План Понятие о способностях. Сущность способностей




Скачать 125.77 Kb.
НазваниеПлан Понятие о способностях. Сущность способностей
Дата публикации23.08.2013
Размер125.77 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Психология > Документы




Тема «Способности».

План

1.Понятие о способностях.

Сущность способностей.

2.Спобности и деятельность

3.Задатки и способности.

4.Виды способностей.

5.Условия развития способностей.

6.Способности и личность.

7.Методы исследования

способностей.

Вопрос №1. При разных условиях разные люди приобретают знания. умения и навыки с неодинаковой степенью эффективности. Там, где один человек «схватывает на лету», другой тратит много времени и сил. Один достигает высшего уровня мастерства, а другой при всём своём старании – лишь определённого среднего уровня. Есть некоторые виды деятельности, например, искусство, наука, спорт, в которых достижение успеха может достичь только человек с определёнными способностями. судить о способностях можно по следующим показателям: 1) по быстрому продвижению (темпу продвижения) в овладении соответствующей деятельностью:2) по качественному уровню достижений; 3) по сильной, действенной и устойчивой склонности человека к занятиям этой деятельностью.
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека. отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнен
Способности – психическое свойство личности, отражающее проявление таких её особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.
Способность – это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.

Признаки способностей:

Во-первых, под способностями подразумевают индивидуально-пситхические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

В- третьих, понятие «способности» не сводиться к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Структура способностей: любая деятельность требует от человека не одной способности, а ряда взаимосвязанных способностей, которые группируются вокруг стержневой способности. Недостаток, слабое развитие какой-либо одной частной способности могут быть компенсированы за счёт усиленного развития других. Отсутствие отдельной частной способности можно компенсировать также упорным трудом, настойчивостью, напряжением сил.

Структура музыкальных способностей


^

Способность чувствовать ладовое чутьё

Ритм и воспроизводить его абсолютный слух музыкальная память

^

Структура литературных способностей







^

Наличие ярких, наглядных Творческое эмоциональность и Наблюдательность


Образов памяти воображение

Уровни развития способностей
Задатки. Способности. Одарённость. Это высокая степень развития способностей.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одарённость. Одарённость обусловливает особенно успешную деятельность человека в определённой области и выделяет его среди других людей, обучающихся этой деятельности или выполняющих её на тех же условиях.
^
Талантэто высокая степень одарённости, реализованная человеком в определённой области.
Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.
Гениальностьэто исключительная, высшая степень одарённости, выражающаяся в качественно новых, уникальных результатах, достигнутых в одной или нескольких областях деятельности.
Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта не столько в степени одарённости, сколько в том, что гений создаёт эпоху в области своей деятельности.

В психологической литературе выделяется ещё одна классификация уровней способностей:

  1. Репродуктивный – он обеспечивает умение усваивать знания, овладевать деятельностью.

  2. 2.Творческий – обеспечивает создание нового, оригинального продукта.

Сущность способностей

ГЕНИАЛЬНОСТЬ






Социальные

условия

ТАЛАНТ



ОДАРЁННОСТЬ
Уровни развития

способностей


Познавательная,

Трудовая, социальная активность

личности



СПЕЦИАЛЬНЫЕ

ОБЩИЕ


СПОСОБНОСТИ

ЗАДАТКИ

2.^ СПОСОБНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Способности формируются, а следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Человек не рождается способным к какой - либо деятельности, его способности складываются в правильно организованной соответствующей деятельности, деятельности, направленной на удовлетворение погребносгей, В обществе исторически создавались условия, в которых развивались способности людей.

Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями и навыками. В процессе приобретения знаний, умений и навыков разви­ваются способности, но с другой стороны, знания, умения и навыки зависят от способнос­тей, которые облегчают усвоение.

Но отождествление способностей и знаний, умений, навыков было бы грубой ошибкой. Недостаточное знание или неумение нельзя принимать за отсутствие способнос­тей. Принимать во внимание способности ученика, его возможности при оценке знаний, умений и навыков педагогу необходимо.

3. ^ ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ. Большинство западных учёных стоят на позиции признания врождённого происхож­дения способностей, Психология считает, что обучение, воспитание и условия жизни и деятельности человека формируют его способности. Но это не значит, что био­логические факторы не играют никакой роли а процессе формирования способностей.

Психологи - материалисты признают роль биологических факторов как природных предпосылок развития способностей. Такие природные предпосылки развития способностей называют задатками.

Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей.

Задатки бывают врождённые (природные) и приобретённые (социальные).

Задатки влияют на процесс формирования способностей. В качестве задатков выступают типологические свойства нервной системы. В настоящее время установлено, что наряду с тем, что типологические свойства характеризуют нервную систему в целом, они могут совершенно по - другому харакгеризовагь работу отдельных областей коры. В этом случаи типологические свойств являются парциальными, т.к. характеризуют работу лишь отдельных участков мозга.

Парциальные свойства уже более определённо можно считать задатками спо­собностей, связанных с работой зрительного или слухового анализаторов, с быстротой и точностью движений. В качестве задатков следует рассматривать так же уровень развития и соот­ношения первой и второй сигнальных систем. В зависимости от этого соотношения Павлов выделял три специально человеческих типа В.Н.Д.: художественный тип с относительным преобладанием первой сигнальной системы; мыслительный тип с относительным преобладанием второй сигнальной системы; средний тип с отно­сительной уравновешенностью сигнальных систем.

Задатками могут являться и индивидуальные особенности строения отдельных участков коры головного мозга.

Следует помнить, что задатки не заключают в себе способности и не гаран­тируют их развития. Задатки - это только одно из условий формирования способ­ностей.

^ МНОГОЗНАЧНОСТЬ ЗАДАТКОВ

Задатки многозначны. Нельзя считать, что каждой способности соответствует свой задаток. Задатки многозначны. На основе одного и того же задатка могут выработаться разные способности в зависимости от характера требований предъявляемой деятельности.. Например, на основе художественного типа могут сложиться способности и актёра, и писателя, и художника, и музыканта; на основе мыслитель­ного типа - способности и математика, и лингвиста, и философа.

При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребёнка могут формироваться очень рано и разви­ваться очень быстро ,что создаёт часто иллюзию врожденности способностей. Однако следует предупредить, что отсутствие ранних достижений не говорит об отсутствии таланта. ( способностей).

  1. ^ ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ. Способности можно классифицировать на: природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

1.Общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и

2.Специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

^ 3. Учебные (репродуктивные) и творческие.

Учебные - связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности

Творческие - связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождени­ем новых способов выполнения деятельности.. Разумеется не следует резко обособлять учебные и творческие способности.

^ 4.Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностных способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Учителю, воспитателю для правильной организации учебно –воспитательной работы и индивидуального подхода в обучении и воспитании важно знать, к чему обнаруживает способности его подопечные, и в какой мере выражены эти способности. О способностях ученика можно судить, наблюдая его в соответствующей деятельности. Практически судить можно по совокупности некоторых показателей:

  • по быстрому продвижению ученика а в овладении соответствующей деятельностью.

  • по качественному уровню его достижений,

  • по сильной, действительной и устойчивой склонности к занятиям этой деятельности.

  1. Условия развития способностей. В развитии способностей важную роль играют….

- собственная работа над собой,

- развитие интереса.

- для развития способностей необходимо включать ребёнка с ранних лег в по­сильную для него деятельность. С поступлением в школу круг посильных дейст­вий расширяется. Особая роль здесь принадлежит различным творческим кружкам.

Каждый нормальный здоровый ребёнок имеет общие способности, необходимые для обучения в школе. Иногда ученик может казаться неспособным к тому или ин­ому учебному предмету. Это происходит из-за отсутствия у школьника некоторых знании и умений, тех или иных проявлений темперамента.

Помимо общих способностей к обучению, каждый ученик обладает возможностью развития и специальных

способностей. Надо только помочь ученику найти себя. Здесь велика роль учителя. Способность формируется

и развивается в той деятельнос­ти, в которой они находят себе применение. Бездеятельный ребёнок не проявляет

способностей. Т. образом, чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем больше возможностей

для развития способностей. Однако не всякая деятельность, в которую включен ребёнок, автоматически

формирует и развивает способности. Для того чтобы деятельность положительно влияла на развитие

способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям:

I) Деятельность должна вызывать у ребёнка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовлетворение. Необходимо развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы они / интересы/ были глубокими, серьёзными и устойчивыми.

2) Деятельность ребёнка должна быть по возможности творческой.

3) Важно организовать деятельность ребёнка гак, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности. Особенно в этом нуждаются дети с уже определившимися способностями.

Развитию способностей детей способствуют различные формы внеклассной и внешкольной работы, в частности работа кружков: математического ,биологического, литературного и т.д.

Во многих школах созданы уголки живой природы, оборудованы специальные поме­щения, где дети в свободное от занятий время занимаются моделированием, сто­лярными и слесарными поделками и т.д.

воспитывая способности у детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей, без которой самые благоприятные задатки и способности не дадут результата. Важно воспитывать у детей требовательность к себе, сформировать пра­вильное отношение к своим способностям, достижениям.

Необходимо, чтобы способный ребёнок понял, что его способности не дают ему права ставить себя в какое - то особое положение по отношению к окружаю­щим, предъявлять им высокие требования, наоборот, к нему, способному, предъявля­ются повышенные требования, именно потому, что он способный. В совместной работе школы и семьи создаются самые благоприятные условия для всестороннего развития творческих сил и способностей детей.

7..^ СПОСОБНОСТИ И ЛИЧНОСТЬ. Успешное осуществление той или иной деятельности даже при наличии спо­собностей зависит от определённого сочетания качеств личности. Одни только способности, не сочетаясь с соответствующей направленностью личности, её эмо­ционально - волевыми свойствами, не могут привести к высоким достижениям. Интересы проявляются в стремлении к познанию объекта, основательному изу­чению его во всех деталях. Склонность - стремление выполнять соответствующую деятельность. Интересы и склонности личности не всегда совпадают. Можно инте­ресоваться музыкой и не иметь склонности к занятиям ею. Но у способных к оп­ределённой деятельности людей интересы и склонности, как правило, совпадают. Интересы и склонности к определённой деятельности развиваются обычно в единстве с развитием способностей. Например, интерес и склонности ученика к матема­тике заставляют его усиленно заниматься этим предметом, что в свою очередь развивает математические способности. Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, интересов и склоннос­тей. необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, целеустремлённость, настойчивость. Очень важны такие качес­тва, как самокритичность, принципиальность, требовательность к себе.

8.Методы исследования способностей У разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. С начала ХХ века предпринимались попытки измерить способности ( зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине и др.). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей – это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Так , недостаточное развитие отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той или иной деятельности. Литература. 1.Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. 2.Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии.-М.:Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. 2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 6-е изд. переработанное и дополненное (серия учебники, учебное пособие) – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. 4..О.И. Тонкодубова. Краткий курс по психологии. Учебное пособие / Сост. О.И. Тонкодубова. – Волгоград: КОЛЛЕДЖ, 2005





О


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План Понятие о способностях. Сущность способностей iconСпособности понятие способности
Проблема познания человеком себя, своих возможностей, способностей волновало людей еще с древних времен. Среди психологов, занимавшихся...

План Понятие о способностях. Сущность способностей icon2: Сущность планирования в управлении (График, сущность и содержание...
Адрес сайта sterlyadev com Электронная почта Версия 0 Ноябрь 2012 года

План Понятие о способностях. Сущность способностей icon2: Сущность планирования в управлении (График, сущность и содержание...
Адрес сайта sterlyadev com Электронная почта Версия 0 Ноябрь 2012 года

План Понятие о способностях. Сущность способностей icon2: Сущность планирования в управлении (График, сущность и содержание...
Адрес сайта sterlyadev com Электронная почта Версия 0 Ноябрь 2012 года

План Понятие о способностях. Сущность способностей iconCognitive abilities, pre-school period, models and principles for...
В статье освещаются проблемы развития познавательных способностей детей предшкольного возраста в контексте периодизации психического...

План Понятие о способностях. Сущность способностей iconВопросы к экзамену по дисциплине “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”...
Понятие и классификация имущества (средств) предприятия, по функциональной роли в процессе воспроизводства

План Понятие о способностях. Сущность способностей iconПланирование и распределение прибыли. План введение 3 Прибыль и ее...
...

План Понятие о способностях. Сущность способностей iconПлан : Введение Понятие о бюджете Понятие о налогах
Такой механизм сокращения различий в доходах получил название прогрессивного налогообложения

План Понятие о способностях. Сущность способностей iconПлан План Понятие возраста в психологии. Основные группы периодизации...
План Понятие возраста в психологии. Основные группы периодизации развития в зарубежной и отечественной психологии

План Понятие о способностях. Сущность способностей iconПлан сущность и назначение бухгалтерских отчетов в рыночной экономике:...
Тема №1 (2 часа лекции) Концепция бухгалтерской (финансовой) отчетности в России и международной практике

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница