Лекция 19. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении




Скачать 71.34 Kb.
НазваниеЛекция 19. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении
Дата публикации28.05.2013
Размер71.34 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Психология > Лекция
Лекция 19.

Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении

Анализ производственных ситуаций и имитационное моделирование

Сущность игровых технологий, применяемых в педагогике

Разновидности игр, применяемых в педагогических технологиях

Анализ производственных ситуаций и имитационное моделирование

На сегодняшний день в педагогике наряду с другими технологиями широко используется в учебном процессе:

  • анализ реальных производственных ситуаций, с которыми учащийся столкнется в своей будущей профессиональной деятельности;

  • имитационное моделирование. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Применение в учебном процессе анализа реальных производственных ситуаций, с которыми учащийся столкнется в своей будущей профессиональной деятельности, прежде всего помогает решить проблемы профессионального обучения и общего социального развития взрослых людей, путем таких средств и методов, которые обеспечивают развитие личности и формируют у человека способности исследовательского и творчески преобразующего отношения к окружающей действительности.

Имитационное моделирование как разновидность моделирования в педагогике включает в себя имитацию не полного производственного процесса или задачи, а отдельных его элементов. Оно проводится с целью акцентировать внимание обучаемого на каком-то важном понятии, категории, предоставляет учащимся возможность в творческой обстановке сформировать и закрепить те или иные навыки производственного процесса.

^ Сущность игровых технологий, применяемых в педагогике

Игровые технологии широко применяются при проектировании технологий образования взрослых. Обучение взрослых может быть эффективным при реализации принципов дидактики развивающего обучения. Это означает, что процесс образования должен быть не столько процессом передачи предметных образов, сколько процессом управления развитием личности. Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета. Только тогда, когда субъект деятельности начинает осуществлять организационные действия по поводу сюжета, делая предметом своей деятельности содержание и процессы, можно говорить о возникновении игровой деятельности и специфического игрового отношения. Рефлексивный, поисковый, мыслительный и организационный компоненты игровой деятельности формируют у субъекта исследовательское и творческое отношение к действительности.

Концептуальными основами игровых технологий являются:

психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности и самовыражения, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самореализации;

игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности;

игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок;

игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов";

в возрастной периодизации особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Разновидности игр, применяемых в педагогических технологиях

Наиболее часто встречаемыми в педагогической практике являются игры:

  • деловые;

  • организационно-деятельностные;

  • инновационные игры. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Деловая игра (ДИ) представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.

Деловая игра воссоздает предметный контекст-обстановку будущей профессиональной деятельности (условной практики) и социальный контекст, в котором учащийся взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте - на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности.

В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии, накладываясь на канву профессионального труда. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную компетенцию - навыки специального взаимодействия и управления людьми, коллегиальность, умение руководить и подчиняться, следовательно, ДИ воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. Но эта "серьезная" профессиональная деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально "раскрепоститься", проявлять творческую инициативу.

Моделируя или имитируя условия и динамику производства, действия и отношения специалистов, ДИ служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления. Этот эффект достигается через взаимодействие участников игры в заданной конкретной ситуации или системе производственных ситуаций. Деловая игра реализуется на имитационной модели как совместная деятельность по постановке и решению игровых учебных задач, подготовке и применению индивидуальных и совместных решений. Правила и нормы совместной деятельности, язык имитации и связи задаются заранее или вырабатываются в процессе игры. ДИ проводится в режиме диалогического общения, она является двуплановой деятельностью, поскольку направлена на достижение двух целей: игровой и педагогической, которая, будучи приоритетной, не должна довлеть над первой.

В процессе игры осваиваются:

нормы профессиональных действий;

нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе производственников.

При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и, таким образом, через взаимодействие с коллективом познавая себя. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Организационно-деятельностные игры (ОДИ) как особая форма организации и метод стимулирования коллективной мыследеятельности, нацеленной на решение проблем, возникли в 80-х годах и широко распространились как в сфере решения творческих задач, так и в интеллектуальных системах управления.

В "классическом" варианте ОДИ применяются в качестве инструмента коллективного поиска оптимальных, содержащих инновационные компоненты решений сложных технических, организационных, управленческих проблем в реальных условиях предприятий, учреждений. Сущность ОДИ в том, что эта игра представляет собой комплекс взаимосвязанных методик или техник (мыслительно-интеллектуальных, социально-психологических и др.), обеспечивающих логически обоснованную смену различных видов коллективной, групповой, микрогрупповой деятельности, нацеленных на создание "продукта игры" - текста, содержащего решение поставленной или даже сформулированной в ходе самой игры проблемы. Решение проблемы и составляет предмет этой игры.

Процедуры игр синхронизируют и координируют творческую мыследеятельность большой группы специалистов, являющихся ее участниками и заинтересованных в решении проблемы. Таким образом во время игры возникает своеобразный временный научно-исследовательский коллектив, точнее, временная творческая система (ТС), общий интеллектуальный потенциал которой значительно превосходит потенциал любого отдельно взятого специалиста. В целом творческий потенциал построенной таким образом ТС зависит и от квалификации участников, и от сочетания их состава по специальностям (специалисты разных профилей работают как сокооперанты), и от профессионализма игропрактиков, организующих и активизирующих коллективную работу.

Подготовку и проведение ОДИ осуществляет группа специалистов, сочетающих (в идеале) знания в области, задаваемой темой игры, в области методологии, т.е. в проблемной организации поискового процесса, интеллектики, практической психологии, педагогики.

Игра строится на широком проблемном поле, контуры которого приблизительно обозначены темой игры. Таким образом, ОДИ осуществляются в условиях очень высокой неопределенности, которая органически присуща этому типу игры. Задача игропрактиков - расширение и поддержание максимально богатой зоны неопределенности, в которой и происходит поиск путей раскрытия темы и решения встающих проблем).

Возможность эффективного решения многоаспектных проблем появляется за счет погружения участников игры в особую игровую атмосферу и одновременно их втягивания в решение не учебной, а совершенно реальной (особо значимой) для них проблемы во всей ее сложности. Опыт показывает, что игра очень быстро перестает быть для ее участников просто игрой. Реальные жизненные столкновения становятся, благодаря специальной работе игротехников, столь интенсивными, что участники ведут себя так, будто игра является самой реальностью. Таким образом, ОДИ обеспечивает интенсивное развитие каждого участника игрового действия, его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, технологиями. Игра предполагает также совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

Применение инновационных игр в педагогическом процессе выполняет, прежде всего, развивающую задачу: их особенностями являются прежде всего рефлексивность и направленность на самоорганизацию способов осуществления деятельности. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных специализированных предметных областей, могут иметь любые концептуальные и мировоззренческие представления, несовпадающие социальные установки. Для того чтобы соорганизовать их действия в единой коллективной деятельности, необходимо выявить способы действий участников, направлять их рефлексию и анализ на кооперативную соорганизацию и продуктивное взаимодействие. Функцию координации действий всех участников осуществляют организатор и специально выделенная группа организации.

Цели профессионального и социального обучения могут быть достигнуты, если учащиеся овладеют разнообразными способами решения проблем как в профессиональной области, так и в области социального взаимодействия.
Проблемы для обсуждения:

1. Анализ производственных ситуаций как технология обучения.

2. Имитационное моделирование как технология обучения.

3. Инновационные игры и их применение в педагогике.

4. Применение деловых игр в педагогике.

5. Организационно-деятельностные игры и их применение в педагогике.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 19. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении iconПриём драматизации и игровые технологии в обучении английскому языку
В своей работе они широко используют игровые технологии и приём драматизации. Сегодня они поделятся с нами своим опытом, расскажут,...

Лекция 19. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении iconИмитационное моделирование экономических процессов

Лекция 19. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении iconМоделирование контрольно-курсовая работа
Имитационное моделирование является распространенным методом исследования на всех этапах создания и функционирования сложной системы:...

Лекция 19. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении iconКомпьютерные технологии в обучении студентов хгф перспективным проекциям (составление интерьера)
I. Применение компьютерных технологий, как инструмента обучения студентов художественно-графических факультетов

Лекция 19. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении icon1. Определение и задачи информационной технологии Структура базовой...
Знать основные теоретические сведения из области информационной технологии применительно автоматизированным системам обработки информации...

Лекция 19. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении iconАрхитектура и принципы программирования потоковых вычислительных систем
Имитационное моделирование – это метод, позволяющий строить модели, описывающие процессы так, как если бы они проходили в действительности....

Лекция 19. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении iconИнтернет-ориентированные педагогические технологии
В данной главе перечислены некоторые технологии обучения, которые уже давно известны в системе очного обучения, но в последнее время...

Лекция 19. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении iconПрайс-лист на игровые площадки
Запрещается использование обуви с шипами, с подошвой на черной резине. Не рекомендуется применение черных резиновых матов или спортивного...

Лекция 19. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении iconПрайс-лист на игровые площадки
Запрещается использование обуви с шипами, с подошвой на черной резине. Не рекомендуется применение черных резиновых матов или спортивного...

Лекция 19. Имитационное моделирование и игровые технологии и их применение в обучении iconПлан заседаний методического объединения
Применение современных технологий в обучении иностранному языку как средства активизации самостоятельной работы учащихся

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница