Скачать 0.84 Mb.
|
ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ кафедра психологии «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Учебно-методический комплекс по специальности 020400 (030301.65) Психология для курсантов военно-психологического факультета Москва – 2008 УТВЕРЖДАЮ Начальник Военного университета генерал- полковник В.Марченков ____.____. 2008 г. «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Учебно-методический комплекс по специальности «Психология» «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Учебно-методический комплекс Допущено Учебно-методическим объединением высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации по гуманитарно-социальным специальностям в качестве учебно-методического пособия для курсантов военных вузов Составитель: кандидат психологических наук Д.Г. Давыдов © ВУ, 2008 ![]() Содержание Тема № 4. Закономерности общения и взаимодействия людей 8 Тема № 5. Общение как коммуникация 8 Тема № 6. Общение как интеракция 8 Тема № 8. Проблема группы в социальной психологии 8 Тема № 9. Психологические особенности больших социальных общностей 8 Тема № 10. Общественная психология и социальное познание. 9 Тема № 11. Основные подходы к исследованию малых групп 9 1 9 Тема № 12. Структурные и динамические характеристики малой группы 9 Тема № 13. Социальная психология лидерства и руководства 9 Тема № 17. Личность и группа 9 Тема № 4. Закономерности общения и взаимодействия людей 18 Тема № 5. Общение как коммуникация 18 Тема № 6. Общение как интеракция 18 Тема № 8. Проблема группы в социальной психологии 18 Тема № 9. Психологические особенности больших социальных общностей 19 1 19 Тема 9а. Психологическая характеристика больших социальных общностей. 19 Тема № 10. Общественная психология и социальное познание. 19 Тема № 11. Основные подходы к исследованию малых групп 19 Тема № 12. Структурные и динамические характеристики малой группы 19 Тема № 13. Социальная психология лидерства и руководства 19 Тема № 13а. Социальная психология малой группы. 19 Тема № 13б. Анализ социально-психологических явлений и процессов в воинских коллективах. 19 Тема № 17. Личность и группа 19 Тема № 17а. Социальная психология личности. 19 Основная литература: 37 Дополнительная литература: 37
Социальная психология относится к числу фундаментальных дисциплин, задающих характер профессионального мышления специалиста и обеспечивающих не только практическую деятельность, но и успешное усвоение других дисциплин профессиональной подготовки. Курс «Социальная психология» является частью федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин. Преподавание дисциплины «Социальная психология» направлено на формирование у курсантов военно-психологического факультета системы теоретических знаний, практических навыков и умений социально-психологического анализа условий, процессов и результатов жизнедеятельности людей. Важной задачей преподавания дисциплины является расширение кругозора, формирование научного и профессионального мышления, интереса к исследованию социально-психологических явлений, привитие стремления к самостоятельной научно-исследовательской работе. Курс имеет и функцию развития личности курсанта: формирование рефлексии, коммуникативной компетентности, психологической проницательности, социальной ответственности и толерантности. Преподавание дисциплины «Социальная психология» должно осуществляться c опорой на знания, полученные курсантами в ходе изучения «Общей психологии», «Истории психологии», «Философии», «Логики», «Русского языка и культуры речи». В ходе изучения курса необходимо обеспечить тесную взаимосвязь с преподаванием дисциплины «Социология». Полученные знания и навыки должны служить твердой основой изучения курсантами в дальнейшем дисциплин «Военная конфликтология», «Педагогическая психология», «Военная психология», «Психологическая работа в воинской части в мирное время», «Психологическое обеспечение боевых действий воинской части». Конечная дидактическая задача предмета заключается в формировании у курсантов фундаментальных основ понимания сущности социально-психологических явлений, проведения самостоятельной исследовательской работы и последующего усвоения методов и средств психологической работы в воинских коллективах. Достижение курсантами требуемого уровня знаний и умений обеспечивается путём проведения различных видов занятий. Теоретическая часть дисциплины изучается в виде лекций, семинаров и самостоятельной работы курсантов. Практические занятия служат для иллюстрации социально психологических явлений и направлены на формирование отдельных умений и навыков психологической работы. В ходе изучения курса планируется исследование социально-психологических процессов в группах с использованием диагностических методик. Навыки самостоятельного научного поиска, аналитическое мышление и способность к аргументированному изложению своей позиции формируются в ходе вступлений с докладами и дискуссий на семинарах, путем инициативной подготовки рефератов и эссе. Изучение курса предполагает применение различных дидактических средств: помимо устного изложения материала используются учебная и научная литература, графики, фотографии и схемы, фрагменты видеофильмов, раздаточный материал и диагностические методики. Высокая степень наглядности достигается путем использования технических средств обучения: аудиторной доски, мультимедийных проекторов, графопроекторов, средств видеозаписи и воспроизведения. В ходе самостоятельной работы курсанты могут использовать электронные учебные пособия и компьютерные обучающие программы. В процессе обучения курсантов осуществляется систематический контроль их успеваемости и качества теоретической и практической подготовки: а) самопроверка курсантами уровня усвоения с использованием тестовых заданий; б) текущий контроль путем проведения тестов, письменных и устный опросов и иных форм, избранных преподавателем; в) итоговый - в процессе экзамена по результатам изучения учебной дисциплины. Учебная дисциплина изучается один семестр.
ОПД.Ф.14 СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ История формирования социально-психологических идей: социально-психологические идеи в рамках философских и социологических учений, социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину. Первые социально-психологические теории; закономерности общения и взаимодействия людей: соотношение категорий общение и деятельность; общение как коммуникация, общение как интеракция и общение как социальная перцепция; психология группы; психологические особенности больших социальных общностей; структурные и динамические характеристики малой группы; проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы; практические приложения социальной психологии.
В результате изучения дисциплины выпускник Военного университета должен: ^
Знать:
Уметь:
Иметь опыт: - организации работы по оптимизации межличностных отношений в воинских коллективах.
|
![]() | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ![]() | Учебно-методический комплекс по дисциплине составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего... |
![]() | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ![]() | Учебно-методический комплекс скорректирован в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Великий Новгород |
![]() | Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301. 65 (020400) Психология,... | ![]() | Основы предпринимательства: Учебно-методический комплекс/Сост.: Степичев М. М. – М.: Мэпи, 2004. – 32 с |
![]() | Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском... | ![]() | Программа предназначена для подготовки студентов выпускных курсов, обучающихся по специальности 030301. 65 «Психология», к сдаче... |
![]() | Программа предназначена для студентов-психологов всех форм обучения (очной, очно-заочной, заочной) Московского университета государственного... | ![]() | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 1 |