Скачать 0.63 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Нижегородский государственный педагогический университет Психология общения: экспериментально-практические аспекты МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов педагогических специальностей Автор-составитель Пичугина А.Н. Нижний Новгород 2007 Психология общения: экспериментально-практические аспекты. Методические рекомендации для студентов педагогических специальностей. Учебно-методическое пособие. Н.Новгород: НГПУ. – 2007. 59 с. Учебно-методическое пособие предназначено студентам I-VI курсов общих факультетов по направлению «050000 – образование и педагогика», преподавателям и организаторам учебного процесса. В данном учебно-методическом пособии предлагается содержание семинарских и практических занятий по разделам курса «Социальная психология» - «Социально-психологические закономерности общения» и «Социальная психология личности» с описанием основных методов исследования. Представлены вопросы для проверки усвоения знаний и список рекомендованной литературы для самостоятельного изучения. Составитель: кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей психологии НГПУ А.Н. Пичугина Рецензент: доктор психологических наук, доцент, зав. кафедрой общей психологией НГПУ Т.Н. Князева Введение При изучении курса «Социальная психология» особо важным представляется изучение разделов посвященных общению – «Социально-психологические закономерности общения» и «Социальная психология личности». Особое значение изучения данных разделов курса обусловлено тем, что в ходе его происходит развитие социально-психологической компетентности будущих педагогов - эффективного педагогического общения. Общение выступает в качестве основного механизма возникновения социально-психологических явлений. В результате общения формируется личность, ее социально-психологические особенности, вместе с тем особенности личности, уровень ее социальной адаптации влияет на ход общения и взаимодействия личности с другими людьми, в результате, которого происходят изменения различной степени сложности. В данном учебно-методическом пособии предлагается примерное содержание семинарских и практических занятий по разделам курса «Социальная психология» - «Социально-психологические закономерности общения» и «Социальная психология личности». Данное учебно-методическое пособие состоит из введения, двух разделов и списка рекомендуемой литературы. В первом разделе «Социально-психологические закономерности общения» дается понятие о видах общения, значении эмоций в общении, рассматриваются правила построения речевых высказываний, способствующих пониманию в общении, предлагаются упражнения направленные на обучение правильного формулирования речевых высказываний; дается представление о языке жестов, личном пространстве и дистанции в общении; представление о конфликтах в общении и стратегиях выхода из конфликтных ситуаций. В ходе этих занятий студенты обучаются правильно формулировать речевые высказывания, передавать свои эмоции собеседнику и принимать его эмоции и чувства, устанавливать контакты с окружающими, анализировать причины поведения собеседника, причины конфликтов в общении и пути выхода из них, обучаются основам ненасильственной коммуникации. Во втором разделе пособия «Составление социально-психологического портрета личности как субъекта общения» предлагаются методики направленные на исследование самооценки, ценностных ориентаций личности, уровня притязаний и уровня субъективного контроля, рассматривается их взаимосвязь с эффективностью общения. В конце пособия приводится список рекомендуемой для самостоятельного изучения студентами литературы. Раздел 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ. Классификация видов общения. Цели занятия:
^ Общение - Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы: становится осознанным и опосредуется речью. ^ Виды общения выделяются в зависимости от содержания, целей и средств. По содержанию: Материальное общение - обмен предметами и продуктами деятельности. Кондиционное общение - обмен психическим или физиологическим состоянием: люди оказывают друг на друга влияние, например, чтобы поднять / испортить настроение и т.д. Мотивационное общение - обмен побуждениями, интересами, целями, мотивами, потребностями и т.д.: например, один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло / исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-нибудь сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. Деятельностное общение - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. По целям: Биологическое общение - необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей. Социальное общение - преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межличностных отношений, личностного роста индивида. ^ Непосредственное общение - осуществляется с помощью естественных органов (руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.) Опосредованное общение - связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (символы, печать, радио, телевидение и т.д.) Прямое общение - предлагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения: например, телесные контакты друг с другом, беседа при непосредственном присутствии двух или более членов данного процесса. Косвенное общение - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди или средства связи. Невербальное общение - не предполагает использование звуковой речи, языка в качестве средства общения. Оно осуществляется при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые телесные или сенсорные контакты. Многим из высших животных - собакам, обезьянам, дельфинам - дана способность невербального общения. Вербальное общение - присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. В целом, оно богаче по своим возможностям, в отличие от невербального общения. Вопросы:
- процесс взаимодействия между людьми; -установление контактов между людьми и между животными с различными целями; - средство от скуки.
Речевое общение. Построение речевого высказывания. Цели занятия:
^ При реализации коммуникативной функции общения происходит передача информации. Вербально информация передается при помощи речи. Речевое высказывание имеет значение и смысл. В процессе общения смыслы могут не совпадать, что вызывает появление смысловых барьеров в общении, препятствующих пониманию. Для преодоления смысловых барьеров важно уметь правильно слушать собеседника и правильно формулировать свою мысль, точно выстраивать речевое высказывание. В этом может помочь технология толерантного общения, техника "Я-высказывания" и "Формула сведенных мостов". Схема «Я-высказывания» содержит три блока: ситуация (событие) – реакция (чувство, эмоция + потребность) – предполагаемый исход (свое объяснение причин данной ситуации, предложение, просьба). - Безоценочное описание ситуации, вызывающей напряжение, констатация факта, наблюдение свободное от интерпретации (когда я задумываюсь над.., если я вижу, что.., в случае, когда я сталкиваюсь с тем, как...). - Точное название своего чувства, эмоции, переживания в этой ситуации (я чувствую, как…, мне неприятно, что…, у меня возникает беспокойство…). Открытое выражение потребности, связанной с этим чувством (мне хотелось бы успокоиться… перестать волноваться по этому поводу…). - Называние собственного понимания причин этого напряжения, чувства, конфликтной ситуации. Свое предложение выхода из данной ситуации. Ясное выражение просьбы. При формулировании просьбы важно соблюдать три ее правила: 1. просьба – это не приказ; 2. просьба должна быть конкретной; 3. просьба должна быть позитивной (не содержать частицу «не») Осознание своих чувств в напряженной ситуации и их выражение в форме «Я-высказывания» позволяет конструктивно изменить не только собственное отношение к ситуации, но и отношение собеседника, партнера. «Я-высказывание» снимает чувство обвинения и необходимости защиты или оправдания, направляя усилия на совместный поиск выхода из ситуации. Оно позволяет выдвинуть и отстоять свою позицию, сказать «нет» и остаться после этого партнерами, коллегами, сохранить деловые отношения. Оно приводит к конструктивному развитию и разрешению конфликта. «Я-высказывание» позволяет передать собеседнику свое отношение без требований. Описание ситуации без оценки собеседнику сложнее опровергнуть. Объективность помогает собеседнику увидеть свои действия со стороны. При информировании собеседника о своих эмоциях и чувствах – он узнает о том воздействии, которые оказали его поступки. Большинство людей обижают окружающих нецеленаправленно и при этом могут не осознавать той реакции, которую вызывают их поступки у окружающих. Цель «Я-высказывания» - это не вежливость или мягкость, а ясность и простота. Оно позволяет выстраивать фразы, не задевая чувств собеседника. ^ Переформулирование «Ты-высказывания» в «Я-высказывание», после четкого различения его признаков от «Ты-высказывания», составлении ситуаций из собственного опыта и попыток нового их осмысления для построения «Я-высказывания». Цели:
Формула толерантного общения (схема достойного выхода из напряженной ситуации приводящего к конструктивному разрешению конфликта) - это «сведение разрушенных мостов общения» в цепочке (ситуация-чувство-причина-выход): - Начать разговор с конкретного случая, точного описания той ситуации, которая вас задела. - Выразить свои чувства в той ситуации или тем поведением по отношению к вам. - Высказать, как бы вам хотелось, чтобы поступали в подобных случаях. - Сообщить о том, как вы поведете себя в измененной ситуации. Задание: прочитать приведенные ниже «Ты-высказывания» и «Я-высказывания». Переформулировать «Ты-высказывания» в «Я-высказывания»
|
![]() | Методические рекомендации предназначены для повышения качества и облегчения процесса оформления проектов, а также проведения нормоконтроля... | ![]() | Методические рекомендации предназначены для студентов всех специальностей для оказания методической помощи студентам и преподавателям... |
![]() | Книга предназначена для преподавателей психолого-педагогических дисциплин, психологов образовательных учреждений, учителей школ,... | ![]() | Данные методические рекомендации выполнены в рамках курсового проекта «Татарская диаспора Приазовья: реализация регионального компонента... |
![]() | Умарова Б. Х. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов всех специальностей по дисциплине «Русский... | ![]() | Методические указания составлены для студентов-заочников всех специальностей, содержат программу курса эконометрики, указания к выполнению... |
![]() | Материаловедение: Методические указания и конт-М34 рольные задания для студентов-заочников машиностроительных специальностей вузов/Н.... | ![]() | Перед проведением экскурсии экскурсовод должен уточнить время, отводимое на экскурсию, адаптировать материал к возрасту аудитории,... |
![]() | Методические рекомендации для студентов специальности 050501. 65 Профессиональное обучение (дизайн) | ![]() | Математика. Экономико-математические модели : программа, методические указания и контрольные задания для студентов 4 – 5-го курсов... |