Психическое развитие в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника




Скачать 78.61 Kb.
НазваниеПсихическое развитие в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника
Дата публикации03.09.2013
Размер78.61 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Психология > Документы
Психическое развитие в дошкольном возрасте
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей. Важнейшие из них:

- потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт;

- потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей;

- потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.

Развитие ведущих социальных потребностей характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.

  1. ^ Социальная ситуация развития дошкольника.

Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 7 лет. Психологически отделившись от близких взрослых, ребенок из предметного мира переходит в мир взрослых людей. Ребёнок стремится вести себя как «взрослый», участвовать в жизни взрослых. Взрослый начинает выступать в новом качестве – как носитель общественных функций в системе общественных отношений. Взрослый – партнер в предметной деятельности, источник новых знаний о мире, носитель новой информации о нормах и ценностях общественной жизни, образец межличностных отношений.

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личнсоти ребенка. Ведущим средством общения становится речь. Общение со взрослым усложняется и приобретает новые формы и содержание. Содержание становится внеситуативным. М.И. Лисина выделила две новые формы общения в данный возрастной период:

А) в младшем дошкольном возрасте (3-4-года) разворачивается внеситуативно-познавателное общение. Ведущим мотивом является – познание. Взрослый выступает источником новых знаний.

Б) в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) происходит переход к высшей для дошкольного детства форме общения – внеситуативно-личностной. Взрослый выступает как источник социальных познаний, как эталон поведения в различных ситуациях и как судья. Личностный мотив общения проявляется в трансформации содержания вопросов, в новых темах для обсуждения со взрослым (О РАБОТЕ, СЕМЬЕ, ДЕТЯХ И Т.Д.) . для развития личности ребенка, внеситуативно – личностное общение имеет важное значение, т.к.:

- в процессе такого общения ребенок усваивает сознательно нормы и правила поведения;

- через общение дети учатся видеть себя со стороны, а это важное условие самосознания;

- в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых – воспитателя, врача, продовца, учителя и т.д.

Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками. Для 3-4 летнего ребенка сверстник является участником совместной практической деятельности. К 4-м годам сверстник становится предпочитаемым партнером общения. Содержанием такого общения становится совместная игровая деятельность. В 4-5-ти летнем возрасте сверстник превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. Проявляется конкурентное, соревновательное начало. Это указывает на качественную перестройку отношений к сверстнику, который становится предметом постоянного сравнения с собой.

К старшему дошкольному возрасту (5-7 годам) сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка и становится значимым лицом общения. В совместной деятельности дети уже чередуют и согласовывают действия, совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. Продолжают развиваться способы общения.

  1. ^ Новообразования дошкольного возраста и значение игры для развития психики дошкольника.

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения.

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, являясь ведущим типом деятельности, определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка.

(задание: сделать конспект-анализ «Роль игры в формировании личности дошкольника»)

«Игра – источник развития и создает зоны ближайшего развития», - утверждал Л.С. Выготский.

Д.Б. Эльконин выделяет четыре основные линии влияния игры на психическое развитие ребенка:

1. Развитие мотивационно – потребностной (М-П) сферы ребенка

2. Преодоление познавательного «эгоцентризма»

^ 3. Развитие идеального плана

4. Развитие произвольности действий.

Основные новообразования мотивационно – потребностной (М-П) сферы определяются тем, что игра является ориентировкой ребенка в мире социальных отношений, мотивов, задач и смыслов человеческой деятельности. Результатом ориентировки становится формирование у ребенка новых по содержанию социальных мотивов (стремление к общественно значимой и социально оцениваемой деятельности, мотив занять новую социальную позицию). Л.С. Выготский считал, что в игре формируется первичное соподчинение мотивов, формируются «волевые мотивы». Соподчинение мотивов, состоит в том, что деятельность и поведение детей начинает побуждаться не отдельными мотивами, которые сменяются и вступают в конфликт, а определенным соподчинением мотивов, выделением главных и второстепенных мотивов.

А. Н. Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который широко известен под названием «эффекта горь­кой конфеты»1.

Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически невыполнимое задание: достать удаленную вещь, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помеще­ния. После безуспешных попыток ребенок встает, берет привлекающий его предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит его и предлагает в на­граду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него «горькой».

Успешность в задании взрослого и заслуженное уважение окружающих оказались для ребенка гораздо более значимыми, чем сиюминутное пищевое удовольствие от конфеты. Отказ и слезы ребенка — свидетельство того, что процесс соподчинения мотивов уже начался, хотя и не дошел еще до конца.

Поведение ребенка превращается из «полевого», каким оно было в раннем детстве, в волевое, т.е. определяемое собствен­ным решением и замыслом ребенка.

Таким образом, соподчинить отдельные мотивы своих действий и регулировать собственное поведение помогает эмоциональное предвосхищение результата и оценка действия.
^ По мнению Ж. Пиаже, сюжетно-ролевая игра создает возможность преодоления познавательного «эгоцентризма». Принятие ролей в игре и замещение делают необходимой координацию различных позиций участников и точек зрения на игровой предмет и роль партнера. В процессе игры дети должны учитывать позиции друг друга в соответствии с ролевыми отношениями, практикой действий с предметами в соответствии с приданными им игровыми и реальными значениями. Такая практика координации приводит к преодолению эгоцентризма.

Л.С. Выготский значение игры видел в формировании опосредствования и тем самым в коренном преобразовании сознания, отрыве значений от вещи, внутреннего от внешнего, в формировании идеального плана сознания. Действия в уме, составляя основу идеального плана, раскрывают путь к развитию наглядно-образного мышления, высших форм перцептивной деятельности, воображения.

^ Игра обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения. Произвольное поведение, осуществляемое и контролируемое ребенком в соответствии с образцом и правилом, становится доступным ему благодаря принятию на себя роли и взаимному контролю выполнения игровых ролей со стороны участников игры. РОЛЬ, Д. Б. Эльконин предложил рассматривать, в качестве основной, неразложимой единицы развитой формы игры дошкольника.
В структуре психических функций центральное место начинает занимать память.

Она определяет остальные процессы. Мышление ребенка определяется его памятью. Мыслить для дошкольника – значит вспомнить, т.е. опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Задачей мыслительного акта является для ребенка конкретное воспоминание своего опыта. Например, когда ребенок отвечает, что такое улитка, то он говорит, что она маленькая, скользкая, живет в ракушке, у нее есть рожки и она как спиралька; если его просят сказать, что такое кровать, он ответит, что она мягкая и на ней спят. В таких ответах ребенок дает краткий отчет о своих воспоминаниях об этом предмете.

Ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Центральное новообразование дошкольного возраста – наглядно-образное мышление. Основу развития наглядно-образного мышления составляет развитие видов деятельности наглядно-моделирующего типа и ориентировочно-исследовательской деятельности детей. Мышление перестает быть наглядно-действенным, оно отрывается от воспринимаемой ситуации, и, следовательно, открывается возможность устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. Появляется стремление как-то объяснить окружающий мир. Возникает первое целостное детское мировоззрение. Строя свою картину мира, ребенок выдумывает, изобретает, воображает. Т.о., в основе формирования интеллектуальных способностей дошкольника лежит овладение наглядным моделированием.

Память носит в основном непроизвольный характер, но с развитием игры к концу дошкольного возраста под влиянием взрослого начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. Память начинает приобретать черты опосредствования – ребенку становится доступно использование знаков для произвольного запоминания.

^ Речевое развитие характеризуется развитием функции планирования и регуляции деятельности в форме «речи для себя»; началом формирования контекстной речи, т.е. речи, содержание которой может быть понято из самого контекста без опоры на ситуацию.

Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста. Воображение имеет много общего с памятью – в обоих случаях ребенок действует в плане образов и представлений.

Еще одно важнейшее новообразование этого периода является возникновение произвольного поведения. Поведение ребенка из импульсивного и непосредственного становится опосредованным нормами и правилами поведения. Возникает вопрос о том, как надо себя вести, т.е. создается образ своего поведения, который выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с образцом. Это сравнение с образцом есть осознание своего поведения.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он знает свое ограниченное место в системе отношений с другими людьми, осознает свои действия и свои внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения и т.д. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни, которая и составляет суть личного самосознания.

^ Развитие самооценки связано с выделением различных параметров когнитивной оценки Я и начало дифференциации Я-реального, Я-идеального и Я-зеркального. В области морального развития происходит формирование внутренних этических инстанций, включающих систему моральных образцов поведения и требований к ребенку со стороны взрослых. Эмоциональное развитие характеризуется развитием социальных эмоций и качественной перестройкой аффективной сферы, где эмоции приобретают прогнозирующий, предвосхищающий характер. Эмоции начинают выполнять регулятивную функцию.

Заканчивается период кризисом 6-7 лет.
Литература:

    1. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 386с.

    2. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660с.

    3. О.А. Карабанова. Возрастная психология: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 240с.


1 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М. 1997. С.296.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психическое развитие в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника iconРодителей и ребенка всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное...
Родителей и ребенка всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Остановимся на одном...

Психическое развитие в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника iconВ оровство в дошкольном возрасте
Воровство как явление в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин

Психическое развитие в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника iconРоль игры и других видов деятельности в формировании личности дошкольника
Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте — сюжетно-ролевая игра, глубоко и всесторонне изучена в работах Л. С. Выготского,...

Психическое развитие в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника iconСтруктура и место современной психологии в системе наук. Взаимосвязь...
Понятие, функции и формы проявления психики. Возникновение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы эволюции психики?

Психическое развитие в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника iconВ возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного...
Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через...

Психическое развитие в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника iconКонтрольные вопросы к экзамену для студентов ципс по курсу «Психология...
Психологические особенности детей дошкольного возраста. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Эволюция игровой деятельности...

Психическое развитие в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника iconО. В. Еремеева, А. В. Митрошенков
А это важно – не только потому, что в таком случае с ней легче справиться, но и потому, что в младенческом и раннем возрасте психическое...

Психическое развитие в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника iconПриглашаем принять участие в Х межвузовской научно-практической
Секция: Культурно-исторический подход в решении проблем обучения и развития детей в дошкольном и младшем школьном возрасте В. В....

Психическое развитие в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника iconПсихическое развитие в младшем школьном возрасте
Как пишет В. В. Давыдов, младший школьный возраст — это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно...

Психическое развитие в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника icon1 Естественно- научные основы психологии
Возникновение психики как результат эволюции материи. Современные представления об этапах развития психики. Психика и мозг человека:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница