Классный час на тему «Я и мой темперамент»




Скачать 93.69 Kb.
НазваниеКлассный час на тему «Я и мой темперамент»
Дата публикации21.04.2013
Размер93.69 Kb.
ТипКлассный час
vbibl.ru > Психология > Классный час
Классный час на тему «Я и мой темперамент»

Цели: раскрыть психологию темперамента, дать психологическую характеристику типов темперамента. Информация о психологии темперамента необходима для самопознания, а также коррекции взаимоотношений друг с другом. Эти знания помогают ребятам объяснить мотивы поведения другого типа, понять, как реагировать на те или иные события, разобраться, каков их собственный индивидуальный стиль выполнения заданий. Учительская Газета


Ход классного часа
1. Размышление над эпиграфом.
Задание: Прочитать эпиграф. Почему в разных жизненных ситуациях автор отдает предпочтение тому или иному типу темперамента?
«В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником; в важных событиях жизни - меланхоликом; относительно впечатлений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком; и, наконец, в исполнении раз принятых решений - флегматиком» (Вильгельм Вундт).
2. Понятие о темпераменте
Темперамент (от лат. «temperamenum» - надлежащее соотношение частей, соразмерность) - закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.
Это врожденное качество, которое проявляется в силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов, которые зависят от типа нервной системы.
3. Можно ли изменить тип темперамента?
Тип темперамента может несколько изменяться в зависимости от условий жизни, возраста, воспитания, внешних событий.
Наиболее достоверны факты изменения типа темперамента в раннем детстве в связи с перенесенными болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни (например, холерик в удрученном состоянии ведет себя как флегматик, а возбужденный флегматик может взорваться как типичный холерик).
4. Влияет ли тип темперамента на способности человека?
Темперамент не определяет уровня общих или специальных (профессиональных) способностей.
Люди одного и того же темперамента могут быть высоко- и малоодаренными, и, наоборот, люди, обладающие различными темпераментами, могут успешно работать в одной области. Те или иные свойства темперамента в одних ситуациях профессиональной деятельности могут способствовать достижению успеха в ней, в других - мешать.
5. Влияние темперамента на индивидуальный стиль учебной деятельности
Когда требования деятельности противоречат какому-либо свойству темперамента, то человек выбирает такие приемы и способы ее выполнения, которые наиболее соответствуют темпераменту и помогают преодолеть влияние его отрицательных в данных условиях проявлений.
Совокупность таких успешных индивидуальных приемов и способов, выработанных человеком в процессе деятельности, характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.
6. Индивидуальный стиль деятельности влияет на темперамент?
Приобретение индивидуального стиля деятельности не изменяет самого темперамента, так как индивидуальный стиль - совокупность вариантов деятельности, наиболее удобных для человека при имеющемся у него темпераменте.
Таким образом, ни одна сторона личности - ее направленность, характер, уровень общих и специальных способностей - не определяется темпераментом, однако проявления всех свойств личности в той или иной мере зависят от типа темперамента (обратная связь).
7. ^ Типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик - это различные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента (индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др.)
В природе не существуют чистые типы темперамента, имеется в виду смешанный тип, в котором есть определенные свойства от каждого типа, но при этом одно из свойство доминирует.
Нет хороших или плохих темпераментов: каждый из них имеет свои положительные и отрицательные особенности, поэтому главные усилия должны быть направлены на разумное использование достоинств и нивелирование отрицательных сторон своего темперамента.
^ Характеристика типа «сангвиник»:
- психически активен;
- быстро отзывается на окружающие события;
- стремится к частой смене впечатлений, тяготится однообразием, не любит строго придерживаться систем и правил;
- сравнительно легко переживает неудачи и неприятности;
- живой, подвижный, с выразительной мимикой и жестами;
- коммуникабельный (много знакомых причисляет к друзьям),
- бодрый, оптимистичный.
Положительные черты: высокая работоспособность, хорошая приспосабливаемость, отзывчивость.
Недостатки: склонен к непостоянству, разбросанности, поверхностности.
В учебной деятельности: часто недостает терпения и настойчивости, работает с увлечением только до тех пор, пока интересно; потеряв интерес, легко может бросить начатое дело и переключается на другое.
Роль в общении: «артист», потешник, старается всех рассмешить.
Рекомендуемый стиль в общении: лучше воспринимает замечание в виде шутки.
^ Характеристика типа «холерик»:
- очень энергичный, способен отдаваться делу с особой страстностью;
- быстрый и порывистый, склонен к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, но быстро отходит;
- со стремительными движениями и выразительной мимикой;
- трудно адаптируется в новом коллективе;
- впечатлительный, внутренне переживает и сопереживает, надежный друг;
- может быть лидером, если приучит себя к сдержанности.
Положительные черты: способность преодолевать большие нагрузки, энергичность, активность.
В учебной деятельности: работает рывками, циклично, стремится к чередованию действий, не умеет рассчитать силы на длительное время. Вынослив, работоспособен, любит работу, связанную с перемещением, стремится к лидерству в групповой деятельности.
Роль в общении: подчиняет своим требованиям, непреклонен, властен.
Рекомендуемый стиль в общении: индивидуальная беседа и косвенные предъявления требований - совет, намек и т.п. Публичное порицание резким тоном вызывает агрессию.
^ Характеристика типа «флегматик»:
- невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний;
- малоэмоциональный, тихий, с повышенной застенчивостью, но способный к энергичным действиям;
- самооценка несколько занижена, в группе не на виду, скромен;
- доводит начатое дело до конца, не стремится делать лучше, чем требуется.
Положительные черты: надежность, основательность.
Недостатки: медлительный, эмоционально бедный (нередко на грани с черствостью).
В учебной деятельности: стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное выполнение однажды принятого распорядка, а некоторую замедленность реакций флегматик восполняет тщательным планированием действий и педантичным контролем.
Роль в общении: спокойный созерцатель.
Рекомендуемый стиль в общении: нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требований, для этого нужно время.
^ Характеристика типа «меланхолик»:
- впечатлительный, склонный к глубоким переживаниям;
- легко ранимый, но внешне слабо реагирует на окружающее;
- со сдержанными движениями и приглушенностью речи;
- имеет ограниченный круг знакомых;
- легко переносит одиночество, предпочитает уединение;
- при неудаче чувствует подавленность, страх.
Положительные черты: способен на глубокие, устойчивые чувства.
Недостатки: упрям, обидчив, замкнут; склонен принимать только те мнения, которые совпадают с его собственными.
В учебной деятельности: меньше устает и раздражается, чем представители других типов темперамента, выполняя однообразные действия. Однако при больших нагрузках быстро устает. И работоспособность снижается. Противопоказаны ситуации, требующие быстрого принятия решений и «холодной головы».
Роль в общении: подопечный, беззащитный.
Стиль общения: индивидуальная беседа, косвенные предъявления требований - совет, намек. Публичное порицание вызывает глубокую и длительную обиду.
8. Задание: смоделируй поведение представителей четырех темпераментов в различных жизненных ситуациях, а также тактику общения с ними окружающих людей в следующих ситуациях:
опоздал в театр (на урок, на встречу);
забыл дома ключи, стоит перед открытой дверью;
получил радостное известие;
стал объектом глупой шутки приятеля;
разбил любимую мамину вазу;
надо срочно выполнить большую по объему и трудоемкую работу;
приехал на три часа раньше назначенного срока встречи с приятелями на лоне природы.
9. Определи свой тип темперамента:
^

Определи свой темперамент



Прочитай утверждения, соответствующие четырём типам темпераментов. Паспорт каждого темперамента состоит из 20 вопросов. Если то или иное качество, названное в паспорте, имеется у тебя под этим номером ты ставишь знак «+». Если считаешь, что названное качество у тебя отсутствует, то никакого знака ставить не надо. Отвечать надо объективно и честно, учитывая, что чистый тип темперамента встречается очень редко: у каждого человека обнаруживаются качества, характерные для различных типов. Степень выраженности каждого типа темперамента определяется так. Подсчитывается количество «+» в каждом паспорте и затем результаты ранжируются в убывающем порядке. Ваш тип тот, который окажется на первом и втором местах.

^

Паспорт сангвиника


  1. Весёлый и жизнерадостный.

  2. Деловитый.

  3. Часто не доводит дело до конца.

  4. Склонен переоценивать себя, свои возможности.

  5. Способен быстро схватывать новое.

  6. Неустойчив в интересах и склонностях.

  7. Легко приспосабливается к разным обстоятельствам.

  8. Легко переживает неудачи и неприятности.

  9. С увлечением берётся за любое дело.

  10. Быстро остывает, если дело перестаёт его интересовать.

  11. Быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую.

  12. Тяготится однообразием будничной кропотливой работы.

  13. Общительный и отзывчивый, не чувствует скованности в общении с новыми людьми.

  14. работает быстро, увлечённо, ровно, нуждается в перерывах реже других.

  15. Вынослив и работоспособен.

  16. Обладает громкой, быстрой, отчётливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.

  17. Сохраняет самообладание в неожиданной, сложной обстановке.

  18. Обладает всегда бодрым настроением.

  19. Быстро засыпает и пробуждается.

  20. Часто не собран, проявляет поспешность в решениях.



^

Паспорт холерика


  1. Неусидчив, суетлив.

  2. Невыдержан, вспыльчив.

  3. Нетерпелив, реактивен.

  4. Резок и прямолинеен во взаимоотношениях с людьми.

  5. решителен и инициативен.

  6. Энергичен.

  7. Находчив в споре.

  8. Работает рывками.

  9. Склонен к риску.

  10. Злопамятен и обидчив.

  11. Обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.

  12. Неуравновешен и склонен к горячности.

  13. Агрессивен.

  14. Нетерпим к недостаткам.

  15. Обладает выразительной мимикой.

  16. Способен быстро действовать и решать жизненные задачи.

  17. Неустанно стремиться к новому.

  18. Обладает резкими порывистыми движениями.

  19. Неустойчив в достижении поставленной цели.

  20. Склонен к резким сменам настроений.



^

Паспорт флегматика


  1. Спокоен и хладнокровен.

  2. Последователен и обстоятелен в делах.

  3. Осторожен и рассудителен.

  4. Работает спокойно, медленно, редко отдыхает.

  5. Молчалив, не любит попусту болтать.

  6. Обладает спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.

  7. Сдержан и терпелив.

  8. Как правило, доводит начатое дело до конца.

  9. Не тратит попусту сил.

  10. Строго придерживается выработанного распорядка жизни, системы в работе.

  11. Легко сдерживает свои желания.

  12. Мало восприимчив к одобрению и порицанию.

  13. Незлобив, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.

  14. Постоянен в своих отношениях и интересах, умеет ждать, ладить с другими.

  15. Медленно включается в работу и переключается с одного дела на другое.

  16. Ровен в отношениях со всеми.

  17. Любит аккуратность и порядок во всём.

  18. С трудом приспосабливается к новой обстановке.

  19. Инертен, малоподвижен, вял.

  20. Обладает выдержкой.



^
Паспорт меланхолика

  1. Стеснителен и застенчив.

  2. Теряется в новой обстановке.

  3. Затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми.

  4. Легко переносит одиночество.

  5. Не верит в сои силы, падает духом при невзгодах.

  6. Чувствует подавленность и растерянность при неудачах.

  7. Склонен уходить в себя.

  8. Быстро утомляется, нуждается в более частых для отдыха перерывах.

  9. Обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шёпота.

  10. Невольно приспосабливается к характеру собеседника.

  11. Впечатлителен до слезливости, тревожен.

  12. Чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию.

  13. Предъявляет высокие требования к себе и к окружающим.

  14. Склонен к подозрительности, мнительности.

  15. Болезненно чувствителен и легко раним.

  16. Чрезвычайно обидчив.

  17. Скрытен и необщителен, не делится ни с кем своими мыслями.

  18. Малоактивен в работе.

  19. Безропотно покорён.

  20. Стремится вызывать сочувствие и помощь у окружающих.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час на тему «Я и мой темперамент» iconКлассный час: «Герои Сталинграда». 4 Муслимова А. Я. 2-4 05. 02 Классный...
Посещение библиотекарем ветерана войны Сорокиной Елены Николаевны с вручением подарка

Классный час на тему «Я и мой темперамент» iconЧто  в педагогической науке и практике понимается под такой формой...
Классный час- это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. ( Н. И. Болдырев)

Классный час на тему «Я и мой темперамент» iconКлассный час на тему: Терроризм- угроза обществу!
Цель: формирование у учащихся представления о терроризме как историческом и политическом явлении

Классный час на тему «Я и мой темперамент» iconКлассный час На тему: «Никто не забыт, ничто не забыто»
Цели: воспитать чувство патриотизма; прививать нравственно-эстетические качества

Классный час на тему «Я и мой темперамент» iconКлассный час во втором классе на тему: «Новое о светофорах»
Подготовила учитель начальных классов Джапарова Патимат Музупрудиновна. 2013 год

Классный час на тему «Я и мой темперамент» iconКлассный час
В том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти...

Классный час на тему «Я и мой темперамент» iconКлассный час в 6 классе на тему: «России важен каждый»
Методические рекомендации по участию общеобразовательных учреждений России в проекте «Детская перепись»

Классный час на тему «Я и мой темперамент» iconКлассный час на тему: "Роль волевых качеств характера человека в его жизни"
Дать учащимся возможность понять необходимость определения для себя жизненных целей

Классный час на тему «Я и мой темперамент» iconКлассный час на тему: "Роль волевых качеств характера человека в его жизни"
Дать учащимся возможность понять необходимость определения для себя жизненных целей

Классный час на тему «Я и мой темперамент» iconКлассный час в 6 классе на тему: “ Курение вредная привычка”
Цели: продемонстрировать глобальный характер трудности курения; доказать пагубность этой дурной привычки; формировать отрицательное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница