25. Психологические особенности развития ребенка Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки




Скачать 229.42 Kb.
Название25. Психологические особенности развития ребенка Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки
страница1/3
Дата публикации10.08.2013
Размер229.42 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Психология > Документы
  1   2   3
Тема 25. Психологические особенности развития ребенка
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский.
Как ужасен был бы мир, если бы не рождались

постоянно дети, несущие с собой невинность

и возможность всякого совершенства!

Джон Рескин
Детская психология
Душу ребенка понять очень сложно. Если о душевной жизни взрослого человека мы можем говорить по своему внутреннему опыту, по анализу своих переживаний, то душу ребенка почувствовать и понять через себя невозможно. В то же время нельзя сомневаться, что уже самый маленький ребенок имеет свою внутреннюю, психическую жизнь: он чего-то хочет, из-за чего-то сильно расстраивается, что-то придумывает, что-то говорит и т.д. Все это мы можем наблюдать в поведении детей. Но наблюдать мы можем только внешние проявления, только поведение ребенка: его действия, выразительные движения, высказывания и т.д.

Психолога же интересуют не сами по себе внешние проявления, а скрытые за ними психические процессы, качества, состояния. Ведь одни и те же внешние действия могут выражать совершенно разные состояния. Одно дело, если малыш плачет, потому что ему больно, другое дело, плач от обиды, третье – если он плачет, потому что хочет привлечь к себе внимание и т.д. Выявить переживания ребенка, опираясь на их внешнее выражение, - главная и самая трудная задача детской психологии.

^ Детская психология – это наука о психическом развитии ребенка.

Основная трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключается в том, что эта жизнь постоянно меняется. Ребенок непрерывно растет и развивается – чем он младше, тем более интенсивно происходит его развитие. Все дети в своем развитии проходят определенные этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка на каждом возрастном этапе составляет основной предмет детской психологии.
По возрастной периодизации развития человека, какие периоды включает возраст от рождения до 11 лет?

^ Период младенчества
Вспомните ведущую деятельность и основные новообразования этого возраста.
Первый год жизни очень важен для дальнейшего развития. Новорожденный ребенок физически отде­ляется от матери, попадает в совершенно новые условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыха­ния, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследствен­но закрепленные механизмы — безусловные рефлексы. Примером такого рефлекса является хватательный рефлекс. Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики еще крепче.

^ Ведущая деятельность младенца – непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослым, в котором происходит формирование основных психических процессов и свойств личности этого возраста.


Госпитализм - синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми. Научное описание явления было дано в 40-х г. XX в. американским психологом Рене Спицем, изучавшим состояние и развитие воспитанников детских интернатных учреждений, а также малолетних пациентов больниц. Спиц установил, что даже при наличии хороших санитарно-гигиенических условий, удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных общения с родителями, оскудевает эмоциональная сфера, замедляется развитие мышления и речи.

Подобные явления могут возникать не только в ситуации разлучения с матерью, но и в условиях семьи, когда ребенку не уделяется достаточно внимания. Установлено также, что хотя дефицит общения в раннем возрасте крайне отрицательно сказывается на развитии ребенка, впоследствии это явление может быть частично или полностью компенсировано посредством энергичного педагогического воздействия, обогащения развивающей среды, интенсификации общения.

Во избежание возникновения госпитализма психологи рекомендуют родителям не пренебрегать общением даже с самими маленькими детьми (под тем предлогом, что ребенок еще ничего не понимает).
На первом году жизни ребенку, кроме полноценного питания, особенно необходимы эмоциональные контакты с родителями. Спе­циалисты по возрастной психологии считают, что психичес­кое развитие младенца начинается с установления его эмоциональ­ного контакта с матерью. Ребенка нужно чаще брать на руки, погла­живать и прижимать к себе, так как именно в этом возрасте интен­сивно развивается эмоциональная сфера, формируется важнейшее из чувств человека: «чувство базового доверия к миру». Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания»: ре­бенок боится остаться один, без матери. Исследованиями установ­лено, что если на первом году жизни ребенка надолго (более чем на несколько недель) разлучить с матерью, у него развивается «эффект госпитализма» — может наступить регресс в развитии, ребенок ста­новится вялым и пассивным.
^ Почему, при разлучении с родителями в младенчестве развивается синдром «госпитализма»?
Как вы думаете, какова роль отца в развитии ребенка в период младенчества?

Существует гипотеза о том, что способность различать и пони­мать эмоции других людей закладывается именно в этом возрасте при эмоционально насыщенной воспитательной среде. Авторы ги­потезы обнаружили, что многие жестокие преступления были со­вершены людьми, раннее детство которых было неблагополучно.

Залогом полноценного развития ребенка в этом возрасте являет­ся также организация среды, богатой зрительными, слуховыми, так­тильными ощущениями: ребенку нужно дать возможность двигать­ся, брать руками разные предметы, так как сенсомоторная сфера (восприятие, а также формирование движений) в этом возрасте яв­ляется ведущей.

Новорожденные способны видеть, слышать, чувствовать боль, прикосновения, перемены положения тела, удерживать в поле внимания движущие предметы, отражать черно-белые контрасты, звуки. Младенцы различают цвета спектра, формы предметов, определенные связи между предметами. Активно развиваются зрительные, обонятельные, вкусовые ощущения, умения распознавать предметы, сравнивать, развивается двигательная и ассоциативная память.
^ При каких условиях развитие перечисленных процессов и свойств личности будет идти наиболее интенсивно и эффективно?
С развитием речи начинается новый этап в психическом разви­тии ребенка — раннее детство. Переходный период между младен­чеством и ранним детством называют кризисом 1 года. У ребенка возникают капризы, гнев, плач (аффективные вспышки), когда взрослые не понимают его желаний, его слов, жестов и мимики или понимают, но не выполняют то, чего он хочет. Данный кризис называют кризисом прямохождения. К концу 1 года ребенок овладевает прямой походкой и через передвижения расширяется круг вещей, которые становятся объектами его познания и деятельности. В ответ ребенок часто слышит всевозможные запреты – «туда не ходи», «это трогать нельзя». Дети не понимают, почему с одними предметами можно играть, а с другими нельзя, но познавательные интерес к новой вещи сохраняется. Это вызывает ответную бурную негативную реакцию ребенка. Взрослым следует предоставить малышу некоторую самостоятельность, возможность для новых познаний, обеспечив ему безопасность (убрать опасные вещи, ценные предметы). Терпение и вы­держка близких смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.
^ Возраст от 1 до 3 лет – раннее детство
Вспомните ведущую деятельность и основные новообразования раннего возраста.
Это чрезвычайно важ­ный период. Название известной книги японского ученого М. Ибука «После трех — уже поздно» стало крылатой фразой, выражаю­щей тот факт, что именно до трех лет закладывается фундамент ха­рактера человека, база для дальнейшего развития его способностей.

В этот период развивается речь и другие психические функции — восприятие, мышление, память, внимание. Взрослым надо как можно больше времени уделять ребенку: разговаривать с ним, читать, играть, рисовать. На прогулках следует объяснять непонятные вещи, обращать внимание на что-то интересное, серь­езно отвечать на возникающие «почему?». Наличие «богатой» внеш­ней среды, развивающих усилий взрослых скажется на развитии интеллектуальных способностей ребенка, его памяти, внимания, воображения, речи.

^ Ведущая деятельность ребенка этого возраста – предметно-манипулятивная деятельность, в ходе которой взрослый обучает ребенка основным функциям предмета. Если в младенчестве ребенка интересовали вещи в основном как предметы для манипулирования (потрогать, бросить, укусить и т.д.), то в раннем детстве для ребенка окружающие вещи – это предметы, имеющие определенное назначение и способ употребления, или функцию. Например, ботинок надо надевать на ногу, шапку – на голову и т.п.

Очень важно для этого возраста, чтобы окружающие взрос­лые проявляли заботу, любовь, эмоциональную поддержку. Но любовь к ребенку не должна подменяться заласкиванием и стремлением удовлетворить любое желание. Это может привести к истеричности и избалованности. Видели ли вы детей, ко­торые в магазине заходятся в плаче, если мама отказывается что-то купить? А некоторые падают на пол, бьются в истерике. О правилах гармоничного воспитания мы пого­ворим позже.

Уже было сказано о важности позитивных эмоцио­нальных контактов для интеллектуального развития маленького ребенка. Был проведен такой эксперимент. Несколько маленьких воспитанников «Дома ребенка» были отданы женщинам, которые, в связи с умственной неполноценностью, проживали в интернате. Они, как могли, заботились о детях, считали их своими. Через два года оказалось, что эти дети по своему развитию обогна­ли сверстников, воспитывающихся в детдоме.

^ Как вы думаете, почему это произошло?
У детей, недополучивших в раннем детстве достаточного количе­ства любви, тепла, эмоциональной поддержки, не формируется «ба­зовое доверие к миру». Есть такое выражение: «Если вас не любили в детстве, вы можете потратить всю жизнь для того, чтобы самоут­вердиться». Такие люди воспринимают мир как враждебный и не­понятный, часто глубоко коренящуюся обиду на мир за то, что их отвергли и не поняли, выражают в агрессии; им трудно устанавли­вать с людьми близкие отношения, так как они в глубине души не верят, что их можно по-настоящему полюбить. Для того чтобы из­бавиться от этих детских комплексов, взрослому человеку иногда может потребоваться много лет. Может помочь участие в психоте­рапевтических группах под руководством профессионального психолога.

Ребенок 1-3-летнего возраста имеет яркие эмоциональные реак­ции, связанные с непосредственными чувствами. Желания ребенка неустойчивы, он не может их контролировать и сдерживать. Очень важны правильные, последовательные воспитательные воздействия.

Блок-схема 1. Общая характеристика психического развития

ребенка в раннем детстве


В этом возрасте идет интенсивное развитие вербального (речевого) общения. Ребенок пользуется речью для установления контакта и сотрудничества с окружающими, но не как инструментом мышления. Предметные действия служат способом налаживания межличностных контактов.

Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Уз­навание себя — простейшая, первичная форма самосознания. К трем годам появляется местоимение «я», сознание «я», ребенок говорит: «я хороший», «я сам». Ребенок уже вычленяет себя из окружающе­го мира, узнает себя на фотографиях. Вначале дети говорят о своем изображении, как о втором Я: «вот Саша», постепенно заменяя словом «это Я». С этим явлением связано начало переходного периода — кризиса 3 лет, или кризиса самосознания. Иногда родители говорят, что ребенок «стал невыно­сим»: возникают упрямство, своеволие, агрессивные вспышки. Ма­лыш стремится все делать наоборот, в противоположность тому, что он него требуют.

К этому возрасту ребенок способен выполнять без помощи взрослого различные предметные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. Вычленение своего Я, отделение себя от других, осознание своих возможностей приводит к новым отношениям со взрослыми. Ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет быть таким же, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Любимым выражением становиться «Я сам».

Основной конфликт этого кризиса – стремление к самостоятельности, противопоставление своих желаний желаниям взрослых, протесты против излишней опеки. И здесь взрослым должны помочь терпение и на­стойчивость, предоставление ребенку возможности выполнять простейшие операции самому (надеть обувь, подмести пол), включать в совместные «взрослые» работы (позволить ребенку вымыть овощи при приготовлении ужина) и игры, моделирующие взрослые деятельности (игра в шофера, дочки-матери). И важно понимание причин такого преходящего пове­дения: стремление утвердить себя в мире.
Какие вы можете предложить приемы для преодоления этого кризиса? Как предоставить ребенку больше самостоятельности и обезопасить его?
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

25. Психологические особенности развития ребенка Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки iconПрограмма «Буратино» для учащихся 1 класса, рассчитана на 1 год обучения
Кукла – первое прикосновение ребенка к искусству театра. Благодаря мощному потоку информации, кругозор ребенка значительно расширился,...

25. Психологические особенности развития ребенка Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки iconКонтрольные вопросы к экзамену для студентов ципс по курсу «Психология...
Психологические особенности детей дошкольного возраста. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Эволюция игровой деятельности...

25. Психологические особенности развития ребенка Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки iconС. А. Черняева психотерапевтические сказки и игры
Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. — Спб.: Речь, 2002. —168 с. Isbn 5-9268-0108-7

25. Психологические особенности развития ребенка Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки iconТема «роль игры в психическом развитии ребенка»
Д. Б. Эльконин в своей книге "психология игры" раскрывает значение игры в психическом развитии ребенка

25. Психологические особенности развития ребенка Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки iconОсобенности психики
Сравнительная характеристика психомоторного и речевого развития здорового ребенка и ребенка с дцп

25. Психологические особенности развития ребенка Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки iconСвятейший патриарх: «Соседи должны жить в мире»
Хроника визита Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II

25. Психологические особенности развития ребенка Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки iconБ. М. Бекмухамедов психологические особенности познавательной потребности...
Психологические особенности познавательной потребности как средства творческого развития личности будущего учителя музыки

25. Психологические особенности развития ребенка Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки iconФрагмент книги С. А. Шмакова «Грани личности» Сегодня очень популярны...
Практически любая игра познавательна. Однако существует особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащений интеллекта,...

25. Психологические особенности развития ребенка Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки icon"Знаешь ли ты своего ученика?" (психологические особенности дошкольников, младших школьников)
Младший школьный возраст – особый период в жизни ребенка. Он отсутствовал у детей, вообще не учившихся в школе

25. Психологические особенности развития ребенка Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки iconТемы родительского собрания 2«в» классе Воспитание трудолюбия в семье
Как научить своего ребенка жить в мире. Уроки этики поведения для детей и родителей

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница