-резонансный томограф выявляет патологические процессы в височных долях [3].

Уходы и бродяжничество имеют различную нозологическую принадлежность. Многие авторы рассматривали эти состояния как проявление реакций эмансипации, оппозиции, протеста и отказа у детей и подростков с определенными типами акцентуаций характера [1]. Так, А.Е.Личко считал, что у подростков с гипертимной акцентуацией в результате реакции эмансипации могут быть уходы и бродяжничество с целью "пожить свободной жизнью"; у подростков же с истероидной акцентуацией - в результате реакции оппозиции с целью привлечь к себе внимание; при неустойчивом типе акцентуации уходы и бродяжничество отмечаются ввиду повышенной подражаемости и внушаемости. К.С.Лебединская также выделяла у подростков с неустойчивым типом акцентуации явление "сенсорной жажды", в этом случае импульсивные побеги из дома становились постепенно неодолимыми.

При психопатиях синдром уходов и бродяжничества отмечался довольно часто. По мнению А.Е.Личко, гипертимная психопатия, неустойчивая и лабильно-неустойчивая, эпилептоидная психопатия (при которой бывает истинная дромомания), истероидная и истеронеустойчивая психопатия при декомпенсации проявляются синдромом уходов и бродяжничества. С этим коррелирует мнение В.А.Гурьевой и В.Я.Гиндикина, которые описали при декомпенсации психопатий длительные побеги из дома, становившиеся с возрастом дромоманией. Авторы отмечали возможность реактивного происхождения уходов из дома у астенических психопатов, а у шизоидных и неустойчивых психопатических личностей выделяли истинные расстройства влечений.

А.Е.Личко разделил побеги и бродяжничество на 3 типа: импунитивные (связанные в своём развитии с намерением избежать наказания), эмансипационные (связанные в своём развитии с намерением избавиться от чрезмерного контроля взрослых), и демонстративные (связанные в своём развитии с мотивами протеста, оппозиции). По его мнению, эти 3 типа побегов являются психогениями. С этим совпадает мнение других авторов о том, что в последние годы в структуре психогенных расстройств у подростков отмечаются депрессивные дисфорические реакции, проявляющиеся в уходах из дома с возможностью злоупотребления летучими растворителями и группированием вокруг отрицательного лидера [3].

К.С.Лебединская и соавтор В.В.Ковалев описали синдром уходов и бродяжничества у детей с задержкой психического развития и олигофренией. У детей с задержкой психического развития влечение к бродяжничеству возникало в периоды дисфорических колебаний настроения и являлось разрешающим моментом аффективной напряженности. Синдром уходов и бродяжничества при олигофрениях отражает в поведении более выраженную интеллектуальную недостаточность, грубость и гротескность: украденные или взятые вещи из дома, даже дорогие, обменивались на сладкое; "ненужные" деньги иногда рвались; не учитывая ситуацию, такие дети и подростки быстро попадались на кражах; уезжали со случайными знакомыми в другие города, где, будучи брошенными, проявляли полную беспомощность [5]. При олигофрениях синдром уходов и бродяжничества приобретает стойкий, неодолимый характер, может сочетаться с другими проявлениями патологии влечений, такими как сексуальная расторможенность, агрессивно-садистические тенденции, повышение аппетита вплоть до прожорливости, плохо поддается медикаментозной и лечебно-педагогической коррекции [6].

Прямой профессиональной обязанностью практического социального психолога, работающего в образовательной сфере, является своевременное выявление «группы» риска с точки зрения склонности к бродяжничеству и организация профилактических программ, включающих работу с родителями, педагогами и школьной администрацией, а также мероприятия, направленные на предотвращение распространения бродяжничества в курируемом сообществе через социальное заражение. Понятно, что именно в рамках должностных обязанностей психолога оказывается необходимость осуществления психокоррекционного и социально-реабилитационного воздействия на лиц, склонных или подверженных бродяжничеству [6].

Литература:

  1. Гурьева В.А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм / В.А.Гурьева, В.Я.Гиндикин. – М.: Медицина, 1980.

  2. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А.Клейберг. – Тверь, 1998.

  3. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста / В.В.Ковалев. – М.: Медицина, 1995.

  4. Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика / М.Ю.Кондратьев, В.А.Ильин. — М.: ПЕР СЭ, 2007.

  5. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушением в аффективной сфере. Клинико-психологическая характеристика трудных подростков / К.С.Лебединская, М.М.Райская, Г.В.Грибанова. – М.: Педагогика, 1988.

  6. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей / А.Е.Личко. – Л.: Медицина, 1979.

  7. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е.Личко. – М., 1999.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бродяжничество, как форма проявления iconАнализ урока с применением информационно-коммуникационных технологий
Самое главное – урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т е как форма обучения, но и как деятельность ученика,...

Бродяжничество, как форма проявления iconОсобенности проявления ксенофобии как разновидности преступлений «ненависти»
Особенности проявления ксенофобии как разновидности преступлений «ненависти»1 в современном российском обществе

Бродяжничество, как форма проявления iconЛитература как теряют психическое здоровье
Как научиться противостоять болезни еще до ее проявления? Как создать в себе личность, имеющую мощный психологический барьер против...

Бродяжничество, как форма проявления iconЛитература как теряют психическое здоровье по этому поводу скажут окружающие?>
Как научиться противостоять болезни еще до ее проявления? Как создать в себе личность, имеющую мощный психологический барьер против...

Бродяжничество, как форма проявления iconТехнические требования к бланкам строгой отчетности анф 09/11 (форма...
Анф 09/11 (форма №1), анф 09/12 (форма №5), анф 09/13 (форма №47), анф 09/14 (форма № сп-2)

Бродяжничество, как форма проявления iconИнструкция: «Оценить степень выраженности данных качеств по пятибалльной...
Психологические показатели неуспевающих учащихся с рассогласованием между мотивационной и операциональной сферами

Бродяжничество, как форма проявления iconОдевиантном поведении и его причинах
К отклоняющемуся поведению относят агрессивные действия по отношению к другим, преступность, употребление алкоголя, наркотиков, курение,...

Бродяжничество, как форма проявления iconУчебной дисциплины перевод как форма взаимодействия литератур для специальности «Филология»
Целями освоения дисциплины «Художественный перевод как форма взаимодействия литератур»

Бродяжничество, как форма проявления icon1. Форма собственности и организационно-правовая форма: Форма собственности:...
Основным предметом деятельности общества является выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных...

Бродяжничество, как форма проявления iconВопросы для подготовки к промежуточному контролю
Особенности темперамента как проявления свойств нервной системы. Типы темпераментов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница