Общие положения




Скачать 219.72 Kb.
НазваниеОбщие положения
страница1/2
Дата публикации05.07.2013
Размер219.72 Kb.
ТипДокументы
vbibl.ru > Право > Документы
  1   2


ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Национальная программа разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2002 года ”О демографической безопасности Республики Беларусь“, Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, Директивой Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 ”О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины“ и Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 г. № 136.

Национальная программа основывается на принципах научной обоснованности, преемственности, системности мер и мобилизации ресурсов и ориентирована на обеспечение устойчивого развития страны на основе улучшения режима воспроизводства населения и последующего демографического роста.
ГЛАВА 2

^ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ
Вступление Республики Беларусь в XXI век сопровождается негативными демографическими тенденциями – сокращением численности населения и его старением.

Реализация комплекса организационно-правовых и социально-экономических мер, предусмотренных Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 2007 г. № 135 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 79, 1/8434), позволила обеспечить рост рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, замедление темпов сокращения численности населения, снижение уровня материнской и младенческой смертности, положительное сальдо внешней миграции.

Общий коэффициент рождаемости увеличился с 9,9 до 11,4 на
1000 человек. Достигнуты запланированные показатели ожидаемой продолжительности жизни – 70,4 года, положительное сальдо внешней миграции составило 10,3 тыс. человек. По таким показателям, как младенческая и материнская смертность, Республика Беларусь находится на уровне европейских стран. Убыль населения с 2006 по 2010 год уменьшилась практически в 2 раза – с 36 тыс. человек до 18,8 тыс. человек.

С начала 90-х годов ХХ века демографическая ситуация в стране характеризуется устойчивой депопуляцией. Абсолютная убыль населения за 1993 – 2010 годы составила свыше 750 тыс. человек.

Главной причиной депопуляции в Республике Беларусь является низкий уровень рождаемости, обеспечивающий воспроизводство населения только на 65 процентов. В 2010 году суммарный коэффициент рождаемости составил 1,49 на одну женщину при необходимом для простого воспроизводства населения 2,15.

Низкий уровень рождаемости в стране совпал с кризисом института семьи. Почти половина (44 процента) заключаемых браков распадается. Каждый пятый ребенок рождается у матерей, не состоящих в зарегистрированном браке. В стране проживает более 25 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 6,7 тыс. воспитываются в детских интернатных учреждениях. Ежегодно органы опеки и попечительства выявляют и устраивают на воспитание около 4 тыс. детей, оставшихся без родительской опеки.

Снижение потребности в детях, утрата многодетности как национальной традиции привели к тому, что сегодня белорусская семья – это, как правило, семья с одним ребенком. Удельный вес таких семей в республике составляет 62 процента, в то время как многодетных (с тремя и более детьми) – лишь 6 процентов. Это значит, что уже в следующем поколении число семей может сократиться на треть. Закрепление и распространение малодетности в массовом сознании может привести к необратимости процессов воспроизводства населения.

В этих условиях одной из первостепенных задач демографической политики должно стать возрождение авторитета семьи, семейных ценностей. Согласно социологическим исследованиям, в иерархии ценностей молодое поколение ставит на первое место семью и почти 70 процентов хотят иметь более одного ребенка.

Поэтому государственная поддержка семьи должна быть дифференцированной и возрастать с рождением каждого последующего ребенка.

Ключевой составляющей процесса депопуляции в Беларуси является также высокий уровень смертности, в том числе среди граждан, находящихся в трудоспособном возрасте. При этом уровень смертности мужчин в 3 раза превышает уровень смертности женщин. По данным Всемирной организации здравоохранения, в Республике Беларусь смертность мужчин в возрасте 15 – 60 лет в 3 – 4,5 раза выше, чем в странах Европейского союза.

Возрастающие потери трудоспособной части населения сокращают среднюю продолжительность жизни в стране. Беларусь сегодня отстает от развитых стран по показателю ожидаемой продолжительности жизни на 11 – 15 лет у мужчин (64,7 года) и на 5 – 10 лет у женщин (76,4 года).

Высокая смертность и низкая рождаемость увеличивают нагрузку на экономически активное население, систему здравоохранения и социальной защиты. По прогнозу при существующих тенденциях к 2030 году
на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться 841 человек в нетрудоспособном возрасте (в 2010 году – 693 человека).

Значительные потери трудового потенциала ведут к увеличению дефицита трудовых ресурсов, сдерживанию темпов инновационного развития экономики. В результате утрачиваются инвестиции, вложенные в формирование трудовых ресурсов – рождение, воспитание и образование будущих работников.

Здоровье населения – важный фактор, оказывающий влияние на уровень смертности в стране. В настоящее время в Республике Беларусь заболеваемость растет среди всех групп населения, изменяются возрастные параметры, увеличивается доля лиц с хроническими заболеваниями.

Чрезвычайно высоким является уровень заболеваемости среди беременных женщин – свыше 70 процентов женщин имеют осложненное течение беременности, что сказывается на их детородной функции, а в последующем – на состоянии здоровья детей. Растет заболеваемость и среди подростков. Ухудшение здоровья каждого последующего поколения означает для страны снижение качества ее человеческого потенциала.

В основе сложной демографической ситуации в Беларуси – отсутствие осознания населением ценности жизни, должного отношения к своему и чужому здоровью, окружающей среде. Высокий уровень заболеваемости и смертности обусловлен в том числе злоупотреблением алкоголем и табакокурением, другими вредными привычками и неправильным образом жизни.

Существенным резервом восполнения потерь человеческих ресурсов является миграция. Основной миграционный обмен происходит с Россией, Украиной и Казахстаном, на долю которых приходится около 90 процентов прибывающих в Республику Беларусь. Особенностью внешних миграционных процессов в Беларуси на современном этапе является положительный миграционный прирост. Однако его объемов недостаточно для компенсации убыли населения и трудовых ресурсов.

Республика Беларусь должна перейти к целевому принципу организации миграции – возвращение соотечественников, проживающих за рубежом, привлечение иностранных специалистов для работы в приоритетных и нуждающихся в кадрах отраслях экономики, предоставление миграционных льгот иностранным студентам и аспирантам, успешно окончившим учреждения образования страны.

Одним из условий эффективности внешней миграционной политики является целенаправленная работа по повышению качественного потенциала иммиграционного потока, а также создание благоприятной среды для социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов в белорусское общество.

В сфере внутренней миграции продолжается отток населения из сельской местности в крупные города и особенно в г.Минск. За последние годы увеличилось количество административных районов с отрицательным естественным приростом населения. Таких районов в республике 108 (свыше 90 процентов). Продолжение процесса урбанизации неизбежно приведет к нарастанию дисбаланса в территориальном распределении населения.

Тенденции развития демографической ситуации в республике свидетельствуют, что проблемы стабилизации численности населения и создание предпосылок для ее последующего роста остаются острыми и требуют дальнейшего государственного регулирования. Как показывают прогнозные расчеты, при сохранении современного уровня рождаемости и смертности численность населения страны может сократиться вдвое уже через 50 лет, то есть Республика Беларусь может подойти к ”точке невозврата“, после которой демографические процессы станут необратимыми.

Остановить процессы депопуляции и обеспечить устойчивое развитие страны возможно только при слаженной работе всех органов власти, общественных и религиозных организаций, самих граждан.

Наряду с реализацией мер, направленных на стимулирование рождаемости, охрану материнства и детства, укрепление здоровья граждан, требуются фундаментальные изменения в экономике, градостроительной политике, средствах массовой информации и других сферах.
ГЛАВА 3

^ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цель Национальной программы – стабилизация численности населения в 2015 году на уровне 9,44 – 9,45 млн. человек и обеспечение перехода к демографическому росту.

Для достижения поставленной цели необходимо снизить убыль населения в 2011 году до 18,5 тыс. человек, 2012 – до 15 тыс. человек, 2013 – до 9 тыс. человек, 2014 – до 4 тыс. человек, в 2015 году обеспечить минимальный положительный естественный прирост.

Задачами Национальной программы являются:

увеличение рождаемости и усиление социально-экономической поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;

создание условий для сокращения социального сиротства, развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций;

улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства;

снижение уровня общей смертности населения, особенно по предотвратимым причинам, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

улучшение качества жизни пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидов путем создания им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;

регулирование внешних миграционных процессов с учетом национальных интересов.
ГЛАВА 4

^ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ И ДЕТСТВА
Социальный капитал общества формируется в семье, поэтому семья – основа сохранения и развития нации.

В Республике Беларусь проживает 2,7 млн. семей, из них 1,3 млн. – семьи, воспитывающие детей.

Главной предпосылкой перехода страны от депопуляции к демографическому росту является формирование социально-экономических, организационно-правовых и иных условий для самореализации семей.

Социальная поддержка семей при рождении и воспитании детей – одно из ключевых направлений государственной политики. В стране сформирована система правовых гарантий и социальных льгот семьям, воспитывающим детей, являющаяся одной из наиболее стабильных среди стран Содружества Независимых Государств.

Реализуются такие масштабные социальные программы, как оказание финансовой помощи государства многодетным и молодым семьям при строительстве жилья, развитие системы бесплатного обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни, оказание адресной социальной помощи. Системой государственных пособий охвачено 448,8 тыс. детей (25 процентов от общего количества), из них до трех лет – 309,6 тыс.
(99 процентов детей данного возраста).

Принятые меры наряду с благоприятной возрастной структурой женского населения способствовали стабилизации уровня рождаемости в стране. Начиная с 2004 года произошел абсолютный и относительный рост показателей рождаемости во всех регионах. За последние пять лет родилось 526 129 детей, а в 2007 году впервые за последние 10 лет количество рожденных детей превысило 100 тыс.

Суммарный коэффициент рождаемости за 2006 – 2010 годы возрос с 1,28 до 1,49. Увеличилась доля вторых и третьих детей в общем числе родившихся – на 10,9 процента количество детей, рожденных вторыми, на 3 процента – рожденных третьими.

Однако положительные сдвиги в динамике рождаемости не являются стабильными. В ближайшее десятилетие структурные демографические факторы начнут оказывать негативное влияние на тенденции рождаемости, поскольку в активный детородный возраст вступит малочисленное поколение родившихся в 90-х годах. Последствия демографического спада данного периода и постепенное снижение вклада в рождаемость поколения 80-х годов уже проявляются. Так, число родившихся детей в 2010 году сократилось по сравнению с 2009 годом на 1140 человек.

В связи с этим необходимо принятие мер по повышению рождаемости и социальных норм детности в стране с учетом роста уровня и качества жизни семей с детьми. Приоритетом в сфере стимулирования рождаемости является поддержка двух- и трехдетной семьи.

При этом каждый родившийся ребенок должен быть желанным, поскольку семья выступает наиболее оптимальным социальным институтом для гармоничного развития личности ребенка, его социализации, подготовки к семейной и трудовой жизни.

Вместе с тем на протяжении последних лет не уменьшилось число вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитанниками интернатных учреждений являются около 27 процентов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В социально опасном положении находятся более 21 тыс. детей. В детских социальных приютах проходят реабилитацию 2360 детей, признанных нуждающимися в государственной защите.

В целях создания условий семейного воспитания для каждого ребенка, улучшения качества жизни детей, проживающих в интернатных учреждениях, их социализации и адаптации в современном обществе требуется принятие комплекса мер.

Следует уйти от патерналистского подхода к оказанию государственной поддержки семьи, в результате которого граждане выступают потребителями услуг и не участвуют в повышении уровня и качества своей жизни. Дальнейшее совершенствование социально-экономической поддержки семей должно осуществляться на основе принципа партнерства государства и населения.


Главной задачей является формирование в обществе модели благополучной, успешной семьи с двумя и более детьми, способной к духовно-нравственному саморазвитию и самореализации.

В рамках социальной поддержки семьи и детства предусматриваются мероприятия согласно приложению 1, включающие:

обеспечение приоритетного стимулирования рождения вторых и последующих детей путем увеличения размеров единовременных и ежемесячных пособий, введения дополнительных мер материальной поддержки семей;

совершенствование жилищной, налоговой и кредитной политики в интересах семей с детьми;

сохранение семейной среды и создание ее для детей, оставшихся без попечения родителей;

совершенствование системы постинтернатной адаптации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе выхода их в самостоятельную жизнь;

разработка инновационных технологий и методического обеспечения для детских интернатных учреждений, осуществляющих подготовку и комплексное сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот;

пропаганда, особенно в молодежной среде, семейного образа жизни и благополучной, успешной семьи с двумя и более детьми в качестве социальной нормы.

В результате реализации указанных мероприятий в 2015 году будет достигнуто:

увеличение общего коэффициента рождаемости с 11,4 до 12,0 на 1000 человек, в том числе в 2011 году – 11,4, 2012 – 11,5, 2013 – 11,6, 2014 – 11,7, в 2015 году – 11,8 – 12,0;

увеличение суммарного коэффициента рождаемости (число детей, которых могла бы родить одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15 – 49 лет) до 1,55 – 1,65, в том числе в 2011 году – 1,50, 2012 – 1,51, 2013 – 1,52, 2014 – 1,53, в 2015 году – 1,55 – 1,65;

увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, до 80 процентов в общем числе детей данной категории, в том числе в 2011 году – 76 процентов, 2012 – 77, 2013 – 78, 2014 – 79, в 2015 году – 80 процентов.


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общие положения iconПравила внутреннего распорядка исправительных учреждений раздел I....
ИУ, учреждения, обеспечивают исполнение осужденными своих обязанностей, охрану их прав и законных интересов

Общие положения iconУсловия страхования автотранспортных средств
Оговорка G”, и Секции 8 (“Общие положения”), далее по тексту “Общие Положения”, Страховых Правил Ассоциации Through Transport Mutual...

Общие положения iconПоложение о документах и документообороте в бухгалтерском учете общие положения
Действие настоящего Положения не распространяется на учреждения банков и колхозы

Общие положения iconОбщие положения Глава Основные положения
Государственное управление и контроль в отрасли использования и охраны вод и восстановления водных ресурсов

Общие положения iconСтатья  Общие положения  Настоящее Положение (далее Положение) разработано...
«Об утверждении Положения о порядке управления землями, находящимися в муниципальной собственности Советского сельсовета»

Общие положения iconСтатья  Общие положения  Настоящее Положение (далее Положение) разработано...
Об утверждении Положения о порядке управления землями, находящимися в муниципальной собственности Косулинского сельсовета

Общие положения iconСтатья  Общие положения  Настоящее Положение (далее Положение) разработано...
Об утверждении Положения о порядке управления землями, находящимися в муниципальной собственности Песьянского сельсовета

Общие положения iconМкоу «Такалайская средняя школа» общие положения
Данное положение разработано в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. N 1379 "Об утверждении Примерного...

Общие положения iconТвержде н
Общие положения 3

Общие положения iconСтатья общие положения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница