Приказ №35 18. 12. 2007 «Об основных подходах к организации психологической службы школы»




Скачать 279.59 Kb.
НазваниеПриказ №35 18. 12. 2007 «Об основных подходах к организации психологической службы школы»
страница1/3
Дата публикации28.05.2013
Размер279.59 Kb.
ТипРешение
vbibl.ru > Психология > Решение
  1   2   3
МОУ ДОБРЯТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРИКАЗ №35

18.12.2007
«Об основных подходах к организации

психологической службы

школы»
В соответствии с приказом Отдела образования администрации муниципального образования Гусь-Хрустальный район (муниципальный район) Владимирской области от 2.11.2007г. №233-р «Об основных подходах к организации деятельности психологических служб образовательных учреждений»

приказываю:

  1. Утвердить модель психологического сопровождения образовательного учреждения «Психолог-куратор» (Приложение №1).

  2. Утвердить рекомендации по организации диагностической работы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и подростков (Приложение №2).

  3. Утвердить рекомендации по организации работы педагога психолога образовательного учреждения (Приложение №3).


Директор школы: И.В.Аксенова


Приложение №1

к приказу по школе от 18.12.2007г.

№35

Модель психолого-педагогического

сопровождения в МОУ Добрятинской средней общеобразовательной школе

«Психолог-куратор»

Решение сложных задач модернизации российского образования требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Потребность в профессиональной помощи психолога испытывают дети и их родители, педагоги, администрация образовательных учреждений. Психолог работает с группой и индивидуально, осуществляет практическую, методическую и исследовательскую деятельность. Его работа носит и диагностический, и коррекционно -развивающий, и обучающий, и консультативный характер.

В последние годы расширилась сфера деятельности педагога-психолога, усложнились задачи, стоящие перед психологической службой: экспертиза, разработка (проектирование) образовательных программ. Появились новые предметы сопровождения: профильное и предпрофильное обучение, подростки «группы риска», «дети улицы» и др.
^ Основные направления деятельности: психологическая диагностика учащихся, коррекционно-развивающая работа, психологическое консультирование

Цель комплексное психолого-педагогическое сопровождение в образовательном процессе.

Специфика: сопровождение конкретного ребенка и классного коллектива в полном смысле этого слова: мониторинг процесса развития, глубокая и всесторонняя профилактическая, развивающая работа в зоне ближайшего развития детей определенного возраста, индивидуальная поддержка тех, кто в ней нуждается

«Психолог-куратор»

Психолог-куратор осуществляет комплексное психолого-педагогического сопровождение отдельной группы учащихся.

Основной принцип организации работы - осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождения отдельной группы учащихся (не более пяти-шести классов). Например, курируются определенные классы: профильные, гимназические, экспериментальные и др. При данном варианте организации психологической работы в школе психолог имеет возможность осуществлять сопровождение конкретного ребенка и классного коллектива в полном смысле этого слова: отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней как профилактической, так и развивающей работой в зоне ближайшего развития детей определенного возраста, осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Психолог становится полноправным участником образовательного процесса. У него появляется возможность тесно сотрудничать с педагогами в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученических коллективов, прежде всего - с классными руководителями.

^ Цель работы психолога в рамках данной модели: комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся и ученических коллективов в образовательном процессе.

^ Особенности деятельности педагога-психолога куратора:

Психологическая диагностика носит обширный характер, предусматривается плановая диагностика, проводящаяся в переходные периоды обучения в связи с общешкольными мониторингами образовательной среды, а также внеплановая диагностика по запросу педагога, родителя или самого учащегося.

^ Коррекционно-развивающая работа проводится с целым ученическим коллективом или отдельными учащимися по ведущим направлениям деятельности педагога-психолога — куратора. Плановая коррекционно-развивающая работа проводится в виде факультативов, кружков, клубов, коррекционно-развивающих занятий, в рамках часов школьного компонента. Со школьниками, нуждающимися в специальной коррекционной поддержке, проводится внеплановая работа по результатам диагностики, по запросу педагогов, родителей, самого учащегося.

^ Психологическое консультирование ведется широко. С учащимися консультации проводятся по результатам диагностики, по оказанию помощи личности в самопознании, адекватной самооценке, адаптации в реальных жизненных ситуациях, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости. Консультирование педагогов и родителей ведется по проблемам обучения, воспитания и психологического развития детей.

^ Психологическая профилактика направлена на предупреждение возникновения явлений дезадаптации и заключается в подготовке и проведении психолого-педагогических консилиумов, разработке и реализации совместных программ психолого-педагогической работы с отдельными учащимися и ученическими коллективами.

^ Психологическое просвещение направлено на формирование у учащихся основ самопознания, самоуправления, самоопределения и саморазвития личности учащегося, ознакомление родителей с результатами диагностики, проведение тематических родительских всеобучей.

^ Психологическое обеспечение управления школой носит ограниченный характер, заключается в предоставлении администрации психологической информации, информировании по результатам мониторинга и результатам коррекционно-развивающей работы.

диспетчерская деятельность заключается в направлении учащихся, нуждающихся в углубленной психологической помощи или помощи смежных специалистов, на консультации в центры психолого-медико-социальной помощи.
Данная модель может использоваться педагогом-психологом, работающим в образовательном учреждении с контингентом менее 500 человек, в режиме функционирования педагогами-психологами (психологической службой) в образовательном учреждении с контингентом менее 500 человек, в режиме развития при обязательном вычленении одного направления в работе (сопровождение экспериментальной работы, работа с классами коррекционного обучения, с учащимися, находящимися в социально-опасном положении.

Приложение №2 к приказу по школе

от 18.12.2007г.№35


Организация диагностической работы психолого-педагогического

и медико-социального сопровождения детей и подростков

^ МОУ ДОБРЯТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА




Возраст ребенка

Предмет исследования

Цель

Сроки проведения

Диагностический инструментарий

1

1 кл.



Диагностика школьной мотивации и адаптации

Готовность учащихся нач. школы к обучению в школе 2 ступени

Определение уровня социально-психологической адаптации, мотивация учения
Определение уровня развития психичнских функций, мыслительных операций, памяти, восприятия

Сентябрь-октябрь

Сентябрь

Март

Наблюдение. Методика Н.Г. Лускановой «Что мне нравиться в школе», М.Р. Гинзбург «Изучение учебной мотивации», схема О.Л. Соколова, О.В. Сорокина, тест тревожности Темп, Дорки, Амен.


Изучение мотивации М.И. Калинина, Н.В. Лукьянова «Анкета для оценки уровня школьной мотивации», методик «Изучения внимания школьника» В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева


2

1,4 кл.

Комплексные исследования развития личности ребенка


Тревожность

Межличностные отношения



Выявление интеллектуального уровня, состояния эмоционально-волевой сферы

Определение уровня тревожности

Изучение уровня групповой сплоченности, коммуникативных способностей.

Сентябрь, октябрь, апрель-май

Ноябрь

апрель


Наблюдение, метод экспертных оценок., «Рисунок семьи», методика изучения уровня притязаний и самооценки Дембо-Рубинштейна, тест тревожности (авт. Дорки-Амена), несуществующее животное, социометрия (Морено), пиктограмма А.Р. Лурия, тест Тулуз-Пьерона.
Тест тревожности Филипса

Методика М.И. Калининой, Н.В. Лукьяновой

3

5 кл.


Адаптация


Тревожность

Мотивация


Эмоциональное состояние, агрессивность

Межличностные отношения


Определение уровня социально-психологической адаптации

Определение уровня тревожности


Изучение мотивации учения мл. подростков
Определение уровня агрессивности

Изучение уровня групповой сплоченности, коммуникативных способностей.



Сентябрь


Ноябрь

апрель


Ноябрь


Ноябрь
ноябрь

«Схема экспертной оценки адаптации ребенка к школе» (для учителей и родителей) ват. О.Л. Соколова, О.В. Сорокина, В.И. Чирков. «Социометрия» (авт.Морено) «Психологический климат» (авт. Фидлер),

самооценка и уровень притязаний («Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г. Щтур)

Тест тревожности Филипса


Диагностика удовлетворенности участников образовательным процессом «Анкеты для учащихся 9-11 лет» (авт. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина)
Наблюдение. «Неоконченные рассказы» М.А. Панфиловой. Опросник личностной социализации М.А. Панфиловой


Анкеты для учащихся (авт. Лукьянова М.И., Н.В. Калинина)


4



6-8 класса



Интеллект

Мотивация



Уровень сформированности учебной деятельности, определение интегрального показателя общих и познавательных способностей
Изучение мотивации учения подростков.




Декабрь

Ноябрь-декабрь




ШТУР (I, II)

Методика «Изучение мотивации». М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина



5



9,11класс

Адаптация

Мотивация

Эмоциональное состояние
Ценностные

Ориентации

Профессиональное самоопределение


Мотивация

Определения уровня социально-психологической адаптации
Определение уровня учебной мотивации ст. Подростков
Определение состояния эмоционально-волевой сферы

Определения ценностных ориентаций у старшеклассников

Определение профессиональных склонностей

Определение уровня учебной мотивации ст. подростков

Сентябрь-октябрь

Октябрь

ноябрь

Февраль
Декабрь


Октябрь

Наблюдение.

Изучение мотивации обучения старших подростков (авт. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина)

Тест тревожности А.М. Прихожан
Диагностика ценностных ориентаций школьников (анкета М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой)
КОТ

ДДО Климова, опросник профессиональной готовности Кабардовой Л.Н., опросник Дж. Холланда, профессиональные игры Пряжникова
Методика изучения старшеклассников М.И. Лукьянова, Н.В. Калиника



Приложение № 3 к приказу по школе

от 18.12.2007г.№35


Организация работы педагога-психолога

МОУ Добрятинская средняя общеобразовательная школа


  1. Нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов в неделю, из них:

- 18 часов в неделю – на индивидуальную и групповую профилактическую работу, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультативную работу с педагогическими работниками и родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения;

- остальное время, в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени, приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ полученных результатов; подготовку к экспертно-консультативной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение профессиональной компетентности, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.).

Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за пределами, что предусматривается правилам внутреннего распорядка образовательного учреждения.

Основание: письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.12.2001г. №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

  1. Планирование и учет деятельности педагога-психолога.

Вся документация педагога-психолога утверждается руководителем образовательного учреждения и ведется в соответствии с рекомендуемыми (или иными) Формами учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения (прилагаются).

Для составления перспективного плана работы педагога-психолога (Психологической службы) необходимо:

- ознакомиться с Положением о службе практической психологии в системе образования РФ, Владимирской области, Гусь-Хрустального района, образовательного учреждения (при наличии);

- соотнести положения, цели и задачи Службы с конкретными задачами образовательного учреждения (ОУ);

- согласовать действия по планированию с администрацией ОУ в свете предстоящих педагогических Советов, совещаний, семинаров и др. видов методической работы;

- провести анкетирование всех участников образовательного процесса с целью формирования запроса в необходимости психологической помощи;

- составить перспективный план работы и другие виды планирования (на неделю, месяц, учебную четверть и т.д.) по следующим направлениям (просветительская и профилактическая работа; психологическая диагностика; развивающая и коррекционная работа; психологическое консультирование; экспертная работа, организационно-методическая работа).

3. Педагог-психолог разрабатывает тематическое планирование по проведению коррекционно-развивающих занятий для учащихся, воспитанников, а также занятие кружков и факультативов психологической направленности. Используемые программы (авторские) согласуются с методической службой района.

4. Педагог-психолог составляет перечень используемых методик и тестов по исследованию познавательной и личностной сферы ребенка, учитывая возрастные особенности школьников и дошкольников.

5. Перечень документов, составляющий банк данных по нормативно-правовым основам работы психологической Службы системы образования:

1. Закон РФ «Об образовании» (ст.53, 54,55, 56).

2. Приказ Министерства образования России от 22.10.1999г. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ» («Вестник образования» №12 – 1999г.).

3. приказы департамента образования: от 21.07.2005г. №408 «О создании Совета службы практической психологии в системе образования Владимирской области», от 10.05.2006г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе образования Владимирской области»,

4. Приказ Министерства РФ от 24.12.2001г. №29/1886-6 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений» от 1.03.2004г. №945 (газета «Школьный психолог» №20-2004г.)

5. Письмо Министерства РФ от 24.12.2001г. №29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» («Вестник образования» №3- 2002г.).

6. Ориентировочные нормы, продолжительность различных видов работ практического психолога образования («Вестник образования» №7 – 1995г.).

7. Материалы Всероссийского съезда практических психологов образования «Практическая психология в условиях модернизации образования» (газета «Школьный психолог» №34-2003г.).

Форма учета деятельности и отчетности педагога-психолога образовательного учреждения
Учетная и отчетная документация общего характера педагога-психолога образовательного учреждения включает в себя:

- Перспективный план работы (на учебный год) и периоды, принятые, как отчетные в данном образовательном учреждении (Ф-1);

- график работы (Ф-2);

- Журнал учетов видов работы (Ф-№3);

- Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Ф-4);

- Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) и периоды, принятые, как отчетные в данном образовательном учреждении (Ф-5);

- Статистическая справка за отчетный период, установленный в образовательном учреждении (Ф-6).

Кроме общих форм документации, которые являются открытыми для различных представителей контролирующих инстанций, у каждого психолога имеются формы документации для служебного пользования в виде протоколов, заключений, сводных таблиц по скринингу и пр. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (закрытом шкафу и т.д.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. На основании этих документов психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам, их заменяющим; делать выписки во внешние организации по запросу родителей.
Ф-1

Перспективный (годовой) план работы включает:

  1. Цели и задачи службы практической психологии в системе образования.

  2. Краткую характеристику данного образовательного учреждения.

  3. Цели и задачи психологической службы данного образовательного учреждения (учитывая вид ОУ и запросы администрации).

Перспективный план должен быть утвержден администрацией образовательного учреждения.




Виды деятельности

Планируемые мероприятия

Сроки

Примечания

1

Психологическая диагностика










2

Развивающая и коррекционная работа










3

Психологическое консультирование










4

Просветительская и профилактическая работа










5

Экспертная работа










6

Организационно-методическая работа









Схема оформления годового плана должна быть представлена с распределением основных мероприятий по видам деятельности.
^ Ф-2

График (расписание) на рабочую неделю

Дни недели

Планируемые мероприятия с указанием времени и места

Примечания

Понедельник







Вторник







Среда







Четверг







Пятница







Суббота






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Приказ №35 18. 12. 2007 «Об основных подходах к организации психологической службы школы» iconРабота социально-психологической службы с детьми «группы риска» в мбоу «сош №29» г. Березники
Работа с родителями, семьей представляет собой важный, сложный и необходимый для профилактики и коррекции отклоняющихся от норм поведения...

Приказ №35 18. 12. 2007 «Об основных подходах к организации психологической службы школы» icon1 в решении всех проблем работники службы руководствуются интересами...
В тесном контакте с педагогическим коллективом школы и родителями обучающихся. Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и...

Приказ №35 18. 12. 2007 «Об основных подходах к организации психологической службы школы» iconПриказ от 12 июля 2010 г. N 591 об организации работы аттестационных...
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (зарегистрирован Минюстом России 22 марта 2007 г., регистрационный...

Приказ №35 18. 12. 2007 «Об основных подходах к организации психологической службы школы» iconI. Общие положения
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 января 2007 г. N 7

Приказ №35 18. 12. 2007 «Об основных подходах к организации психологической службы школы» iconПриказ от 11 апреля 2007 г. N 68-э/5 об утверждении индексов максимально...
Положения о Федеральной службе по тарифам (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, n 29, ст. 3049; 2006, n 3, ст. 301,...

Приказ №35 18. 12. 2007 «Об основных подходах к организации психологической службы школы» iconРекомендации межрегионального семинара-совещания Общероссийской общественной организации
О новых подходах к организации системы планирования и финансирования капитального ремонта многоквартирных домов

Приказ №35 18. 12. 2007 «Об основных подходах к организации психологической службы школы» iconПриказ от 9 июля 2007 г. №90 Зарегистрировано в Минюсте РФ 13. 08....
Международной организации гражданской авиации (Приложения 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу", Приложений 6 "Эксплуатация...

Приказ №35 18. 12. 2007 «Об основных подходах к организации психологической службы школы» iconПрограмма организации самоаудита (самопроверки) школы на основе программы...
Цель: осуществление коллективной рефлексии участников образовательного процесса, реализовавших программу развития школы и использовавших...

Приказ №35 18. 12. 2007 «Об основных подходах к организации психологической службы школы» iconПриказ от 22 апреля 2011 г. N 161 об утверждении инструкции об организации...
В целях предупреждения распространения в органах федеральной службы безопасности заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита...

Приказ №35 18. 12. 2007 «Об основных подходах к организации психологической службы школы» iconПриказ от 11 января 2007 Г. N 14 о внесении изменений в приказ минздрава...
Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, n 38, ст. 4736; 2006, n 27, ст. 2879, а также совершенствования организации...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница