5. 1 Психология малых групп. Группа и коллектив




Скачать 328.25 Kb.
Название5. 1 Психология малых групп. Группа и коллектив
страница1/3
Дата публикации12.06.2013
Размер328.25 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Психология > Документы
  1   2   3
Раздел 5. Психология малых групп и коллективов

5.1 Психология малых групп. Группа и коллектив.

Малая группа – это всегда контактная общность, связанная реальным взаимодействием входящих в нее лиц и реальными взаимоотношениями между ними.

Малые группы могут различаться по следующим критериям:
а) по степени их реальности:
– условные группы – это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т. д.;
– реальные группы – это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности.
б) по организационному критерию:
– формальные группы – это группы, которые имеют официально заданную извне структуру;
– неформальные группы – это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений.
в) по степени близости:
– первичные группы отличаются тесным взаимодействием участников. Члены их имеют возможность общаться по любому поводу, наблюдать друг друга в различных ситуациях, совместно отмечать праздники, юбилеи, свадьбы (влюбленные, очень близкие люди);
– во вторичных группах отношения менее близкие. Здесь общие ценности и стандарты поведения касаются ограниченных сфер жизни (спортивная секция, землячество).
г) по степени психологического принятия:
– референтные (эталонные) группы – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях;
– нереферентные (группы членства) – это группы, в которых люди реально включены и трудятся.
д) по степени развития:
– слаборазвитые группы – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования;
– высокоразвитые группы – это группы, давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, сплоченности.



Малая группа обладает существенными признаками, а именно:
1. Внутренняя организация, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций.
2. Групповые ценности, на основе которых развивается социальные чувство общности, выражаемое словом «мы», а также формируется общественное мнение группы.
3. Собственный принцип обособления, отличающий ее от других, «чужих» групп.
4. Групповое давление, т. е. воздействие на поведение членов группы.
5. Общие цели и задачи деятельности.
6. Закрепление традиций, символики (знаки, одежда, флаги и т. д.)
7. Стремление к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающих между людьми в ходе решения групповых задач.
Основными функциями малой группы являются:
а) функция социализации проявляется в том, что именно в малой группе индивид знакомится с нормами, традициями, ритуалами и прочими законами жизни, принятыми в обществе. В такой малой группе как семья человек целенаправленно готовится к будущей жизни, познает окружающий мир, овладевает первичными навыками коллективного труда и т. д.
б) существование таких групп, как рабочая бригада, экипаж самолета, научная лаборатория, учительский коллектив и проч., обусловлено необходимостью выполнения определенной работы. Эти группы называют «инструментальными». Их основной функцией является достижение целей, осуществление тех дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку.
в) экспрессивная функция группы, т. е. удовлетворение стремления участников группы к социальному одобрению, уважению и доверию. В группе люди делятся своей радостью, отмечают то или иное событие, нередко избавляются от неприятных чувств.
г) функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в своем признании и ценности, человек ищет точку опоры в других.
д) функция поддержки особенно ярко проявляется в трудовой солидарности рабочих бригады, корпоративности представителей научных школ, круговой поруке преступной группировки и т. д.



^ Понятие уровня социально-психологического развития группы. 
Фазы и уровни развития группы
.
Важнейшей основой классификации групп является степень, или уровень, их развития. ^ Уровень группового развития – характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Отечественная психология в качестве основания для выделения уровня группового развития принимает деятельность группы, ее ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений. Именно на этой основе строится психологическая типология групп, различающихся по уровню развития: коллектив (группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества), просоциальная ассоциация (дружеская компания студентов), диффузная группа (группа, межличностные отношения в которой обусловлены отсутствием совместной деятельности), асоциальная ассоциация (группа хулиганствующих подростков), корпорация (группа, цели деятельности которой замкнуты внутри ее, «работающая только на себя»). Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам. 
^ Закономерности развития малой группы
I фаза представляет собой процесс знакомства и образования группы.
На II фазе происходит оценка общих ресурсов, задач, возможностей, вероятности успеха и, как итог – общая цель.
На IIIфазе происходит окончательное определение целей объединения и уточнение средств действия.
IV фаза предполагает распределение индивидуальных заданий между членами группы в зависимости от того, как они проявили себя на предшествующих этапах, какие знания и умения продемонстрировали, какой статус приобрели среди других участников.
На V фазе группа начинает реализовывать те функции, ради которых она была организована. Члены ее действуют в соответствии с возложенными на них обязанностями, а в целом они стремятся к намеченной цели.



^ 5.2 Групповое давление и конформизм. Совместимость членов группы

Нахождение в одной группе с другими людьми предполагает, что человек должен придерживаться каких-то правил поведения: представлять, как поступать правильно, как неправильно, как проявлять, как сдерживать себя. Существование любой малой группы предполагает подчинение ее членов определенным требованиям, правилам и нормам поведения. Групповые нормы – это сложившаяся в группе система требований, определяющая поведение ее членов. Но как быть с теми, кто нарушает групповые нормы? На этот случай в группах содержатся допустимые пределы санкций, применяемых к лицам, чье поведение отклоняется от общепринятого. Группы оказывают давление (воздействие) на отклоняющихся от нормативного поведения членов с тем, чтобы обеспечить достижение своих целей, сохранение себя как целого, выработку «реальности» для соотнесения с ней своих мнений, определение своего отношения к социальному окружению.




Поведение личности в группе может быть конформным. Конформизм – неосознанное или осознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена. Выделяют следующие типы конформизма:
а) «Майский жук – Дюймовочка». Человек искренне следует за мнением группы, перестает доверять своему впечатлению (так, майский жук искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить под влиянием своих собратьев).
б)  «Защита». В этом случае человек в группе ищет защиту от неприятностей, находящихся вне группы.
в) «Новое платье короля». В этом случае человек делает вид, что согласен с группой, на самом деле он просто не хочет «выделяться» из-за нежелания нарушить единодушие группы.
Межличностные отношения выражаются в совместимости людей. Совместимость – оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Традиционно выделяют четыре вида психологической совместимости:
– физическая совместимость выражается в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и др.). Например, при комплектовании экипажей гребных судов (байдарок, каноэ) подбирают спортсменов, равных по физическим данным;
– психофизиологическая совместимость подразумевает определенное сходство анализаторских систем, а также свойств темперамента. В этом отношении показательна ситуация рассказа Л. Н. Толстова «Слепой и глухой». Предпринятое двумя персонажами рассказа нападение на чужой посев гороха окончилось безрезультатно, так как один не слышал, а другой не видел, и сигналы каждого из них не доходили до другого. Они оказались физиологически несовместимы;
– социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношение людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония;
– социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей.



^ 5.3 Статус личности. Виды отношений в группе. Типы лидеров

Люди, входящие в группу, не могут находиться в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занята группа. Положение индивида в группе в соответствии с его деловыми и личностными качествами определяется:
– статусом, т. е. положением человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии;
– престижем, который отражает признание или непризнание группой его заслуг и достоинств;
– системой групповых ожиданий – совокупностью мнений об ожидаемом поведении данного индивида в данной группе;
– групповыми нормами.
Взаимоотношения отдельных членов в группах очень сложны и многообразны. Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм. Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные – как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы. В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения – это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями, они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.



В любой группе выделяется руководитель, лидер, т. е. член группы, осуществляемый руководство. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Существуют два основных типа лидеров. Первый тип – функциональный, или инструментальный (компетентный), лидер, сосредоточенный на предстоящей задаче, владеющий инициативой в специфических видах деятельности, борющийся за достижение поставленных группой целей. Второй тип – эмоциональный, или аффективный, лидер, ориентированный на улучшение межличностных отношений. Это, как правило, всеми любимый член группы, оказывающий наибольшее влияние на взаимоотношения между отдельными ее членами и на психологический климат группы в целом. По сути дела, эти типы – два полюса отношений лидера с группой.



Раздел III. Конструктивное преодоление конфликтов

Вопросы для проверки знаний по темам 3.1—3.3

    1. Дайте определение конфликта.

    2. Какие различают типы конфликтов?

    3. Как необходимо распределить обязанности в коллективе для избегания   конфликтов?

    4. Какие профилактические меры следует предпринимать для предупреждения конфликтов?

    5. Каковы основные причины возникновения конфликтов?

    6. Дайте характеристику стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

    7. Назовите основные факторы, дестабилизирующие морально-психологический климат в коллективе.

    8. Что лучше для разрешения конфликта: сотрудничество, избегание или компромисс?



    1. Прокомментируйте, как Вы понимаете следующую схему?



    1. Верно ли данное утверждение:

«Оптимальной стратегией поведения в конфликте считается такая, когда принимаются все пять тактик поведения».

Раздел IV. Психология семейных отношений

Вопросы для проверки знаний по темам 4.1—4.5

1. Дайте определение понятию. Семья́ — это...

2. Что к основным критериям психологического здоровья семьи относит B.C. Торохтий? Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия.

3. Назовите факторы, способствующие укреплению семейных отношений.

4. Заполните пропуски в предложении.

(…) и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В.Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие (…) является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия:

5. Для ребёнка семья — это среда, в которой ...

6. Перечислите социальные функции семьи

7. Что понимают под стилем семейного воспитания?

8. Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи.  От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям  в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении. К какому стилю семейного воспитания можно было бы отнести строки известного писателя и поэта:

Свет мой, зеркальце, скажи 
Да всю правду доложи:
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
И ей зеркальце в ответ: 
«Ты прекрасна - спору нет!»
А. С. Пушкин

9. Какой стиль воспитания, как утверждают многие психологи,  является наиболее эффективным стилем семейного воспитания?

10. Согласны ли Вы с этим высказыванием?

11. Прочитайте притчу.

«В знак благодарности за исцеление шах предложил лекарю одну из своих трёх жён. Прежде чем сделать выбор доктор решил задать девушкам простой вопрос: «Сколько будет дважды два?»

Первая ответила:

- Четыре.

- Умная, с такой не пропадёшь, - подумал лекарь.

- Пять, - сказала вторая.

- Щедрая, и это прекрасно, - промелькнула мысль у доктора.

- Три, - третья ответила.

- Экономная, и это тоже нужно».

Как вы думаете, какую из трёх девушек выбрал себе в жёны доктор?

12. Как Вы понимаете, ставшее крылатым выражение Л. Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»?



Раздел V. Психология малых групп и коллективов

Вопросы для проверки знаний по темам 5.1—5.3

    1. Дайте определение понятию. Малая группа – это..?

    2. Важно ли для группы наличие следующих психологических характеристик (рис.)? Ответ обоснуйте.



    1. Охарактеризуйте малые группы и коллективы школы, опираясь на представленную ниже картинку.



    1. В таблице показаны стадии развития группы. Сформулируйте на их основе закономерности развития малой группы.



    1. Важнейшей основой классификации групп является степень, или уровень, их развития. Уровень группового развития – это …

6.  – неосознанное или осознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена.

  1. Продолжите предложение.

Положение индивида в группе в соответствии с его деловыми и личностными качествами определяется: …

  1. По каким критериям малые группы могут различаться? Используйте таблицу при ответе на вопрос.




  1. Закончите фразу.

Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих (…). 

  1. Существуют два основных типа лидеров. Назовите их.



Раздел 6. Деловое общение


6.1 Деловое общение, его функции, уровни и виды







^ Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность. Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году "Генеральным регламентом" Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи.

Деловой этикет включает в себя две группы правил:

·        нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);

·        наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, "здравствуйте", "будьте добры", "разрешите принести извинения", "счастлив познакомиться с Вами"). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

·        Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;

·        Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;

·        Обсуждение интересующей проблемы;

·        Решение проблемы.

·        Завершение контакта (выход из него).

Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

 

^ Виды делового общения.

 По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.

Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

·        Приветственная речь;

·        Торговая речь (реклама);

·        Информационная речь;

·        Доклад (на заседании, собрании).



Диалогические виды:

·        Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

·        Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

Практика деловых отношений показывает, что в решении проблем, связанных с межличностным контактом, многое зависит от того, как партнеры (собеседники) умеют налаживать контакт друг с другом. При всем многообразии форм делового общения деловая беседа является наиболее распространенной и чаще всего применяемой.

Понятие «деловая беседа» весьма широко и достаточно неопределенно: это и просто деловой разговор заинтересованных лиц, и устный контакт между партнерами, связанными деловыми отношениями.

Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

Деловая беседа является наиболее благоприятной, зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции с тем, чтобы он согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из главных задач деловой беседы — убедить партнера принять конкретные предложения.

Деловая беседа выполняет ряд важнейших функций. К их числу относятся: взаимное общение работников из одной деловой сферы; совместный поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов; контроль и координирование уже начатых деловых мероприя­тий; поддержание деловых контактов; стимулирование деловой активности.

Основными этапами деловой беседы являются:

начало беседы;

информирование партнеров;

аргументирование выдвигаемых положений;

принятие решения;

завершение беседы.

·        Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

·        Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.

·        Дискуссия;

·        Совещание (собрание);

·        Пресс-конференция.

·        Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.

·        Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

 

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

 Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

 По содержанию общение может быть разделено на:

·        Материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;

·        Когнитивное - обмен знаниями;

·        Мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

·        Деятельностное  - обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

 По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:

·        Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;

·        Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;

·        Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;

·        Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

5. 1 Психология малых групп. Группа и коллектив iconРоссийская академия наук институт психологии московская гуманитарно-социальная...
Психология совместной жизнедеятельности малых групп и орга­низаций. Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, е в. Шорохова. М.: Изд-во...

5. 1 Психология малых групп. Группа и коллектив iconОбъявление о конкурсе малых грантов в рамках проекта укрепления потенциала...
Нко, что, в конечном итоге, препятствует развитию эффективного гражданского общества. Именно поэтому Представительство Фонда Ага...

5. 1 Психология малых групп. Группа и коллектив icon9. Психологические феномены больших социальных групп
Социально-психологическая характеристика организованных социальных групп (социальные классы, этнические группы); стихийных групп...

5. 1 Психология малых групп. Группа и коллектив iconИстория исследования малых групп
Психолого-педагогические особенности группового способа обучения

5. 1 Психология малых групп. Группа и коллектив iconОоо «Барнаульский водоканал»
Малых Александр Ефимович (в структуре работы ООО «Росводоканал» задействовано девять регионов России, в том числе и Краснодарский...

5. 1 Психология малых групп. Группа и коллектив iconАнализ воспитательно образовательной работы за 2011 2012 учебный год
В 2011 – 2012 учебном году в дошкольном учреждении функционировало 7 групп с общим количеством 135 детей; одна группа – раннего возраста,...

5. 1 Психология малых групп. Группа и коллектив iconВопросы для экзамена по дисциплине «Психологический практикум»
Понятие "группа" и "коллектив". Уровни развития коллектива и психологические проблемы руководства коллективом

5. 1 Психология малых групп. Группа и коллектив iconКрупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия...
«группа» или «ассоциация». Такое понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация» исключительно по признаку...

5. 1 Психология малых групп. Группа и коллектив iconВ следующем списке перечислены 15 встроенных групп операционной системы...
Ляется учетная запись администратора. Если компьютер подключен к домену, группа «Администраторы домена» автоматически добавляется...

5. 1 Психология малых групп. Группа и коллектив iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения сош №8 на 2011-2015 годы
Администрация, педагогический коллектив школы, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры школы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница