ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Психология развития и возрастная психология» Преподаватель – к.психол.н. А.Н. Коновальчук
Предмет, задачи, структура, основные проблемы психологии развития и возрастной психологии.
Методы исследования психологии развития и возрастной психологии.
Понятие о движущих силах психического развития.
Категория развития в психологии. Основные закономерности онтогенетического развития человека.
Категория возраста в психологии.
Индивидуальное развитие. Жизненный путь человека.
Возрастная стратификация общества.
Возрастной символизм культуры.
История становления психологии развития человека (Дж. Локк, Ж.Ж.Руссо, А.Гезелл, А. Бине, С. Холл и др.).
Классификация периодизаций развития Л.С. Выготского.
Условия психического развития. Различные точки зрения по вопросу о соотношении генотипических и средовых влияний на развитие.
Неравномерность психического развития. Понятие о сензитивных и критических периодах развития.
Основные подходы к исследованию психического развития.
Биогенетические и социогенетические теории развития.
Теория конвергенции двух факторов развития.
Психоаналитическая концепция развития личности З.Фрейда.
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
Учение Ж.Пиаже об интеллектуальном развитии ребёнка.
Феномены детского мышления, открытые Ж.Пиаже.
Онтогенез психики и личности человека с точки зрения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
Законы психического развития ребёнка по Л.С. Выготскому.
Деятельностная теория онтогенеза А.Н. Леонтьева.
Периодизация детского развития по Д.Б. Эльконину.
Понятие о социальной ситуации развития, ведущей деятельности, психологических новообразованиях возраста.
Закон чередования ведущих видов деятельности Д.Б. Эльконина.
Интегральная периодизация развития субъективной реальности в антропологической психологии В.И. Слободчикова.
Историография человеческого развития. Исследования Ф. Арьеса.
Психогенная теория истории Л. Демоза.
Феномен детства.
Пренатальное развитие.
Общая характеристика психического развития в младенческом возрасте: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные психические новообразования.
Психофизиологическая характеристика кризиса новорожденности.
Роль общения в психическом развитии младенца и его личности в будущем.
Особенности развития познавательных психических процессов в младенческом возрасте: сенсомоторное развитие, память, речь.
Сущность и характеристика кризиса 1 года.
Общая характеристика психического развития в раннем детском возрасте: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные психологические новообразования.
Особенности развития познавательной сферы в раннем детском возрасте: речь, восприятие, память, действия и мышление.
Развитие личности и эмоциональной сферы ребёнка раннего возраста.
Сущность и характеристика кризиса 3-х лет. Проявления и негативные симптомы кризиса.
Общая характеристика психического развития в дошкольном возрасте: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные психологические новообразования.
Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
Особенности развития познавательной сферы в дошкольном возрасте: речь, восприятие, мышление, память.
Развитие личности дошкольника: самосознание, эмоциональная и мотивационная сфера.
Кризис 7-ми лет.
Психологическая готовность к школьному обучению.
Общая характеристика психического развития в младшем школьном возрасте: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные психологические новообразования.
Характеристика учебной деятельности.
Особенности развития познавательной сферы в младшем школьном возрасте: мышление, восприятие, память, внимание.
Развитие личности младшего школьника: самосознание, мотивационная сфера.
Общая характеристика психического развития в подростковом возрасте: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные психологические новообразования.
Основное новообразование подросткового периода. Виды взрослости и их характеристика.
Личность подростка. Самосознание и образ «Я».
Общая характеристика особенностей общения подростка со сверстниками и со значимыми взрослыми.
Развитие интересов в подростковом возрасте.
Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте.
Сущность и характеристика подросткового кризиса. Различные подходы к проблеме.
Общая характеристика психического развития в юношеском возрасте: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные психологические новообразования.
Самосознание, самоопределение и личностное самосовершенствование в юности.
Особенности общения в юношеском возрасте. Проблемы дружбы и любви.
Особенности когнитивной сферы юношей.
Зрелый возраст и его психологическая характеристика.
Психологическая характеристика «кризиса середины жизни».
Характеристика психологических особенностей старения и старости.
Старость как социальная и психологическая проблема.
|