Психологические особенности семейного воспитания Побережная Е., Денисенко А. А




Скачать 51.55 Kb.
НазваниеПсихологические особенности семейного воспитания Побережная Е., Денисенко А. А
Дата публикации21.04.2013
Размер51.55 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Психология > Документы


Психологические особенности семейного воспитания

Побережная Е., Денисенко А.А.

Южно-Украинский национальный педагогический университет

имени К.Д. Ушинского
Вопрос воспитания ребенка есть одним из актуальных и важнейших вопросов человечества (В.Е. Каган, А.В. Петровский, Л.П. Фридман, В.Я. Титаренко и др.). Каждый народ и каждое государство всегда волнует вопрос, как в лице своих детей подготовить себе на жизненном пути заместителей, которые будут продолжать дела, начатые их родителями. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитание, и формулирование его задачи, и более или менее целенаправленное использование методов и приемов воспитания. Умение родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера во все то хорошее и сильное, что есть в любом, даже в самом неблагополучном ребенке, так как настоящая любовь поможет родителям отказаться от фиксирования недостатков и несовершенств, направит воспитательные усилия на укрепление положительных качеств личности ребенка, на поддержку сильных сторон его души, к борьбе со слабостью и несовершенством.

Обобщая научные исследования, можно предположить, что семья может выступать в роли положительного и отрицательного фактора воспитания. В связи с этим возникает вопрос, как сделать так, чтобы максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Для этого сначала необходимо определить внутрисимейные социально-психологические факторы, которые имеют воспитательное значение (доверчивые отношения, психологическую готовность родителей к браку, принятие взаимных обязательств и др.).

Частыми причинами развития аномалий в воспитании детей есть систематическое нарушение родителями этики внутрисемейных отношений, то есть отсутствие заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей, несовместимость моральных позиций, рассогласованность взглядов, а также ответственность за состояние дел в семьи.

Среди ведущих путей устранения отрицательного влияния перечисленных факторов на воспитание детей есть достижение взаимопонимания и гармонизация личных взаимоотношений между супругами. Они предусматривают принятие основных принципов построения взаимоотношений: не ставить задачи перевоспитать партнера; искать позиции по вопросом воспитания; в спорах и дискуссиях проявлять компромисс; признавать свои ошибки.

На основании этого учеными (А.П. Петровский, В.В. Юстицкий, В.И. Гарбузов и другие) определенные 4 типа воспитания в семье:

- Диктат – проявляется в систематическом поведении одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувство собственного достоинства у других членов. Авторитарность родителей, пренебрежение интересами и взглядами ребенка, систематическое лишение его права голоса - все это гарантия серьезных проблем в формировании личности ребенка.

- Опека – родители, обеспечивают удовлетворения всех потребностей ребенка, огораживая его от каких-нибудь хлопот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план.

- Невмешательство – пассивность родителей как воспитателей.

- Сотрудничество – предусматривает посредственность детско-родительских отношений целям и задачам общей деятельности, его организации и высоким моральным ценностям.

Также можно выделить основные формы отношений родителей к ребенку (В.М. Минияров): к его деятельности; использование методов наказания и поощрения; детско-родительские отношения; к окружающим людям; формирование нравственных ценностей; 6) развитие мыслительной деятельности.

По мнению В.Я. Титаренко, детям, рожденным в семье первыми или вторыми, предъявляется разный стиль воспитания. Установлено, что со своим первенцем родители ведут себя иначе, чем с детьми, которые рождаются позднее. С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры значительно ограничиваются. Старший ребенок вынужден безуспешно завоевывать родительское внимание, которое в большей мере обращено на младших детей.

В то же время братья и сестры по-разному влияют на воспитание младших. Так, мальчики у которых есть старшие братья, проявляют больше мужских черт и интересов, в отличие от девочек имеющих сестер. В свою очередь, девочки под влиянием старших братьев, нередко оказываются более честолюбивыми и агрессивными, а также обладают мужскими чертами характера и имеют более развитые интеллектуальные способности..

Специфические условия для воспитания складываются в неполной семье. Отмечено, что мальчики более остро воспринимают отсутствие отца, и данный фактор влияет на развитие таких проявлений, как агрессивность, задиристость и беспокойство. Относительно девочек можно сказать, что их поведение мало чем отличается от поведения девочек, которые воспитываются в полной семье (В.А. Сысенко).

В свою очередь и развод родителей отрицательно влияет на эмоциональное развитие ребенка, то есть является для них сильным потрясением особенно для мальчиков (становятся неуправляемые, теряют самоконтроль, проявляют повышенную тревожность). Также развод родителей отрицательно отражается и на детско-родительских отношениях, в особенности между матерями и сыновьями.

В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им не хватает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда дети особенно нуждаються в их любви и поддержке.

На основе этого, можно отметить, что главная задача в семейном воспитании заключается в проявлении любви к ребенку. Ее отсутствие приводит к развитию таких черт, как: повышенная тревожность (страх сделать что-то плохо, неверно, действовать только по образцам и шаблонам, боязливости обнаружить инициативу бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам); демонстративность – ее источником становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье отверженными. Хотя бывают случаи, когда ребенку оказывают достаточное внимание, но он не удовлетворен эмоциональном контактом с родителями; бегство от реальности - наблюдается в тех случаях, если у детей демонстративность соединяется с тревожностью. Эти дети предъявляют повышенное внимание к себе. Они малозаметные, опасаются вызвать неудовольствие своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых, что часто приводит к развитию пассивности, которая препятствует эмоциональным контактам.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что семейное воспитание характеризует отношения родителей к ребенку, которые выражаются в своеобразном обращении и взаимодействии. При этом контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, нужно строить, опираясь на постоянное желание познавать своеобразность его личности. Постоянный тактический надзор, ощущение эмоционального состояния, внутреннего мира, изменений, особенностей его душевного настроения - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями. На формирование стилей воспитания влияют как объективные так и субъективные факторы, а также генетические особенности ребенка, то есть тип темперамента, традиции, модель прасемьи и многие другие.

Литература

  1. Бреслав Г.М Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.,1990.

  2. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М., 2003.

  3. Немов Р.С. Психология. – М., 2001.

4. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех кто любит детей.

– М., 1999.

  1. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологические особенности семейного воспитания Побережная Е., Денисенко А. А iconПсихологические особенности развития подросткового алкоголизма привалова Д. А., Денисенко А. А
Из этого следует, что по выпиваемым дозам спиртного к моменту завершения средней школы старшие подростки могут приблизиться к средним...

Психологические особенности семейного воспитания Побережная Е., Денисенко А. А iconПсихологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания и формирования личности...

Психологические особенности семейного воспитания Побережная Е., Денисенко А. А iconНа основании закона РФ «Об образовании», Национальной доктрины образования...
Е процесса воспитания школы осуществляется на основе качественно нового представления о статусе воспитания, с учетом отечественных...

Психологические особенности семейного воспитания Побережная Е., Денисенко А. А icon2.  Либерально попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека)
...

Психологические особенности семейного воспитания Побережная Е., Денисенко А. А iconСтили семейного воспитания
Часто ли вы бываете недовольны его характером? Почему у ребенка возникают проблемы в школе или в общении? Как часто вы говорите себе:...

Психологические особенности семейного воспитания Побережная Е., Денисенко А. А iconС емья клеточка общества, его как бы мини-модель. Без семьи и семейного...
Семья – клеточка общества, его как бы мини-модель. Без семьи и семейного воспитания, семейной заботы о ребёнке не было бы ни общества,...

Психологические особенности семейного воспитания Побережная Е., Денисенко А. А iconВопросы к экзамену по дисциплине «Семейная психология»
Виды нарушений семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребёнка

Психологические особенности семейного воспитания Побережная Е., Денисенко А. А iconРазвитие персонала в кризисной ситуации: некоторые психологические закономерности и особенности

Психологические особенности семейного воспитания Побережная Е., Денисенко А. А iconБ. М. Бекмухамедов психологические особенности познавательной потребности...
Психологические особенности познавательной потребности как средства творческого развития личности будущего учителя музыки

Психологические особенности семейного воспитания Побережная Е., Денисенко А. А iconУрок 32. Основы семейного права в Российской Федерации
Цель: рассмотреть особенности брачно-семейных отношений, закреплённые в семейном праве

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница