Способности понятие способности




Скачать 53.15 Kb.
НазваниеСпособности понятие способности
Дата публикации03.06.2013
Размер53.15 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Психология > Документы
СПОСОБНОСТИ

Понятие способности.
Проблема познания человеком себя, своих возможностей, способностей волновало людей еще с древних времен. Среди психологов, занимавшихся проблемой способностей (Рубинштейн, Леонтьев…), очень распространенной является характеристика способностей, данная Тепловым.

Теплов выделил три признака способностей:

  1. с – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

  2. с - это только те особенности, которые проявляются в деятельности

  3. с – не сводятся к ЗУН, которые приобретаются в упражнениях.

Отсюда, способности – это индивидуально психологические особенности человека, которые формируются в процессе человеческой жизни и деятельности, позволяющие с той или иной степенью успешности овладеть деятельностью и совершенствоваться в ней.

Задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы. Задатки существуют как возможность развития способностей. Например, задатки интеллектуальных способностей проявляются прежде всего в функциональной деятельности мозга – его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и др.

Наличие определённых задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Т.к. развития задатков человека определяются взаимодействием психологических и социальных условий развития человека.
Классификации способностей.


  1. по составу:

  • элементарные – глазомер, музыкальный слух…

  • сложные – учебные, трудовые, общения и др.

  1. по характеру деятельности

    • Общие - определяют успехи человека в самых различных видах деятельности.

    • Специальные - определяют успехи человека в специфических видах деятельности (музыкальной, математической, лингвистической, технической, литературной, спортивной и др.). Специальные и общие способности взаимно дополняют и обогащают друг друга.

3. по уровню развития

  • Репродуктивные – способность действовать по образцу

  • Творческие – способность создавать новое.

Чаще всего они не сочетаются друг с другом.

Уровни развития способностей.

Одна и та же способность может быть разной по степени развития:

  • одарённость,

  • талант,

  • гениальность.

Одарённостью называется своеобразное сочетание способностей, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода и социальной значимостью. Пробуждение таланта во многом зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом.

Высший уровень способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало, пожалуй, не более 400 человек за всю пятитысячную историю цивилизации. Как правило, гении проявляют высокие, незаурядные способности в различных областях деятельности. Аристотель, Леонардо да Винчи, Р.Декарт, Г.В.Лейбниц, М.В.Ломоносов достигли выдающихся результатов в различных областях науки, техники и искусства.

Количественная и качественная оценка способностей
Как в таком случае определить наличие у человека способностей?
В 19 веке А.Бине предпринял впервые попытки количественного измерения способностей. С этой целью он разработал систему тестов, измеряющие умственное развитие. В зависимости от того какие тесты мог решить ребенок, определялся его умственный возраст. В равных условиях диагностики оказались дети с высокими врожденными интеллектуальными предпосылками, но не имевшие специального обу­чения, и дети «обученные».

Соотношение умственного и физического возраста рассматривался как показатель умственных способностей, т.е коэффициент интеллекта.

Это было большим открытием, ведь никто не сомневался, что способности врожденные и остаются постоянным в течение жизни. Появилось огромное количество тестов. Интеллектуальной нормой считал­ся коэффициент от 90 до 110%, умственно отсталые дети имели показатели ниже 50%, , ЗПР ниже 70%, одаренные — выше 120%.

Однако стали появляться непонятные результаты, в которых один и тот же ребенок по одним тестам давал высокие результаты, а по другим, причислялся к УО.

Ошибка Бине заключалась в том, что данный метод показывал достигнутый уровень ЗУН, уровен актуального развития человека, а не потенциал, степень обучаемости, которым владеет человек. Это был чисто количественный подход.

Для оценки способностей человека необходимо оценивать не только результат деятельности, а ее процесс. Процесс деятельности включает в себя изучение следующих характеристик:

  • склонностей (интерес и эмоциональная удовлетворенность)

  • качество выполнения деятельности (количество ошибок, умение их исправить)

  • темп выполнения деятельности.

Значит для определения способностей надо рассматривать как протекает деятельность (темп, самостоятельность, творчество, желание и т.п), а уже потом результат. Ибо в конечном итоге результаты могут совпасть, а вот процессы достижения у разных людей будет качественно различаться.




Комментарии графика: При одинаковых ЗУН, затраченные усилия у второго ученика больше, чем у первого. Именно показатель легкости усвоения ЗУН, темп является показателем способности учащегося.

Хотя ЗУН зависят от способностей, тем не менее, они им не тождественны. Способности и ЗУН взаимосвязаны. От способностей зависит динамика и темп приобретения ЗУН. Определяя только ЗУН говорить о способностях – ошибка. ЗУН зависит не только от способностей, но и от процесса обучения, от затраченных усилий, от воли, желания…..
Для определения уровня способностей введена трехстепенная оценка. Если человек проявляет:

  1. высокие или выдающиеся достижения. Мы можем сделать вывод о наличии способностей без дополнительных данных.

  2. средний уровень достижений. Для суждения о наличии способностей необходимы дополнительные данные. Но точно можно сказать, что способности не низкие. А чтобы говорить, что средний уровень способностей, надо четко знать, что были предоставлены все возможные условия для раскрытия способностей. Что позволяет судить, что у человека способности выше среднего?

  • Юный или даже детский возраст

  • Непродолжительный период обучения

  • Несовершенство методики

  • Высокая работоспособность, легкость выполнения деятельности

  • Энтузиазм, желание

  • Творческий подход, нешаблонность, индивидуальный почерк деятельности

Если мы обнаружили хотя бы несколько из перечисленных пунктов. То можно предположить. что при соответствующе обстановке, человек продемонстрирует способности выше среднего.

  1. низкий показатель деятельности. Тоже нужна дополнительная информация, показателем чего являются такие низкие результаты:

    • следствием педагогической запущенности

    • следствием забитости

    • либо это действительно низкие способности.


Качественный подход к оценке способностей не отвергает количественного измерения результата, но считает его недостаточным.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Способности понятие способности icon22. Способности. Интеллект Не попробовав, никто не знает, на что он способен. 
Каждому из вас знакомы такие слова, как способности, способный. Что же такое способности?

Способности понятие способности iconМ. А. Бахир ргпу им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург
Образовательные учреждения работают над повышением интеллектуального потенциала учащихся, развитием их творческой инициативы, способности...

Способности понятие способности iconПлан Понятие о способностях. Сущность способностей
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием...

Способности понятие способности iconРазработка однониточного плана станции и расчет пропускной способности участка железной дороги
Разработка однониточного плана станции и расчет пропускной способности участка железной дороги: Методические указания к контрольной...

Способности понятие способности iconПрограмма развития
Одним из распространенных определений этой категории является понятие о воспитании как передачи социального опыта от одного поколения...

Способности понятие способности icon   Оценка сократительной способности правого желудочка с помощью...
Скидан, В. И.   Оценка сократительной способности правого желудочка с помощью трехмерной эхокардиографии в режиме реального времени...

Способности понятие способности iconСпособ выявления и комплексной оценки способности человека к энергоинформационному...

Способности понятие способности iconКонтрольные вопросы к экзамену
Определение суточной пропускной способности и годовой трудоемкости дорожной стоа

Способности понятие способности iconПрограмма
Цель: способствовать формированию здорового образа жизни, развивать творческие способности учащихся

Способности понятие способности iconДля полноценного и гармоничного развития ребёнка нужно развивать...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница