Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям Нижний Новгород




Скачать 482.36 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к лекционным и практическим занятиям Нижний Новгород
страница1/5
Дата публикации04.05.2013
Размер482.36 Kb.
ТипМетодические рекомендации
vbibl.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ОБРАЗОВАНИЮ




Нижегородский государственный педагогический университет


Е.А.Ольхина
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям

Нижний Новгород

2005

ВВЕДЕНИЕ

Насущной проблемой современного российского общества является неуклонный рост детей с проблемами в развитии. Среди них значительный процент составляют дети с нарушенным зрением. В связи с этим психология лиц с нарушениями зрения является важнейшим из этапов подготовки будущих специалистов в области специальной психологии и коррекционной педагогики. Студенты должны будут профессионально ориентироваться в вопросах данной науки, и обладать практическими знаниями для диагностики, предупреждения и коррекции отклонений в психофизическом личностном развитии детей и взрослых с нарушениями зрения. Будущие педагоги и психологи смогут предложить свою квалифицированную помощь в системе воспитания и обучения как педагогам и родителям, так и самим инвалидам по зрению всех возрастных категорий.

Цель: познакомить студентов с системой знаний о закономерностях и особенностях развития психики в условиях зрительной недостаточности с учетом перспективы работы с лицами, имеющими зрительные нарушения.

^ Задачи курса:

  1. Ознакомить студентов со специальными знаниями по всем разделам тифлопсихологии с учетом смежных наук.

  2. Научить студентов владеть системой знаний, раскрывающих закономерности и специфику развития психики слепых и слабовидящих в сравнительной характеристике с нормально видящими людьми.

  3. Проанализировать специфику развития психики в зависимости от степени, характера и времени возникновения зрительной патологии.

  4. Ознакомить с путями и методами психолого-педагогической помощи лицам с нарушенным зрением с целью их успешной адаптации и интеграции в обществе.


^ ВНИМАНИЕ: темы докладов и сообщений выделенные чертой будут рассматриваться преимущественно на семинарских занятиях.
Занятие 1. Методологические основы психологии лиц с нарушениями зрения
Темы докладов и сообщений к занятию

  1. Психология лиц с нарушениями зрения как наука о закономерностях и особенностях развития психики в условиях зрительной недостаточности

  2. Зрение, его роль в процессах чувственного познания.

  3. Объект, предмет и задачи психологии лиц с нарушениями зрения.

  4. Методы и специфика изучения психики в условиях зрительной недостаточности.

  5. Связь психологии лиц с нарушениями зрения с другими науками.

  6. Классификации лиц с их дефектами зрения и их общая психолого-педагогическая характеристика.

  7. Современные подходы и принципы изучения психики лиц с нарушениями зрения.

  8. Понятие нормы и патологии зрительного восприятия.

  9. Актуальные проблемы психологии лиц с нарушениями зрения.

  10. Общие и специфические особенности развития детей с нарушениями зрения и нарушениями слуха.

  11. Категориально-понятийный аппарат психологии лиц с нарушениями зрения.

Вопросы и задания для проверки знаний студентов

  1. К какому типу отклоняющего развития относится зрительный дефект, обоснуйте свой ответ.

  2. Сопоставьте объект предмет и задачи специальной психологии и психологии лиц с нарушениями зрения. Каковы сходства и отличия.

  3. Определите, какие принцы и подходы к изучению психики в условиях зрительной недостаточности являются общими, а какие специфическими. Обоснуйте свой ответ.

  4. Дайте сравнительную характеристику методам исследования психики лиц с нарушениями зрения и сопоставьте их с методами общей и специальной психологии.


Возможные виды самостоятельной работы студентов

  1. Составьте перечень монографий, посвященных проблемам коррекционной психологии, где дается характеристика психофизического и личностного развития в условиях зрительной недостаточности.

  2. Составьте перечень статей, посвященных одноименной проблематике за 2003-2005 г.г. (Дефектология, обучение и воспитание детей с проблемами в развитии и т.д.).

  3. Представьте схему, вторичных и третичных отклонений в развитии незрячих и слабовидящих детей, основываясь на имеющихся знаниях из курсов коррекционной педагогики и психологии.


Рекомендуемая литература

  1. Астапов В.М., Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии.- М., 1994.

  2. Бюрклен К. Психология слепых. - М., 1934. – 264с.

  3. Жохов В.П., Замулин А.Л., Литвак А.Г., Солнцева Л.И. К вопросу организации психологической службы в спецшколах для детей с нарушенным зрением./Дефектология.-1989.- №3.- с.11

  4. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения.- М., 1973

  5. Ермаков В.П., Якушин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.- М.; Просвещение. 1990

  6. Калугин Ю.А. Слабовидящие дети. – М., 1967. – 361 с.

  7. Литвак А.Г. Тифлопсихология. Учебн. пособие. М.: Просвещение, 1985.

  8. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1973.

  9. Литвак А.Г. Слепота и формирование личности. // Сб. по реабилитации слепых. – М.: ВОС, 1982. – С. 112-132.

  10. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей. / Дефектология.-1971.- №6.

  11. Никулина Г.В. Основные направления развития отечественной тифлологии. - СПб.: 1997. – С.3-9.

  12. Омвиг Д. Какой должна быть служба для слепых?/Дефектология.- 1998.- №4.- с.84

  13. Основы специальной психологии./Под. ред. Л.В.Кузнецовой. - М., 2003

  14. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства.- М.; 2000.

  15. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста.- М.;1999.

  16. Солнцева Л.И. Современные проблемы тифлопсихологии и тифлопедагогики. // Дефектология. – 1995 – С. 38-42

  17. Соломатина И.В. Современное состояние организации помощи детям и взрослым с глубокими нарушениями слуха и зрения./Дефектология.-1998.- №5.- с.92

  18. Специальная психология./Под. ред. В.И.Лубовского.-М., 2003

  19. Усанова О.Н. Специальная психология. - М.; 1990. – С. 67-84.


Занятие 2. История становления психологии лиц с нарушениями зрения, как самостоятельной науки
Темы докладов и сообщений к занятию

  1. Основные причины и предпосылки развития психологии лиц с нарушениями зрения.

  2. Эволюция взглядов общества и государства на личность с нарушенным зрением.

  3. Характеристика основных этапов развития тифлопсихологии.

  4. Общая характеристика современного этапа развития психологии лиц с нарушениями зрения.

  5. Анализ проблемы формирования толерантности по отношению к лицам с нарушенным зрением в общественном сознании.

  6. Представления общества и науки о незрячих людях в Античности.

  7. Формирование позиций общества, государства и науки о слепых в период средневековья и Нового времени.

  8. Современные научные подходы к изучению и развитию психики и личности в условиях зрительной недостаточности.

  9. Общая характеристика становления тифлопсихологии в России.

  10. Развитие тифлопсихологии как науки за рубежом.

Вопросы и задания для проверки знаний студентов

  1. Проанализируйте изменение предмета и объекта тифлопсихологии на протяжении ее развития, как самостоятельной науки.

  2. Назовите характерные стереотипы общественного мнения, сложившегося исторически и сравните их с современными.

  3. Сопоставьте актуальные проблемы психологии лиц с нарушениями зрения в контексте современного развития коррекционной психологии. Выделите общие и специфические черты.

  4. Назовите основные предпосылки и условия выделения тифлопсихологии как самостоятельной науки.

  5. Подумайте и объясните как осуществлялось взаимовлияние в процессе развития коррекционной психологии и педагогики и тифлопсихологии.

  6. Охарактеризуйте вклад Л.С.Выготского в тифлопсихологию

  7. В чем заключается вклад современных отечественных психологов Л.И.Солнцевой, А.Г.Литвака, В.И.Лубовского.

  8. Определите, каковы общие и специфические черты становления психологии лиц с нарушениями зрения в России и за рубежом.


Возможные виды самостоятельной работы студентов

  1. Составьте биографию известных тифлопсихологов (одного на выбор).

  2. Составьте хронологическую таблицу рубежных дат в истории тифлопсихологии с краткой их характеристикой.

  3. Составьте сопоставительную таблицу развития тифлопсихологии и коррекционной психологии.

  4. Приведите отрывки из художественных или научно-публицистических произведений, которые характеризуют личность с нарушениями зрения.

  5. Проведите экспресс-опрос среди своего ближайшего окружения по разработанной Вами анкете «Общественные стереотипы о личности с нарушенным зрением»

  6. Напишите эссе на тему потенциальные возможности личности в условиях зрительной недостаточности.

  7. Составьте несколько многоуровневых вопросов, посвященным проблемам методологии и исторического развития психологии лиц с нарушениями зрения.


Рекомендуемая литература

  1. Литвак А.Г. Вопросы психологии слепых в русской дореволюционной периодике // Дефектология. – 1969. - № 4.

  2. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., 1998.

  3. Литвак А.Г., Сорокина В.М., Головина Т.П. – Практикум по тифлопсихологии. – М., 1989.

  4. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. – М., 1999.

  5. Хрестоматия по истории тифлопедагогики / Сост. В.А. Феоктистова. – М.: Просвещение, 1997.

  6. Басилова Т.А. как начиналось обучение слепо-глухих детей в России /Дефектология, 1999г., №2, с.61.


Занятие 3. Причины, виды и степень нарушений зрения
Темы докладов и сообщений к занятию

  1. Строение органа зрения.

  2. Понятие симптома и синдрома зрительной патологии.

  3. Причины нарушений зрительной системы.

  4. Классификация нарушений зрения по различным принципам.

  5. Общая характеристика основных зрительных заболеваний.

  6. Возрастная динамика развития зрительной системы.

  7. Современные методы профилактики зрительных нарушений.

  8. Общая характеристика современных достижений в области лечения зрительных нарушений и восстановления зрительных функций.


Возможные виды самостоятельной работы студентов

  1. Изобразите изменения в глазном яблоке при: дальнозоркости и близорукости.

  2. Изготовьте наглядное пособие в котором отражено как видит человек при косоглазии, катаракте, скотоме центрального поля зрения, при «трубчятом» зрении.

  3. Разработайте систему мероприятий, направленных на снижении усталости глаз при значительных зрительных нагрузках.

  4. Разработайте систему профилактических мероприятий, ориентированных на предотвращение появления зрительных заболеваний.

  5. Разработайте рекомендации родителям по сохранению зрения у детей.

  6. Разработайте психокоррекционное занятие, основной целью которого является снизить психологических дискомфорт ребенка, носящего или нуждающегося в ношении очков.



Рекомендуемая литература

  1. Бертынь Г.П., Певзнер М.С., Мареева Р.А. Синдром Маршалла и Ушера - наследственные формы слепоглухоты./Дефектология.-1988.- №2.- с.35

  2. Бертынь Г.П. Близнецы и слепо глухота./Дефектология.-1987.- №3.- с.16

  3. Бертынь Г.П. Клинико-психологическая характеристика детей с бисенсорными дефектами при различных эмбрио и фенопатиях./Дефектология.-1994.- №3.-с.21

  4. Григорьева Л.П. Особенности зрительного опознания изображений слабовидящими школьниками./Дефектология.-1984.- №2.- С.22

  5. Григорьева Л.П., Кондратьев С.И., Сташевский С.В. Системный подход к решению проблемы развития зрительного восприятия у детей с глубокими нарушениями зрения //Дефектология.- 1988.- №6.- с. 10.

  6. Григорьева Л.П. психофизиологическая диагностика нарушений зрительного восприятия у детей, поступающих в школу //Дефектология.-1995.- №5.- с. 3.

  7. Егорова Т.С. Современные средства для коррекции зрения слабовидящих //Дефектология.-1989.- №4.- с.39.

  8. Зислина Н.Н., Сорокина Р.С. Использование зрительных вызванных потенциалов для дифференциации диагностики и прогноза восстановительного лечения при врожденной близорукости.//Дефектология.-1991.- №4.- с. 15

  9. Каплан А.И. Задачи и методы повышения зрительной эффективности и развития восприятия у детей с остаточным зрением.//Дефектология.-1981.- №4.- с.68

  10. Каплан А.И. Развитие зрительного восприятия и зрительная эффективность при остаточном зрении./ Дефектология.-1980.- №5.- с.31

  11. Каплан А.И. , Егорова О.И., Молоток Н.А., Солнцева О.Г. Предварительные итоги занятия по развитию зрительного восприятия детей с остаточным зрением.//Дефектология.-1982.- №3.- с.41

  12. Каплан А.И. Охрана остаточного зрения в школе слепых детей.- М.; Просвещение, 1965.

  13. Никулина Г.В. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения.//Дефектология.-998.- №2.- с.90

  14. Новикова Л.А. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрения и слуха в детском саду.//Дефектология.-1988.- №1.- с.8

  15. Плаксина Л.И. Один из приемов коррекции зрительной недостаточности у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью //Дефектология.- 1994.- №1.- с.65.

  16. Солнцева Л.И. Интересная книга о развитии остаточного зрения у слепых детей.//Дефектология.-1980.-№4.-с.87

  17. Толстова В.А., Дубовская Л.А., Татаринов С.А. ЭЭГ детей с нарушенным зрением в процессе плеоптического и ортопедического лечения.//Дефектология.-1991.-№2.- с.20

  18. Филин В.Л. Микродвижение глаз при нарушениях зрения.//Дефектология.-1987.- №5.- с.79

  19. Фильчикова Л.И. Основы ранней психологической коррекции сенсорного развития детей с нарушениями зрения. – М., 1999.

  20. Хювяринин Л. Зрение у детей: нормальное и с нарушениями, С.П.,1996


Занятие 4. Проблема компенсаторного развития при зрительной недостаточности

Темы докладов и сообщений к занятию

  1. Понятие о дефекте и его структуре (при дефектах зрения).

  2. Суть рефлекторной теории И.П. Павлова и её основные принципы.

  3. Особенности протекания нервных процессов при нарушении зрительных функций.

  4. Вклад Л.С. Выготского в теорию компенсации при дефекте зрения.

  5. Основные этапы становления научных представлений о компенсаторном процессе в условиях зрительной недостаточности.

  6. Основные взгляды и концепции компенсации и концепции в отечественной и зарубежной тифлопсихологии

  7. Компенсация как синтез биологических и социальных факторов. Физиологическая основа процесса компенсации.

  8. Социальная основа компенсации.

  9. Критика биологизаторских и социологизаторских теорий компенсации.

  10. Вклад выдающихся отечественных тифлологов и изучение процесса компенсации при слепоте и слабовидении.

  11. Естественнонаучные основы компенсации.

  12. Принципы возникновения и протекания компенсационных механизмов.

  13. Факторы компенсации в условиях зрительной недостаточности.

Вопросы и задания для проверки знаний студентов

  1. Раскрыть суть понятия дефекта и его структуры (при дефектах зрения).

  2. Содержание понятия «компенсация» и «коррекция» в тифлопсихологии.

  3. Охарактеризовать принципы рефлекторной теории И.П. Павлова.

  4. Раскрыть особенности высшей нервной деятельности детей при нарушениях зрения.

  5. Сущность принципа возникновения и протекания компенсаторных функций.

  6. Раскрыть понятие «биологические факторы компенсации».

  7. Охарактеризовать содержание понятия «социальные факторы компенсации».


Возможные виды самостоятельной работы студентов

  1. Перечислите и сравните известные Вам научные определения понятия компенсация.

  2. Составьте перечь статей, посвященных проблеме компенсаторного развития в условиях зрительной недостаточности.

  3. Назовите известные Вам причины, активизирующие процессы декомпенсации.

  4. Составьте таблицу особенностей протекания компенсаторных процессов у незрячих детей на различных этапах онтогенеза.


Рекомендуемая литература

  1. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. – М., 1963.

  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1960. С.55-57.

  3. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. – М., 1956.

  4. Зимкина А.М. О физиологических основах компенсации нарушенных функций. Л.,1956.

  5. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – СПб., РГПУ. 1998. 270 с.

  6. Литвак А.Г. О соотношение понятий компенсации и коррекции // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. Л.: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1976. .

  7. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. – М., Педагогика. 1980.



Занятие 5. Специфика ощущений, восприятия и представлений при нарушенном зрении
Темы докладов и сообщений к занятию

  1. Понятие «отражение», его значение и формы при дефектах зрения.

  2. Проблемы чувственного и логического отражения действительности в условиях зрительной недостаточности.

  3. Проблема адекватности отражения действительности в тифлопсихологии. Зависимость развития психики от состояния зрительных функций.

  4. Количественные и качественные различия в объёме и характере информации в условиях зрительной недостаточности.

  5. Понятие о представлениях и его физиологических механизмах Представления и образы памяти.

  6. Характер представлений при нарушениях зрения.

  7. Структура и иерархия сенсорной организации человека.

  8. Уровни сенсорной организации человека и их характеристика.

  9. Общая характеристика ощущений при слепоте и слабовидении.

  10. Системность восприятия, его типы и механизмы при нарушении зрения

  11. Сукцессивность и симультанность восприятия и их проявления в восприятиях различной модальности при дефектах зрения.

  12. Сравнительная характеристика зрительного и осязательного восприятия.

  13. Общая характеристика зрительного восприятия при дефектах зрения.

  14. Природа, формы и способы осязательного восприятия при слепоте.

  15. Роль осязания в деятельности слепых и слабовидящих.

  16. Приборное восприятие.

  17. Особенности восприятия пространства, времени и движения при нарушении зрительной системы.

  18. Виды представлений, их специфика при слепоте и слабовидении.

  19. Пространственные и топографические представления слепых и слабовидящих.

  20. Основные условия и особенности формирования адекватных представлений при слепоте и слабовидении.

Вопросы и задания для проверки знаний студентов

  1. Дать общую характеристику сенсорной организации человека.

  2. Какие изменения наблюдаются в сенсорной организации личности при слепоте и слабовидении.

  3. Охарактеризовать теорию отражения и её значение для тифлопсихологии.

  4. Охарактеризовать критические взгляды знаковой теории ощущений.

  5. Какие особенности проявления основных психофизиологи­ческих закономерностей выявляются при дефектах зрения?

  6. Дать характеристику видов ощущений и их роли в деятель­ности слепых и слабовидящих.

  7. Какие особенности зрительных ощущений проявляются у слабовидящих и частичновидяших?

  8. Охарактеризовать слуховые и кожные ощущения слепых.

  9. Раскрыть роль кинестетической и вибрационной чувстви­тельности.

  10. Охарактеризовать хеморецепцию слепых.

  11. Охарактеризовать статические ощущения.

  12. Раскрыть роль восприятия в познавательной деятельности человека и указать его виды.

  13. Охарактеризовать особенности типов восприятия при нарушении зрения.

  14. Что представляет собой физиологический механизм восприятия при патологии зрения?

  15. В чём заключаются особенности зрительного восприятия частичновидяших и слабовидящих?

  16. Какова природа осязательного восприятия, его основные формы и способы?

  17. Дайте сравнительную характеристику зрительного и осязательного восприятия.

  18. Что представляет собой приборное восприятие для компенсации дефекта зрения?


Возможные виды самостоятельной работы студентов

1. Заполните таблицу, руководствуясь полученными знаниями и данными литературы.


показатели

Незрячие дети

Слабовидящие дети

Зрительное восприятие







Осязательное восприятие







Тактильное восприятие







Слуховое восприятие







2. Разработайте системы упражн6ений, направленных на коррекцию представлений детей с нарушениями зрения дошкольного возраста.

3. Разработайте систему приемов и методов создания и расширения полисенсорной основы восприятия детей с глубокими нарушениями зрения.

4. Разработайте несколько психокоррекционных занятий или упражнений, направленных на развитие зрительного восприятия слабовидящих детей.
Рекомендуемая литература

  1. Ананьев Б.Г.Теория ощущений.- Л.; ЛГПУ 1961

  2. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. – М., 1960.

  3. Григорьева Л. П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. - М., 1963.

  4. Григорьева Л. П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М., 1990

  5. Зрение: сохранение, нормализация, восстановление. / Сост. Кудряшова Н.И.; - М., 1995

  6. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1990.

  7. Запорожец А. В. Восприятие и действие – М., 1967.

  8. Зотов А.И. Очерк по теории зрительных ощущений.— Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1971.—Гл. 1—3.—164с.

  9. Земцова М.И. Особенности зрительного восприятия при глубоком нарушении зрения у детей / Спец. школа, 1967, №1.

  10. Зинченко В.А., Рузская А.Г. Сравнительный анализ осязания и зрения // Доклады АПН РСФСР, 1960. Вып. 6; 1962. Вып. 3. философские и психологические произведения. М., 1947

  11. Каплан А. И. Детская слепота: цветовое остаточное зрение. - М., 1979.

  12. Литвак А.Г. Тифлопсихология. — М., 1985.

  13. Литвак А. Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. - Л., 1972.

  14. Скороходова О. И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. - М., 1957.

  15. Переслени Л. И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. - М., 1984.

  16. Селезнева Е.В. Осознание ребенком с нарушенным зрением своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира//Дефектология.-1996.- №1.- С.67.

  17. Сеченов И.М. Осязание как чувство, соответствующее зрению // Избран, Фролов В. А., Дроздов Г. А., Казанская Т. А. Патологическая физиология. - М., 1987.


Занятие 6. мышление и мыслительная деятельность лиц с нарушениями зрения
Темы докладов и сообщений к занятию

  1. Понятие мышления и его теории в отечественной и зарубежной тифлопсихологии.

  2. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация) при дефектах зрения.

  3. Формирование мышления в процессе учебно-воспитательной деятельности.

  4. Особенности наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного (отвлечённого) мышления в условиях зрительной недостаточности.

  5. Особенности формирования понятий у лиц с дефектами зрения.

  6. Компенсаторная роль мышления при нарушении зрения.

Вопросы и задания для проверки знаний студентов

  1. Что собой представляет мыслительная деятельность?

  2. Какова компенсаторная роль мышления в познавательной деятельности лип с нарушениями зрения?

  3. Какие теории мышления получили наибольшее распрост­ранение в тифлопсихологии? В чем была их несостоятельность?

  4. Дать характеристику основных мыслительных операций слепых и слабовидящих школьников.

  5. Раскрыть особенности формирования понятий у детей с де­фектами зрения.

  6. Охарактеризовать виды мышления и их соотношение при нарушениях зрения.


Возможные виды самостоятельной работы студентов

  1. Разработайте диагностическую программу, ориентированную на исследование особенностей мыслительных операций детей с нарушенным зрением школьного возраста.

  2. Разработайте систему коррекционных занятий, направленных на исправление недостатков аналитической деятельности незрячих детей дошкольного возраста.

  3. Разработайте несколько рекомендаций родителям по оптимизации познавательной активности детей с нарушениями зрения дошкольного возраста.

  4. Пользуясь литературой по тифлопедагогике, составьте рекомендации по работе над формированием абстрактных понятий у незрячих детей школьного возраста.


Рекомендуемая литература

  1. Головина Т.П. Сравнительное исследование процесса понимания сюжетной картины дошкольниками с нарушенным и нормальным зрением // Теоретические и методические вопросы обучения слепых и слабовидящих. Л., 1987.

  2. Егорова Т.В., Розанова Т.В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей.//Дефектология.-№4.-1975

  3. Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности слепых.- Ленинград, 1961.

  4. Костючек Н. С. Представления, речь и мышление у учащихся 1- 3 классов школы слепых. Известия АПН РСФСР. – 1959.С. 42 – 43.

  5. Назарова Т.П. Некоторые особенности мыслительной деятельности слабовидящих младших школьников.//Дефектология.- №2.- 1972


Занятие 7. Речь и ее компенсаторное значение в условиях зрительной недостаточности
Темы докладов и сообщений к занятию

  1. Теории речи, известные в тифлопсихологии.

  2. Теоретические предпосылки исследования речи слепых и слабовидящих.

  3. Особенности развития речи у слепых и слабовидящих в онтогенезе.

  4. Словарный запас незрячих и слабовидящих детей.

  5. Содержание компенсаторной функции речи.

  6. Специфика логопедической работы с детьми, имеющими зрительные расстройства.

Вопросы и задания для проверки знаний студентов

1. Какие идеалистические взгляды на развитие речи слепых и слабовидящих существовали в тифлопсихологии?

2. Раскрыть понятие речи и её функций.

3. Охарактеризовать особенности развития речи у детей с нарушениями зрения.

4. Раскрыть коррекционные функции речи при дефектах зрения.

5. Какие формы коррекционной работы по устранению недостатков речи у детей с нарушениями зрения принято проводить в детских учебно-воспитательных учреждениях?
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям Нижний Новгород iconМетодические рекомендации к лекционным и практическим занятиям Нижний Новгород
Основы тифлопедагогики: Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям. Н. Новгород: нгпу, 2007. 40 с

Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям Нижний Новгород iconМетодика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе...
Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Методические рекомендации к лекционным и практическим...

Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям Нижний Новгород iconМетодические рекомендации Нижний Новгород 2006 Печатается по решению...
История философии: Методические рекомендации. 2-е изд. Н. Новгород: нгпу. 2003. 34 с

Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям Нижний Новгород iconМетодические рекомендации по прохождению технологической и преддипломной практик нижний Новгород
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 050501. 52 «профессиональное обучение» (по отраслям),...

Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям Нижний Новгород iconМетодические рекомендации по выполнению контрольных работ Нижний Новгород
Т-19 Тарасова Н. А. Методические рекомендации по выполнению контрольных работ. Н. Новгород: вгипу,2010. 17с

Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям Нижний Новгород iconМетодические рекомендации к практическим занятиям (для студентов)
Тема: «Гигиеническая характеристика воздушной среды закрытых помещений. Определение физических свойств воздуха»

Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям Нижний Новгород iconЛогик а” для слушателей заочного обучения Нижний Новгород 2002
Учебно-методические материалы по курсу “Логика”/ Составители Першин В. Б., Дегтярев Н. П., Баринова О. В. – Нижний Новгород: на мвд...

Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям Нижний Новгород iconМетодические рекомендации по выполнению практических работ Нижний Новгород
Методические рекомендации предназначены для студентов, изучающих дисциплину «Грузоведение» по специальности 190701. 65 «Организация...

Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям Нижний Новгород iconМетодические рекомендации к практическим занятиям для студентов-бакалавров...
...

Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям Нижний Новгород iconМетодические рекомендации по педагогической практике для студентов...
Грибова Л. Н. Методические рекомендации по педагогической практике для студентов факультета среднего профессионального образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница