Тесты Тест-опросник Тест-задание Проективный




НазваниеТесты Тест-опросник Тест-задание Проективный
страница1/74
Дата публикации23.03.2013
Размер8.01 Mb.
ТипТесты
vbibl.ru > Психология > Тесты
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   74
ББК88.4 Ш23

Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н.

Ш23 Практическая психология. Инструментарий. — Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. — 688 с.

Данное учебное пособие предназначено для подготовки практикующих специалистов-психологов.

Книга содержит полный набор тестовых методик с под­робными инструкциями испытуемым, расширенную интер­претацию результатов, методические рекомендации по про­ведению социально-психологических тренингов, а также уникальный материал по психографологии.

Предназначена для студентов психологических и педаго­гических специальностей, а также для практикующих психо­логов.

ISBN 5-222-02199-8 ББК 88.4

© В. Б. Шапарь, А. В. Тимченко, В. Н. Швыдченко, 2002 © Оформление, изд-во «Феникс», 2002.

Часть I

Раздаточный материал для исследований

^ ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ





ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны) Внутреннее (самонаблюдение) Свободное Включенное Стороннее

Опрос

Устный Письменный Свободный Стандартизованный

Тесты

Тест-опросник Тест-задание Проективный

Эксперимент

Естественный Лабораторный




Другие методы

^ ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ1

Предыстория тестов уходит в глубину веков. Она связана с испытаниями различных способностей, знаний, умений и навы­ков. Сообщается, что уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. Профессионально подготов­ленный писец был центральной фигурой месопотамскои циви­лизации благодаря обширным по тем временам знаниям.,,Он был обязан знать все четыре арифметических действия, уметь измерять поля, распределять рационы, делить имущество, владеть искусством пения и игры на музыкальных инструментах. Кроме того, проверялось умение разбираться в тканях, металлах, растениях и др. (Дандамаев М. А., 1983).

В Древнем Египте только тот обучался искусству жреца, кто был способен выдержать систему определенных испытаний. Вначале кандидат в жрецы проходил собеседование, в процессе которого выяснялись его биографические данные, уровень образо­ванности; кроме того, оценивались внешность, умение вести беседу. Затем следовали проверки умения трудиться, слушать и молчать, испытания огнем, водой, страхом преодоления мрач­ных подземелий в полном одиночестве и др. (Аванесов В. С, 1982). Все эти жестокие испытания дополнялись угрозой смерти для тех, кто не был уверен в своих способностях к учению и в том, что сумеет выдержать все тяготы длительного периода образования. Поэтому каждому кандидату предлагалось еще раз подумать и, тщательно взвесив, решить, с какой стороны закрыть за собой дверь в храм — с внутренней или с внешней.

Сообщается, что эту суровую систему испытаний успешно преодолел знаменитый ученый древности Пифагор. Вернув­шись позже в Грецию, он основал школу, допуск в которую открывал только для тех, кто был способен преодолеть серию различных испытаний, похожих на те, которые он выдержал сам. Как свидетельствуют источники (цит. по: Голицын Н. Н., 1855, с. 118), Пифагор подчеркивал важную роль интеллектуальных способностей, утверждая, что «не из каждого дерева можно

1 Цит. с сокр. по кн.: «Общая психодиагностика» Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. Изд-во Моск. ун-та, 1987.

выточить Меркурия», и потому, вероятно, придавал большое значение диагностике именно этих способностей. Для этого каждому давалась сравнительно трудная математическая задача. В случае ее решения вопрос о приеме решался сразу. Однако чаще всего задача не решалась, после чего неудачника вводили в зал, где ученики, по правилам испытаний, должны были беспощадно поднимать его на смех, давая ему обидные прозвища. Если поведение новичка в этой критической ситуации харак­теризовалось умением отвечать на выпады, хорошо и достойно держать себя, его принимали в школу (подробнее см., напр.: АванесовВ. С, 1982).

Особенное значение Пифагор придавал смеху и походке молодых людей, утверждая, что манера смеяться является самым хорошим показателем характера человека. Он внимательно относился к рекомендациям родителей и учителей, тщательно вел наблюдение за каждым новичком после того, как последнего приглашали свободно высказываться и не стесняться, смелее оспаривать мнения собеседников (там же).

Сообщается (Dubois P., 1970), что за 2200 лет до н. э. в Древнем Китае уже существовала система проверки способ­ностей лиц, желавших, занять должности правительственных чиновников.1 Каждые три года чиновники повторно экзаменова­лись лично у императора по шести «искусствам»: музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению писать, считать, знанию ритуалов и церемоний. Для государства система экзаменов была важным средством отбора достаточно способных, в меру эрудированных и, главное, лояльных по отношению к власти людей для последующего их использования на административ­ной службе.

Нередко результаты испытания интеллектуальных способ­ностей становились предметом гордости того или иного народа, а иногда служили даже для извлечения доходов. Сообщается, например, что индийский царь Девсарм, желая испытать муд­рость иранцев, прислал им шахматы. Предполагалось, что иран­цы вряд ли сумеют разгадать суть этой игры и потому они должны были по условию отослать в Индию подать. Сооб-

' Существует мнение, что подобная практика в Китае сложилась значительно позже (Воскресенский Д. М. Человек в системе государственных экзаменов. История и культура Китая. М., 1974).

щается, однако, что визирь Хосрова Важургмихр понял правила игры и в свою очередь изобрел игру, называемую сейчас нарды. Он послал с новой игрой визиря в Индию, где ее, как выяснилось, разгадать не смогли (Орбели И. А., 1936).

Другим свидетельством использования испытаний тестово­го характера являются материалы, излагающие основы религи­озного учения чань-буддизма. Учителя чань-буддизма использо­вали загадки, вопросы-парадоксы с одновременным созданием ситуации психологического стресса. Отвечать на них необходи­мо было сразу, на раздумывание не отводилось ни секунды. Как отмечает Н. В. Абаев, в чаньских поединках-диалогах сама парадоксальность постановки вопросов (например, была ли борода у бородатого варвара или имеет ли собака природу Будды?) создавала драматическое напряжение, которое усилива­лось всем образом действий наставника. Хватая своего оппо­нента и крича на него: «Говори! Говори! Отвечай немедленно!», он создавал ситуацию психического напряжения. Чаньские парадоксальные загадки использовались, по мнению этого же автора, в качестве тестов на определенный «чаньский» ход мышления. В зависимости от того, как тестируемый неофит отвечал на эти загадки, опытный наставник определял, на каком уровне «просветленности» он находился и какие меры нужно принять для углубления его «чаньского опыта», а также выявлял симулянтов, скрывающих за внешней грубостью и странностью манер свою некомпетентность (Абаев Н. В., 1980).

В созданном чжурчжэнями государстве Цзинь результаты экзаменов применялись для распределения выпускников медицинского училища. Из числа выдержавших экзамены луч­шие поступали на государственную службу в качестве практи­кующих врачей, преподавателей или исследователей, худшие получали разрешение заниматься частной практикой. Не выдер­жавшим экзамен рекомендовалось либо продолжить подготов­ку, либо сменить профессию (Воробьев М. В., 1983).

Различные конкурсы и экзамены устраивались и в средне­вековом Вьетнамском государстве. Всего за два года в период с 1370 по 1372 г. удалось провести переаттестацию всех военных и гражданских чиновников, что позволило организо­вать проверку государственного аппарата по всей стране. В ре­зультате этого Вьетнам вновь стал сильным и жизнеспособным

феодальным государством; особое внимание было уделено созда­нию боеспособного офицерского корпуса (Берзин Э. О., 1982).

В XV в. конкурсные испытания были упорядочены. Они проводились по этапам и турам. Присвоение высших степеней на экзаменах сопровождалось большими почестями. Лауреаты по­лучали подарки от короля, их имена вносились в «золотой список», который вывешивался у Восточных ворот столицы, об их победах на конкурсе сообщалось в родную общину. Имена наиболее отличившихся высекались на специальных каменных стелах, установленных в Храме Литературы (Берзин Э. О., 1982).

Интересные данные приводятся В.Н. Басиловым о шаман­стве. У некоторых народов (например, у эскимосов) чуть ли не каждый взрослый мужчина считал себя способным к шаманст­ву, но эти претензии отвергались в процессе испытаний. Про­верка и, как результат ее, признание были непременными условиями шаманской деятельности. У разных народов провер­ка шамана принимала свои формы. В частности, когда у казахов кто-либо объявлял себя шаманом, то он по требованию народа должен был, как сообщается, ходить по снегу в трескучий мороз босиком и с обнаженной головой, лизать языком раскаленные докрасна железные предметы. У народности ханты неудачного претендента считали сумасшедшим. У ульчей шаман подвергал­ся испытаниям во время поминок. Такой же обычай был у нанайцев (Басилов В. Н., 1984).

Приведенный здесь краткий исторический экскурс позволя­ет сделать вывод о необходимости рассматривать испытания индивидуальных способностей как важную и неотъемлемую часть общественной жизни многих (если не всех) народов мира со времен древнейших цивилизаций и до наших дней. Однако можно ли на основании приведенных данных говорить о глубокой истории и широкой распространенности тестов? Если согласиться с наиболее известными сейчас определениями теста, даваемыми как перевод с английского слова «test» — испытание, проверка, проба, то на поставленный вопрос надо отвечать утвердительно. Дело, однако, в том, можно ли в наше время так определять тест?

В случае с тестами научный анализ дает классический пример видимого совпадения вещей по форме и их действитель­ных различий по существу. Различия начинаются с рассмотре­ния основного понятия. Как отмечал Б. М. Кедров, каждое

in

понятие может быть зафиксировано, во-первых, как сложивше­еся, готовое на данный момент времени, а потом как относитель­но неизменное, постоянное. Во-вторых, научные понятия выра­жают и резюмируют собой на каждом этапе научного развития определенную ступень развития науки. В результате складыва­ются две логические системы: формально-логическая, опериру­ющая относительно неизменными, готовыми понятиями, и диа­лектологическая, оперирующая изменчивыми, развивающимися, текущими понятиями (Кедров Б. М., 1967).

К началу XX в. практические потребности изучения преобла­дающих способностей были сформулированы в виде научной проблемы исследования индивидуальных различий. Эта пробле­ма и дала импульс к появлению первых тестов. Ф. Гальтон, известный английский ученый, в течение 1884—1885 гг. провел серию испытаний, в которых посетители лаборатории в возра­сте от 5 до 80 лет могли за небольшую плату проверить свои физические качества (силу, быстроту реакции и др.), ряд физи­ологических возможностей организма и психических свойств по семнадцати показателям. В число последних вошли показа­тели роста, веса, жизненной емкости легких, становой силы, силы кисти и удара кулаком, запоминаемости букв, остроты зрения, различения цвета и другие. По полной программе было обсле­довано 9337 человек. Ф. Гальтон писал, что практика вдумчиво­го и методичного тестирования — не фантазия; она требует рассмотрения и эксперимента (Galton F., 1884).

Это был первый существенный отход от тысячелетней практики испытаний и проверок, основанной на интуиции. Применительно к тестам значение деятельности Ф. Гальтона можно сравнить с тем, что сделал Г. Галилей для физической науки своими остроумными экспериментами. Набиравший силу радикальный эмпиризм рассматривался рядом ученых конца XIX в. как вполне приемлемая альтернатива идеализму, а экспе­римент — как настоящий фундамент науки. «Только тогда психология сможет стать действительной и точной наукой, — писал, например, Дж. Кэттелл, — когда она будет иметь своей основой эксперимент и измерения» (Cattell D., 1890).

Дж. Кэттелл, по-видимому, первым увидел в тестах средство измерения, казалось бы, неизмеряемых свойств человеческой психики. В работе, опубликованной в 1890 г., он дал список
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   74

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тесты Тест-опросник Тест-задание Проективный iconВопросы к экзамену по эконометрике-2
Обнаружение гетероскедастичности. Аналитические методы: критерий Барлетта, тест Голдфелда−Квандта, тест Уайта, тест ранговой корреляции...

Тесты Тест-опросник Тест-задание Проективный iconТесты по теме: "Элементы теории вероятностей" Тест в каких пределах...
Тест Из колоды 52 карт наудачу вытягивается одна. Какова вероятность, что это будет король пик?

Тесты Тест-опросник Тест-задание Проективный iconРей Тест «Предназначение». Данный профориентационный тест-тренинг
Данный тест по профориентации не столько выделяет предрасположенность человека к той или иной группе профессий, сколько помогает...

Тесты Тест-опросник Тест-задание Проективный iconТест№21 А. Горячий- знойный 16. Найдите односоставное предложение : 24. прав ответ. С тест№22

Тесты Тест-опросник Тест-задание Проективный iconТест Заочная олимпиада По коррекционной педагогике тест
А разделы общепедагогической направленности обучения и воспитания детей с проблемами в развитии – это

Тесты Тест-опросник Тест-задание Проективный iconСообщения для запоминания по тестам на беременность
«социальный тест», доступная по цене тест-полоска, определяющая беременность в утренней порции мочи

Тесты Тест-опросник Тест-задание Проективный iconТест "Сова"? "Жаворонок"?
Принадлежность человека к "совам", "жаворонкам" или "голубям" характеризует биохимические свойства его организма. Предлагаемый тест...

Тесты Тест-опросник Тест-задание Проективный iconИсследование типа семейного воспитания (Эйдемиллер) 7 Психодиагностический...
Детская психодиагностика и профориентация/ Ред сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» Ростов н/Д: «Феникс», 1999....

Тесты Тест-опросник Тест-задание Проективный iconАллергологические исследование
Качественный тест, разработан для дифференциальной диагностики между атопическими и неатопическими заболеваниями. Включает в себя...

Тесты Тест-опросник Тест-задание Проективный iconТест путешествие
Этот ассоциативный тест настолько правдив и популярен, что многие психологи используют его как диагностический метод, а многие заводилы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница