Программа психологического сопровождения первоклассников Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников




Скачать 92.42 Kb.
НазваниеПрограмма психологического сопровождения первоклассников Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников
Дата публикации21.05.2013
Размер92.42 Kb.
ТипПрограмма
vbibl.ru > Психология > Программа

Программа психологического сопровождения первоклассников

Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников


Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни де-тей. О сложности и значимости периода, связанного с адаптацией ребёнка в школе, сказано и написано в отечественной психологической и педагогической литературе убедительно и достаточно (Дубровина И.В., Овчарова Р.В., Битянова М.Р. и др.). Именно в эти первые ме-сяцы начинают формироваться те системы отношений ребёнка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определяют в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности самореализации в школьной среде.
Поэтому основным направлением моей деятельности, как педагога-психолога по на-чальному звену сталапрофилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников.

^ Цель деятельности по данному направлению работы – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в данной ему педагогической среде. Эта цель может быть достигнута за счёт последовательного решения педагогическим коллективом совместно с психологом следующих задач:
1. Выявление особенностей психолого-педагогического статуса школьников с целью своевре-менной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии.
2. Создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах обще-ния и деятельности.
3. Создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществлять коррекционно-формирующую и развивающую работу с детьми, испытывающими различные психолого-педагогические трудности.
^ Программа работы по профилактике и психокоррекции дезадаптации у первоклассников.
В программу работы по адаптации детей к школе входят:
- консультирование и просвещение педагогов по вопросам, касающимся организации педагогической и психологической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации;
- консультирование и просвещение родителей;
- проведение психолого-педагогической диагностики школьных трудностей перво-классников;
- проведение кррекционно-развивающей работы с детьми, находящимися в состоянии средней и тяжёлой дезадаптации;
- проведение деловой игры с педагогами, в которой проигрываются и в ходе совместного обсуждения разрешаются проблемные ситуации, возникающие между учителем и ребёнком, между учителем и родителем, между родителями детей;
- проведение деловой игры с родителями первоклассников по выработке единых требований семьи и школы к первокласснику;
- проведение коррекционных занятий с родителями, дети которых находятся в состоянии дезадаптации.

Выделяется группа детей, не столь благополучно прошедших этап адаптации. Какие-то аспекты новой социальной ситуации оказались чужими или недоступными для усвоения. Для многих «камнем преткновения» становится собственно учебная деятельность. Развива-ется комплекс неуспешности, который в свою очередь порождает неуверенность, разочаро-вание, потерю интереса к учёбе, иногда познавательной деятельности вообще. Неуверен-ность у некоторых переходит в агрессию, озлобленность на тех, кто поставил в такую си-туацию, «погрузил» в море неуспеха и лишил поддержки. Другим не даются отношения со сверстниками, педагогом. Неуспешность в общении приводит к необходимости защищаться – уходить в себя, внутренне отворачиваться от других. Кому-то удаётся справляться с учёбой, общаться с одноклассниками, но какой ценой? Ухудшается здоровье, нормой становятся слёзы или температура по утрам и больной живот по вечерам, появляются странные неприятные «привычки»: тики, заикание, покусывание ногтей, волос. 
Для первоклассников, имеющих трудности в адаптации, была разработана коррекционно-развивающая программа занятий «Сказочная мозаика», цель которой: преодоление трудностей в интеллектуальной сфере, эмоциональном состоянии, поведении, общении.

^

Данная программа имеет объём 17 часов 
(плюс 13 часов индивидуальной работы с детьми).



Достижение этой цели возможно в процессе реализации следующих задач:
1. Коррекция и развитие у детей познавательной сферы, что необходимо, для успешного обучения в начальной школе.

2. Коррекция и развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

3. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я концепции» детей, устойчивой самооценки и снижение уровня школьной тревожности.
Эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так как только целостное воздействие на личность ребёнка может привести к устойчивому позитивному изменению.


Данная программа ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 4 – 8 человек (это эффективно с точки зрения психологических результатов). В группу включаются дети, показавшие низкую когнитивную готовность к школе, испытывающие трудности в поведении и общении в различных школьных ситуациях, испытывающие трудности в эмоциональной сфере, т.е. дети, которые в данный период находятся в состоянии дезадаптации. Программа включает в себя 20 занятий. Частота групповых встреч – 2 раза в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 35-50 минут, в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы. Дополнительно с групповыми занятиями проводятся индивидуальные занятия с этими детьми по развитию когнитивных умений и способностей, необходимых для обучения в школе. Индивидуальные занятия проводятся раз в неделю в течение 20-30 минут.
Динамика развития детей отслеживается посредством проведения контрольных срезов через каждые 10 занятий. Также каждые пять занятий проводится консультация родителей детей, занимающихся в группе. На консультациях родителям предлагаются игры и упражнения по развитию ребёнка в домашних условиях.

^

Тематический план занятий







п/п

Содержание темы

Кол-во часов

Примечание

Груп.
работа


Индив.
работа


1

Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе; развитие памяти, внимания, образного мышления, воображения.

35-50 мин.

40 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполне-

ния заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

2

Развитие умения распознавать чувст-ва и настроения других людей, развитие языка жестов и мимики; развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, умения моделировать; развитие усидчивости, самоконтроля.

35-50 мин.

40 мин

-

3

Стимулирование общения; развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения, мелкой моторики; развитие самоконтроля.

35-50 мин.

40 мин.

-

4

Формирование коммуникативных качеств; работа с эмоцией радости; развитие памяти, внимания, логического мышления, зрительно-мотор-ной координации, умения управлять собственным телом.

35-50 мин.

40 мин.

-

5

Развитие коммуникативных навыков, снятие тревожности; развитие памяти, внимания, моторики, зрительно-моторной координации, развитие навыков самоконтроля.

35-50 мин.

40 мин.

Консультация

родителей по развитию детей в домашних условиях.

6

Формирование правильного представления о себе; развитие логического мышления, зрительной памяти, моторики и зрительно моторной координации, умения ориентироваться в пространстве, концентрировать своё внимание, расслабляться.

35-50 мин.

40 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполне-

ния заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

7

Развитие наблюдательности, концентрации внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения владеть собственным телом; развитие моторики, зрительно моторной координации; формирование позитивной самооценки.

35-50 мин.

40 мин.

-

8

Развитие коммуникативных навыков, тактильных ощущений; повышение самооценки; развитие эмоциональной сферы; развитие мелкой моторики, концентрации внимания.

35-50 мин.

40 мин.

-

9

Эмоционально-экспрессивное развитие, овладение элементами саморегуляции; развитие ассоциативного мышлени, внимания, моторики и зрительно моторной координации; формирование коммуникативных качеств.

35-50 мин.

40 мин.

-

10

Развитие эмпатических способностей; развитие воображения, словесно-логического мышления, внимания, временной ориентации.

35-50 мин.

40 мин.

1)Проведение контрольного среза.

2)Консультация родителей по развитию детей в домашних условиях.

11

Развитие умения различать и понимать эмоциональные состояния; развитие логического мышления, образного мышления, воображения.

35-50 мин.

40 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполне-

ния заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

12

Развитие эмоциональной сферы, фантазии; развитие памяти, внимания, логики, моторики и зрительно моторной координации; профилактика нарушения зрения.

35-50 мин.

40 мин.

-

13

Формирование самооценки; развитие умения разбираться в чувствах и настроениях других людей; укрепление чувства уверенности в себе; развитие воображения, логической памяти, логического мышления, внимания.

35-50 мин.

40 мин.

-

14

Развитие умения видеть в себе и других людях некоторые черты характера; развитие воображения, мышления, переключаемости внимания, умения расслабляться.

35-50 мин.

40 мин.

-

15

Развитие навыков совместной деятельности, чувства сопереживания, умения снимать психо-эмоциональное напряжение; развитие слуховой памяти, внимания, логического мышления.

35-50 мин.

40 мин.

Консультация

родителей по развитию детей в домашних условиях.

16

Развитие воображения, внимания, мышления, моторики и зрительно моторной координации, умения снимать психо-эмоциональное напряжение.

35-50 мин.

40 мин.

Наблюдение за деятельностью детей в группе, анализ выполне-

ния заданий в тетрадях, анализ работы детей в целом.

17

Развитие умения осознавать своё эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций; развитие волевой сферы, саморегуляции; формирование правильного представления о себе, верной самооценки.

35-50 мин.

40 мин.

-

18

Установление тёплой атмосферы в отношениях между детьми; развитие моторной координации, восприятия, зрительной памяти, концентрации внимания, понятийного мышления, пополнение словарного запаса; развитие умения снимать напряжение.

35-50 мин.

40 мин.

-

19

Развитие умения соотносить свои замыслы с замыслами других детей; развитие умения снимать напряжение; развитие внимания, зрительной памяти, моторики и зрительно моторной координации; формирование уверенности в правильности воспроизведения.

35-50 мин.

40 мин.

-

20

Формирование чувства уверенности в себе;развитие умения расслабляться, снимать психо-эмоциональное напряжение; развитие внимания, зрительной памяти, воображения, моторной координации.

35-50 мин.

40 мин.

1)Проведение контрольного среза.

2)Консультация родителей по развитию детей в домашних условиях.




ИТОГО:

17 часов

13 часов

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа психологического сопровождения первоклассников Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников iconПервый класс школы
Поэтому основным направлением моей деятельности, как педагога-психолога по начальному звену сталапрофилактика и психокоррекция трудностей...

Программа психологического сопровождения первоклассников Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников iconПрограмма адаптации первоклассников к ученическому коллективу «школа, открывай нам двери!»
Предлагаемая программа адаптации предназначена для учащихся 1 класса школы-интерната №27

Программа психологического сопровождения первоклассников Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников iconРекомендации психолога по адаптации первоклассников
Учитель должен помнить, что процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно,...

Программа психологического сопровождения первоклассников Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников icon1. Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации
Психологический анализ особенностей показывает социально-психологическую позицию

Программа психологического сопровождения первоклассников Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников iconСоветы психолога родителям первоклассников
Сегодня мне хочется обратиться к самым, пожалуй, счастливым родителям – родителям первоклассников – с такими словами: "Дорога наша...

Программа психологического сопровождения первоклассников Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников iconАдаптация первоклассников к школе
Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят...

Программа психологического сопровождения первоклассников Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников iconРезультаты первого года внедрения фгос начального общего образования...
Результаты диагностики показали, что 87% первоклассников усвоили школьные нормы поведения. Однако 4 ученика (3%) испытывают трудности...

Программа психологического сопровождения первоклассников Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников iconЗадачи обучения письму 4 Организационные и гигиенические условия...
В последнее время в методике русского языка особенно актуальной является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному...

Программа психологического сопровождения первоклассников Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников iconПлан психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса
Цель – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях дополнительного образования

Программа психологического сопровождения первоклассников Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников iconПрограмма постинтернатного сопровождения учащихся из числа детей-сирот,...
Программа разработана социальным педагогом Романовой Е. М. на основе типовой программы Социальной адаптации и сопровождения выпускников...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница