Лекция 6




Скачать 265.67 Kb.
НазваниеЛекция 6
страница1/4
Дата публикации29.05.2013
Размер265.67 Kb.
ТипЛекция
vbibl.ru > Право > Лекция
  1   2   3   4




ЛЕКЦИЯ 6. Занятость населения и ее взаимодействие с рынком труда.
6.1. Теории занятости.

Рассматривая занятость как основной элемент рынка труда можно выделить ряд основных подходов к анализу его функционирования.

  1. Родоначальник классического подхода А. Смит и его продолжатель – А. Маршалл считают, что цена, спрос, предложение – элементы механизма саморегуляции рынка труда, которая может быть нарушена только войнами и политическими взрывами. Важнейший момент классической теории состоит в том, что согласно ей совокупный спрос всегда достаточен для реализации всего объема выпуска. Количество занятых определяется соотношением спроса и предложения рабочей силы. Благодаря гибкости цены труда – реальной заработной платы рынок труда всегда возвращается к состоянию равновесия. Безработица носит исключительно добровольный характер, так как работники делают свободный выбор между занятостью по более низкой реальной ставке оплаты и безработицей. Заработная плата выступает в виде процента на вложенный человеческий капитал. Предприниматель получает процент от вложенного своего капитала. Отсюда – бесконфликтность, справедливость и равенство по отношению к производству.

  2. К.Маркс полагал основной причиной неравновесия на рынке труда рост органического строения капитала: с техническим прогрессом возрастает капиталовооруженность труда, т.е. стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Таким образом, спрос на труд отстает от темпов накопления капитала. Наряду с этим, К.Маркс отмечал влияние на спрос на труд цикличности в функционировании рыночной экономики, обусловливающей чередование экономических подъемов и спадов.

  3. В соответствии с неоклассической теорией (П. Самуэльсон, М. Фелдстайн, Р. Холл, позднее – Д. Гилдер, А. Лаффер и др.) рынок труда также является фундаментально равновесным и действует на основе трудового равновесия, когда основным рыночным регулятором служит цена рабочей силы (заработная плата). Признавая наличие длительной, устойчивой безработицы, неоклассики видят ее причины в действии внерыночных факторов, препятствующих механизму рыночной самонастройки, прежде всего, снижающих гибкость ставки заработной платы: долгосрочности трудовых договоров, деятельности профсоюзов, государственного регулирования.

  4. Кейнсианцы (Дж. М. Кейнс является родоначальником современной теории занятости) не разделяют мнение о саморегулирующимся рыночном механизме, полагая рынок труда фундаментально неравновесным. Спрос на рабочую силу определяется не колебаниями цены труда, а эффективным спросом на блага –объемом совокупного спроса на товары и услуги, позволяющим предпринимателям максимизировать прибыль. При неизменном эффективном спросе на блага у предпринимателей отсутствует экономическая целесообразность расширения производства (а значит и увеличения спроса на труд), даже при снижении ставок заработной платы. Предложение же труда, растущее с повышением его цены, почти не снижается по мере ее уменьшения (страх потери работы в условиях экономического спада). Таким образом, по Кейнсу, факторы, внутренне присущие рыночной экономике, могут обусловить длительное неравновесие на рынке труда. Механизмы, способные автоматически ликвидировать такое состояние, в реальной экономике отсутствуют. Главный фактор, определяющий вынужденную безработицу – недостаток совокупных расходов в экономике, обусловливающий снижение эффективного спроса на блага. Главный фактор стимулирования совокупного спроса и формирования занятости – инвестиции, прежде всего, государственные.

  5. Теория неоклассического синтеза (термин введен П.Самуэльсоном) представляет собой, как следует из названия, синтез неоклассических и кейнсианских идей. Исходя из этой теории, в условиях экономического спада возврат к полной занятости не может быть достигнут автоматически. Однако, после того как это будет обеспечено мерами государственного регулирования, вновь вступят в силу постулаты классической теории занятости. Иначе говоря, если неоклассическая концепция утверждает, что рынок труда фундаментально равновесен и лишь действие внерыночных факторов способствует его самонастройке, а кейнсианская - делает заключение о фундаментальном неравновесии рынка труда, вытекающем из присущих ему свойств, то неоклассический синтез утверждает верность кейнсианской модели в краткосрочном периоде и классической – в долгосрочном.

  6. Представители школы монетаризма (М. Фридмен и др.) исходят из жесткой структуры цен на рабочую силу и однонаправленной тенденции роста ставок заработной платы. Факторами, усиливающими рыночное неравновесие они считают: деформацию, негибкость и неоднородность рынка труда. Он состоит из многих локальных рынков – региональных, отраслевых, профессиональных. Равновесие сразу на всех невозможно – рабочая сила не может мгновенно перетекать из трудоизбыточных отраслей и регионов в трудонедостаточные. Негибкости, инерционности рынка труда способствуют установление государством минимального уровня заработной платы, сильные позиции профсоюзов, препятствующие снижению ставки заработной платы на трудоизбыточных рынках, отсутствие необходимой информации о наличии вакантных мест и резервной рабочей силы. Для восстановления равновесия на рынке труда предлагается использовать инструменты денежно-кредитной политики, а также меры по развитию трудовой мобильности.

  7. Концепция институционализма (Дж. Данлон, Л. Ульман, Дж. Гелбрайт) предполагает, что проблемы занятости могут быть решены с помощью разного рода институциональных реформ и создания новых институтов рынка; пытаются объяснить характер рынка труда особенностями динамики отдельных отраслей, профессиональных, демографических групп работников. Экономика любой страны по их мнению, зависит от поведения человека и его общественных институтов (партий, профсоюзов, государственных и частных корпораций), влияющих на конъюнктуру на рынке труда.

Современная экономическая мысль в вопросах занятости и рынка труда использует различные подходы, наиболее адекватные конкретным условиям развития экономики.
^ 6.2. Сущность и структура занятости. Виды, формы и принципы занятости.

Занятость как социально-экономическая категория – это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворенности общественной потребности в работниках и личных потребностей в оплачиваемых рабочих местах и трудовом доходе.

Юридически занятость определяется в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации», принятым в апреле 1991г. (в ред. от 10.01.2003 г.), как «деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход».

Занятость в обществе существует как необходимое, постоянно воспроизводимое явление носящее прерывный характер для отдельных работников. Подходы к анализу занятости приведены на рис. 6.2.1.

Р
С позиции производства

С позиции разделения труда
ис. 6.2.1. Подходы к анализу занятости.


С позиции потребления



Соединение работников со средствами производства

Материальное вознаграждение работника за предоставляемые услуги

Закрепление работника за какой-либо сферой деятельности


Согласно статьи 2 закона РФ занятыми считаются граждане:


  • работающие по трудовому договору, в т.ч. выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ, если последние не считаются подходящей работой (пункт 3 статьи 4 Закона);

  • зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

  • выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов;

  • избранные назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

  • проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

  • проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной государственной службе занятости населения (органов службы занятости);

  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванные забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной (и альтернативной) службе, исполнением гособязанностей или иными уважительными причинами;

  • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.


Экономически активное население подразделяется по статусу занятости (рис. 6.2.2.)

Рис. 6.2.2 Распределение экономически активного населения по статусу в занятости

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 6 iconЛекция №1. Введение. Элементы дифференциальной геометрии. 2
Лекция №5. Множества Жюлиа, множество Мандельброта и их компьютерное представление. 18

Лекция 6 iconЛекция Судить по совести или по закону? Лекция Судья и конфликты...
«Пси­хология профессиональной коммуникации судьи». В ходе диалога с судьями автор показывает пути ре­шения тех психологических проблем,...

Лекция 6 iconЛекция       для студентов III курса специальностей 060400 «Финансы и кредит»
Вашему вниманию предлагается обзорная (установочная) лекция по курсу " Информационные системы в экономике"

Лекция 6 iconЛекция в Дорнахе 22 мая 1920 года
Канта и протестантизма. Эта лекция вызвала негодование среди членов Лиги, культивировавших и признававших под названием монизма вообще...

Лекция 6 iconОглавление видео Лекций о медицине Болотова Лекция №1 Причины заболевания...
Валентин Дикулин, Ирменов из Украины – специалисты по лечение травмы позвоночника

Лекция 6 iconЛекция профессора Лукасевича И. Я. по дисциплине "Теория инвестиций"
Вашему вниманию предлагается обзорная (установочная) лекция профессора Лукасевича И. Я. по дисциплине "Теория инвестиций" для студентов...

Лекция 6 iconЛекция для слушателей повышения квалификации на кафедре «ат на железных...
Лекция для слушателей повышения квалификации на кафедре «ат на железных дорогах» пгупс, 27. 04. 06 г

Лекция 6 iconОбразовательная программа дня. (Из расчета 1 смена 6000 чел.) Типовое...
Лекция специальная, в рамках программы проекта/ мастер-класс ( 10 групп по 500 чел, 10 лекторов)

Лекция 6 iconЛекция Дееспособность несовершеннолетних. Несовершеннолетние в области...

Лекция 6 iconЛекция : Проверка случайности, независимости, однородности случай произвольного распределения
Лекция : Проверка случайности, независимости, однородности – случай произвольного распределения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница