Методические рекомендации по изучению образовательной программы Примерная тематика рефератов (выпускных аттестационных работ)




Скачать 124.95 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению образовательной программы Примерная тематика рефератов (выпускных аттестационных работ)
Дата публикации27.05.2013
Размер124.95 Kb.
ТипМетодические рекомендации
vbibl.ru > Право > Методические рекомендации


ФИЛИАЛ

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

(г. Ростов-на-Дону)


Кафедра теории и истории права и государства


Теоретические основы квалификации преступлений

в сфере конфессиональных отношений и псевдорелигиозной деятельности




Учебная программа
для слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки судей, работников аппаратов общих (арбитражных) судов и подготовки кандидатов в судьи

Ростов-на-Дону

2012
Автор: Леусенко Дмитрий Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории права и государства

Учебная программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ.

Одобрена на заседании кафедры__________________________________Российской

академии правосудия (филиала) (протокол № ___ от _______________________2012 г.).

Утверждена Учебно-методическим советом Российской академии правосудия (филиала) ___________________________ 2012 г., протокол №___.

© Ростовский филиал РАП

© Российская академия правосудия, 2012.

© Леусенко Дмитрий Александрович, 2012.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..4
Программа образовательного курса…………………………………………..6
Методические рекомендации по изучению образовательной программы………………………………………………………………………..7
Примерная тематика рефератов (выпускных аттестационных работ)…..9
Вопросы к итоговой государственной аттестации……………………..….10
Список литературы…………………………………………………………….11

ВВЕДЕНИЕ
Учебный курс «Теоретические основы квалификации преступлений в сфере конфессиональных отношений и псевдорелигиозной деятельности» ориентирован на слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки судей, государственных гражданских служащих судов и судебного департамента Ростовского филиала Российской академии правосудия. Актуальность курса для работников судебной системы обусловлена ростом числа преступлений на основе религиозных убеждений, наметившимися процессами возвращения к традиционным формам религиозной жизни, увеличением числа тоталитарных сект и политизацией конфессиональных взаимоотношений в современном мире, а также сложностью теоретических и практических проблем использования результатов религиоведческой экспертизы в деятельности правоохранительных органов и судопроизводстве.

Содержание учебных задач и образовательных технологий курса предполагают: ознакомление слушателей с базовыми принципами квалификации мотивов действий граждан – носителей религиозного сознания, являющихся субъектами преступления, деятельность которых обусловлена их представлениями о реализации религиозных принципов или объясняется ими на основе принадлежности к конфессиональному объединению и его вероисповедальной практике; развитие навыков практического анализа религиозных источников; совершенствование знаний слушателей в области религиозно-конфессиональных отношений и формирование основ профессиональной культуры по отношению к представителям религиозного сознания и адептам религиозных убеждений.

В результате изучения курса слушатель должен:

  • знать содержание специальной справочной и религиоведческой литературы;

  • уметь четко различать по квалифицирующим признакам содержание деятельности тоталитарных сект и характер их воздействия на сознание адепта;

  • владеть навыками анализа и имплементации результатов судебно-религиоведческой экспертизы в судебный процесс;

  • владеть навыками квалификации преступлений, совершенных по религиозным мотивам.

Содержание учебной программы опирается на ранее изученные слушателями следующие базовые курсы: теория права и государства, история права и государства, уголовное право, криминология, религиоведение.

В соответствии с учебным планом на изучение учебной дисциплины отводится 4 часа лекционных занятий. Система подготовки и освоения учебного материала подразумевает организацию самостоятельной работы слушателей и сопровождение учебного процесса с помощью информационных технологий.

^ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА

Тема 1. Конфессиональные отношения и межконфессиональный диалог на современном этапе.

Основные учебные проблемы курса. Теоретико-методологические, мировоззренческие проблемы курса. Понятийный аппарат. Краткий глоссарий курса.

Религия и социальная система. Социальные функции религии. Священные книги мировых религий. История развития конфессий мировых религий в России. Специфика межконфессионального диалога в России и мире.

Место и роль религиозных традиций и обычаев в современном мире. Влияние религиозных традиций и обычаев на нейтрализацию криминальных качеств индивида.

Основные направления изучения религии в криминологии.

^ Тема 2. Криминологическая характеристика преступлений, совершенных по религиозным мотивам. Псевдорелигиозная деятельность и деятельность тоталитарных сект.

Классификация преступлений, совершенных по религиозным мотивам. Специфика преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу в истории и в сфере современных конфессиональных отношений. Представители русской социологической школы уголовного права о нарушениях религиозных свобод.

Псевдорелигиозная деятельность радикальных религиозных организаций в современном мире. Деятельность тоталитарных сект. Признаки тоталитарной секты.

^ Тема 3. Актуальные проблемы судебно-религиоведческой экспертизы

Этические проблемы судебно-религиоведческой экпертизы. Методологические и методические проблемы судебно-религиоведческой экспертизы.

Религиоведческая экспертиза в деятельности органов судебной власти. Организационно-правовые проблемы судебно-религиоведческой экспертизы.

^ Методические рекомендации по изучению образовательной программы
Как уже отмечалось во вводной части, содержательное ядро учебной проблемы курса связано с теоретическими и прикладными вопросами юридической квалификации действий адептов религиозных убеждений, совершивших преступление, анализом и правовой оценкой деятельности конфессиональных объединений. Несмотря на то, что в ходе судебно-религиоведческой экспертизы эксперт проводит «полное исследование представленных ему объектов и материалов дела», дает «обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам» и «не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу»1, правовая оценка деятельности конфессионального объединения или действий верующих не входит в компетенцию экспертов. Юридическая квалификация по делам, связанным с вероисповедальной практикой, общественной деятельностью религиозных объединений, преступлениями, совершенными на основе религиозных убеждений находится в исключительном ведении правоохранительных органов и суда. Заключение эксперта для суда не является обязательным и рассматривается наряду с другими доказательствами. Таким образом, большинство теоретических и практических проблем, связанных с содержанием результатов судебно-религиоведческой экспертизы, разрешается судом, и эксперт осуществляет только профессиональную помощь в данном вопросе. Положение усугубляется тем, что в силу минимальных требований к профессиональным качествам эксперта (гражданство РФ, высшее образование и последующая подготовка по направлению конкретной экспертной деятельности для государственных судебно-экспертных учреждений и наличие российского гражданства и среднего специального образования для экспертных подразделений федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел) уровень квалификации лиц, привлекаемых к судебно-религиоведческой экспертизе, и качество судебно-религиоведческой экспертизы вызывают неоднозначную оценку и критические замечания у членов судейского сообщества.

При изучении учебного курса следует обратить внимание на особенности норм уголовного законодательства применительно к преступлениям по религиозным мотивам. В силу того, что общественные отношения, обеспечивающие существование и нормальное функционирование государственной власти, являются видовыми объектами для таких преступлений, как публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ); возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ); организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ); организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ), российское уголовное законодательство при определении объективной стороны преступлений по мотивам религиозной ненависти или вражды исходит из общего понятия «экстремизма», включающего широкий круг общественно опасных деяний. Подобные мотивы совершения преступления в пункте «е» части 1 статьи 63 УК РФ к признаются обстоятельством, отягчающим наказание.

Учитывая то обстоятельство, что при определении как объективной стороны преступления, так и при определении субъективной стороны преступления мотив религиозной ненависти и вражды является определяющим, важно дать характеристику подобной мотивации или (и) осуществить анализ социокультурной среды, которую представляют члены конфессионального объединения, нарушающего права и свободы граждан, законодательство РФ.

Особое значение имеет анализ деятельности тоталитарных сект, которые получили распространение на территории РФ, ведут широкомасштабную пропаганду в периодических изданиях, имеют сайты в интернет, координируются из-за рубежа, регламентируются внутренними инструкциями и положениями, которые недоступны для непосвященных и не фигурируют в качестве объектов экспертизы. Следует обратить внимание на списки тоталитарных сект и материалы гражданских дел о ликвидации и запрете деятельности тоталитарных сект с целью уточнения содержания подобных списков, приобретения навыков практического анализа обстоятельств подобных дел в суде.
^ Примерная тематика рефератов (выпускных аттестационных работ)


  1. Международные документы о праве человека на свободу мысли, совести и религии

  2. Вопросы свободы совести и вероисповедания в социальных учениях и концепциях крупнейших российских религиозных объединений

  3. Правовой статус религиозных объединений

  4. Понятие и виды религиозных объединений и их характеристика

  5. Конфликтная религиозная информация и ее формы

  6. Создание и государственная регистрация религиозных организаций

  7. Основания приостановления, ликвидации и запрета на деятельность религиозного объединения в случае нарушения им законодательства

  8. Внутренние установления религиозных организаций. Религиозные обряды и церемонии

  9. Вероучения крупнейших конфессий об отношении к войне, миру и военной службе

  10. Законодательство, регулирующее имущественные отношения религиозных организаций. Объекты имущественных прав религиозных организаций

  11. Практика российских судов и Европейского суда по правам человека по защите чести, достоинства и дело­вой репутации религиозных объединений в суде

  12. Проблемы назначения и проведения лингвистической и религиоведческой экспертизы

  13. Юридическая ответственность за нарушение законодательства о свободе совести

  14. Конституционно-правовой механизм охраны и защиты права на свободу совести


Вопросы к итоговой государственной аттестации


  1. Социальные функции религии

  2. Священные книги мировых религий

  3. История развития конфессий мировых религий в России

  4. Специфика межконфессионального диалога в России и мире

  5. Определение и анализ понятий «свобода совести», «свобода вероисповедания», «государственно-конфессиональные отношения», «религиозная деятельность»

  6. Определение и анализ понятий «секта», «традиционная религия», «новые религиозные движения», «предметы религиозного назначения», «миссионерская деятельность»

  7. Классификация преступлений, совершенных по религиозным мотивам

  8. Специфика преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу в истории и в сфере современных конфессиональных отношений

  9. Псевдорелигиозная деятельность радикальных религиозных организаций в современном мире

  10. Деятельность основных тоталитарных сект

  11. Признаки тоталитарной секты

  12. Этические проблемы религиоведческой экпертизы

  13. Методические проблемы религиоведческой экспертизы

  14. Религиоведческая экспертиза в деятельности органов судебной власти


ЛИТЕРАТУРА
Основная

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ

(ред. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.01.2012). В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954, "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.

Федеральный закон от 31.05.2001 n 73-фз (ред. от 06.12.2011) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.referent.ru/1/102808

Официальные акты высших судебных органов

Постановление Пленума Верховного суда РФ № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». Дата первой официальной публикации: 4 июля 2011 г. Опубликовано: в «Российская газета» - Федеральный выпуск №5518 4 июля 2011 г. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/2011/07/04/vs-dok.html
Судебная практика
Решение по гражданскому делу № 2-67\04 о ликвидации и запрете деятельности «Религиозной общины Свидетелей Иеговы в г. Москве», Головинский районный суд Северного АО г. Москвы, 26 марта 2004 года. [Электронный ресурс]. – URL: http://stolica.narod.ru/pseudo/jw/120.htm
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 июня 2004 г. по гр.д.№ 33-9939 по кассационной жалобе Религиозной общины Свидетелей Иеговы г. Москвы на решение Головинского районного суда г. Москвы от 26 марта 2004 года. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.missiaspb.ru/page_93.html
Дополнительная

Специальная и научная литература

Бажан Т.А., Старков О.В. Религиоведение для юристов: Учебник / Под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. О.В. Старкова. СПб., 2007.

Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Издание 3-е, переработанное и дополненное. Нижний Новгород, 2002. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=931

Журавский А. Религиозная традиция в условиях кризиса секуляризма // Континент, 2004, № 120. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://magazines.russ.ru/continent/2004/120/zh17.html

Кудаева Д.Х. Леусенко Д.А. Теоретико-правовые проблемы юридической квалификации религиозно-политического экстремизма и необходимость совершенствования религиоведческой экспертизы // Правовая система России: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2009 * 2.

Кыржелев А. Постсекулярная эпоха // Континент, 2004, № 120. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://magazines.russ.ru/continent/2004/120/kyr16.html

Лапунова Ю.А. Псевдорелигиозные сообщества как проявление организованной преступности. Специальный курс. – Ставрополь, 2010. То же [Электронный ресурс]. – URL: cspkitraccc.skforussia.rusk2.doc

Понкин И.В. Экстремизм: правовая суть явления. М.,2008. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://www.twirpx.com/file/433820/

Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. – М., 1997. То же в интернет.

Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. Криминология. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. То же [Электронный ресурс]. – URL: twirpx.comfile/211584/

^ Публикации в периодических и продолжающихся изданиях

Аграрова Е.А. Исследовательская компетентность в структуре профессиональной деятельности федеральных судей // Прикладная юридическая психология, 2009, с.92-96. То же [Электронный ресурс]. – URL: twirpx.comfile/518557/

Башкатов Л.Д. Проблема понятия, классификации и показателей религиозных преступлений / Л.Д. Башкатов, О.В. Старков // Российский следователь. – 2001. - № 1. - С. 28-33.

Гунарис Р.Г. Религиозная мотивация как критерий разграничения «ритуальных» и «культовых» преступлений // Труды юридического факультета СевКавГТУ. - 2004. - Вып. 5; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://science.ncstu.ru/articles/law/f05/08.pdf/file_download (14.08.08).

Резовский Р.С. Использование возможностей служебных экспертиз, назначаемых при расследовании преступлений, совершаемых членами деструктивных религиозных организаций против несовершеннолетних // Мир юридической науки, 2011, № 5, с.72-75. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://ispecspb.ru/new/MYuN-5_11.pdf

1 Федеральный закон от 31.05.2001 n 73-фз (ред. от 06.12.2011) «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.referent.ru/1/102808

2 Издание имеется в фондах библиотеки Рф РАП.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению образовательной программы Примерная тематика рефератов (выпускных аттестационных работ) iconПримерная тематика выпускных
Тематика обсуждена и одобрена на заседании кафедры «Теория и практика таможенного дела». Протокол №1 от «31» августа 2010 г

Методические рекомендации по изучению образовательной программы Примерная тематика рефератов (выпускных аттестационных работ) iconПримерная тематика выпускных квалификационных работ по специальности...
Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли в управленческом учете

Методические рекомендации по изучению образовательной программы Примерная тематика рефератов (выпускных аттестационных работ) iconВ. В. Бородина Методические рекомендации по подготовке и защите выпускной...
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения Московского экономико-правового Института (далее по тексту мэпи),...

Методические рекомендации по изучению образовательной программы Примерная тематика рефератов (выпускных аттестационных работ) iconПримерная тематика выпускных квалификационных работ по специальности...
Создание и управление системой сбора информации и исследований на предприятии, в организации (на конкретном примере)

Методические рекомендации по изучению образовательной программы Примерная тематика рефератов (выпускных аттестационных работ) iconМетодические рекомендации к семинарским занятиям тематика и методические...
Введение в земельное право. Предмет, метод, система и источники земельного права России

Методические рекомендации по изучению образовательной программы Примерная тематика рефератов (выпускных аттестационных работ) iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию российский...
Примерная тематика выпускных квалификационных работ по на­правлению 030501 – «Юриспруденция». Степень (квалификации) – спе­циалист...

Методические рекомендации по изучению образовательной программы Примерная тематика рефератов (выпускных аттестационных работ) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теплотехника» подготовлены...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по заочной и дистанционной форме обучения

Методические рекомендации по изучению образовательной программы Примерная тематика рефератов (выпускных аттестационных работ) iconПримерная тематика рефератов
Требования к формированию специалиста в современной высшей школе в контексте идеологии белорусского государства

Методические рекомендации по изучению образовательной программы Примерная тематика рефератов (выпускных аттестационных работ) iconТематика контрольных работ/рефератов и методические указания по их выполнению
Цель написания контрольной работы по данной дисциплине – систематизация студентом теоретического материала и выделение в нем главного...

Методические рекомендации по изучению образовательной программы Примерная тематика рефератов (выпускных аттестационных работ) iconМетодические указания и тематика контpольных работ по Осо­бенной...
Методические указания и тематика контpольных работ подго­товлены к ю н. Гладышевым Ю. А

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
vbibl.ru
Главная страница