Скачать 189.01 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки».
«Поиск актуальной проблемы в свете новых образовательных стандартов в области физической культуры». Современный этап развития образования характеризуется множеством инновационных изменений в сфере учебно-воспитательного процесса. Данные изменения отражены в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения; в новом законе «Об образовании». Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования выбрано сохранение и укрепление здоровья детей. На мой взгляд, приоритет данному направлению отдан не случайно. «Здоровые дети – это здоровая нация». Ведь только здоровые дети несут в себе здоровый генофонд страны, а в дальнейшем могут определить научный и экономический потенциал общества. Ибо только физически здоровый человек способен к полноценному созидательному умственному и физическому труду на благо страны. Почему уровень здоровья наших детей вызывает не только опасение, но и стало проблемой государственного масштаба, мне как учителю физической культуры с 23-летним стажем работы вполне очевидно. Ежегодно, учащиеся школы проходят медосмотры, с результатами которых я знакомлюсь в силу своей профессиональной деятельности. Надо сказать, что показатели неутешительные. Так, по данным мониторинга уровня здоровья учащихся нашей школы на начало2012-2013 учебного года: из 713 учащихся – 325 имели различные виды заболеваний. То есть, 45% больных детей, не считая количества простудных заболеваний на протяжении всего учебного года. И это, при всём при том, что процент заболеваний за последние 3 года значительно снизился: ^ Анализ медосмотров учащихся МКОУСОШ № 6 г.Ипатово (за 3 учебныхгода) Наиболее распространенные заболевания в среде учеников МКОУ СОШ№6 г.Ипатово( на начало 2012-2013 учебного года) И такая же ситуация складывается по всей стране. Чтобы не быть голословным, приведу последние данные Министерства здравоохранения России и Департамента в сфере воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ: больше 50% школьников имеют проблемы со здоровьем 35% - 40% - хронические заболевания и лишь 15% детей практически здоровы. К моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников (11 класс).
Главной причиной снижения уровня здоровья детей, по мнению специалистов, является дефицит движения (гиподинамия). Все мы знаем, что движение – это потребность любого организма, не говоря уже о детском. Нетрудно догадаться к чему приводит недостаток движения для растущего и развивающегося детского организма: задержка физического развития; гипертрофия мышц;ослабление иммунитета; ухудшение зрения; лишний вес; вялость, апатия;стресс и др. ![]() В сложившейся ситуации возникает один вопрос: почему дети, в силу своих природных склонностейк активным движениям, не получают его в полном объеме?На мой взгляд, не надо быть большим экспертом, чтобы увидеть очевидное: - с началом учебного года двигательная активность учащихся уменьшается из-за больших учебных нагрузок. Если учесть, что в среднем ребенок занимается по 7-10 часов в день (в зависимости от возраста), а учебный год длится 34-35 недель, то нетрудно посчитать какой процент составляет дефицит двигательной активности. % дефицита двигательной активности обучающихся - активный отдых современных детей сменился, времяпрепровождением за компьютером и телевизором. ![]() ^ Чтобы наметить пути решения сложившейся проблемы, на мой взгляд, необходимо найти ответы на два вопроса:
Ответ на первый вопрос был частично получен, после введения в 2010 году третьего часа физической культуры в объем учебной нагрузки.Частично потому, что урок хоть и является основной формой организации занятий по физическому воспитанию школьников, он сам по себе не решает всех проблем здоровья подрастающего поколения. Уроки, лишь частично пополняют недостаток двигательной активности школьников. Так, проанализировав результаты собственного педагогического опыта работы, научных исследований специалистов в области физической культуры я сделал вывод, что уроки компенсируют в среднем от 10% до 15 % необходимой физической нагрузки при средней плотности урока, а при максимальной моторной плотности около 30% необходимого объема. Даже ежедневные уроки не способны покрыть дефицит двигательной активности. Следующий шаг на пути получения ответа на вопрос о мерах по увеличению двигательной активности детей был найден в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, поэтапно вводимые с 1 сентября 2011 года по всей стране. С целью сохранения и укрепления здоровья детей они предусматривают на каждом уроке по всем учебным предметамобязательные к внедрению здоровьесберегающие технологии, которые включают в себя проведение на уроках физкультурных минуток, гимнастических и динамических пауз. На мой взгляд, чтобы физкультминутки выполняли по-настоящему здоровьесберегающую функцию, учителям-предметникамнеобходимо обратиться за помощью к учителям физической культурыпо разработке комплексов физкультминуток для разных возрастных групп детей. Физкультминутки должны быть составлены с учетом разминки тех групп мышц и органов, которые больше всего работали (глаза, руки) и которые меньше всего были в движении (ноги, голова, туловище), в зависимости от формы проведения урока. Еще один немаловажный шаг на пути по увеличению двигательной активности детей был сделан совсем недавно: в Ставропольском крае во всех общеобразовательных учреждениях с января 2013 года введены обязательные гигиенические утренние зарядки. Как говорится: «Новое – это хорошо забытое старое». Многие из нас помнят еще те времена, когда по всей стране в школах проводились аналогичные зарядки, арано утром по радио голос диктора оповещал всю страну словами «Внимание! Начинаем утреннюю зарядку». Восполнить дефицит двигательной активности помогут занятия детей в спортивных секциях и хореографических кружках. И, конечно, нельзя забывать о внеклассной работе по физической культуре. Итак, подведя итог полученных ответов на поставленный вопрос можно получить: ^ двигательной активности учащихся Формы организации двигательной активности ![]() ^ Уроки физической культуры Хореографические кружки Внеклассная работа по физкультуре ^ Физкультурные минутки Подвижные перемены с игровойнаправленностью Ответ на второй поставленный вопрос слишком очевиден, чтобы искать его научное обоснование: дети потому предпочитают активному отдыху занятия за компьютером, потому что утратили интерес к физической культуре и спорту. Причин, приведших к безразличному отношению детей не только к занятиям, но и к своему здоровью, было много: это устаревшие формы проведения уроков, слабая материальная база, изменившиеся жизненные приоритеты и ценности в обществе, увеличение учебных нагрузок, принципы работы учителя с учащимися.Более того: современные дети обладают новым мышлением, мотивированны к инновационному поведению, способные жить и работать в условиях информационного общества. Образование детей перестало удовлетворять их потребностям. Именно по этой причине мы потеряли интерес детей. Возникла острая необходимость изменить не только цели, задачи и подход в обучении, но и требования к результатам обучения. Так возникли новые образовательные Стандарты.
Разработчики стандартов нового поколения исходили из того, что урок физической культуры – это одна из основных форм организации занятий по физическому воспитанию и развитию двигательной активности учащихся. Значит, именно на уроках физической культуры должен быть заложен крепкий фундамент для развития и формирования интереса к физическим занятиям. Каким же должен стать современный урок физической культуры, чтобы у детей появился живой интерес к занятиям, чтобы этот интерес не был случайным и однократным, чтобы у детей не возникало желание найти причину не участвовать в уроке? - Современный урок, инновация, - Технологии, проблемные ситуации, - Методы, формы, приемы, - Что в современном уроке применить мы готовы? На мой взгляд, поиск ответа на данный вопрос - это проблема ни одного дня и ни одного отдельно взятого учителя. Хотелось бы ощутить собственную роль в решении данной педагогической проблемы.Для начала мне пришлось обратиться к передовому педагогическому опыту моих коллег – учителей физической культуры, а так же воспользоваться методическими рекомендациями специалистов в области педагогики и преподавания физической культуры. Могу сказать одно: стало совершенно очевидно, что традиционный урок изжил себя, он не способен решить те задачи, которые требует современное общество. Сегодня на урок, являющийся основной формой обучения, необходимо взглянуть по-новому. Он должен отвечать новым целям и задачам обучения, у него должны быть новые средства обучения, новое содержание, технологии, новые требования к уровню подготовки выпускников.Самое главное поменять подход в обучении: в основе Стандартов лежит системно-деятельный подход, важной задачей которого является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться. Т.е. учитель физической культуры должен быть «наглядным пособием» для того, чтобы научить ребенка учиться через универсальные учебные действия. Итак, прежде, чем строить новый урок, необходимо разобраться в чем состоит существенная разница между современным и традиционным уроком. Не буду лукавить, мне чтобы найти эту разницу было нелегко. Во-первых, специфика построения уроков физической культуры отличается от структуры построения уроков по другим общеобразовательным предметам. Во-вторых, сложно было определить, в чем же состоит существенная разница между структурами. Методом проб и ошибок я пришел к следующему результату: основная отличительная особенность- постановка проблемы. Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством теоретических и практических приемов. Причем изначально формируются только знания, а не умения и навыки. Навыки вырабатываются через многократное повторение действий. Примеры содержания проблемного обучения на уроках физической культурой (приложение №1)показывают, что применение проблемного обучения на уроках физической культуры, на сегодняшний день, очень затруднительно. Во-первых, постановка проблемы требует от каждого самостоятельного поиска решения, затем выражения решения и завершается реализацией на практике (дети не умеют делать это самостоятельно). Во-вторых, проблемное обучение в физической культуре предполагает обязательное выполнение домашнего задания. Если ученик не будет выполнять домашние задания, он не сможет справиться с очередной задачей на уроке.Такие размышления привели меня к выводу: - применение проблемного обучения на уроках физической культуры возможно, если у обучающихся сформирована стойкая мотивация для занятий физическими упражнениями. Исходя из вышесказанного, целью педагогической работы учителя физической культуры, на мой взгляд, должно быть: - создание условий для развития интереса и формирования стойкой мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни. |
![]() | Место урока в системе уроков по теме: Первый урок в теме «Решение квадратных уравнений» | ![]() | Методы изучения – самостоятельная и творческая работа, решение проблемных задач |
![]() | Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов... | ![]() | Ный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований,... |
![]() | Моя работа для меня – это не только средство к существованию, возможность проявить свои творческие способности, профессиональные... | ![]() | С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт... |
![]() | Поиск места поиск оборудования поиск продавцов поиск поставщиков маркетинговые исследования | ![]() | Поиск места поиск оборудования поиск продавцов поиск поставщиков маркетинговые исследования |
![]() | С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт... | ![]() | С 1 сентября 2012 года начальная школа переходит на новый Государственный стандарт начального общего образования, утвержденным постановлением... |