Организация логопедической работы в мбоу сош №29 г о. Самара




Скачать 97.83 Kb.
НазваниеОрганизация логопедической работы в мбоу сош №29 г о. Самара
Дата публикации02.05.2013
Размер97.83 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Психология > Документы
Организация логопедической работы в МБОУ СОШ №29 г.о. Самара.

 

На логопедический пункт школы принимаются дети с общим недоразвитием речи, фонетико- фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи.

Нарушения речевого развития у учащихся школы носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный.

Нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации.

В связи с этим в процессе обучения учащихся с НР проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение. Оно является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы в условиях общеобразовательной школы.

Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов. Перед логопедом стоит задача – обеспечение качества необходимой помощи.

I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка. Как отмечалось, нарушение речи могут касаться разных её сторон: фонетики, лексики, грамматики. Это значит что обследование должно быть разносторонним, должно выявить звуковую сторону речи, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй, начиная со второго класса также обследуется чтение и письмо. Для обследования речи ребенка (письменной и устной) логопедами школы используются следующие методики:

- «Обследование состояния устной и письменной речи» (по Фотековой);

- А.Н. Корнев «Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение)»;

- Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова «Дидактический материал по обследованию речи детей»;

- И.Н. Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников»

- З.Е. Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей»

- Т.А. Фотекова «Диагностика состояния устной речи учащихся 1 – 4 классов».

Данная методика удобна для отслеживания динамики речевого развития и оценки эффективности логопедического сопровождения. Используя балльно- уровневую систему оценки можно получить речевой профиль, по которому вычленяются как наиболее несформированные, так и благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разрабатывается коррекционная программа дальнейшей работы. По вертикали отмечаем успешность выполнения заданий методики в процентах, а по горизонтали – название измеряемых сторон речи.

Все полученные данные обследования анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевой карте. Краткий анализ данных обследования позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения.

Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со специалистами – медиками и со школьным психологом. Данное сотрудничество осуществляется на протяжении всех этапов. На I этапе логопедического сопровождения, когда идёт обследование речи, помощь невропатолога необходима для выявления этиологии речевого дефекта, сопутствующей неврологической симптоматики. Медицинский специалист назначает медикаментозное лечение, специальный массаж, физиотерапевтические процедуры. Также на этом этапе психолог диагностирует психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление). Данный этап имеет временные рамки – это сентябрь (начало учебного года).

С октября по май осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый

С целью повышения эффективности логопедического сопровождения на каждом занятии (уроке) осуществляется коррекционно-логопедическая работа. Урок начинается с речёвки, происходит эмоциональный настрой на предмет. Обязательно на каждом уроке по две паузы: одна на релаксацию, вторая – с речевым сопровождением на развитие общей моторики. Уроки не обходятся без развития артикуляционной моторики (обязательны 1 – 2 упражнения для развития просодической стороны речи).

На каждом уроке происходит развитие словаря, 1 – 2 упражнения по развитию ВПФ в соответствии с возрастными особенностями. Обязательно развиваются и корректируются пространственно-временные отношения.

В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая индивидуальная коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях . В центре внимания работы всё время должно оставаться наиболее пострадавшее звено данного речевого нарушения. Так, например, при дизартрии это будет обучение звукопроизношению, развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания; при алалии – это активизация, расширение словаря; при ринолалии – (воспитание) формирование фонетически правильной речи.

В процессе логопедического сопровождения в первом классе основное внимание уделяется коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений чтения и письма. Начиная со второго класса происходит закрепление навыков правильного произношения, преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава, устранение индивидуальных отклонений в письме и чтении.

На данном этапе логопедического сопровождения логопедами используются методики разработанные авторами: Р.Е. Левина, И. Лалаева, И.Н. Садовникова, Л.Л. Ефименкова, А.Н. Корнев, З.Е. Агронович, З.А. Репина и др.

На втором этапе логопедического сопровождения осуществляется совместная работа всех специалистов школы, участвующих в учебно-воспитательном процессе, а также родителей. Необходимо вовлекать их в процесс логопедического сопровождения. Они должны знать цели коррекции, ближайшие и отдалённые, ожидаемые результаты и предполагаемые сроки коррекционной работы.

Также процессу логопедического сопровождения способствует и распределение функциональных обязанностей в малом педагогическом коллективе.

Например, при коррекции звукопроизноошения (1 – 2 кл.) логопед занимает ведущую роль: ставит звуки, автоматизирует, дифференцирует. В свою очередь учитель контролирует правильность звукопроизношения, подбирает лексический материал с учетом особенностей произносительной стороны всего класса и отдельных учащихся. К логопедическому сопровождению относится и единый речевой режим, в связи с чем в школе разработана система мероприятий – это:

1) Постоянный контроль за произношением учащихся.

Он осуществляется на всех уроках, занятиях и во внеурочное время. Все ошибки допущенные учеником, б.д. обязательно исправлены работниками школы. Чрезвычайно важно, чтобы взрослый знал, что можно потребовать от ученика, а что еще не в его возможностях. Большое значение имеет тактичность взрослого, чтобы не вызвать у ученика негативной реакции. Также разработаны формы контроля.

2) На уроках, занятиях осуществляется фонематическая и смысловая обработка нового речевого материала.

3) Осуществляется обязательная подготовка устных выступлений учащихся на праздниках, коллективно-творческих делах и др.

4) Речевая деятельность активизируется через создание практических ситуаций по овладению речью - 1/3 времени – это речь взрослого и 2/3 – речь детей.

Временные рамки III этапа – это вторая половина мая. На данном этапе идёт отслеживание динамики речевого развития детей (конкретного ребёнка). Повторная диагностика речевого развития по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе логопедического сопровождения. Идёт отслеживание результатов, коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик.

Вся работа по логопедическому сопровождению ребенка с НР направлена в первую очередь на достижение его социальной адаптации.

^ Консультация для родителей учителя-логопеда Архангельской И.В.

«Рекомендации  родителям первоклассников».

 

           Длительность адаптации ребенка к школе зависит от многих факторов: возраста ребёнка, его психофизиологических особенностей, соматического состояния, психологической готовности, мотивации  и др.

            Для того, чтобы процесс адаптации к школе у детей проходил  легче,  к началу школьного обучения у ребёнка должны быть сформированы:

1.Высшие психические функции (внимание, восприятие, мышление, память).

2. Правильное звукопроизношение.

3. Представление о звуковой системе языка (умение различать звуки на слух (фонематический слух), умение определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), умение самостоятельно придумывать слова на заданный звук (фонематические представления)).

4. Развитая связная речь (разговаривать полными предложениями, задавать вопросы, составлять рассказы по сюжетным картинкам и т.д.)

5. Мелкая  моторика  кистей  рук.

6.Умение ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве (право - лево).

7. Развитый кругозор (дни недели, времена года, месяцы, классифицировать предметы по разным темам и т.д.).

 Если Ваш ребёнок произносит звуки  неправильно, вам следует:

 -  проконсультироваться у логопеда;

 -  выполнять рекомендации, данные специалистом;

 -  регулярно посещать консультации, проводимые логопедом;

 -  посещать  занятия  логопеда  с  Вашим ребёнком;

 -  активно вовлекать ребёнка в речевую деятельность;

 -  в свободное время больше играйте со своим ребёнком.

 ^ Упражнения  для развития  мелкой моторики                                   

 Белочка

Прыгает по веточкам

Невеличка - белочка.

Мелькает хвост среди ветвей.

Кто угонится за ней? (Большим пальцем одной руки поочередно касаются остальных пальцев, затем другой рукой).

Котёнок

Кусается глупый котёнок - малыш!

Он думает это не палец, а  мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш.

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

(Поочередно прищипывается каждый палец одной руки, затем другой).

Сколько в доме этажей?

Этот дом - одноэтажный.

Этот дом - он двухэтажный.

А вот этот - трёхэтажный.

Этот дом - он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца).

 Упражнения для развития артикуляторного аппарата

Надувание обеих щёк одновременно.

Надувание щёк попеременно.

Втягивание щёк в ротовую полость.

Сомкнутые губы вытягивают вперёд трубочкой, затем возвращаются в нормальное положение.

Улыбка: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов.

Чередование трубочка - улыбка.

Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.

Поднимание только верхней губы.

Оттягивание  вниз нижней губы.

Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.

Имитация полоскания зубов.

 ^ Упражнения  для снятия зрительного напряжения

Дети совершают движения глазами в соответствии с текстом.

1) Ослик ходит выбирает, что сначала съесть не знает.

    Наверху созрела слива, а внизу растет крапива,

    Слева - свёкла, справа - брюква,

    Слева - тыква, справа - клюква,

    Снизу сочная трава, сверху - сочная ботва.

    Закружилась голова,

    Кружится в глазах листва,                    

 (Выполняют круговые движения глазами).

    Выбрать ничего не смог

    И без сил на землю лёг.                          

  ^ Закрывают глаза.

2) Шляпки опять, как монетки горят.            Дети смотрят вдаль.

    Рябит от шляпок в глазах у ребят.           Часто моргают глазками.

3) Какой красивый лес вокруг!                     

^ Дети двигают глазами влево-вправо.

    Справа  - лисья нора, слева - медвежья берлога.

    Внизу, под сосной - ежиная  нора,

    А высоко на дереве - беличье дупло.

    А далеко- далеко за лесом -

    Бабушкина деревня!                              

 ^ Смотрят вдаль.

4) Вот стоит большая ёлка,

    Вот такой высоты.                                  

 Выполняют движения глазами снизу вверх,

    У неё большие ветки.

    Вот такой ширины.                                   слева - направо,

    Есть на ёлке даже шишки,                        вверх,

    А внизу - берлога мишки.                         смотрят  вниз.

    Зиму спит там косолапый                        Прикрывают глаза.

    И сосет в берлоге лапу.

5) Листопад, листопад                                  Поднимают руки вверх, глаза - вверх.

    Осыпается наш сад.                                 Опускают руки вниз, глаза - вниз.

    Листья желтые летят                              

 ^ Выполняют маятникообразное  движение глаз за руками в  такт

    Под ногами шелестят.                               Открывают, закрывают глаза.

6) Вот стоит осенний лес!

    В нем много сказок и чудес!                    

Выполняют круговые движения глазами.

    Слева - сосны, справа - дуб.

    Дятел сверху, тук да тук.                          

Выполняют движения глазами вверх- вниз.

    Глазки ты закрой - открой

    И скорей бегом домой!

                                              

Желаю Вам успехов!!!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация логопедической работы в мбоу сош №29 г о. Самара iconРуднева Ольга Владимировна, учитель – логопед. Организация логопедической...
...

Организация логопедической работы в мбоу сош №29 г о. Самара iconИнформация о кадрах мбоу сош №39 Руководящие работники
Ниро «Организация работы администрации образовательного учреждения по внедрению фгос»

Организация логопедической работы в мбоу сош №29 г о. Самара iconПлан воспитательной работы мбоу сош №17 в рамках городской программы...
Приоритетными направлениями в работе по воспитанию подрастающего поколения мбоу сош №17 являются

Организация логопедической работы в мбоу сош №29 г о. Самара iconСправка о состоянии работы по военно-патриотическому воспитанию у...
Директор мбоу сош №8 Назаралиева Шекерханум Шекерханум Ниязовна, заместитель директора по воспитательной работе Кадырова Гюльнара...

Организация логопедической работы в мбоу сош №29 г о. Самара iconПлан воспитательной работы мбоу «сош №2с п. Горагорское надтеречного...
План воспитательной работы мбоу «сош №2 с п. Горагорское Надтеречного муниципального района чр», составлен в соответствии с Программой...

Организация логопедической работы в мбоу сош №29 г о. Самара iconСогласовано Утверждаю Председатель Директор Совета оу мбоу сош №129 г о. Самара
«Дошкольник» за сложность спецкурсов, индивидуально – дифференцированный подход и разноуровневое обучение

Организация логопедической работы в мбоу сош №29 г о. Самара iconПубличный отчет (Работа мбоу сош №72 в 2011-2012 г) Утвержден директором...
Информация отражает полное содержание деятельности учреждения для родителей, учащихся, педагогов, социальных партнеров школы, органов...

Организация логопедической работы в мбоу сош №29 г о. Самара iconМбоу гимназии №11 г о. Самара
...

Организация логопедической работы в мбоу сош №29 г о. Самара iconЭ. З. Искакова/ Анализ работы заместителя директора по иоп мбоу сош...
Анализ работы заместителя директора по иоп мбоу сош №21 Нахибашевой Наиды Зулумхановны

Организация логопедической работы в мбоу сош №29 г о. Самара iconОб утверждении правил поведения обучающихся в мбоу сош №60 в 2012/2013 учебном году
С целью четкой регламентации организации учебно-воспитательного процесса в школе, обеспечения рационального использования учебного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница