Учитель истории и обществознания г. Красноярск, мбоу сош №82




Скачать 160.19 Kb.
НазваниеУчитель истории и обществознания г. Красноярск, мбоу сош №82
страница1/2
Дата публикации11.07.2013
Размер160.19 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Право > Документы
  1   2
ВЛАСТЬ И БИЗНЕС В РОССИИ В КОНЦЕ 20-НАЧАЛЕ 21 ВЕКА.

Васильев А.В.,

учитель истории и обществознания

г.Красноярск , МБОУ СОШ №82

Экономический кризис 1998 г. прервал победное шествие по стране олигархов — небольшой группы из 15 московских бизнесменов, которые не стеснялись откровенно заявлять о своем влиянии на политику страны. Их имена знала вся страна: Р.Вяхирев, Б.Березовский, В.Гусинский, В.Алекперов, В.Потанин, М.Фридман, М.Ходорковский и др. На протяжении трех лет (с 1995 по 1998 гг.) их могущество и рейтинги неуклонно росли, они имели «своих» министров, чиновников, депутатов. Партии парламентского большинства пополняли свои зарубежные счета, лоббируя нужные нефтяным баронам соглашения о разделе продукции, и даже война была по зубам могущественным олигархам. Сам президент Ельцин вынужден был просить поддержки у медиа-магнатов в канун выборов. Именно из-за этой группы в стране сложилось ощущение, что государство «приватизировано» и все важные решения принимаются «денежными мешками». Аналитики уже всерьез задавались вопросом: кто же действительно правит Россией - политики или бизнесмены? Их силы казались равны. Но августовский кризис все изменил.

В результате кризиса часть крупных бизнесменов разорилась, часть ушла в тень, часть перебралась за границу. С приходом В.Путина была объявлена политика «равного удаления» бизнеса от политики. Но что это означало: начало борьбы государства с олигархией или с олигархами? С конкретными неугодными персонами или с системой взаимопроникновения власти и капитала? Стал ли частный бизнес играть меньшую роль в политике России или, напротив, его власть укрепилась? Как на современном этапе строятся отношения бизнеса и власти и каковы перспективы их взаимодействия?

Процесс капитализации российского общества неизбежно сопровождается формиро­ванием бизнес - элиты. Появившийся новый социальный слой - предприниматели диффе­ренцируется по группам и интересам, в нем выделяется особая группа крупного бизнеса, взаимодействующего с властными структурами. Крупный российский бизнес вышел из сис­темы «уполномоченных», допущенных государством в лице номенклатуры к самым при­быльным сферам экономики ( банки , ТЭК, металлы и др. ) и почти в таком же качестве он остается и сейчас. Это своего рода коммерческие агенты чиновников, которым бесплатно или за бесценок передавалась собственность наиболее прибыльных предприятий , предос­тавлялись кредиты и льготы , позволялось заниматься реализацией неконтролируемых об­ществом предпринимательских проектов.1

Российская бизнес - элита до сих пор не вышла из полулегитимного положения. На­ходясь в определенных неформальных отношениях с постноменклатурной политической элитой , она использовала слабость государства и стремление его к расширению связей с финансовыми , производственными и коммерческими структурами , что позволило им взаимодействовать в этот период на основе «умиротворения и партнерства» ( неформаль­ные встречи в Белом Доме., «круглые столы» при президенте и др.).2

Постепенно взаимодействие «новой» политической элиты с отдельными группами формирующейся бизнес - элиты трансформировались в модели патронажа и клиентелы , представляющие собой разновидность иерархических неформальных и внеинституциональных отношений. Это было предопределено предыдущим развитием и характером начав­шегося разгосударствления собственности.

Функция патронажа , первоначально выступавшая инструментом изменения баланса сил в пользу нового режима , быстро стала своего рода «органом» политического контроля над группами бизнеса , которые стали клиентелой власти. Так началось новое сближение политической и экономической элит по линии установления привилегированных связей с набирающими силу финансовыми структурами , способными взять на себя функции агентов государства ( бюрократии ). Основными вехами этого процесса стали упоминавшиеся выше институты уполномоченных банков , залоговые аукционы 1994-1995 гг. Патронаж , как пра­вило , осуществлялся со стороны конкретных государственных чиновников.3 Для бизнес -структур , ставших объектом патронажа со стороны политической элиты , конечно же , на­ступал период процветания. Подобные периоды были характерны для банков Менатеп , ОНЭКСИМбанка , Альфа - банка и др.

В качестве могущественных бюрократических патронов выступали начальник службы безопасности президента А. Коржаков , управляющий делами президента П. Бородин , пер­вый вице - премьер правительства О. Сосковец и др.4 От чиновника бизнесмен мог полу­чить бюджетные средства и госзаказы ; обслуживание счетов госведомств и предприятий ; льготы и лицензии ; кредиты и инвестиции ; преимущества в ходе приватизации и др.5

С приходом в правительство молодых реформаторов разрыв отношений между поли­тической элитой и бизнес - элитой получил идеологическое оформление : был взят курс на утверждение государственного капитализма и подчиненное положение частного предпринимательства во взаимодействиях с властью.

Кто такая бизнес элита?

^ Бизнес - элита - небольшая группа людей , занимающихся крупной предпринима­тельской и коммерческой деятельностью. Она обладает самой большой собственностью , осуществляет экономическую власть в обществе , распоряжается крупными финансами. В отличие от политической элиты , бизнес - элита дальше отстоит от власти , но она помимо мощных вещественных ресурсов отличается еще и большей степенью организованности своего лобби.

Бизнес элита не однородна внутри себя и распадается на определенные группы, которые изменяются подстраиваясь под изменения политико-правового пространства внутри государства. Критерии классификации «бизнес-групп» различны и у каждого автора свои.

Для удобства в ельцинский период к «федеральным» относили группы, ре­шавшие проблемы на федеральном уровне и стро­ившие трансрегиональные и вертикально интег­рированные холдинги. К «региональным», соот­ветственно, относились те, кого «крышевали» ре­гиональные власти и кто занимался объектами собственности в пределах одного-трех регионов, географически близко расположенных друг к другу.

Классическими «федералами» обычно стано­вились так называемые старые олигархи, «сде­лавшие себя» в период 1992 — 1996 годов (В. По­танин, М. Фридман, А. Смоленский и др.) на нефтяном или долговом бизнесах.

К «молодым олигархам», также «федералам», мы отнесли крупных собственников, работавших со «стариками», однако сумевших вывести свой бизнес из-под «хозяев»-компаньонов (О. Дерипаска, Р. Абрамович) или создавших свои собст­венные вертикально интегрированные холдинги (А. Мордашов, К. Бенукидзе) в том числе и в других, не только сырьевых, отраслях.

Подчеркнем, что деление на «старых» и «мо­лодых олигархов» носит весьма условный харак­тер (даже с точки зрения разницы в возрасте) и служит лишь для различения периода формиро­вания крупных собственников, особенностей их позиционирования.

В конце концов, можно сделать вывод , что к 2002 голу «олигархи» образовали достаточно равномерный и в значительной мере не поддаю­щийся классификации слой экономико-полити­ческой элиты. Пока, во всяком случае.

В прессе одно время выделяли несколько крупных супергрупп, имеющих направленные ре­гиональные интересы:

  • «семья» (Дерипаска, Аксененко, Абрамович и другие),

  • «питерцы» (Коган, Рейман, Яшин и другие) остальные «олигархи» (Потанин, Фридман, Вексельберг и другие), которые ведут перма­нентные консультации в рамках Бюро правле­ния РСПП.

Во взаимоотношениях политической и бизнес - элиты могут иметь место две тенденции :

а) функционирование формально - институционализированных отношений , основанные на системе офи­циального представительства интересов , которые четко структурированы и организованно лоббируются экономической элитой. При этом существуют общие правила игры для всех. Эта тенденция взаимоотношений политической и бизнес - элит проявляется в развитых странах мира.

б) Олигархизация политической системы при которой взаимоотношения элит носят неформальный характер. В ее основе находятся личные контакты , персонализированные отношения. Такая форма распространена в развивающихся странах, ориентированных на демократический путь развития , где институционализация представительства еще слабо выражена , слаба и сама национальная бизнес - элита. Ситуация постепенно меняется лишь в странах , приближающихся к уровню развития передовых стран мира ( «азиатские тиг­ры»). Неформальный характер взаимоотношений преобладает лишь там, где политичес­кая элита сильнее экономической. Такой характер взаимоотношений присущ пока и рос­сийским элитам.

Что же такое субъект крупного бизнеса? Сейчас в России субъект крупного бизнеса – это структура с оборотом (суммой продаж товаров или услуг) больше 500 млн долларов в год. Это касается всех отраслей, кроме нефтегазовой. Для нефтегазового сектора критерием будет превышение 1 миллиарда долларов в год.

Понятие крупного бизнеса для российских органов государственной власти является относительным. На федеральном уровне крупным бизнесом органы власти считают российские крупные компании частного бизнеса, финансово-кредитные и коммерческие организации. На региональном уровне крупным бизнесом считают региональные структуры и отделения таких компаний и организаций, а также региональные и межрегиональные компании и организации частного бизнеса, которые для федерального уровня чаще всего относились бы к среднему бизнесу.

Существует, по крайней мере, один общий признак, который выделяет крупный бизнес из других в понимании федеральных и региональных органов государственной власти. Практически весь российский крупный бизнес получил свою собственность в результате приватизации от органов государственной власти соответствующих уровней, и потому до сих пор существенно зависит от этих органов. Во взаимоотношении политической и бизнес элиты можно выделить два существенно отличающихся друг от друга периода. Первый охватывает время с 1993 по 1999года. Второй с 2000года по сегодняшний день включительно.

В основе данной периодизации лежит степень удаленности бизнес-элиты от рычагов власти. Можно выделить также и субъективный критерий по личности политика находящегося у власти.

Ельцинскую систему создал крупный бизнес в лице олигархов. Чем меньше опоры она имела с обществе, тем больше подкармливала отдельные "вли­ятельные" группы. Теряя социальную базу, президент Ельцин наращивал мускулы не­скольких властных группировок, компенси­руя отсутствие общественной поддержки. Это стало естественным продолжением но-менклатурно-феодального мышления совет­ских руководителей и номенклатурно-феодального стиля руководства страной, когда часть прежних руководящих кадров поме­няла лозунги и "окружение". Барски жес­токое отношение к людям от этого не из­менилось.

Практически у нас сложилось что-то по­хожее на «избираемую монархию». А мо­нарх ведет себя как хочет: одних прибли­жает, других отдаляет6.

Окончательно бизнес пришел во власть после выборов 1996года. Именно в тот период вокруг больного президента сформировалась группа очень влиятельных людей, которая чуть позже получила название «семья».7 В семью входили самые известные на тот момент олигархи.

Отношение власти к олигархам на тот момент это была борьба не только за монополию в политической и экономических сферах, но и в значительной мере определение дальнейшего пути развития. Выбор тогда был между олигархией(власти богатых) и автократии (единовластию президента).

Однако руководители крупного российского бизнеса (олигархи), в течение многих лет были заняты исключительно решением тактических задач получения максимально возможных прибылей. Стратегические проблемы развития крупный бизнес практически не интересовали, в силу его высокой зависимости от органов власти. Крупный бизнес был неспособен оценить свои возможности и сформулировал долгосрочные и стратегические задачи своего развития. В сложившейся системе политического и государственного управления российские олигархи заняты иной деятельностью. Они постоянно конкурируют друг с другом за возможность приобретения административного ресурса, т.е. за получение определённых льгот и преимуществ, за решение проблем своего бизнеса административными методами, а не в конкуренции за потребителей товаров и услуг. Без использования административного ресурса в российской экономике крупный бизнес будет просто разорён своими конкурентами.

И Россия в конце 90-х годов оказалась перед выбором, сложным выбором, но сам выбор будет осуществлен не народом, а самой политической элитой. Избрание в 2000году В.В.Путина президентом России положило начало новому этапу отношения власти и бизнеса.

Легитимизация власти Владимира Путина в 2000 году положила конец «беспределу», и все стали ждать оглашения новых правил.

Результат ожиданий никого не удовлетворил: «равноудаление» было истолковано как анну­лирование предыдущих договоренностей меж­ду группами влияния и спровоцировало серию новых войн за собственность. Однако теперь эти войны шли с постоянной оглядкой на В. Путина и с учетом интересов новой команды — «питерских».

Придя к власти Путин установил правила игры для бизнеса:

1. Большой бизнес должен быть лоялен отношению к государству (пример В.Гусинского, Б. Березовского, Я. Голдовского демонстри­рует серьезность намерений власти);

2. Большой бизнес должен финансировать экономические, социальные и политические "на­чинания власти и делать это охотно (поощря­ется спонсирование крупных мероприятий, например, Конгресса соотечественников в Кремле; Национального военного фонда (В. Потанин, В. Алекперов, О. Дерипаска, М. Ходорковский) и т.п.).

5. Большой бизнес не должен поддерживать очаги конфликта внутри России, в том числе — бизнесмены не должны конфликтовать между собой так, это отражалось на экономике Рос­сии (особенно это касается очагов конфликтов в Чечне).

4. Большой бизнес должен принять на себя так называемую социальную ответственность за отрасли и регионы, где он является доминан­той (прежде всего это касается развития ин­фраструктуры, научного и образовательного потенциала населения России).8

Провозгласив принцип равноудалености власти и бизнеса Путин не подумал о том, как этот принцип реализовать на практике. В итоге этот принцип не сработал .Вернее, его оказалось невыгодно воплощать в жизнь, так как это лишало бы стимула представителей большого бизнеса принимать участие в мероприятиях с «государственным интересом». А власть посчитала что здоровое чувство соревнования должно присутствовать во всем. Те, кто придерживается новых правил, про­должают работать относительно спокойно.

Те, кто бунтует, — становятся постоянными посетителями присутственного места под названи­ем Генеральная прокуратура. Однако, как оказа­лось, нет ничего запретного — на одной из встреч с Президентом России «олигархи» как раз и говорили о том, что некоторые крупные собствен­ники пытаются решить споры между собой как раз через прокуратуру.

Смысл перехода на новые отношения между властью и крупными собственниками сводился к тому, что «олигархов» попытались лишить широ­кого доступа к бюджетным средствам. То есть — лишить самого источника существования.

Те, кто смог выжить (а «выжили» практически все) в новых условиях и принял новые пра­вила, — остались в «обойме» и даже посещают Кремль, где ведут прямой диалог с Владимиром Владимировичем.

Другие, не пожелавшие лишиться источника или слишком зависимые от своих иностранных партнеров, не расположенных к России, оказа­лись в группе «проблемных» бизнесменов, кото­рыми занимаются теперь правоохранительные органы.9

Таким образом, в отношениях бизнеса и власти можно выделить два типа это конфронтация и взаимный обман.

В последние годы взаимодействие сводилось к тому, что государство пыталось выстроить выгодную для себя систему налогообложения. Это можно ярко проиллюстрировать на примере нефтяного бизнеса.

Люди, работающие в нефтяной отрасли, как правило, превосходили среднего налогового работника по ча­сти предпринимательского таланта, хитрости и интеллекта, они придумы­вали, как эту систему обойти. Это и есть отношения взаимного обмана, о которых я говорил. Что произошло потом? В конце концов, власть приду­мала три сравнительно честных способа изъятия прибыли из нефтяной от­расли. Ведь сейчас широко распространено мнение, что, благодаря высо­ким мировым ценам на нефть, прибыли у нефтяников слишком много.

В ситуации, когда более 30% доходов бюджета формируется на основе пошлин на нефть или иных способов налогообложения доходов данной отрасли, мы хотим строить с властью отношения не взаимного обмана, а сот­рудничества. Эти вопросы должны быть решены и закреплены законода­тельно. Необходимо законодательно закрепить шкалу экспортных по­шлин. Она должна быть связана с ценами на нефть: если цена идет вверх, го и шкала автоматически повышается, не дожидаясь оперативных реше­ний правительства; если цены падают (а они, к сожалению, могут и упасть) - законом предусматривается соответствующее понижение пошлин. Каза­лось бы, простая вещь, но она вызывает аллергию у представителей влас-ги, которые хотели бы, чтобы все продолжалось как есть, когда можно од­ним решением определить любую ставку.

Я напомню еще одну гениальную идею властей - продавать экспортные квоты на аукционе. Во всем мире, надо сказать, продукцию естественных монополий на аукционах никогда не продавали. Такого рода решения и гениальны, и глупы одновременно. Возможные негативные послед­ствия таких решений очень сложно прогнозировать, они проявятся только со временем.

В обществе сейчас существуют представление о том, что президент и правительство стараются переломить ситуацию: «равноудаляют» «олигархов», налаживают нормальные отношения с бизнесом. Однако процесс сращивания бизнеса и власти не только не свертывается, а, напро­тив, усиливается. Число бизнесменов в правительстве множится, но при этом не происходит формирования соответствующей культуры, присущей Западу, где любой конфликт интересов является объектом пристального внимания. Эти две тенденции совершенно противоположны. Главная жертва сложившийся ситуации это прежде всего малый бизнес.

Основополагающим условием преодоления негативных тенденций капитализации российского общества является
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учитель истории и обществознания г. Красноярск, мбоу сош №82 iconСценарий конкурса на лучшего знатока истории России. Бочкарёва Татьяна...
Бочкарёва Татьяна Николаевна,учитель истории и обществознания маоу «Лицей №62» города Саратова, высшая категория, в 2007 году награждена...

Учитель истории и обществознания г. Красноярск, мбоу сош №82 iconУроке истории и обществознания. Тема «Здоровьесберегающие технологии...
«Личностно ориентированное обучение школьников и воспитание социально- ориентированной личности на уроках истории и обществознания»,...

Учитель истории и обществознания г. Красноярск, мбоу сош №82 iconУчитель истории и обществознания Мигунова Галина Моисеевна
Почему в системе образования одним из острых вопросов является вопрос выполнения до­машнего задания?

Учитель истории и обществознания г. Красноярск, мбоу сош №82 icon«Методические особенности формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания»
Учитель обществознания первой квалификационной категории мкоу «Советская средняя общеобразовательная школа имени Ш. Т. Амачиева»...

Учитель истории и обществознания г. Красноярск, мбоу сош №82 iconР. Р. Хасянова, учитель татарского языка и литературы, мбоу татаромаклаковская сош

Учитель истории и обществознания г. Красноярск, мбоу сош №82 iconУроки истории, обществознания, «Основы религиозной культуры и светской этики»
Основой работы по патриотическому воспитанию обучающихся в моу архангельская сош являются следующие государственные документы

Учитель истории и обществознания г. Красноярск, мбоу сош №82 iconРазработка открытого урока по обществознанию учителя истории и обществознания моу сош №3
Познакомить детей с понятием «образ жизни»; рассмотреть характерные черты образа жизни разных народов

Учитель истории и обществознания г. Красноярск, мбоу сош №82 icon«Личностно-ориентированный подход к обучению учащихся на уроках экологии»
«Совершенствование экологической культуры учащихся на уроках экологии в условиях личностно-ориентированного обучения. Поломодова...

Учитель истории и обществознания г. Красноярск, мбоу сош №82 iconАвтор: учитель математики и физики Шмакова Ольга Анатольевна (образование...
Место работы, должность: Озёрский филиал мбоу «Никифоровская сош №2» учитель математики и физики

Учитель истории и обществознания г. Красноярск, мбоу сош №82 iconПлан воспитательной работы мбоу сош №17 в рамках городской программы...
Приоритетными направлениями в работе по воспитанию подрастающего поколения мбоу сош №17 являются

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница