Примерная тематика рефератов
Требования к формированию специалиста в современной высшей школе в контексте идеологии белорусского государства.
Роль белорусских педагогов-просветителей в становлении высшей школы в Беларуси и России.
Профессионализм специалиста: сущность компетенции и компетентности.
Современное состояние и тенденции развития высшего образования в Беларуси.
Современное состояние и тенденции развития высшего образования в Великобритании.
Современное состояние и тенденции развития высшего образования в США.
Современное состояние и тенденции развития высшего образования в Германии.
Современное состояние и тенденции развития высшего образования во Франции.
Современное состояние и тенденции развития высшего образования в Китае.
Современное состояние и тенденции развития высшего образования в Японии.
Современное состояние и тенденции развития высшего образования в странах Восточной Европы.
Современное состояние и тенденции развития высшего образования в странах южной и латинской Америки.
Двухступенчатая подготовка специалистов в современном вузе.
Дистанционное обучение в вузах: состояние и перспективы.
Дидактические средства обучения студентов в высшей школе: современность и перспективы развития.
Содержание высшего образования, направления и способы его обновления (или реформирования).
Профессиональная пригодность преподавателя вуза.
Методы и формы профотбора, проведения конкурса на занятие вакантных должностей профессорско-преподавательского состава.
Аттестация и педагогов высшей школы.
Повышение квалификации и самообразование преподавателя высшей школы.
По темам № 3-20
Теоретическая часть – описание и анализ. Примером практической части может быть (как один из вариантов) план-конспект выступления на учебно-методическом семинаре с проектом реформирования, оптимизации высшего образования в РБ с учетом содержания теоретической части и существующих социально-экономических условий.
Характеристика современной студенческой молодежи как объекта и субъекта образования и воспитания.
Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения.
Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения: лекции.
Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения: практические и семинарские занятия.
Организационные формы обучения в вузе: история и современность.
Зависимость результативности процесса обучения от условий его протекания.
Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе.
Педагогические основы организации семинарских и практических занятий в высшей школе.
Методы групповой работы и специфика их использования.
Использование возможностей сети Интернет в оптимизации методики преподавания.
Инновационные методы обучения.
Деловая (симуляционная) игра как средство активизации познавательной деятельности студентов.
Интерактивные игры в учебно-воспитательном процессе высшей школы
Дидактические основы использования наглядности в обучении студентов.
Педагогические основы использования технических средств обучения в вузе.
Состав и классификация учебных задач, используемых в вузе.
Педагогические условия эффективности научно-исследовательской работы студентов
Тенденции развития методов и форм научно-исследовательской работы студентов.
Методы работы с книгой и «секреты» конспектирования.
Формирование навыков коллективной работы студентов. (умение работать в команде, координировать усилия и т.п.)
Инновационные методы обучения в высшей школе.
Самостоятельная работа студентов и условия ее эффективности.
Мотивация обучения в вузе и методы ее оптимизации.
Мотивационная основа самостоятельной познавательной деятельности студентов.
Современные методы обучения в вузе: функции методов и критерии их выбора.
Контроль в системе высшего образования: функции и виды,
Педагогические основы организации контроля знаний, умений и навыков студентов.
Оптимизация методов и форм итогового контроля.
Рейтинговая система контроля и оценки знаний. умений и навыков студентов.
Разработка критериев оценки качества усвоения знаний, умений и навыков студентов.
Технология разработки дидактических тестов.
Факторы успешности учебы студентов в вузе.
Кредитные технологии в высшем образовании.
Модульное обучение и принципы его организации.
Организация модульного обучения студентов.
Проблемное обучение: преимущества и недостатки.
Программированное обучение в высшей школе.
Повышение эффективности учебного процесса в вузе на основе обратной связи.
Проблема индивидуализации обучения студентов в вузе.
Организация самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов.
Педагогические основы управления самообразованием студентов.
Особенности учебно-познавательной деятельности с применением компьютера.
Гуманизация педагогического процесса в вузе.
Воспитательная система вуза: сущность, структура, пути совершенствования.
Воспитательная работа кафедры на курсе и в учебной группе
Формы и методы воспитания студентов в вузе.
Содержание работы куратора на первом курсе.
Содержание работы куратора 2-3 курса.
Трудовое и профессиональное воспитание студентов в вузе.
Эстетическое воспитание студентов.
Экологическое воспитание студентов.
Формирование культуры поведения и дисциплинированности у студентов.
Патриотическое и гражданское воспитание студентов (не учитывая курсы «Идеология белорусского государства» и «История ВОв»).
Нравственное воспитание студентов в процессе научной работы и внеаудиторной деятельности.
Воспитание у студентов ответственного отношения к учению.
Психологические особенности студенческого возраста и проблема воспитания в высшей школе.
Психолого-педагогические основы формирования профессиональной направленности личности студента.
Логико-исторический анализ проблемы студенческого самоуправления в истории педагогики и практике высшей школы.
Студенческое самоуправление в условиях обновления общества.
Деятельность студенческих общественных организаций и объединений в вузе.
Активизация познавательных психических процессов в учебной деятельности студентов: ощущение, восприятие, внимание.
Активизация мышления студентов в процессе обучения.
Развитие коммуникативных навыков студентов.
Пути и методы совершенствования памяти студентов и (или) преподавателей.
Эмоционально-волевые процессы и методы их оптимизации.
Психические состояния в деятельности студентов: диагностика и коррекция (например, проводимая самим студентом)
Психические состояния в деятельности преподавателей: диагностика и коррекция.
Эмоциональное выгорание преподавателей вуза.
Профессиональные деструкции преподавателей: профилактика и коррекция.
Психологические особенности основных видов деятельности студентов.
Формирование профессионально-психологической готовности студентов к трудовой деятельности после вуза.
Психологические особенности студенческих коллективов
Социально-психологические явления в студенческом коллективе.
Развитие и формирование студенческого коллектива.
Методы повышения сплоченности студенческого коллектива.
Психологические особенности деятельности преподавателя вуза.
Педагогическое общение и его особенности в вузе.
Барьеры педагогического общения в высшей школе.
Оптимизация взаимодействия и взаимоотношений преподавателей со студентами.
Стили педагогической деятельности.
Психология деятельности коллектива кафедры.
Психологический портрет заведующего кафедрой и подготовка кадрового резерва.
|