Кандидат психологических наук




НазваниеКандидат психологических наук
страница1/34
Дата публикации09.06.2013
Размер3.72 Mb.
ТипАнализ
vbibl.ru > Психология > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
ББК 88.8 Л67

Рецензенты:

кандидат психологических наук Л. Ф. Обухова; кандидат психологических наук Л. А. Радзиховский

Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия: Учеб. Л67 пособие для студентов пед. ун-тов и ин-тов/Ред.-сост. В. С. Му­хина.—М.: Просвещение, 1991.—223 с.—ISBN 5-09-003063-4.

Хрестоматия представляет собой учебное пособие по курсам: психо­логия детей с задержкой развития, психология личности в условиях де-привации, основы психодиагностики, психология педагогического воздей­ствия. Эти дисциплины изучают будущие специалисты — социальные пе­дагоги — психологи, воспитатели-организаторы учреждений интернатного типа,

В хрестоматию включены статьи советских специалистов в области детской психологии, а также переводы зарубежных психологов, работы которых в области трудного детства стали классическими.

ББК 88.8

4309000000—226 -T03(08)-91

Редактор-составитель Мухина В. С., 1991

^ ISBN Б-09-003063-4

Предисловие

Детство — период, когда закладываются фундаментальные ка­чества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не разви­ваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной роди­тельской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим лю­дям, нести ответственность за себя и других, стремление научить­ся многому. Но в стране ежегодно выявляется около 100 тыс. де­тей, нуждающихся в опеке взрослых, которые могли бы заменить их семью. Дети сироты или дети, лишенные родительского попе­чительства, попадают в дома ребенка (с рождения до трех лет), а позднее — в детские дома или школы-интернаты. В нашей стра­не: 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей; 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей.

Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы специальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружаю­щими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех типах учреждений, где воспитываются сироты и дети, лишенные родительского попечительства, среда обитания, как правило, си­ротская, приютская, казарменная. Из 150 обследованных в 1986 г. детских учреждений хорошие и показательные составляют лишь пятую часть.

Анализ проблемы сиротства привел к пониманию того, что ус­ловия, в которых живут эти дети, тормозят их умственное разви­тие, искажают развитие личности.

Дети, попадающие в дома ребенка, в детские дома и школы-интернаты, как правило, имеют непростые показатели в своем анамнезе. У них могут быть отклонения в физическом и психиче­ском развитии. Нередко выявляется задержка умственного раз­вития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. Зачастую у этих детей появляется склонность к наркотиза­ции и криминогенности.

Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного ти­па, помимо прочих дефектов не умеет общаться. Его контакты по

верхностны, нервозны и поспешны — он одновременно домогает­ся внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним обращались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

Особая проблема — феномен «мы» в условиях детского дома. Здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с дру­гом. В нормальной семье всегда есть чувство фамильного «мы»— чувство, отражающее причастность именно к своей семье. Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, кото­рая создает условие защищенности ребенка. В условиях жизни ребенка без родительского попечительства стихийно складывает­ся детдомовское (интернатское) «мы». Это совершенно особое пси­хологическое образование. Дети охраняют друг друга в школе, на улице. От «чужих» они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и своим—детдомовцам. При этом внутри своей группы они мо­гут жестоко обращаться со своими сверстниками или детьми млад­шего возраста. Эта позиция формируется из-за многих причин, но прежде всего из-за нереализованной потребности в любви и при­знании, из-за эмоционально нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.

В детских домах и школах-интернатах встречается онанизм, гомосексуализм и другие сексуальные отклонения. Это, в числе прочих причин,— деформированная компенсация недостающих по­ложительных эмоций нормального человеческого общения.

Особая проблема — отсутствие свободного помещения, в ко­тором ребенок мог бы отдохнуть от других детей. Каждый чело­век с детства нуждается в общении с другими людьми, но одно­временно — в одиночестве и обособлении от других. Каждому нуж­но это особое состояние одиночества, обособления, когда проис­ходит внутренняя работа, когда формируется самосознание. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизует определенный социальный тип личности. Нереализуемая потреб­ность в определенном жизненном пространстве, особенно в изо­ляции, приводит к тому, что дети из учреждений интернатного типа в больших городах осваивают чердаки и подвалы. Но это совсем не та- изоляция, которая нужна для индивидуальной жиз­ни души — здесь они снова вместе, но без внимания взрослого. Здесь они невидимки и потому способны на безрассудные и не­предвиденные ими самими поступки. Здесь достаточно часты по­беги и бродяжничество.

Жилищные условия — важная причина, другая причина состо­ит в том, что ребенок, лишенный родительского попечительства и помещенный в условия сложившихся стереотипов системы воспи­тания, страдает от того, что воспитатели и другие сотрудники учреждения находятся с ним не все время, а от сих до сих. Кро-

ме того, в подавляющем большинстве случаев воспитатели — люди профессионально некомпетентные, и поэтому их опыт как вос­питателей формируется прежде всего на формальном дисципли-нировании ребят. А это таит в себе опасность отчуждения во взаимо­отношениях взрослого и ребенка.

Дети, лишенные родителей, нуждаются в особом профессио­нальном попечительском отношении к ним. Ребенку нужен друг, способный к настоящему пониманию,— тот человек, который по­может правильно ориентироваться в жизни. Попечительская, пси­хологически обоснованная помощь должна состоять в умении соз­дать правильную позицию по отношению к людям, в умении снять позицию потребительства, негативизма, отчуждения не только к известным взрослым и детям, но и к людям вообще.

В хрестоматию включены материалы из работ советских ис­следователей и переводы зарубежных авторов по основным на­правлениям в проблемах развития, ребенка в условиях учрежде­ний интернатного типа (дома ребенка, детские дома, школы-ин­тернаты и др.). Эти исследования раскрывают результаты диаг­ностики и психолого-педагогической помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечительства.

Собранные исследования помогут подойти к пониманию законо­мерности развития личности ребенка на всех этапах онтогенеза в условиях, провоцирующих аномалии развития.

В подготовке хрестоматии (кроме организатора В. С. Мухи­ной) принимали участие Т. Н. Счастная, В. А. Рахматшаева, Е. С. Романова, Е. А. Рябова, А. А. Хвостов и др.

В. Мухина

РАЗДЕЛ I

^ ДЕТИ В УСЛОВИЯХ ДОМОВ РЕБЕНКА И ДЕТСКИХ ДОМОВ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

КРУПСКАЯ Надежда Константиновна (1869—1939)—советский государственный деятель, один из основателей советской системы народного образования, доктор педагогических наук, почетный член АН СССР.

Соч.: Пед. соч.: В 11 т.—М., 1957—1963; Избр. пед. соч.—М., 1957.

Н, К, Крупская

^ К ВОПРОСУ О ДЕТДОМАХ

Вопрос о том, чем должен быть детский дом,— очень большой вопрос. Вначале —в 1917—1918 гг.—мы говорили о необходимо­сти воспитания, думали, что сумеем всем детям дать кров, пищу, одежду, знания, общественные навыки. Жизнь показала, что при данных условиях государству это непосильно, что это может быть лишь далекой целью, к которой ведет длинный путь.

Сейчас у нас нет недостатка в ребятах, которые нуждаются в том, чтобы их содержало государство: вопрос об их воспита­нии— вопрос крайне острый, а мы совершенно не справляемся с этой задачей. И вопрос вовсе не в том, что нет средств — это само собой,— вопрос еще в том, что мы плохо еще обдумали методы работы в детском доме, что вопрос о детских домах у нас ставит­ся недостаточно глубоко, недостаточно обстоятельно, а между тем тут вопрос идет о будущем целой массы ребят.

Чем должен быть детский дом?

Он должен быть учреждением, дающим ребятам возможность всестороннего физического развития, дающим детям серьезный запас знаний, умение прилагать их к жизни, дающим привычку к труду, умение коллективно жить и работать, дающим понима­ние жизни и умение занять в ней место полезного члена общества.

А на деле что мы видим?

Возьмем вопрос о физическом воспитании. В детских домах оно обычно далеко не в блестящем положении. Ссылаются часто на бедность, на недостаток средств. Конечно, детские дома у нас очень бедны, но не в этом только дело. Беда в том, что у заведу­ющих и руководительниц очень часто весьма смутные представ­ления о том, что надо делать для физического укрепления ребят.

Если большинство воспитателей сознают необходимость чисто­ты и стремятся добиться ее в детском доме, то гораздо хуже об­стоит дело с пониманием роли свежего воздуха, движений, усло­вий труда, сна и пр.

Возьмем пример. Лето, прекрасная погода, а дети сидят на полу в комнате с закрытыми окнами и вяжут. При доме есть тер­раса, сад, но завода нет, чтобы дети на воздухе работали, занима-лись. Работать полагается в душном классе и в мастерской. Не потому, чтобы в мастерской были какие-либо машины и приспо­собления для работы,— единственный инструмент, например, ко­торым дети пользуются в вязальной мастерской,— это вязальные спицы,—но все же не идут вязать на воздух, а сидят в духоте.

Зимой, конечно, дело сложное — нет одежды, но можно, ведь, пользоваться одеждой по очереди.

Открывание окон в спальнях, классных и пр. не так широко практикуется в детских домах, как можно было бы ожидать.

Летом на воздухе, на балконе дети спят совершенно в исклю­чительных случаях.

Вопрос о движении. Старшие ребята занимаются спортом, но обычно это только старшие, а остальные ребята в этом отношении остаются беспризорными. Поражает, например, отсутствие прогу­лок. Я не говорю об отдаленных экскурсиях, их можно практико­вать изредка, но прогулка в ближайший лес, на ближайшую гор­ку. Ведь, налицо целый ряд домов, где дети никуда не выходят за пределы своего сада<...>

И потом удивляет, какое малое внимание уделяется в детских домах игре, вольной игре на свежем воздухе. Я не говорю о го­родках и футболе, в которые играют часто до одурения, но о воль­ной занимательной игре, во время которой развивается инициа­тива ребят, коллективные навыки, работает фантазия. У нас в детдомах слишком мало играют в вольные игры — даже в до­школьных домах. Если бы в детдомах дети больше играли — жизнь детей была бы много радостнее... Конечно, надо научить ребят играть.

Мало обращается внимания в детдомах на обтирания, купа­ния. Купанье редко где организовано по-настоящему.

Все это такие стороны жизни, которые лишь в незначительной мере зависят от средств <...>

А сейчас там, в детдомах, начинают входить в обычай спек­такли, посещение пионерских клубов и пр., дети начинают ло­житься очень поздно и не высыпаться. На то, что у нас дети ма­ло спят, обратила мое внимание как-то приезжая американка. Ей бросилось в глаза, что дети у нас ужасно мало спят. «У нас в Америке,— сказала она мне,— на сон обращается громадное внимание».

Не обращается сплошь и рядом внимание на правильный от­дых, на то, чтобы слабые дети лежали посредине дня, по возмож­ности, с открытыми окнами.

Иногда—летом, например, когда идет работа на огороде,— со­вершенно не обращается внимания на то, чтобы дети не устава­ли, не работали сверх сил.

Что касается умственного развития, то тут дело стоит просто угрожающе. Часто дети в детдомах просто не учатся или учатся

очень плохо. Никто не отвечает за то, что они знают. Это совер­шенно ненормально. Заведующий домом должен отвечать за под­готовку ребят в области знаний. Самое естественное, когда дети ходят в общую школу, находящуюся поблизости. Это очень раз­гружает детский дом, да и детей выводит за стены дома. При та­ких условиях на детдоме лежит обязанность заниматься лишь с отставшими по тем или иным причинам от нормы ребятами да организовать самостоятельные занятия детей с книгой. Сейчас мы видим прямо ужасающее отсутствие книги в детдомах, отсутствие интереса к книге. Никто не заботится о пробуждении и укрепле­нии этого интереса...

Надо среди старших детей завести систематическое чтение га­зет. Газеты обычно совершенно не видать в детдоме. Не постав­лена работа с нею. Отсутствие занятий, отсутствие книги и газе­ты в детдоме — кричащее, вопиющее зло. На него должно быть обращено самое серьезное внимание.

Затем не менее важный вопрос — детский труд в детдоме. В очень многих детдомах единственный труд — самообслужива­ние, летом — огороды. Кроме того, каждый детский дом стремит­ся завести у себя ремесленную мастерскую: швейную, сапожную, вязальную, столярную, переплетную. В громадном большинстве слу­чаев эти мастерские — даже с ремесленной точки — жалкие при­митивы.

Конечно, и самообслуживание, и огороды, и умение обращать­ся с элементарными орудиями труда — необходимы. Правда, вся суть дела в том, как этот труд поставлен. Можно поставить его так, что дети будут тяготиться лишь всей этой трудовой учебой, а можно на этих элементах научить ребят коллективно работать, организовать свою работу по НОТу и т. д.

Но даже, если самообслуживание, огород, сад, уход за живот­ными, ремесло поставлены образцово, если эта работа дает мно­го детям (что, впрочем, очень редко имет место), остается гроз­ный вопрос: как подготовляет детдом ребят к жизни, к чему он их готовит, какой выход из детдома в жизнь? И чем лучше детдом, тем острее становится этот вопрос. Куда идти, что делать?

Недавно я была в одном детском доме — ребята сплошь пио­неры и комсомольцы. Замечательно хороший детдом: ребята очень развитые, очень живые, занятия в детдоме построены серьезно, дети сами ведут хозяйство, держат дом и себя в образцовой чи­стоте, столярничают, слесарничают, переплетают, шьют, шьют сан­далии, обрабатывают сады и огороды, лепят, рисут, поют, а глав­ное— педагогов в этой школе совсем незаметно, ребята прекрасно организованы, чувствуется у них какая-то внутренняя дисципли­нированность— очень у них хорошо, но... какой выход у ребят зтих в жизнь? Какое место займут они в той суровой жизни, ко­торая их окружает?.. Они, конечно, не кисейные барышни, они вез­де сумеют быть полезными, смотрят серьезно на жизнь, но... и чем милее, оживленнее, радостнее детские лица, тем навязчивее на-

двигается вопрос: а дальше? Дальше каждая девушка, каждый юноша будет предоставлен своим силам — как сумеет — бороть­ся за существование, будет приспосабливаться — и как сумеет при­способиться — аллах ведает.

Думается мне, что надо бы иначе организовать труд старших детей. Сейчас жизнь предъявляет колоссальный спрос на интел­лигентные силы. Может быть, сейчас не столько нужны вуз'овцы, как люди грамотные, разбирающиеся в жизни, знающие опреде­ленную область работы и умеющие делать ее культурно.

На путях к новой школе.-*» 1924.—№ 6, 7.—G. 6-9.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кандидат психологических наук iconУчреждение образования «гродненскиигосударственныи университет имени...
Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент Г. Ф. Михальченко; кандидат психологических наук, доцент П. А. Ковалевский; доктор...

Кандидат психологических наук iconДоморацкий В. А. Краткосрочные методы психотерапии / В. А.
Рецензенты: доктор медицинских наук, кандидат психологических наук, профессор М. Н. Гордеев, заведующий кафедрой психотерапии Российского...

Кандидат психологических наук iconДеформации личности педагога
Научный редактор – кандидат психологических наук, член редакционного совета журнала «Вопросы психологии» Щур В. Г

Кандидат психологических наук iconСостав экспертного совета мероприятий, проводимых нс «Интеграция»
Кандидат психологических наук, профессор кафедры Психологии развития Московского педагогического государственно университета

Кандидат психологических наук iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ для студентов...
Д. Г. Дьяков, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и консультативной психологии

Кандидат психологических наук iconОвчаров А. О., кандидат социологических наук, 2001 г
В каждом конкретном случае географический фактор отражается на социально-психологических качествах, присущих населению вообще и представителям...

Кандидат психологических наук icon1. введение. История нлп
Образование: факультет психологии мгу, кандидат психологических наук (мгу), доцент, стаж работы – 34 года, тел: 8777 352 1987

Кандидат психологических наук iconУчебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов
Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Гргу им. Я. Купалы Т. К. Комарова

Кандидат психологических наук icon2001 авторский коллектив
Лисецкий К. С. – кандидат психологических наук, доцент, декан психологического факультета Самарского Государственного Университета,...

Кандидат психологических наук iconВ. А. Барабанщиков, доктор психологических наук, профессор (Институт психологии рао)
Л. Б. Филонов, доктор психологических наук, профессор (Московский государственный социальный университет)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница