Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков




Скачать 309.44 Kb.
НазваниеПредставления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков
страница1/4
Дата публикации01.05.2013
Размер309.44 Kb.
ТипАвтореферат
vbibl.ru > Психология > Автореферат
  1   2   3   4


на правах рукописи

МОСКВИТИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СПОСОБАХ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ

В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва

2004

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Диссертация посвящена изучению представлений младших подростков о собственных способах поведения в трудных жизненных ситуациях.

^ Актуальность исследования. На протяжении всей жизни, вне зависимости от возрастного этапа, человек сталкивается с определенными трудностями. Эти трудности связаны не только с проблемами развития и возрастными кризисами, не только с экстремальными событиями в социальной и личной жизни, но и с обыденными жизненными ситуациями. Для преодоления повседневных трудных ситуаций человеку требуются представления о способах, условиях и возможностях, необходимых для реализации своих усилий, а также умения эти способы применять. Всё это происходит по мере взросления и накопления определенного жизненного опыта.

О важности изучения способов поведения в трудных жизненных ситуациях или совладающего (копинг) поведения свидетельствуют многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов (М.Тышкова, 1987; Х.Ремшмидт, 1989; I.Seiffge-Krenke, 1990; Е.Е.Данилова, 1990; M.Petrovsky, J.Birkimer, 1991; F.Blanchard-Fields, L.Sulsky, 1991; H.Sek, 1995; З.Х.Б.Сиерральта, 1997; Е.А.Перепеч, 1998; H.A.Bosma, 1999; Г.Крайг, 2000; Р.М.Никольская и Р.М.Грановская, 2000; Н.А.Сирота и В.М.Ялтонский, 1994; 1996, 2003; И.П.Стрельцова, 2002; Е.В.Либина, 2003; и др.). Исследователями выявлены возрастные особенности развития совладающего поведения, однако изучение младшего подросткового возраста с точки зрения представлений о способах поведения в трудных жизненных ситуациях, по нашему мнению, ещё не получило в психологии развития достаточной разработки. Это и определило проблему исследования.

Целью исследования является изучение представлений младших подростков о способах их поведения в трудных для них жизненных ситуациях.

^ Объект исследования – способы поведения в трудных жизненных ситуациях.

Предмет исследования – представления младших подростков о способах поведения в трудных жизненных ситуациях.

^ Гипотезы исследования:

(1) представления о способах поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков связаны с их пониманием самого феномена «трудная ситуация»;

(2) представления о способах поведения в трудной жизненной ситуации младших подростков взаимосвязаны с представлением о себе, о своих личностных качествах, особенностях, которые способствуют реализации того или иного варианта поведения в трудной жизненной ситуации;

(3) существуют половые различия между младшими подростками в представлениях о способах поведения в трудных жизненных ситуациях.

Для проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи исследования:

1) провести теоретический анализ литературы, посвященной изучению стратегий и способов совладающего поведения;

2) изучить представления младших подростков (11-12 лет) о содержании понятия «трудная ситуация»;

3) изучить представления младших подростков о возможных способах своего поведения в трудной жизненной ситуации;

4) определить особенности влияния личностных особенностей младших подростков на их представления о способах поведения в трудных жизненных ситуациях;

5) выявить особенности представлений мальчиков и девочек о типичных трудных ситуациях и способах поведения в них.

6) выявить наиболее типичные варианты представлений младших подростков о способах своего поведения в трудных жизненных ситуациях.

7) разработать практические рекомендации для школьных психологов, учителей и родителей по формированию представлений о возможных способах поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков.

^ Методы и организация исследования:

Эмпирическое исследование проводилось в три этапа. На всех трех этапах в эксперименте участвовали одни и те же младшие подростки 11-12 лет в количестве 72 человек (38 мальчиков и 34 девочки). Были использованы следующие методы:

  1. Метод беседы (о трудных ситуациях и способах поведения в них).

  2. Проективный метод – рисунок «Я в трудной ситуации».

  3. Методы диагностики личности - опросник копинг-стратегий детей школьного возраста (в редакции И.М.Никольской и Р.М.Грановской, 2000); опросник «Индикатор стратегий преодоления стресса» (Д.Амирхан, 1990); многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла.

  4. Метод шкалирования – реальная и идеальная самооценка в обыденной жизни и в трудных жизненных ситуациях.

  5. Метод самоописания – самооценка в обыденной жизни и в трудных жизненных ситуациях.

^ Обоснованность и достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечены использованием комплекса методов, адекватных предмету, целям и гипотезе исследования, корректным применением методов математической статистики. Результаты исследования подвергались качественной и количественной обработке. Количественная обработка данных осуществлялась на базе IBM-PC-Pentium с использованием электронных таблиц Excel и пакетов статистической обработки SPSS 12.0 и Statistica 6.0 (кластерный анализ, корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена; были использованы критерий χ2 Пирсона и критерий различий U–Манна-Уитни).

^ Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явился подход отечественных психологов, исследовавших феномен поведения в трудных жизненных (стрессовых) ситуациях (Л.И.Анцыферова, В.А.Бодров, Р.М.Грановская, Л.А.Китаев-Смык, И.М.Никольская и др.) и транзакциональная теория копинг (совладающего) поведения – когнитивно-поведенческий подход (Р.Лазарус, С.Фолькман).
^ Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

  • установлено, что для младших подростков трудными жизненными ситуациями являются ситуации, связанные в основном с общением и учебной деятельностью;

  • выявлено, что главным атрибутом трудной жизненной ситуации младшие подростки считают наличие препятствия, с которым необходимо справиться;

  • выявлены различия в понимании мальчиками и девочками того, что есть трудные ситуации, в их содержании, в представлениях о способах своего поведения в трудных жизненных ситуациях;

  • выявлены связи самооценки и личностных особенностей у младших подростков с их представлением о своих способах поведения в трудных жизненных ситуациях;

  • выявлены и описаны варианты представлений о способах поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков.

^ Практическая значимость работы состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в работе школьных психологов по формированию представлений о способах поведения в трудных жизненных ситуациях, при организации учебно-воспитательного процесса, а также обеспечения психологической грамотности учителей и родителей.

Результаты исследования о представлениях младших подростков о способах их поведения в трудной жизненной ситуации могут стать основой развивающих и психопрофилактических программ, для решения практических психолого-педагогических задач.

Полученные данные могут быть использованы при разработке курсов возрастной и педагогической психологии для студентов педагогических и психологических специальностей ВУЗов.

^ Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Трудные жизненные ситуации для большинства младших подростков, представляют ситуацию, которую возможно или необходимо преодолевать, путем приложения определенных усилий. Чаще всего такими ситуациями являются обыденные ситуации в учебной деятельности, в общении.

  2. Для младших подростков более характерно когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации, в меньшей – оценивание ее с точки зрения возможности саморегуляции.

  3. В представлениях младших подростков нет четкого разграничения способов поведения в трудных жизненных ситуациях на эффективные и социально желательные и неэффективные и социально нежелательные.

  4. На представление младших подростков о способах поведения в трудных жизненных ситуациях влияют их личностные особенности и самооценка.

^ Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на IX Российской научной конференции «Человек как субъект жизнедеятельности» (сентябрь 2002 г.) г. Рязань; на Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая культура личности» (декабрь 2003 г.) г. Белгород; на конференциях аспирантов и соискателей, заседаниях лаборатории Научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется ее методологическая основа, определяются цель, гипотеза, задачи, новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводится перечень методов исследования, излагаются положения, выносимые на защиту.
^ В первой главе «Теоретический анализ проблемы поведения в трудных жизненных ситуациях» представлен анализ отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике.

Проблема поведения в трудных жизненных ситуациях получила разностороннюю разработку в теоретических и эмпирических исследованиях зарубежных и отечественных психологов.

Трудные жизненные ситуации рассматриваются исследователями наряду с такими понятиями, как «критические события», «негативные жизненные события», «стрессовые жизненные события», «травматические события» и т.д. Всех их объединяет то, что они предъявляют к людям, испытывающим их, повышенные требования, вынуждают прилагать усилия и подключать дополнительные возможности для преодоления, ограничивают активность, т.е. являются стрессорами (К.Муздыбаев, 1998).

Повседневные трудные жизненные ситуации, несмотря на их кажущуюся тривиальность и обыденность, для человека, попавшего в них, также являются стрессорами. Эти ситуации тесно связаны с опытом человека и с его психологическим реагированием на них (Каннер, 1981; Де Лонгис, 1982; Стоун и Нил, 1984; Лазарус и Фолькман, 1988).

Для преодоления подобного рода ситуаций человек использует определенные способы поведения или копинг (совладающее поведение) (Р.Лазарус, 1982, 1991, 1992).

На сегодняшний день не существует единого концептуального теоретического подхода к пониманию феномена совладающего или копинг поведения.

Существует несколько основных подходов. Так, совладающее (копинг) поведение рассматривают, во-первых, как результат процесса, направленного на продуктивную адаптацию личности в стрессовых ситуациях (Н.Хаан, 1977; Дж. Вайлант; 1981 и др.), во-вторых, как относительно постоянную предрасположенность человека отвечать на стрессовые события определенным образом (D.Byrne, R.Н.Мооs, 1984; и др.), в-третьих, как транзактный процесс или обмен между человеком и окружением с акцентом на его процессуальных характеристиках (Лазарус, Фолькман, 1984; Уиллс, Шифман, 1985), в-четвертых, как личностное свойство, определяющее способность человека противостоять негативному воздействию трудных ситуаций (Л.И.Анцыферова, 1992, 1994; Ф.Е.Василюк, 1984; К.Паркс, С.Петерсон, 1991; П.Джеймс, С.Кобаса, 1988; Дж. Сулс, 1991; и др.).

Совладающее поведение рассматривается исследователями в связи с классификацией его стратегий и способов Р.Лазарус, С.Фолькман 1966, 1984, A.Billings, R.Moos, 1984; P.Vitaliano, 1990, H.Weber 1992, C.Carver, Mscheier, 1989, Г.Томэ 1988.

Совладающее поведение как процесс, имеющий определенные задачи и функции рассматривается исследователями Т.Э.Уиллс, С.Шифман, 1985; R.H.Moos, J.A.Shaefter, 1986; Л.А.Перлин и К.Шулер 1978.

Особое внимание отводится анализу эффективности стратегий и способов совладающего поведения (H.Weber 1992; N.Haan, 1977; P.Becker, 1989; C.Carver, 1989; K.Nakano, 1991; D.J.Terry 1991, 1992; V.J.Conway, D.J.Terry 1992; И.М.Никольская. Р.М.Грановская 2000; И.П.Стрельцова, 2002; А.В.Либина, 2003; и др.). В исследовании И.П.Стрельцовой показано, что нельзя однозначно определить конструктивность стратегий и, соответственно, способов поведения вне контекста реальных условий ситуации.

Немаловажную роль в определении эффективности совладающего поведения играют т.н. ресурсы, т.е. те возможности, которыми личность обладает или может использовать для преодоления трудной ситуации (U.G.Foa, K.Y.Tornblom, 1993; S.Folkman, M.Chesney, 1991; R.J.Turner, P.Roszel, 1994; A.E.Gross , P.A.McMullen, 1983; K.Nakano, 1991; V.J.Conway, D.J.Terry, 1992; и др.). В исследованиях показано, что важным ресурсом совладающего поведения является устойчивость и адекватность компонентов «образа Я». Также к ресурсам совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях относится возраст и пол человека. Людям разного возраста и разной половой принадлежности свойственно по-разному справляться с жизненными трудностями.

Весьма широко изучается возрастная специфика способов поведения в трудных жизненных ситуациях: дошкольный возраст – K.Stansbury, M.Sigman, 2000 и др.; младший школьный возраст – И.М. Никольская и Р.М. Грановская, 2000; дети, переходящие из начальной школы в среднюю – Е.Е.Данилова 1990; младший подростковый возраст – Н.М.Лыкова, Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский, И.Л.Баушева, 2003; подростковый и юношеский возраста – Х.Ремшмидт 1989; I.Seiffge-Krenke, 1990; Сиерральта З.Хорхе Бернардо 1997; Л.Г.Леонова и Н.Л.Бочкарева, 1998; Н.А.Сирота 1994, 1996; В.М.Ялтонский, 1995; Е.А.Перепеч, 1998; H.A.Bosma, 1999; И.П.Стрельцова, 2002; люди в возрасте от 17 до 42 лет – M.Petrovsky and J.Birkimer, 1991; на протяжении всего онтогенеза – Г.Крайг, 2000. Анализ влияния половых и гендерных различий представлен в работах: F.Blanchard-Fields, 1991; J.Veroff, R.A.Kulka, E.Douvan, 1981; A.A.Stone, J.M.Neale, 1984; А.В.Либиной 2003; и др. Анализ влияния восприятия и опыта переживания трудных жизненных ситуаций предствлен в работах Ф.Е.Василюка, 1984; М.Тышковой, 1987; Г.Томэ, 1988; Е.Е.Даниловой, 1990; Л.И.Анцыферовой, 1999; Г.Крайг, 2000; И.М.Никольской, Р.М.Грановской, 2001; А.Приходько 2001; К.Муздыбаева, 2002; Реана А.А., Кудашева А.Р., Баранова А.А., 2002; П.И.Стрельцовой, 2002; А.В.Либиной, 2003; и др.

Младший подростковый возраст оказался наименее изученным в плане специфики стратегий и способов поведения в трудных жизненных ситуациях. Это и определило проблему нашего исследования – представления младших подростков о способах поведения в трудных жизненных ситуациях.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков iconПобег подростков из дома психологическая коррекция аномального поведения
Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии...

Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков iconПроблемы перевоспитания «трудных» подростков
Во всех указанных случаях наблюдается проявление устойчивых, привычных форм поведения с отрицательной направленностью. Перед воспитателем...

Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков iconВопросы к семинарам (экзамену) по учебной дисциплине «Психология...
Итуация», «чрезвычайная ситуация». Объективные и субъективные элементы ситуации, их соотношение. Ситуационный и персонологический...

Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков iconЗанятие с элементами тренинга «Толерантность спасёт мир»
Особенно сильно пагубному влиянию последствий подвергаются молодое поколение, которое ещё не сформировало чётких жизненных позиций,...

Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков iconВлияние защитных механизмов на поведение в стрессовых ситуациях
Стресс у человека 21-го века возникает уже не так выборочно, он все чаще сопровождает его в обычных жизненных ситуациях. Это влечет...

Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков iconПособие по приобретению жизненных навыков корпус мира
Это занятие является основой программы по жизненным навыкам. Модель моста – это наглядный способ представления концепции изменения...

Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков icon5. 3 теории девиантного (отклоняющегося) поведения
Существуем мнение, что нет плохих учеников, а есть плохие учителя, следовательно, нет и трудных детей. Их придумали горе-педагоги...

Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков icon"Интернет? И да и Нет"
Систематизировать знание младших школьников об Интернете; познакомить с правилами поведения в Интернете с целью обеспечения информационной...

Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков iconДорожные знаки наши друзья!
Цель. Закрепить представления о правилах поведения на улице; знакомить с дорожными знаками; формировать навыки поведения на проезжей...

Представления о способах совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях младших подростков iconОтношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях 19
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница