А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с




НазваниеА 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с
страница1/47
Дата публикации05.04.2013
Размер4.38 Mb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47
Аверин В.А.

А 19 Психология детей и подростков: Учёб. пособие. - 2-е изд., перераб. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.

Содержание

ОТ АВТОРА............................................................................ 7

Глава 1

Психология развития ребенка.............................................. 9

,1. Из истории развития науки о детях ............................. 9

.2. О методологии последующего изложения................. 12

.3. Детство в жизни взрослого......................................... 15

.4. Принципы психического развития ............................ 17

.5. Факторы психического развития ............................... 25

.6. Механизм психического развития ребенка ............... 29

.7. Теории психического развития ребенка.................... 36

.8. Гипотеза психического развития ребенка

Д. Б. Эльконина........................................................... 43

.9. О диагностике возрастного развития ........................ 49

.10. Показатели психического развития ребенка и

методы их изучения..................................................... 52

Глава 2

Психическое развитие младенца........................................ 62

2.1. Врожденные способности младенца .......................... 63

2.1.1. Врожденные перцептивные способности

младенца............................................................ 71

2.1.2. Врожденные психомоторные способности

младенца ............................................................ 79

2.2. Психическое развитие новорожденного.................... 85

2.3. Психическая жизнь младенца..................................... 93

2.4. Начало развития языка и речи .................................. 100

2.5. Эмоциональная жизнь младенца. ............................. 108

2.6. Непосредственно-эмоциональное общение -

ведущий вид деятельности младенца........................ 119

Заключение........................................................................ 123

Приложения............................................................................. l zs

Приложение 1

Развитие хватания и владения рукой........................ 128

Приложение 2

Развитие органов чувств и поведения в игре ........... 129

Приложение 3

Развитие речи (говорения и понимания).................. 130

Приложение 4

Социальное развитие ребенка ...................................132

Глава 3

Психология раннего детства .............................................133

3.1. Особенности развития ребенка в раннем

детском возрасте ........................................................ 134

3.2. Факторы становления предметно-манипулятивной деятельности ребенка................................................. 134

3.3. Освоение ходьбы ........................................................ 135

3.4. Предметные действия и условия их развития .......... 138

3.5. Освоение речи.............................................................140

3.6. Эмоциональное развитие ребенка ............................ 153

3.6.1. Общие особенности эмоциональной

сферы ребенка ...................................................153

3.6.2. Эмоциональная жизнь ребенка раннего

возраста ............................................................154

3.7. Кризис 3-х лет и центральное новообразование

раннего возраста........................................................ 163

3.8. Становление личности ребенка, его системы «Я» ... 166

3.8.1. Что усваивают дети, общаясь с

родителями?.......;.............................................. 176

3.8.2. Почему и каким образом ребенок

усваивает воздействия родителей?.................. 176

3.9. Становления образа себя и полоролевая

идентификация ........................................................... 182

Глава 4

Психология развития детей дошкольного возраста........ 186

4.1. Игра и ее роль в развитии ребенка ...........................188

4.1.1. Изобразительная деятельность ребенка ......... 194

4.2. Развитие воображения ............................................... 199

4.3. Психоэмоциональное развитие дошкольников .......206

4.4. Развитие восприятия, внимания, памяти и

мышления дошкольника............................................214

4.5. Развитие общения в дошкольном возрасте .............. 223

4.6. Кризис 7 лет и психологические новообразования

дошкольного возраста............................................... 229

4.7. Готовность ребенка к школе ..................................... 232

Глава 5

Психическое развитие детей младшего школьного возраста ..............................................................................243

5.1. Краткая психологическая характеристика

возраста ......................................................................243

5.2. Адаптация первоклассникам школе......................... 245

5.3. Учебная деятельность - ведущая в младшем

школьном возрасте .................................................... 249

5.4. Основные психологические новообразования и

их влияние на познавательное развитие ребенка..... 254

5.5. Теория развития интеллекта Ж.Пиаже..................... 261

5.6. Эмоциональная сфера младшего школьника.......... 281

5.6.1. Страхи детей в младшем школьном

возрасте............................................................. 281

5.6.2. Эмоции интереса и радости и их роль

в учебной деятельности.................................... 284

5.7. Развитие личности младшего школьника ................288

5.8. Психологическая характеристика трудностей

обучения в начальной школе..................................... 293

Глава б

Психическое развитие подростка .....................................304

6.1. Мифы и реальности подросткового возраста.......... 304

6.2. Специфические особенности подросткового

периода ....................................................................... 305

6.3. Ведущая деятельность и психологические

новообразования возраста ........................................311

6.4. Психологическая характеристика

подросткового возраста ............................................314

6.5. Основные сферы психического развития подростка 317 6.5.1. Половое развитие подростка ..........................318

6________.______________-____

6.5.2. Познавательное развитие подростка..............327

6.5.3. Социализация личности подростка как

этап становления самосознания ......................339

6.5.3.1. Становление «Я» и психоэмоцио­нальные состояния подростка.................... 350

6.5.4. Нравственное развитие подростка .................352

6.6. Агрессивность и агрессивное поведение

подростка..............—....—— ......................•.-••— ..........361

6.7. Акцентуации характера и нарушения

поведения подростка..............................—..........— ....372

^ ОТ АВТОРА

Дети, как и взрослые, очень разные. Нам, взрослым, хорошо известны порой отчаянные попытки, предприни­маемые нами, чтобы лучше понять друг друга. В этом нам помогает жизненный опыт и специальная литература, раскрывающая психологию взрослого и его поведения. Сейчас такой литературы появилось довольно много. И хотя качество ее разнообразно, дефицит психологических знаний перекрывает возможные изъяны.

Потребность в понимании наших собственных де­тей у нас ничуть не меньше, чем в понимании взрослых. И удовлетворение ее за счет набивания шишек в рамках жизненного опыта - слишком большая плата за приобре­тенные знания. Путь расширения своего кругозора за счет научных знаний, пожалуй, единственно приемлемый для нас и наших детей. В то же время психологической литера­туры о детях немного.

В этой книге мы предприняли попытку системати­зации известных психологических фактов жизни ребенка от его рождения по подростковый возраст с целью выяв­ления и демонстрации читателю логики психического раз­вития ребенка, другими словами, механизма его психичес­кого развития.

Смотреть - это еще не значит видеть, так же как слу­шать - не значит слышать. Но даже тогда, когда человек и видит и слышит, он не всегда может объяснить себе, что происходит на самом деле. Психологическая картина дет­ства и отрочества столь сложна, запутана и противоречива, что разобраться в ней без четких ориентиров для анализа

^ 8 Аверин В.А. Психология детей и подростков_______•

просто невозможно. Именно поэтому основной акцент в книге сделан на анализе механизма психического разви­тия ребенка и интерпретации всего многообразия фактов в контексте этого механизма.

Эта книга обращена:

к вдумчивым и нравственным родителям. Она помо­жет им выбрать адекватные способы взаимодействия с ребенком, создать необходимые условия для его жизни и развития его способностей;

врачам и другим медицинским работникам. Мне, проработавшему в педиатрической медицинской акаде­мии более 20 лет, достаточно хорошо известны типичные психологические трудности, с которыми сталкиваются врачи в своей профессиональной деятельности. Матери­алы этой книги могут помочь врачам-педиатрам соста­вить более полный и системный портрет своих малень­ких пациентов, а порою избежать и диагностических оши­бок особенно в так называемые кризисные периоды развития ребенка, а также при выборе лечения и назначе­нии профилактических мероприятий;

работникам дошкольных детских учреждений, учи­телям, социальным работникам для создания условий нор­мального психического развития ребенка и проведении психодиагностических и коррекционных мероприятий.

С уважением В. Аверин

ГЛАВА 1

^ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

1.1. Из истории развития науки о детях

По словам В.П.Нечаева, известного русского иссле­дователя детской психики, первые замечания о душевной жизни детей можно встретить еще у древних авторов'.

Однако первое систематическое описание психичес­кой жизни ребенка было сделано Тидеманом в 1787 году в сочинении «Наблюдения над развитием душевных способ­ностей у детей». Но только спустя два века этот труд на­шел многочисленных последователей. Почему же наука о детях стала развиваться только в XIX веке?

Именно в это время в науке получает распростране­ние идея развития, сформулированная Ч.Дарвином в его «Происхождении видов путем естественного отбора...». Книга вышла в свет в 1859 году.

Желание ученых проследить исходные пункты этих эволюционных процессов привело к необходимости иссле­дования детства. Именно с этого времени и стало расти число книг по проблемам детства.

В 1888 году в Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» - первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографическому направ­лению, - книга, в которой автор описал свои тщательные

^ Нечаев Л.П. Руководство к экспериментально-психологичес­кому исследованию детей. Вып. 1,1925.

10 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

наблюдения за психофизиологическим развитием своего

сына в течение 3-х лет.

В это же время в Америке активно заявляет о себе С.Холл. Именно с его именем связывается рождение та­кой науки, как педология, получившей признание и широ­кое распространение в Америке и Европе на рубеже XIX-

XX веков.

С.Холл, вернувшись в 1881 году из Европы, читает в

Бостоне лекции по психологии и педагогике, основной мыслью которых было то, что педагогика должна осно­вываться на изучении психики учащихся. Справедливос­ти ради заметим, что подобная мысль была высказана еще за 13 лет до этого в России известным русским педагогом

К.Д.Ушинским.

Как же дальше развивались события? В том же 1881 году Холл возглавляет кафедру психо­логии и педагогики в Балтиморском университете и основы­вает первую американскую психологическую лабораторию. Именно поэтому США стали родиной педологии - науки, объектом изучения которой является ребенок, а основным вопросом -выяснение природы его развития. Педология со­средоточила свое основное внимание на качественных из­менениях в деятельности ребенка на каждом этапе его раз­вития. Особенностью педологического изучения ребенка яв­ляется комплексный подход к нему. Это и медицинский, и физиологический, и психологический, и педагогический подходы. Такой подход казался весьма перспективным и не случайно этот период охарактеризовался взрывом иссле­дований. Однако обратим свой взор на Россию.

Бурное развитие педологии в России, представлен­ное замечательными работами К.Д.Ушинского (1857 г.), Н.Н.Пирогова и П.Ф.Лесгафта (1900 г.), П.Ф.Каптерева (1890 г.), Н.НЛанге (1882 г.), получило свое логическое и достойное продолжение в трудах А.П.Нечаева, П.П.Блон-ского, Л.С.Выготского, А.Б.Залкинда, Б.Аркииа.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с iconЖурналистика
Психология журналистики. Учебное пособие. — Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 2006. 240 с

А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с iconА. Г. Литвак; Рос гос пед ун-т им. А. И. Герцена. Спб. Изд-во ргпу, 1998. 271 с
Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб пособие / А. Г. Литвак; Рос гос пед ун-т им. А. И. Герцена. Спб. Изд-во ргпу,...

А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с iconМарцинковская Т. Д. История психологии: Учеб пособие для студ высш учеб заведений
Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб пособие для студ высш учеб заведений / сост. И. В. Дубровина и др. – 4-е...

А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с iconСоциальная память и меморативная политика Соколов А. В
С 59 Общая теория социальной коммуникации: Учеб­ное пособие. — Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. — 461 с

А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с iconКнига посвящена неизменно привлекательной и актуальной теме психологии...
Психология изучения личности: Учеб пособие. — Спб., Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 288 с

А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с iconУчебной литературы по дисциплине педагогическая психология основная...
Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб пособие для студ высш учеб заведений / сост. И. В. Дубровина и др. – 4-е...

А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с iconФролов И. Т. и др. 3-е изд
...

А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с iconАбрамова Г. С. А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип
А 16 Возрастная психология: Учеб пособие для студ вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с

А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с iconЛитература Фоминова А. Н., Шабанова Т. Л. Педагогическая психология....
Фоминова А. Н., Шабанова Т. Л. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Флинта: Наука, 2011

А 19 Психология детей и подростков: Учёб пособие. 2-е изд., перераб. Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с iconБорисов К. Г. Б 82 Международное таможенное право: Учеб пособие. Изд. 2-е доп
Б 82 Международное таможенное право: Учеб пособие. Изд. 2-е доп. М.: Изд-во рудн, 2001. 616 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница