Методические рекомендации по организации учебного процесса в группе №106 (специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта) Методические рекомендации по организации учебного процесса в группах №107 (специальность 270843 Монтаж,




Скачать 341.61 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации учебного процесса в группе №106 (специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта) Методические рекомендации по организации учебного процесса в группах №107 (специальность 270843 Монтаж,
страница1/3
Дата публикации24.04.2013
Размер341.61 Kb.
ТипМетодические рекомендации
vbibl.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3
Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области «Верхнетуринский механический техникум»

Методические рекомендации

по организации адаптивного учебного процесса

в учебных группах первого курса дневного обучения

Составитель:

методист первой квалификационной

категории Гильмуллина Л.Н.

2012/13 уч.г.

Содержание


  1. Пояснительная записка

  2. Аналитическая справка по результатам психологической диагностики студентов 1-го курса техникума

  3. Методические рекомендации по организации учебного процесса в группе №106 (специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта)

  4. Методические рекомендации по организации учебного процесса в группах №107 (специальность 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий) и №108 (080114 Экономика и бухгалтерский учет)

  5. Литература



Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации предназначены в помощь педагогам, реализующим учебный процесс в группах первого курса дневного обучения. Методические рекомендации составлены на основе психолого – педагогических исследований, проведенных в группах первого курса педагогом – психологом Белоусовой Натальей Анатольевной.

  • Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношений обучающегося к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации первокурсника в техникуме определяет множество факторов:

  • индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества;

  • ценностные ориентации;

  • академическая активность;

  • состояние здоровья;

  • социальное окружение;

  • статус семьи и т. д.

Успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации обучающихся нового набора.

Цель методических рекомендаций:

способствовать формированию социально-психологической устойчивости обучающихся нового набора к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.

Задачи:

  • подготовка обучающихся к новым условиям обучения;

  • формирование позитивных учебных мотивов;

  • установление и поддержание социального статуса обучающихся в новом коллективе;

  • предупреждение и снятие у обучающихся психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.


^ Аналитическая справка

по результатам психологической диагностики

студентов 1-го курса техникума

Педагог-психолог: Белоусова Н.А.
Группы: 106,107,108 Дата проведения: октябрь 2012 г.

Цель: на основании данных анкетирования студентов проанализировать психологическое состояние студентов и выявить студентов, требующих особенного внимания преподавателей и классных руководителей.

Студентам было предложено ответить на 6 тестовых заданий (анкет). Исследование проводилось по каждому тесту (анкете), и его результаты отражают особенности групп по различным аспектам исследования.

Следует отметить, что большинство студентов были, не совсем искренни в ответах на предложенные вопросы, в связи с чем, некоторые результаты тестирования анализу не подлежат.

По итогам исследования можно сделать следующие выводы:

  1. ^ Личностный опросник Айзенка

Эмоциональная устойчивость. Большинство студентов 1-го курса эмоционально устойчивы (8-16), однако присутствуют и студенты с крайне неустойчивыми эмоциональными реакциями. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам (у лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз).

Группа

Эмоционально

устойчивы

Нейротизм выше нормы

Реакция

ниже нормы

Тревожные дети

106

10

1

-

1

107

10

1

1

1

108

9

1

1

1

Экстраверсия – интроверсия показывает обращенность испытуемого в себя или в окружающую его среду. Экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Интроверт – это спокойный, застенчивый, интроактивный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Группа

Экстраверт

Интроверт

Переходная

группа

106

4

3

6

107

1

8

2

108

-

2

9


По типу темперамента распределение в группах следующее:

Группа

Меланхолик

Холерик

Сангвиник

Флегматик

106

7

2

1

-

107

5

-

1

5

108

5

-

-

6




  1. ^ Мотивация учебной деятельности (по О.С.Гребенюку)

Качественная и количественная оценка мотивов учебной деятельности студентов 1-го курса:

Группа

Неустойчивый (1).

Ситуативный (2).

Устойчивый (3).

Осознанный (4).

Ценностный (5).

Всего

5

19

12

2

1



Таким образом, можно сделать вывод, что в группах 1-го курса (по их мнению) преобладает неустойчивый или ситуативный интерес к занятиям, проявляют познавательные интересы только в тех случаях, когда есть возможность показать себя или под давлением со стороны родителей. Однако достаточно большое количество студентов в учебе стабильны. При этом не обязательно они учатся на «4». Единичны студенты, понимающие значимость полученных знаний и владеющие способами их получения.

  1. ^ Уровень притязаний (моторная проба Шванцландера)

Данная методика предназначена для того, чтобы количественно оценить, в какой степени у человека развита потребность добиться успеха и избегать неудач в различных жизненных ситуациях. Исследование позволило оценить, насколько адекватно студенты оценивают свои возможности.

Группа

Заниженная

Низкая

Адекватная

Высокая

Завышенная

Всего

7

10

16

5

0



Результат: адекватно оценивают свои возможности только 1/3 часть студентов всех групп, в основном самооценка ниже среднего, т.е. студенты намеренно ставят цели ниже своих возможностей для непременного достижения ситуации успеха. Некоторые дети с низкой самооценкой требует особого подхода, поскольку они более других нуждаются в поддержке, ободрении и понимании. Следует обратить внимание и на студентов с высокой самооценкой. Им следует учиться разбивать основную цель на отдельные составляющие «ступеньки», в противном случае возможно развитие переутомления и как результат – нервный срыв. В некоторых группах присутствуют студенты с сильно завышенной самооценкой – у них возможно наступление состояния крайней неудовлетворенности. Необходимо научить их ставить реально достижимые цели.

  1. ^ Ведущая репрезентативная система

Позволяет выявить ведущий стиль учебной деятельности студента. С кем мы работаем! На каком языке нам нужно говорить с испытуемым, чтобы лучше понять друг друга?. Как испытуемый воспринимает окружающий мир (через зрительные образы, на слух, через действия или анализируя действительность)?.

Группа

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

Думающие

106

6

7

4

3

107

1

8

4

5

108

3

3

5

6

Всего

10

18

13

14


По данным исследования основная масса студентов 1-го курса относятся к категории – аудиалы. Они способны воспринимать новый материал на слух, хорошо воспроизводят услышанное, запоминают последовательность. При работе в этих группах основной материал необходимо давать под запись, опираясь на наглядность и практические задания. В 108 аудиалы единичны. Много кинестетиков и думающих (кроме 106 группы). Скорость восприятия у этих категорий несколько ниже, им необходимо на выполнение задания больше времени, чем аудиалам или визуалам. Кинестетики воспринимают новое, через практические действия (решение задач, проведение опытов, выполнение проектировочных заданий). На последнем месте (кроме 106 группы) – они воспринимают окружающий мир через зрительные образы, способны излагать информацию, используя опорные схемы, таблицы. Они наблюдательны, но слуховое восприятие у них развито несколько хуже.

Таким образом при работе в группах необходимо учитывать следующие особенности:

Группа 106 – группа подвижная, динамичная, эмоциональная. Скорость деятельности несколько выше, чем в других группах. Поэтому, потеря интереса приводит к нарушению дисциплины, невнимательности, низкому усвоению материала. В работе с ними больше использовать аудио-визуальные каналы восприятия и меньше монотонной однообразной работы на первых этапах. Кроме того, нужно учитывать, что в группе очень много детей с низкой самооценкой (чаще хвалить и показывать их индивидуальные достижения при группе, а критика только один на один).

Группы 107 и 108 очень схожи – практики, не любящие спешки. В них большое количество флегматиков, а это значит, что ребята способны к длительной монотонной работе. Но, половина – меланхолики, поэтому нуждаются в эмоциональной поддержке и стимуляции учебной мотивации яркими примерами, особенно в 107 группе, где много аудиалов. Зрительную информацию запоминают только после многократного повторения и закрепления на практике. Ребят с низкой и заниженной самооценкой на много меньше чем в 106, но правило то же – чаще хвалить и показывать их индивидуальные достижения при группе, а критика только один на один.

В целом рекомендации следующие:

  1. Классным руководителям познакомиться с индивидуальными особенностями обучающихся, требующих повышенного внимания и принять меры для предотвращения нарастания уровня стресса (индивидуальные беседы с преподавателями, детьми и родителями);

  2. Преподавателям предметникам уделить внимание предэкзаменационному настрою обучающихся, в процессе учебной деятельности чаще поощрять достижения в работе и комментировать ошибки и причины неудач, но в корректной форме.

Кроме того придерживаться простых правил:

  1. Ни в коем случае не позволять себе разговаривать на повышенных тонах.

  2. Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к обучающемуся нужен индивидуальный подход.

  3. Усильте познавательный интерес, создавая ситуацию успеха для студента и акцентируя внимание на его достижениях.

  4. Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения, чаще хвалите.

  5. Необходимо найти  сильные качества студента и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания.

  6. Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу. Дайте понять, что вы его или ее понимаете.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации учебного процесса в группе №106 (специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта) Методические рекомендации по организации учебного процесса в группах №107 (специальность 270843 Монтаж, iconМетодические рекомендации по прохождению технологической и преддипломной практик нижний Новгород
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 050501. 52 «профессиональное обучение» (по отраслям),...

Методические рекомендации по организации учебного процесса в группе №106 (специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта) Методические рекомендации по организации учебного процесса в группах №107 (специальность 270843 Монтаж, iconН. Н. Димов Решение задач по определению параметров
Методические указания к практическим работам для студентов специальности 050501. 52 «Профессиональное обучение» (Эксплуатация наземного...

Методические рекомендации по организации учебного процесса в группе №106 (специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта) Методические рекомендации по организации учебного процесса в группах №107 (специальность 270843 Монтаж, iconМетодические рекомендации по организации воспитательно-образовательного...
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного...

Методические рекомендации по организации учебного процесса в группе №106 (специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта) Методические рекомендации по организации учебного процесса в группах №107 (специальность 270843 Монтаж, iconМетодические рекомендации для студентов педагогических специальностей...
Учебно-методическое пособие предназначено студентам I-VI курсов общих факультетов по направлению «050000 образование и педагогика»,...

Методические рекомендации по организации учебного процесса в группе №106 (специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта) Методические рекомендации по организации учебного процесса в группах №107 (специальность 270843 Монтаж, iconМетодические рекомендации по организации борьбы с крысиным клещом Законодательство России
Методические рекомендации разработаны в нии дезинфектологии мз рф, Федеральном Центре Госсанэпиднадзора мз РФ

Методические рекомендации по организации учебного процесса в группе №106 (специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта) Методические рекомендации по организации учебного процесса в группах №107 (специальность 270843 Монтаж, iconМетодические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации...
Методические рекомендации предназначены для того, чтобы оказать проектной, проектно-технологической и строительной организации помощь...

Методические рекомендации по организации учебного процесса в группе №106 (специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта) Методические рекомендации по организации учебного процесса в группах №107 (специальность 270843 Монтаж, iconПриказ №80/ос «Об организации учебного, воспитательного процесса,...
В целях повышения качества организации учебного процесса, введения фгос в начальной школе маоу гимназия №6 «Горностай»

Методические рекомендации по организации учебного процесса в группе №106 (специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта) Методические рекомендации по организации учебного процесса в группах №107 (специальность 270843 Монтаж, iconМетодические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации...
Методические рекомендации предназначены для того, чтобы оказать проектной, проектно-технологической и строительной организациям помощь...

Методические рекомендации по организации учебного процесса в группе №106 (специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта) Методические рекомендации по организации учебного процесса в группах №107 (специальность 270843 Монтаж, iconМетодические рекомендации по организации и проведению дезинфекционных мероприятий при гриппе и
Методические рекомендации предназначены для медицинского персонала санитарно эпидемиологических и дезинфекционных станций, лечебно...

Методические рекомендации по организации учебного процесса в группе №106 (специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта) Методические рекомендации по организации учебного процесса в группах №107 (специальность 270843 Монтаж, iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы Структура работы
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 061100 " Менеджмент организации" заочной формы обучения, изучающих...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница