Урок Древний Египет. Государство на берегах Нила Предмет: история




Скачать 48.02 Kb.
НазваниеУрок Древний Египет. Государство на берегах Нила Предмет: история
Дата публикации02.07.2013
Размер48.02 Kb.
ТипУрок
vbibl.ru > Право > Урок
Урок 5. Древний Египет. Государство на берегах Нила
Предмет: история.

Класс 5.

Дата: 22.09.11.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.
Цели: познакомиться с историей образования единого государства в Древнем Египте.
План


  1. Проверка домашнего задания.

  2. Древний Восток. От первобытности к цивилизации.

  3. Страна Египет.

  4. Разливы Нила.

  5. Объединение Египта.


Оборудование: Виг. §6.
Ход урока


  1. Проверка домашнего задания.




      1. Какой существовавший в древности счёт лет – у египтян или у римлян – удобнее? Чем удобнее?

      2. Сколько лет и полных веков продолжается наша эра?

      3. Какой год был раньше: 50-й год до нашей эры или 50-й год нашей эры? На сколько лет раньше?

      4. Какой год был следующим за 50-м годом нашей эры. Какой год был предшествующим?

      5. Какой год был следующим за 50-м годом до нашей эры? Какой год был предшествующим?




  1. Древний Восток. От первобытности к цивилизации.


Более пяти тысяч лет назад появились государства. Во главе государства обычно стоял царь. Власть он получал по наследству от отца, а затем, в свою очередь, передавал её сыну. Каждое царство имело определенную территорию, на которой строились города. Царю служило войско. В главном городе (столице) располагался дворец царя и находилась казна. Чтобы подсчитывать хранившиеся в казне сокровища и записывать царские приказы, изобретена была письменность.

Люди научились строить оросительные каналы, осушать болота, выращивать обильные урожаи. Но не все в одинаковой мере пользовались результатами этих достижений: одни были богаты и свободны, другие испытывали тяготы бедности и порабощения.

Государства появлялись там, где земледелие становилось главным занятием. Особенно успешно люди занимались земледелием возле больших рек, где мягкая и плодородная почва давала обильные урожаи.

Одно из первых крупных царств возникло на берегах реки Нил.


  1. Страна Египет.


В северо-восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато-жёлтые пески сменяются лишь суровыми скалами. По этой земле несёт свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. По берегам реки росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник – папирус. В водах Нила обитали крокодилы и множество рыб. В прибрежных зарослях можно было увидеть бегемота и дикую кошку, уток, гусей, пеликанов. Где вода – там и жизнь.

Течение Нила встречало на своём пути пороги – каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству. Пройдя пороги, река спокойно текла на север. Впадая в Средиземное море, она разделялась на несколько рукавов, образующих огромный треугольник – дельту. Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени – оазисы. Там росли пальмы и кустарник вокруг воды, бьющей ключом из-под земли.

Египет – так называется страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.


  1. Разливы Нила.


Истоки Нила находятся в Центральной Африке. В начале лета там идут проливные дожди и тает снег на вершинах гор. Потоки воды устремляются в реку, подмывая почву и неся с собой ил – частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород. Каждый год в июле начинался разлив Нила.

Накануне разлива ширина реки уменьшалась наполовину. Чёрную землю на берегах иссушало солнце, листья покрывал густой слой пыли. Всё живое изнемогало от жажды. Дождей в Египте почти не бывает. Но вот в Ниле прибывала вода, река становилась мутно-зелёного, а затем красного цвета. Вода поднималась с каждым днём, заливая всю долину до самых горных обрывов. Нил оживлял землю, жаждущую влаги. Взрослые и дети резвились с освежающих водах огромной реки. Широкие волны влекли за собой рыб, сверкающих чешуёй. Над ними кружили стаи птиц.

Лишь в ноябре Нил возвращался в свои берега, и вода снова становилась голубой и прозрачной. После разлива на полях оставалась не только влага, но и плодородный ил. Вот почему почва в долине Нила мягкая, жирная. Её легко обрабатывать даже простой деревянной мотыгой. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить многочисленный народ, в том числе и тех, кто сам её не обрабатывал, - ремесленников, воинов, слуг и приближённых правителя Египетского государства.


  1. Объединение Египта.


Государство, охватывающее весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около сорока небольших царств. Они постоянно воевали между собой – каждое стремилось покорить своих соседей. В конце концов, долина Нила оказалась поделённой на два больших царства: в низовьях реки, то есть в дельте, располагался Северный Египет, а выше по течению – Южный Египет.

Царь Южного Египта носил белую корону, похожую на высокий шлем. Корона царя Северного Египта была красного цвета и имела возвышение сзади. Между двумя царствами шил ожесточённые войны. Об этих войнах рассказывает знаменитый египетский рельеф – выпуклое изображение на камне. На нём изображён царь в короне Южного царства, замахнувшийся на своего противника. Внизу видны враги, которые спасаются бегством.

Примерно за три тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта окончательно подчинил Северный Египет, объединив всю страну. Он стал носить двойную корону: одна как бы вставлена в другую. Повелителей всего Египта называют фараонами. Столицей Египетского государства стал город Мемфис.
Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу
Слава тебе, Нил, приходящий,

чтобы оживить Египет!

Орошающий землю,

владыка рыб и птиц, творец зерна

и травы для скота.

Если он медлит, жизнь замирает

и люди гибнут.

Когда же он приходит, земля

ликует и всё живое в радости.

Еда появляется после его разлива.

Все живут благодаря ему

и богатства обретают по его воле.
***
Когда ты заходишь на западе –

земля погружается во тьму,

подобную смерти.

Во мраке выходят из своих логовищ

гады. Когда ты восходишь на востоке –

вся земля торжествует.

От лучей твоих оживают растения

на полях. Птицы взлетают из гнёзд

и поют тебе хвалу. Сияние твоё

проникает в глубину вод, и на

поверхности реки плещутся рыбы.

Люди просыпаются и поднимают

руки к тебе.


  1. Вопросы самоконтроля.




      1. Найдите на карте 1-й нильский порог, дельту Нила, территорию единого государства в Египте.

      2. Древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила». Прав ли был Геродот?

      3. Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?

      4. Подсчитайте, сколько приблизительно лет назад образовалось единое государство в Древнем Египте.




  1. Домашнее задание: читать и пересказывать пункт «От первобытности к цивилизации» (с. 32), §6 (сс. 33-35).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок Древний Египет. Государство на берегах Нила Предмет: история iconУрок по истории в 5 классе по теме: «Древний Египет»
Оборудование: карта «Древний Египет», кроссворд, рисунки детей с изображением богов

Урок Древний Египет. Государство на берегах Нила Предмет: история iconДревний египет
В египте раньше, чем в других государствах сложилось классовое общество и впервые в мире возникло государство. Когда это произошло...

Урок Древний Египет. Государство на берегах Нила Предмет: история iconВ недельной главе “Бо” (“Войди”) рассказывается о последних трех...
Почему б-г покарал Египет именно десятью казнями? Может быть, достаточно было бы восьми или девяти? Или наоборот — и десяти недостаточно?...

Урок Древний Египет. Государство на берегах Нила Предмет: история iconТема 3 Политико-правовая сфера жизни общества Урок 19 Государство Цели
...

Урок Древний Египет. Государство на берегах Нила Предмет: история iconМенгиры. Бретань. Франция. Неолит
Сфинксы в Санкт-Петербурге от храма Аменхотепа III. Древний Египет. Новое царство

Урок Древний Египет. Государство на берегах Нила Предмет: история iconДревний Египет
Полное наименование общеобразовательных учреждений, внедривших элементы антикоррупционного воспитания и образования в общеобразовательные...

Урок Древний Египет. Государство на берегах Нила Предмет: история iconТема 1: Конституция Республики Беларусь Урок 3 Основы конституционного строя Цели и задачи
...

Урок Древний Египет. Государство на берегах Нила Предмет: история iconУрок по обществознанию на тему «Государство»
Цель: рассмотреть государство как политическую, экономическую и социальную категорию

Урок Древний Египет. Государство на берегах Нила Предмет: история iconУрок по обществознанию на тему «Экономика и государство»
Зачем государство вмешивается в рыночные отношения? Кто должен оплачивать работу библиотек, светофоров и маяков? Почему государство...

Урок Древний Египет. Государство на берегах Нила Предмет: история iconУрок по обществознанию на тему «Международная защита прав человека»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница