Скачать 0.89 Mb.
|
ТАТАРНИКОВА Н.С. ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» Профессионально-педагогический институт Кафедра психологии профессионального развития Н.С. ТАТАРНИКОВА Психология влияния Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2011 ББК 88.5 Т 23 Татарникова Н. С. Психология влияния: Учебно-методическое пособие./ Татарникова Н.С.- Н. Новгород: ВГИПУ, 2011г. – 75 с. Рецензенты: Князева Т.Н. – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей психологии НГПУ Стоюхина Н.Ю. – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления НГУ В данном учебно-методическом пособии изложено основное содержание курса по психологии влияния. Особого внимания заслуживает то, что отобраны вопросы и тесты для самопроверки. Прочитав соответствующий раздел, и мысленно ответив на вопросы, можно оптимально подготовиться к зачету. Учебно-методическое пособие адресовано студентам психологических и профессионально-педагогических специальностей, аспирантам и педагогам системы многоуровневого профессионального образования. © Татарникова Н.С., 2011 © ВГИПУ, 2011 ВВЕДЕНИЕСоциальный мир создается людьми, он возникает как результат разнообразных человеческих взаимодействий. Это особая реальность, в которой действуют свои законы, многим отличающиеся от законов природы. Главный из них – закон всеобщего социального влияния. В настоящее время в связи с экономическими и культурными преобразованиями в нашей стране особое значение приобретает глубокое и всестороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей, а также грамотное использование методов психологического влияния, осуществляемого в различных формах с помощью различных средств (вербальных и невербальных) и способов (убеждения, принуждения, внушения, заражения). Влияние одновременно может, как способствовать развитию, так и нарушать его. Каким будет результат влияния, главным образом зависит от личности влияющего, его психологической культуры. Особенно важно быть компетентными в этой области специалистам, выполняющим профессиональную деятельность, связанную с оказанием целенаправленного длительного влияния на людей (психологам, педагогам, управленцам и т.д.). Предлагаемый учебно-методический комплекс предназначен для студентов психологических и педагогических специальностей. Дисциплина психология влияния расширяет и углубляет знания, полученные в процессе изучения социальной психологии. Этот учебный курс раскрывает психологические закономерности различных видов влияния и их последствий для человека. Изучение дисциплины способствует развитию профессионально важных качеств психолога и педагога: наблюдательности и проницательности в распознавании различных проявлений влияния, способности к оказанию развивающего влияния, компетентности в противостоянии негативным последствиям чужого нежелательного влияния. В учебно-методическом комплексе изложены темы курса, раскрывающие центральные проблемы психологии влияния. В теме «Общая характеристика феномена психологического влияния» анализируются основные отличительные признаки влияния, его разновидности, цели и результаты. Анализируется взаимосвязь понятий «влияние», «власть» «лидерство». Темы «Современные зарубежные психологические теории, объясняющие природу влияния» и «Влияние в исследованиях современных российских психологов» знакомят студентов с основными научными концепциями влияния. В теме «Психологические принципы и факторы влияния» приводится описание основных психологических принципов, лежащих в основе влияния; анализируются различные подходы к описанию качеств личности, составляющих потенциал влияния. Тема «Содержание, техники и средства различных видов влияния» знакомит студентов с отличительными признаками, механизмами и приёмами различных видов влияния: силового, манипулятивного, конструктивного, спорного. У студентов формируется представление о конструктивности и деструктивности различных видов влияния. В теме «Конструктивное противостояние нападению и манипуляции» приводится алгоритм целенаправленного оказания противостояния деструктивному влиянию, анализируются различные техники и приёмы. Тема «Педагогическое влияние» включает описание теорий и моделей педагогического влияния, методов и приёмов педагогического влияния, личностных факторов и способов его самоконтроля. Главная цель курса состоит в формировании у студентов профессиональной психологической культуры, совершенствовании способности научного познания психической реальности, актуализации потребности в личностном и профессиональном саморазвитии. Данный курс предназначен для того, чтобы дать каждому возможность познакомиться с различными видами, формами и механизмами социального влияния. Студенты узнают, в частности, о том, что все стратегии межличностных взаимодействий нацелены на изменение поведения, что воздействие на установки людей изменяет их мнения, убеждения, что социальное давление определяет развитие групповых процессов и влияет на характер межгрупповых взаимоотношений. В разработке практических занятий использовались элементы тренинга влияния Е.В. Сидоренко и авторские задания. Данный учебно-методический комплекс рекомендуется для самостоятельной работы студентов, для написания курсовых и дипломных исследований, он может быть использован на практических занятиях по психологии влияния и смежным психологическим дисциплинам. |
![]() | Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301. 65 (020400) Психология,... | ![]() | ... |
![]() | Современная психология, ее определение, задачи и место в системе наук. Психика как предмет психологии. Житейская и научная психология.... | ![]() | Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб пособие для студ высш учеб заведений / сост. И. В. Дубровина и др. – 4-е... |
![]() | Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1 возрастная психология; 2 психология развития;... | ![]() | Рецензенты: заведующий кафедрой психологии начальной школы Гргу им. Я. Купалы, кандидат психологических наук, доцент П. Р. Галузо;... |
![]() | Рецензенты: заведующий кафедрой психологии начальной школы Гргу им. Я. Купалы, кандидат психологических наук, доцент П. Р. Галузо;... | ![]() | Правовая психология является системно-структурным элементом юридической психологии |
![]() | ![]() | В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,... |