С.К. Нартова-Бочавер, Г.К. Кислица, А.В. Потапова. Семейный психолог отвечает Серия «Психология для жизни». Издательство «Генезис», 2004.
К читателям
Популярное издание, посвященное наиболее актуальным проблемам детской и семейной психологии, построено в форме вопросов и ответов. Рассматриваются психологические трудности, вызванные естественным развитием ребенка и семьи в целом, нормативными кризисами, экстремальными ситуациями и индивидуальными особенностями людей. Книга адресована широкому кругу читателей — родителям, практическим психологам, студентам, получающим психологическое образование.
^
Авторы много лет работают в области семейной психологии, причем в различных жанрах: в просвещении, образовании, консультативной практике во всех ее формах — индивидуальной, групповой, семейной, а также с использованием телефонного, радио- и интернет-консультирования. Поэтому на разных языках мы готовы говорить о тех радостях и печалях, которые приносит человеку его собственное психологическое взросление.
О чем наша книга? Развивая несколько заезженное (да простится невольный каламбур) сравнение жизненного пути и дороги, себя мы, наверное, можем сравнить с маршрутным такси, которое останавливается «по требованию». Наша первая книга вышла два года назад и называлась «140 вопросов семейному психологу». Мы честно дали свои 140 ответов, но пришли новые пассажиры и поставили нас перед необходимостью слегка подкорректировать маршрут. То есть понятно, что начальный и конечный пункты остались прежними, но вот оказалось, что останавливаться нужно уже в других пунктах. Поэтому в новой книге нам пришлось создавать совсем иные разделы. Это было приятно, поскольку хочется верить, что наши корреспонденты воспользовались прежними советами, потому и вопросы у них совсем другие. А может быть, изменилась сама жизнь, но так или иначе, было интересно обсуждать совершенно новые проблемы.
Эти проблемы привязаны к жизни близких, их выборам, достижениям, болезням — ведь ни один человек не свободен от того, что происходит рядом. Жизнь совершается в контексте. Поэтому мы и открываем разговор обсуждением предыстории человека: что думали и чувствовали его родители, когда его ждали, какие привходящие обстоятельства наложили свой отпечаток на факт его рождения? Это знать очень важно, потому что хочет того человек или нет, но в своих поступках он бессознательно выполняет предписания старших родственников или отвечает на их пожелания. Затем мы немного поговорим о том, что включает в себя воспитание: какие задачи оно должно решать и какими средствами осуществляться?
С появлением младенца в семейной системе меняются отношения между всеми родственниками, о том, как к этому относиться, мы рассказываем дальше. А также о разных других проблемах нормального детства — как ребенок растет, взрослеет, какие опасности подстерегают его в учении, дружбе и любви. Все это может приобретать совсем другое содержание, если речь заходит о нестандартных детях, и по этому поводу мы тоже кое-что скажем.
Детство остается в душе человека навсегда, но и у взрослых есть свои проблемы. Супружество, эмиграция, разводы и повторные браки, а также неизбежные кризисы зрелости, которые настигают даже в благополучных условиях, тоже представляют собой серьезный повод для раздумий. И если раньше мы отсчитывали мир от ребенка, то теперь фигура и фон поменялись местами: взрослые люди конфликтуют со своими тоже взрослыми родителями, а их маленькие дети переживают многое из того, что когда-то огорчало их родителей.
Живя и совершая ошибки, иногда успевая их исправить, иногда — нет, люди завершают свой жизненный цикл. Смерть и умирание как неизбежные спутники жизни — об этом нас тоже попросили написать.
И наконец — что можно предпринять для того, чтобы трудности легче преодолевались, проблемы стимулировали развитие, а несчастья не разрушали, а укрепляли дух? В заключительном разделе мы кратко расскажем о содержании и основных формах работы практического психолога.
Итак, наша новая книга — это промежуточный итог. Читатели и писатели сочиняли ее вместе, поэтому личный опыт каждого может ее дополнить или подвергнуть критике; наверное, этот жанр можно назвать психологическим мифотворчеством. И пусть возникает много новых интересных вопросов. Всего вам доброго!
|