Комментарий к федеральному закону




НазваниеКомментарий к федеральному закону
страница1/14
Дата публикации27.03.2013
Размер1.42 Mb.
ТипЗакон
vbibl.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ОТ 27 ИЮЛЯ 2006 Г. N 149-ФЗ

"ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ"
(Постатейный)
Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 декабря 2006 года
А.Н. КОРОЛЕВ, О.В. ПЛЕШАКОВА
Королев Андрей Николаевич

Кандидат юридических наук, старший юрисконсульт крупнейшей инвестиционной компании. Окончил Московскую государственную юридическую академию. Специалист по корпоративному праву. Имеет диплом финансового менеджера.

В 1997 - 2002 гг. работал специалистом-экспертом Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Автор более 50 печатных работ по правовой и экономической тематике, среди которых: "Российское законодательство. 1917 - 2000. Справочник", "Энергетика России: проблемы и перспективы правового регулирования", "Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации", "Комментарий к Федеральному закону "Об ипотечных ценных бумагах", "Комментарий к Федеральному закону "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "Комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и др.
Плешакова Ольга Витальевна

Консультант Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В Правовом управлении работает с 1994 г.

Имеет два высших образования - юридическое и экономическое. Закончила Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации и Московский государственный университет природообустройства.

Имеет ряд публикаций, в числе которых: "Право "неприкасаемых". Правовые основы неприкосновенности должностных лиц", "Особенности правового регулирования труда руководителя организации", "Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации", "Комментарий к Федеральному закону "Об ипотечных ценных бумагах" и др.
ВВЕДЕНИЕ
Информационно-коммуникационные технологии и услуги в настоящее время являются ключевым фактором в развитии почти всех областей социально-экономической сферы и представляют собой наиболее активно развивающийся сектор российской экономики, что предопределяет динамичные процессы совершенствования правовой базы в данной области.

В статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) информация рассматривается в качестве одного из видов объектов гражданских прав, что обусловлено особой ролью информации в гражданском обороте и ее влиянием на экономические отношения.

Информация (от латинского informatio - ознакомление, разъяснение, изложение) представляет собой сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация в современном мире стала наиважнейшим ресурсом, который влияет на уровень развития всех сфер человеческой жизни. Экономические и политические отношения под воздействием информационного развития получают новые перспективы.

Нельзя не отметить, что в последние годы активно продолжилось формирование законодательства в информационной сфере и оформление информационного права в качестве самостоятельной отрасли <*>, предпосылкой чему послужила необходимость правового регулирования отношений, объектом которых являются информация, повсеместное внедрение информационных технологий и бурный рост информатизации общества.

--------------------------------

<*> См. подр.: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник. Гл. 3 / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. СПб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2001.
Правовым фундаментом, регулирующим отношения в области информации, является ряд статей Конституции РФ (в частности, ст. ст. 23, 24, 29, 44). Кроме того, на протяжении 11 лет (до 2006 г.) действовал Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 615-ФЗ (далее - Закон об информации от 1995 г.)), который регулировал отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

27 июля 2006 г. был принят Федеральный закон N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон), который регулирует отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий, а также при обеспечении защиты информации, за исключением отношений в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Разработка нового базового законодательного акта обусловлена необходимостью унификации как с понятийной, так и с содержательной точки зрения принципов и правил взаимодействия в данной сфере, устранения в ней ряда пробелов и приближения законодательства РФ к международной практике регулирования информационных отношений.

Федеральный закон приводит понятийный аппарат и механизмы регулирования в соответствие с практикой применения информационных технологий, определяет правовой статус различных категорий информации, закрепляет положения в области создания и эксплуатации информационных систем, общие требования к использованию информационно-телекоммуникационных сетей, а также принципы регулирования общественных отношений, связанных с использованием информации.

Закрепляется принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. При этом ограничение доступа к информации может устанавливаться только федеральными законами.

В Федеральном законе содержатся положения, направленные на защиту от недобросовестного использования или злоупотребления возможностями средств распространения информации, при которых пользователям навязывается ненужная информация. В частности, информация должна включать достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице - распространителе в форме и объеме, которые достаточны для идентификации такого лица. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять ее получателей, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо-распространитель обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от нее.

Определены основные правила и способы защиты прав на информацию, самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.

В зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную, а также на ограниченную федеральными законами (информация ограниченного доступа). Устанавливается перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен (например, о деятельности органов власти и об использовании бюджетных средств), а также предоставляемой на безвозмездной основе.

Закреплен запрет на требование от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и на получение такой информации помимо воли гражданина (физического лица). Исключение могут составлять только случаи, предусмотренные федеральными законами.

Проект федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" разрабатывался в соответствии с п. 22 Плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2005 г., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 6 апреля 2005 г. N 335-р.

Разработчики нового Федерального закона исходили из того, что информационная сфера - одна из наиболее динамичных и быстро развивающихся сфер общественных отношений, нуждающихся в адекватном правовом регулировании. Принятые во второй половине 90-х гг. законодательные акты уже не отвечают современному состоянию общественных отношений, по отдельным вопросам вступают в противоречие с более поздними актами, в том числе с ГК РФ, тормозят развитие информационного общества.

Стала очевидной необходимость корректировки прежних законов, и в первую очередь базового Закона об информации от 1995 г.

Основные причины разработки проекта нового федерального закона были следующие:

1) несоответствие действовавшего Закона современным реалиям использования информационных технологий;

2) концептуальные дефекты действовавшего Закона, противоречивость и несогласованность основных положений и норм;

3) необходимость устранения пробелов в праве, связанных в том числе с передачей информации как объекта гражданских прав и отсутствием регулирования общественных отношений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей.

Разработка законопроекта была направлена на достижение следующих целей:

1) устранение имеющихся пробелов и противоречий, в частности, приведение понятийного аппарата и механизмов регулирования в соответствие с практикой применения информационных технологий, в том числе определение понятий "информационная система", "информационно-телекоммуникационная сеть", "электронное сообщение" и др.;

2) решение актуальных проблем, которые обозначил опыт существования Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" (например, определение правового статуса различных категорий информации, регулирование создания и эксплуатации информационных систем, установление общих требований к использованию информационно-телекоммуникационных сетей);

3) создание необходимой правовой основы для реализации конституционных прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в сфере использования современных информационных технологий;

4) уточнение закрепленных в действующей редакции подходов к регулированию различных категорий информации.

Принятие нового Федерального закона, как предполагается, позволит:

1) приблизить законодательство Российской Федерации к международной практике регулирования информационных отношений;

2) устранить пробел в регулировании передачи информации как объекта гражданских прав;

3) унифицировать как с понятийной, так и содержательной точки зрения принципы и правила регулирования информационных отношений;

4) заложить эффективную правовую основу создания и эксплуатации государственных и иных информационных систем;

5) законодательно закрепить принципы использования информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе при международном информационном обмене;

6) установить основные правила и перечень способов защиты публичных и гражданских прав на информацию, защиты самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер по ее защите.

В соответствии с ГК РФ и с учетом Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" предусмотрено использование понятия "обладатель информации". Данная конструкция позволяет в условиях российского законодательства решить вопрос о принадлежности информации и правомочиях ее обладателя. Кроме того, детализирована передача информации по договору другому лицу полностью (по договору об уступке прав на информацию) либо частично (по лицензионному договору).

Новый Федеральный закон имеет название "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", отвечающее его содержанию. В нем раскрываются различные формы использования современных информационных технологий, таких как информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети. В этой связи использование понятия "информационные технологии" в названии законопроекта признано целесообразным и приоритетным по сравнению с применением такого неопределенного понятия, как "информатизация".

Центральное место Федерального закона в системе информационного законодательства Российской Федерации определяет его приоритетную роль в вопросах регулирования информационных отношений и позволит обеспечить единообразное, системное и обоснованное регулирование информационной сферы, а также создать правовую основу для реализации государственных задач, связанных с построением в России информационного общества и обеспечением вхождения страны в мировое информационное пространство.

Как будут реализовываться положения нового Федерального закона на практике, учитывая влияние быстроразвивающихся информационных процессов, покажет время, но уже сейчас понятно, что информационное законодательство будет и дальше совершенствоваться.
27 июля 2006 года N 149-ФЗ


^ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

И О ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ
Принят
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Комментарий к федеральному закону iconПрограмма второго дня: 09: 00 12: 00 Комментарий к Федеральному закону...
Уважаемые коллеги! Приглашаем принять участие в IV межрегиональной научно-практической конференции «Учет, анализ и налогообложение...

Комментарий к федеральному закону iconТехнический регламент о требованиях пожарной безопасности" (постатейный) (Сальков О. А.) ("
Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 123-фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Комментарий к федеральному закону iconШлянцев Д. А. Международное право: курс лекций
Саратовской государственной академии права. Специалист по международному праву. Автор учебного пособия "Международное частное право"...

Комментарий к федеральному закону iconРоссийская федерация
Российской Федерации устанавливает дополнительные по отношению к указанному Федеральному закону правовые основы организации и прохождения...

Комментарий к федеральному закону iconПоложение о спонсорах заявочной кампании
Ххiх всемирной зимней Универсиады в 2019 году Автономной некоммерческой организации «Спортивный Красноярск-2019» далее «Организатор»....

Комментарий к федеральному закону iconЗакон от 30 марта 1999 г. N 52-фз "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Согласно Федеральному закону от 22 декабря 2008 г. N 268-фз положения настоящего Федерального закона в части оценки и подтверждения...

Комментарий к федеральному закону iconАрбитражный суд республики коми
Пунеговой Т. И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Республики Коми к Совету муниципального...

Комментарий к федеральному закону icon«Второе чтение» Руководитель аудиторского отдела аудиторской компании...
В государственную Думу сф РФ ко второму чтению соответствующим комитетом Госдумы представлены поправки к Федеральному закону «О внесении...

Комментарий к федеральному закону iconНа 18 января назначена Всероссийская акция протеста беременных и молодых мам
Инициативные группы стихийно слоившегося движения молодых женщин, выступающих против сокращения материнских пособий по 343-му федеральному...

Комментарий к федеральному закону icon18 января пройдет Всероссийская акция протеста беременных женщин и молодых мам (подробности)
Инициативные группы стихийно сложившегося движения молодых женщин, выступающих против сокращения материнских пособий по 343-му федеральному...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница